Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал

Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал thumbnail

Педагогическая психология. Тестовые вопросы с ответами (2020 год)

1. Педагогическая
психология как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась:


во второй половине
19 века         

2. Термин
«педагогическая психология» ввел в научный оборот:


П.Ф. Каптерев
       

3.
Основоположником русской педагогической психологии является:


К.Д. Ушинский
       

4. Деятельность
Л.С. Выготского в области педагогической психологии связана с
формированием такой области знания, как:


 педология

5. Ценным в
педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:


 комплексного
подхода     

6. Третий этап
развития педагогической психологии называется теоретическим в связи с
тем, что в этот период:


 были созданы
теоретические психологические концепции учебно-воспитательного процесса

7. Структура
педагогической психологии включает все перечисленные разделы, кроме:


психологию
школьника

8. Объект
педагогической психологии – это:


развивающийся
человек и образовательный процесс

9. Выберите
неверное определение предмета педагогической психологии:


предметом
педагогической психологии являются закономерности и своеобразие
психического развития человека на разных этапах онтогенеза

10. Метод
педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики
ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого –
это:


формирующий
эксперимент

11. Наиболее общее
понятие, обозначающее процесс приобретения человеком знаний любым
доступным способом:


 научение      

12. Учение – это
процесс:


индивидуальной
познавательной деятельности человека

13. Тип научения,
при котором ситуация анализируется с учетом не только прошлого опыта, но
и возможных последствий:


когнитивное
           

14. К видам
оперантного научения относится:


 метод проб и
ошибок

15. Зависимость
скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию
субъекта, согласно бихевиоризму, называется:


законом готовности
          

16. Основной
характеристикой учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:


наличие
учебно-познавательного мотива          

17. Из
перечисленных компонентов к структуре целенаправленной учебной
деятельности (по Д.Б. Эльконину – В.В. Давыдову) относятся:


оценка результата
учения школьником

18. Вид мотивов
учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение знаниями –
фактами, явлениями, закономерностями, называется:


широкие
познавательные мотивы          

19. К
содержательным характеристикам мотивов учения относятся все
перечисленные, кроме:

 устойчивость
         

20. Специфика
учебной задачи как компонента учебной деятельности состоит в том, что
при ее решении учащийся:


овладевает общим
способом решения целого класса однородных частных задач

21.
Психологические причины неуспеваемости школьников установлены:


Н.А. Менчинской

22. Дидактогения –
это:


негативное
психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны
педагога

23. Заключительной
стадией обучения сложным психомоторным навыкам является:


автономная

24. Принцип
ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал:


 Л.С. Выготский
    

25. В основу
развивающего обучения легло понятие:


зона ближайшего
развития           

26. Уровень
актуального развития психики характеризуют:


обучаемость,
воспитуемость, развиваемость

27. К
интеллектуальным теориям обучения не относится:


теория обучения
как процесса управления накоплением знаний.

28. Главной целью
традиционного обучения является:


формирование
знаний, умений и навыков

29. К
характеристикам традиционного обучения относятся все нижеперечисленные,
кроме:


основной тактикой
общения является сотрудничество

30. К
характеристикам инновационного обучения относятся все нижеперечисленные,
кроме:


учащийся является
объектом, а не субъектом деятельности

31. Создателем
теории поэтапного формирования умственных действий является:


П.Я. Гальперин
      

32. Выберите из
приведенных ниже последовательностей формирования умственных действий,
по исследованиям П. Я. Гальперина, правильную:


1. Создается
ориентировочная или познавательная основа действия;


2. действие
выполняется практически;


3. действие
выполняется в плане проговаривания вслух;


4. действие
выполняется в уме.

