Принципы диагностики аномального развития ребенка

Принципы диагностики аномального развития ребенка thumbnail

ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Понятие о психолого-педагогической диагностике при аномальном развитии

Понятие о психолого-педагогической диагностики при аномальном развитии.

Диагностика умственной отсталости в детском возрасте должна опираться на установление определенной качественной структуры интеллектуального дефекта, центральное положение в котором принадлежит недоразвитию высших сторон, познавательной деятельности, на выявление отставания в психическом развитии ребенка, а так же на отсутствие углубления дефекта и других признаков прогредиентности.

Основными клиническими признаками умственной отсталости являются (Е. М. Мастюкова):

– преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, то есть при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

– интеллектуальный дефект, который сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта, то есть более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;

недоразвитие познавательной деятельности при умственной отсталости проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушения подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор;

– замедленный темп мышления и инертность психических процессов, что определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;

недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

Легкая степень интеллектуальной недостаточности у детей чаще распознается к периоду поступления в школу или даже в начальных классах школы, когда обнаруживается, что ребенок не справляется с учебной программой. Подавляющее большинство детей из этой группы при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве к 15-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей, но это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется, и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация. Таких детей и подростков, из общего числа умственно отсталых примерно около 70-75%, и дорога жизни у них складывается по-разному.

Для определения глубины психического недоразвития и качественной характеристики структуры дефекта, помимо основного клинико-психологического метода применяется патопсихологическое обследование, включающее исследование мышления и предпосылок интеллектуальной деятельности (комбинаторной деятельности, памяти, внимания и др.). Важное значение для диагностики имеет педагогическая характеристика, отражающая возможности усвоения школьной программы, а так же особенности личности ребенка.

Анализ психопатологических проявлений дает возможность выделять дополнительные психопатологические синдромы и диагностировать осложненные и атипичные формы умственной отсталости. Диагноз обычно подкрепляется результатами соматического и неврологического обследования и лабораторными методами исследования. При диагностике дифференцированных форм умственной отсталости большое значение приобретает установление определенного сочетания особенностей психопатологических проявлений с характерными сомато-неврологическими симптомами. Для диагностики применяются специальные биологические методы (цитогенетический, биохимический, иммунологический и другие). Для диагностики ряда дифференцированных форм большое значение имеют и другие параклинические и лабораторные исследования (бактериологическое, иммунологическое, биохимическое и другие, которые позволяют диагностировать умственную отсталость, обусловленную токсоплазмом, сифилисом, иммунологической несовместимостью матери и плода, наследственными болезнями обмена и др.

Важным условием дифференциальной диагностики умственной отсталости является анализ динамики психического недоразвития и сопутствующих психических и неврологических нарушений, так как синдром слабоумия может быть одним их клинических проявлений ряда наследственно-дегенеративных заболеваний (туберозный склероз, болезнь Стерджа-Вебера, болезнь Вильсона-Коновалова и другие).

Существует ряд подходов к диагностике нарушений развития. Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и так далее, а так же состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках.

Читайте также:  Диагностические методики функционального развития ребенка

В обследованиях ребенка в целях диагностикии отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях».

Так же важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии отечественной психологии.

Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает, прежде всего, обнаружение не просто отдельных проявлений нарушений психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, то есть того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и так далее.

Существенное значение имеют так же принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в отечественной психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие отечественные психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для разработки основ психологической диагностики особо важное значение имели 2 положения, сформулированные Л. С. Выготским в русле разработки теории психического развития ребенка.

Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский). Опора на знание специфических закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях.

Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает, прежде всего, не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».

Констатирующий эксперимент является вторым важным этапом психолого-педагогической диагностики. С помощью специально подобранных методик, с учетом возраста и предварительных данных, полученных в процессе наблюдения за ребенком при медицинском его обследовании, педагог и психолог проводят специальное обследование. В этом обследовании специалист занимает активную позицию и создает специальные условия для наилучшего обследования и оценки состояния тех или иных психических функций. Чаще всего – это специальная игровая ситуация.

Обследование проводится по четко разработанному плану и включает оценку восприятия, памяти, функции активного внимания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности,всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, речевых функций, а так же эмоционально-поведенческой и личностной сферы.

Специально подбираются задания на обследование интеллекта с дифференциацией их на вербальные и невербальные методики. Первые обязательно предполагают речевую активность ребенка. Вторые включают речевую диагностику только в плане понимания инструкций, выполнение же самих заданий основывается на невербальных – перцептивных и моторных способностях.

При оценке уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объем знаний и представлений об окружающем с учетом возраста и учета воспитания и окружения ребенка.

При этом, обязательно отмечается уровень понимания обращенной речи. Обследуются функции внимания, памяти, а так же возможность ребенка действовать по подражанию и образцу.