33. Суть
программированного обучения состоит в том, что:


материал
разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать
следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим

34. Закрепление
правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:


подкрепления

35. Тип обучения,
который стимулирует осознание какого-либо противоречия в процессе
деятельности, приводящего к потребности в новых знаниях, в том
неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие:

 проблемное
обучение

36. Высший уровень
проблемного обучения характеризуется:


самостоятельной
формулировкой проблемы и поиском ее решения

37. К основным
психолого-педагогическим принципам системы обучения по Л.В. Занкову не
относится:


принцип
доступности обучения

38. В концепции
развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уро­вень трудности обучения
определяется:


познанием
существенных связей явлений

39. По мнению
какого психолога, усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер,
должно предшествовать знакомству учащихся с более частными и конкретными
знаниями:

 В. В. Давыдов
        

40. По мнению В.В.
Давыдова, научно-теоретический тип мышления характеризуется:


формированием
содержательных обобщений

41.
Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается
термином:


воспитуемость

42. Направление
психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности
основным воспитывающим фактором:


бихевиоризм

43. С позиции
деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено
прежде всего на:

мотивационно-потребностную сферу личности

44. Представители
гуманистической психологии считали, что воспитательное воздействие
следует осуществлять, целенаправленно влияя на:


среду, окружающую
воспитанника

45. Признание за
ребенком права на существование его таким, каков он есть, признание
ценности его личности, ее уважения вне зависимости от успехов, развития,
положения, способностей составляет психологическую сущность такого
принципа воспитания, как:


принцип принятия

 46. Способ
психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике
воспитанника:


убеждение

47. К стихийным
механизмам формирования личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер) относятся все
нижеперечисленные, кроме:


осознание себя

48.
Основоположником теории коллективного воспитания считается:

 Макаренко

49. Педагог
является наиболее значимой фигурой для ребенка:


в младшем школьном
возрасте

50. В
воспитательном плане наиболее эффективным считается:


проблемное
обучение

51. Структура
педагогической деятельности включает все компоненты, кроме:


перцептивный

52. Отбор и
организация содержания учебной информации, проектирование деятельности
учащихся и собственной педагогической деятельности составляет суть такой
педагогической функции, как:


конструктивная

53. По данным
психологических исследований не выявлено прямой связи между успешностью
педагогической деятельности и таким фактором, как:


всеми
перечисленными факторами

54. Способность
проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность и
т.п. составляют суть:


коммуникативных
способностей            

55. Способности
педагога, связанные с передачей учебной информации школьникам,
формированием активного, самостоятельного мышления, В.А. Крутецкий
называл:


 дидактическими
   

 56.
Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными
деформациями в том случае, если эти изменения:


затрудняют деловое
и личностное взаимодействие в различных сферах деятельности

57. Умение
наладить личные контакты с каждым из учащихся присуще в наибольшей
степени:

учителю-коммуникатору   

58. Функцией
педагогической оценки не является:


планирующая
          

59. Ситуация,
оказывающая, по мнению Б.Г. Ананьева, наиболее негативное влияние на
деятельность и самочувствие воспитанника:


отсутствие оценки

60. Стиль
педагогического руководства, который считается наиболее эффективным при
работе с подростками:


 демократический

////////////////////////////

Источник

Научная школа, созданная Л.С. Выготским, основывается на таких положениях, как:
– личность в своей основе имеет социальную и историческую природу;
– развитие личности происходит целостно;
– культурное развитие личности заключается в присвоении общественно выработанных форм поведения посредством речевых знаков;
– для понимания природы психического развития личности необходимо выйти за рамки индивидуального и обратиться к истории человеческой культуры и искусства;
– обучение ребенка должно быть построено таким образом, чтобы оно вело за собой развитие. [1]

В своей статье я попытаюсь рассмотреть эти понятия применительно к системе современного образования, в частности дошкольного.
С самого рождения ребенок начинает учиться – выражать свои эмоции и желания; затем ходить, говорить. Мне повезло – я помогаю деткам раннего возраста получать свое первое образование – дошкольное. И свою статью хочу посвятить всемирно известной научной школе – школе Л.С. Выготского.

В основе научной школы лежат идеи культурно-исторической теории развития. Это концепция психического развития человека, которая была разработана в 20-30 гг. ХХ века при участии таких известных ученых как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.

По мнению Л.С. Выготского, человек – существо прежде всего социальное. Личность есть понятие социальное. Личность возникает в результате культурного развития. [1] Если говорить о современном образовании, то очень важно, какой взрослый (педагог, родители) оказывается рядом с ребенком в момент “вхождения” маленького человека во взрослый мир, “в культуру”.

Развитие психических функций заключается в следующем: каждая функция, заложенная генетически, с течением времени преобразуется в высшую психическую функцию: формируется память, мышление, воображение, произвольность и т.д. Все это формируется во взаимодействии ребенка со взрослым в дошкольном возрасте. В настоящее время данная теория весьма актуальна. В нашем обществе происходят изменения относительно функций образования, профессионального статуса педагога. Возрастает необходимость в развитии личности обучающихся. Обучение и развитие направлено на качественное изменение человека, на развитие его способности к самореализации, способности адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. В дошкольном возрасте это развитие набирает бешеные темпы. Своеобразным орудием такого развития, по мнению Л.С. Выготского, является слово (знак).

Л.С. Выготский описал сам процесс приобретения новых форм поведения. Этот процесс он назвал интериоризацией. Интериоризация – это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. [1]

Но может ли ребенок самостоятельно открыть и освоить систему научных понятий или любое культурное орудие? Нет. Л.С. Выготский отводит эту важную роль в руководстве детским развитием взрослому. Взрослый открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. В результате, формируется инициативная и готовая к переменам личность. Возникает вопрос – кто этот взрослый, каким должен быть сегодня педагог, проводящий значительную часть времени с ребенком? Это специалист новой формации – образованный, творческий, готовый к обучению или самообразованию на протяжении всей своей жизни.

Здесь необходимо сказать еще об одной идее, выдвинутой великим ученым Л.С. Выготским. Это теория “О зоне ближайшего развития”, которая основана на двух понятиях – зоне актуального и зоне ближайшего развития.

Зона актуального развития или действия – наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно без помощи взрослого. [2, 3]

Зона ближайшего развития характеризует процесс взаимосвязи между развитием и обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. [2]

Именно в таком ключе должны работать сегодня педагоги современного образования, начиная с раннего возраста в дошкольном учреждении. Такое обучение ведет к формированию в будущем личности, успешной в разных видах деятельности; личности, способной на повышение квалификации с учетом своих интересов и потребностей.

И наоборот, полагал Л.С. Выготский, если взаимодействие осуществляется относительно того содержания, которое ребенок уже освоил, развития не происходит. [1] Современный педагог обязательно должен помнить об этом. Да, в зоне актуального развития работать проще. Но наша задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с детьми. Ведь как много может дать ребенку дошкольный возраст, его детские годы! И наша обязанность – помочь своим подопечным прожить этот период полноценно и ярко. Думая об этом, мы вспоминаем слова Л.С. Выготского: “Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой”. [1,2] Такое обучение было названо развивающим. Идея его стала популярной во многих странах мира. Призываю каждого педагога в нашей стране помнить об этом.

И не будем забывать, что все эти гениальные идеи были сформулированы Л.С. Выготским в двадцатые годы прошлого века. В настоящее время, они весьма актуальны. Это мощный инструмент для новых психологических исследований и развития наших потомков.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Выготский Л. С. Психология. – М., 2002.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. – М., 2002.

3. Психологический словарь, 2000.

Приложение.

А теперь я хотела бы привести примеры из собственной практики. Помимо того, что я работаю педагогом-воспитателем в группе детей раннего возраста, я преподаю английский язык детям от 3-х до 7-ми лет. Свои занятия я стараюсь проводить, помня о зоне ближайшего развития.

Примеры.

Средством запоминания знакомых слов на английском языке являются карточки и слово, которое я называю, показывая ту или иную карточку. На первом занятии дети повторяют слова вместе со мной, далее – могут называть их сами.

Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал

1) Занятие в группе с детьми 4-5 лет

Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал

Здесь дети пытаются взять на себя роли знакомых персонажей. Они уже знают, как назвать зайца и лягушку на английском языке, как поздороваться и задать простые вопросы. Но проговорить это все в диалоге, да еще взять на себя роль персонажа, пока без помощи педагога не могут. Сегодня они повторяют все за мной, а через несколько занятий говорят уже они, а мы с остальными детьми становимся зрителями мини-спектакля.

2) Изучение новых слов с детьми 3-4 лет

Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал

Мы не повторяем от занятия к занятию, как назвать, например, лошадь на английском языке. Мы постоянно узнаем новые слова, добавляя уже известные. В данном случае, вводится цвет лошади (коричневый). Дети вспоминают название лошади на английском языке (a horse), цвет (brown), а я помогаю связать эти два слова – a brown horse. Через несколько занятий дети делают это самостоятельно.

Источник

Оглавление

Введение

Полноценное психическое развитие
ребенка может осуществляться только
с помощью активности, активной передаче
всех достижений человеческой культуры
новому поколению. Сами же эти культурные
достижения мертвы и беспомощны в своей
физической форме. Их передача осуществляется
посредством живых людей, которые уже
впитали в себя основы, определенные ценности
и установки культуры и теперь способны
передать ее новому поколению.

Посредником между идеальными
формами культуры и ребенком выступает
взрослый. Такое посредничество в самом
широком значении и является процессом
обучения. Но не всегда данный процесс
происходит целенаправленно и организованно.

Зачастую обучение ребенка
происходит стихийно. Ребенок учится рисовать,
говорить, писать, танцевать, рассуждать,
не подозревая о том, что он учится. С помощью
взрослого он учится понимать смысл предметов,
приобщаться к человеческому способу
жизни, а не только  воспринимать сенсорные
стимулы и действовать с предметами.

Одной из центральных проблем
в психологии является проблема обучения
и развития. Решается такая проблема по-разному,
и пути ее решения зависят от исходных
представлений о сущности человеческого,
в первую очередь детского, развития.

1. Концепция Выготского 
о ведущей роли обучения

Лев Николаевич Выготский является
одним из выдающихся отечественных психологов.
Выготский – создатель основных психологических
концепций психологии, среди которых наиболее
важными являются культурно-историческая
концепция, концепция о закономерностях
психического развития в норме и патологии
и концепция о ведущей роли обучения в
развитии, которой и посвящена данная
работа.

Выготский выдвинул ряд законов,
которые положили основания психическому
развитию ребенка:

1. Развитие – это цепь качественных
изменений. Отсюда следует что, психика
ребенка качественно отличается от психики
взрослого.

2. Детское развитие имеет свой
определяющий темп и ритм, который изменяется
в течение жизни. Таким образом, год жизни
в младенчестве не равняется году жизни
в отрочестве.

3. Закон неравномерности 
детского развития гласит, что 
каждая сторона в психике ребенка 
имеет свой оптимальный период 
развития.

4. Закон развития высших психических
функций гласит, что функции возникают
вначале как форма сотрудничества с другими
людьми, как форма коллективного поведения
ребенка и лишь затем становятся индивидуальными
способностями и функциями самого ребенка.
Примером может служить речь ребенка,
она выступает сначала как средство общения
между людьми, а в ходе развития она становится
внутренней и начинает выполнять интеллектуальную
функцию. К отличительным особенностям
высших психических функций относятся
опосредованность, осознанность, произвольность,
системность. Их формирование происходит
в течение жизни, в процессе овладения
специальными средствами, которые вырабатываются
в ходе исторического развития общества.
Развитие высших психических функций
протекает в процессе обучения и усвоения.

5. Детское развитие подчиняется
не биологическим, а общественно-историческим
законам. Развитие ребенка происходит
благодаря усвоенных им и выработанных
исторически форм и способов деятельности.

Отечественная педагогика и
психология основываются на сформулированных
Л. С. Выготским положениях о ведущей роли
обучения по отношению к психическому
развитию.

Обучение должно всегда опережать,
вести за собой, стимулировать развитие,
оно всегда опирается на достигнутый им
(развитием) уровень. Другими словами,
процесс овладения знаниями должен быть
организован так, чтобы мог вносить новые
элементы в деятельность, формировать
новые отношения, новый уровень способностей
и тем самым обеспечивать развитие. Несомненно,
степень опережения не безгранична, она
определяется, прежде всего, созреванием
организма, в том числе его мозговых структур
и составом накопленного опыта. Такое
обучение получило название развивающее
обучение, а его структура чаще всего имеет
«задачный» характер. Что означает: содержание
изучаемого предстаёт перед учащимися
как цепочка задач и создающихся на их
основе проблемных ситуаций.

В отечественной психологии,
благодаря идеям Выготского сформировались
некоторые положения. Среди них выделяют
два основных:

1) Ни одно воздействие взрослого
на процессы психического развития не
может быть осуществлено без реальной
деятельности самого ребенка. Процесс
самого развития зависит от того, как эта
деятельность будет осуществляться. Процесс
развития – это самодвижение ребенка благодаря
его деятельности с предметами, а факты
наследственности и среды – это лишь условия,
которые определяют не суть процесса развития,
а лишь различные вариации в пределах
нормы. Так возникла идея о ведущем типе
деятельности как критерии периодизации
психического развития ребенка;

2) Ведущая деятельность характеризуется
тем, что в ней перестраиваются основные
психические процессы и происходят изменения
психологических особенностей личности
на данной стадии ее развития. Форма и
содержание ведущей деятельности определяются
конкретно-историческими условиями, где
и протекает развитие ребенка. Смена ведущих
типов деятельности подготавливается
длительно и связана с возникновением
новых мотивов, побуждающих ребенка к
изменению положения, которое он занимает
в системе отношений с другими людьми.

В процессе развития ребенка
изначально происходит освоение им мотивационной
стороны деятельности, так как предметные
стороны не имеют для ребенка смысла, затем
происходит освоение операционно-технической
стороны. В развитии также может наблюдаться
чередование этих видов деятельности.
При усвоении ребенком общественно выработанных
способов действий с предметами, происходит
его формирование как члена общества.

Педагогическая психология
делает акцент на том, что познавательные
возможности учащихся не являются врожденными,
а их формирование происходит в процессе
обучения.

Обучение, по Выготскому, определяется
как движущая сила развития у человека.
Оно не должно приспосабливаться к развитию
и «идти за ним». Конечно, обучение должно
учитывать достигнутый уровень развития,
но не для того, чтобы на нем останавливаться,
а для того, чтобы вести это развитие еще
дальше, для того чтобы понять, каким должен
быть следующий шаг.

Поэтому, согласно автору, обучение
должно идти впереди развития, опережать
его и вести за собой. Обучение не отождествляется
с развитием, оно создает зону ближайшего
развития и приводит в движение внутренние
процессы развития, которые в свою очередь
изначально возможны для ребенка только
в процессе сотрудничества с товарищами
и взаимодействия с взрослыми. Проделывая
весь ход развития, они становятся достоянием
самого ребенка.

2. Зона ближайшего 
развития

Понятие «зона ближайшего развития»
было введено Л.С. Выготским и подразумевает
под собой несоответствие между уровнем
потенциального развития ребенка, который
он достигает под воздействием педагога
и во взаимодействии со сверстниками,
и существующего развития (т.е. какую задачу
он решает самостоятельно).

Теоретическое значение данного
понятия очень велико и связано оно, прежде
всего, с возникновением и развитием высших
психических функций, соотношением обучения
и умственного развития, движущих сил
и механизмов психического развития ребенка,
что в свою очередь являются фундаментальными
проблемами педагогической и детской
психологии.

Зона ближайшего развития относится
к логическому следствию закона становления
высших психических функций ребенка, формирующихся
предварительно в совместной деятельности,
в сотрудничестве с другими детьми, и,
как следствие, становятся его внутренними
психическими процессами. Психический
процесс, формирующийся в совместной деятельности,
фигурирует в зоне ближайшего развития,
после того, как он сформировался, психический
процесс становится одной из форм актуального
развития ребенка.

Явление зоны ближайшего развития
подтверждает влияние ведущей роли обучения
в умственном развитии человека. Л.С. Выготский
в своих работах указывал на то, что обучение
хорошо только тогда, когда оно опережает
развитие. Только в этом случае обучение
вызывает и пробуждает другие функции
к жизни, которые лежат в зоне ближайшего
развития. В школе, при обучении, это явление
применяется следующим образом: обучение
ориентируется не только на созревшие
функции учащихся, которые уже прошли
определенные циклы развития, а на созревающие
функции.

Продуктивное обучение во многом
может определятся зоной ближайшего развития.
Обучение ориентируется как на низший
порог обучения (т.е. пройденные циклы
развития), так и на высший порог обучения
(т.е. несозревшие функции). Оптимальный
период обучения находится именно между
данными порогами. Выготский писал, что
ориентация педагогики должна происходить
не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития. Если обучение будет
ориентироваться на зону ближайшего развития,
то развитие будет идти вперед, так как
то, что находится в зоне ближайшего развития,
на одном возрастном этапе совершенствуется
и переходит  на уровень актуального
развития на следующую возрастную стадию.
При обучении ребенок выполняет деятельность,
дающая ему постоянный рост и возможность
этого роста.

Одним из важных вопросов при
изучении зоны ближайшего развития, является
определение оптимальных сроков обучения,
это важно как для группы детей, так и для
индивидуального ребенка. В диагностики
умственного развития ребенка, зона ближайшего
развития выступает как критерий и симптом.
Такой критерий дает возможность определить
внутреннее состояние, потенциальные
возможности ребенка и позволяет давать
практические рекомендации.

Выготский вводит понятие о
нормативной возрастной диагностики,
которое включает в себя потенциальное,
актуальное развитие и зону ближайшего
развития. Итогом здесь выступает то, что
зона ближайшего развития также используется
как показатель индивидуальных различий
детей.

Заключение

Обучение, которое позволяет
создавать возможности для определения
зоны ближайшего развития, и ведущее за
собой развитие является развивающим
обучением. Целью такого обучения является
сопутствие для формирования психологических
механизмов учебной деятельности, то есть
таких механизмов, которые позволяют ученикам
ставить перед собой учебные задачи и
находить способы и средства для их решений.

Именно идея Л.С. Выготского
положили основания для развития и 
создания развивающего обучения. Эту идею
продолжили и совершенствовали ряды исследователей.
Особенно известны два научных коллектива,
занимающиеся данной проблемой, под руководством
Л.В. Занкова и  Д. Б. Эльконина и В. В.
Давыдова.

Эти коллективы смогли перенести
результаты своей экспериментальной работы
в практику массовой школы и оформили
их в виде целостных систем развивающего
обучения.

В настоящее время эти идеи
способствуют повышению умственного развития 
младших школьников, а также повышению
общего психического развития.

Список литературы:

1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего
обучения / В. В. Давыдов. – М., 1986 г.

2. Загвязинский В.И. Общая педагогика:
Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.
Н. Емельянова. – М.: Высш. шк., 2008 г.

3. Крутецкий В. А. Психология:
Учебник для учащихся пед. училищ. – М.:
Просвещение, 1980 г.

4. Педагогика / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. –
М.: Школа-Пресс, 2000 г.

5. Хрестоматия по детской психологии
/ Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996 г.

Источник