Читайте также:  Конспект занятия для ребенка с нарушением зрения на развитие восприятия

В процессе специальных игровых заданий обследуются уровень развития зрительного восприятия, прежде всего зрительного вычленения формы и умения соотносить ее с формой других предметов; оценивается умение соотносить плоскостную и объемную формы в практических действиях с предметами.Обследуется возможность различения ребенком величины: большой-маленький. Затем ребенку предлагаются матрешки, круглые формочки-вкладки для построения башен. С этой же целью используются всевозможные пирамидки.

Обследуется возможность различения цветов и группировка одинаковых по форме, но разных по цвету предметов, а так же зрительное соотнесение цветов.

Особенно важное значение придается оценке сформированности функций начального обобщения: обследуется возможность группировки предметов по цвету, форме, величине. С помощью специальных игр оценивается уровень сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Особенно важное значение для разработки путей и средств психологической диагностики отклонений в развитии имеют определенные нормативы развития, качественные характеристики возрастных этапов.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, то есть качественного анализа результатов применения психологических методик, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке психологических данных.

Необходимость применения при диагностике многих методик (целого набора, «батареи», причем каждая методика должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий, а, во-вторых, неизбежность сочетания количественных и качественных подходов к анализу данных.

Подавляющее большинство случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия практически выступают во взаимосвязи. Качественные определяются на основе перехода количества в качество. Практически так и происходит.

Психолого-педагогическая диагностика при аномальном развитии разработана В. И.Лубовским и основывается на следующих принципах:

1. Комплексный подход.

2. Целостный системный анализ.

3. Принцип динамического изучения ребенка.

4. Качественно-количественный анализ.

Источник

Задачи
психологической диагностики в области
дефектологии.

1. Определение
первичного нарушения в развитии, т.е.
для какой категории аномального развития
характерны отклонения, обнару­женные
у обследуемого ребенка.

2. Определение
степени первичного нарушения. Выявление
индивидуально-психологических
особенностей развития ребенка.

3. Определение
условий воспитания и индивидуаль­ной
программы развития.

4. Оценка динамики
психического развития.

Принципы
диагностики

аномального развития.

1.
Принцип комплексности
обследования
ребенка означает, что достоверный вывод
относительно особенностей его дефекта
может быть сделан только на основе
совместного вывода различ­ных
специалистов.

Комплексный
под­ход, как один из основных принципов
диагностики аномального раз­вития,
обеспечивает всестороннее обследование
и оценку особенностей развития ребенка:
состояние слуха, зрения, двигательной
сферы, соматическое состояние; особенности
развития познавательной деятельности,
пове­дение, эмоции.

2.
Принцип
всесторонности и целостности
предусматривает
изучение причин аномального состояния
и структуры дефекта (зависимость,
взаимосвязь, взаимообусловленность
его прояв­лений), так как отдельные
проявления и симптомы не дают пол­ной
картины дефекта развития у ребенка.

Принцип системного
целостного изучения ребенка
один из
важных подходов в методологии отечественной
психологии и дефектологии. Связь между
отдельными проявлениями нарушений
психического раз­вития, определение
их причин, установление иерархии
обнаруженных недостатков или отклонений
в психическом развитии, т.е. взаимосвя­занная
система первичных, вторичных и т.д.
отклонений.

3. В соответствии
спринципом
динамичности изучения
ре­бенка
обследование организуется таким образом,
чтобы выявить потенциальные возможности
его развития, а не только те осо­бенности,
которые отражают уже сформированные
способности. Продуктивным способом
динамического изучения является
пре­доставление ребенку в процессе
обследования разнообразных видов
педагогической помощи. Таким образом,
динамическое изучение ребенка
предусматривает качественный анализ
разно­образных видов его деятельности,
как самостоятельной, так и осуществляемой
при помощи педагога. Все это дает
возможность определить не только уровень
актуального развития, но и зону ближайшего
развития ребенка, что имеет важное
значение для дифференциальной диагностики,
в частности, с целью более точ­ного
отграничения умственной отсталости от
состояний, сход­ных с ней по некоторым
проявлениям особенностей познаватель­ной
деятельности.

Принцип динамического
изучения тесно связан с разработкой
поло­жений Л.С.Выготского об основных
закономерностях развития нор­мального
и аномального ребенка. Специфические
закономерности ано­мального развития
используются как основные ориентиры в
дифференциальной диагностике.

Читайте также:  Развитие теории физического воспитания ребенка в россии

Диагностический
обучающий эксперимент – экспериментальный
прием оценки интеллектуального развития
или отдельных компонентов умственной
активности с помощью выявления
потенциальных возможностей испытуемого
к усвоению новых знаний, выработке
способов решения.

4.
Принцип качественного анализа данных
,
полученных в процессе пси­хологической
диагностики (находится в тесной связи
с принципом ди­намического изучения).
Качественный анализ умственной
деятельности ребенка включает отношение
испытуемого к эксперименту, способы
действий, характер его ошибок, отношение
ребенка к результату своей деятельности.
Качественный анализ не противоречит
учету количе­ственных данных.

5. В процессе
обследования ребенка важно придерживаться
принципа
индивидуального подхода
,
который означает, что с обследуемым
ребенком необходимо установить контакт,
создать максимально благоприятные
условия для деятельности с учетом его
состояния на момент обследования,
различных индивидуаль­ных особенностей,
составить прогноз его развития, пути
коррекционной работы.

6. Сравнительная
диагностика

сопоставляет эффективность разных
программ обучения.

Необходимость
реализации этих принципов сформировала
в обществе объективную потребность в
создании
психологической службы в системе
специального образования

(для лиц с особыми образовательными
потребностями), нацеленной на
профилакти­ческую, диагностическую,
развивающую, коррекционную и
реабилитационную работу с личностью.

Практическое
комплектование специальных учреждений,
от­бор аномальных детей осуществляют
психолого
– медико – педагогические консультации.

Протокол

Психолого-медико-педагогической
консультации.

Дата
обследования_____________ №
протокола_______

Формальные
данные о ребенке

1. Фамилия,
имя_____________________________________________

2. Дата
рождения.___________________________________________

3. Где находился
до поступления в школу _______________________

(из семьи, детдома,
детсада, вспомогательной школы, сколько
лет учился)

4. Домашний адрес,
№ телефона_______________________________

Данные
медицинского обследования

1. Физическое
развитие_______________________________________

(соответствие
возрасту, устойчивость походки,
координация движений)

2. Состояние слуха,
зрения ___________________________________

3. Данные
неврологического и психиатрического
обследования____________________________________________________

4. Диагноз
направляющего учреждения_________________________

Обследование
познавательной деятельности

1. Выявление
представлений ребенка о себе и ближайшем
окруже­нии

Как тебя зовут?
____________________________________________

С кем ты пришел?
__________________________________________

На чем приехал в
школу? детский дом? ________________________

Сколько тебе лет?
__________________________________________

С кем ты дома
живешь? _____________________________________

Кто старше, кто
младше? ____________________________________

Понятие о частях
тела и лица_________________________________

(назови, покажи,
различение правой и левой сторон тела)

2. Выполнение
инструкций ___________________________________

односложной
(простой) ______________________________________

(покажи стол, часы
и т. д., дай книгу и т. д.)

двусложной
(развернутой) ____________________________________

(возьми тетрадь и
положи ее в шкаф)

З1.
Выявление активного и пассивного
словарей _________________

по предметным
картинкам ___________________________________

(назови, покажи)

по сюжетным
картинкам ____________________________________

(назови, покажи,
где мальчик сидит, где стоит и т. д.)

4. Фразовая речь
____________________________________________

(отметить форму:
вопросно – ответная, самостоятельная;

грамматический
строй речи; наличие эхолалии, резонерства)

произношение
______________________________________________

(чистое, косноязычное,
с гнусавым оттенком, заикание)

5. Способность к
обобщениям (на картинках)

по назначению
_____________________________________________

(что ты будешь
кушать? что можно надеть?

называние обобщающих
слов_________________________________

(пальто, рубашка,
платье – как это можно назвать одним
словом)

выделение по
обобщающему слову ____________________________

(дай картинку с
одеждой, с посудой)

исключение 4-й,
“лишней”, картинки __________________________

понимание скрытого
смысла рассказа, картинки__________________

6. Знание
цветов____________________________________________

сличение__________________________________________________

умение самостоятельно
называть______________________________

выделение по
названию _____________________________________

7. Знание формы
___________________________________________

соотнесение формы
_________________________________________

умение называть
форму ______________________________________

выделение по
названию ______________________________________

8. Понятия “большой”
— “маленький” _________________________

9. Конструирование
_________________________________________

матрешка
(трехсоставная) ____________________________________

пирамидка простая
(из 3—4 колец) ____________________________

пирамидка усложненная
_____________________________________

(способы работы:
зрительное соотнесение, способ проб,
без учета размера)

доска Сегена
_______________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, наугад)

“Почтовий ящик”
___________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, без учета формы)

разрезная картинка
__________________________________________

(зрительное
соотнесение, разумные пробы,

нелепые действия,
работа по образцу, без образца)

из двух частей
______________________________________________

из трех частей
______________________________________________

из четырех частей
___________________________________________

конструирование
из палочек__________________________________

(по показу, образцу,
слову)

10. Счет
___________________________________________________

пересчет предметов
_________________________________________

(соотнесение
числа с предметом, фиксация итогового
числа)

выделение заданного
количества _____________________________

(по показу, образцу,
слову)

счетные операции
__________________________________________

(на
конкретном материале, по представлению,
отвлеченно)

знание цифр и
соотнесение их с количеством
___________________

11.
Чтение_________________________________________________

12.
Письмо_________________________________________________

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник