Принцип учета онтогенетического развития ребенка

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ.

В логопедической науке в связи с особенностями ее целей и задач можно выделить принципы и методы диагностики и принципы и методы коррекции.

Речь обследуется при диагностике как целостная система, в структуре которой все звенья связаны между собой.

Например: выявленные недостатки звукопроизношения у ребенка 7 лет могут сопровождаться несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. И это будет угрожать возможными нарушениями письма и чтения.

Недостатки произношения и фонематических процессов могут затрудняться овладением словарем, особенно словами сходными по звуковому составу.

Следовательно, и в процессе диагностики и в последующей коррекции необходимо учитывать место и роль нарушения произношения в общей системе речевой деятельности ребенка. Что находит отражение в структуре речевых карт.

Логопедия опирается на следующие основные общедидактические принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, прочность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, индивидуальный подход.

И специфические принципы: системность, комплексность, принцип развития, принцип рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип,  принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути,

 Рассмотрим некоторые из них.

Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.

Комплексность – расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.

Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.

Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.

Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).

Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

 Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

 Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

 Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

 Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

 В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

 Анализ речевых нарушений и логопедическое воздействие опираются во всех случаях на этиопатогенетический принцип (учет этиологии механизмов речевого нарушения); принцип дифференцированного подхода, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).

Выдвинуты профессором Р.Е. Левиной.

Принцип развития- с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.

Принцип системного подхода. Речь представляет собой единую систему, которая включает такие компоненты: фонетику, лексику, грамматику. Они тесно между собой взаимосвязаны и определяют развитие друг друга. Выделяют по структуре дефекта следующие варианты: ФНР фонетическое недоразвитие речи – страдает только звукопроизношение; ФФНР на фоне дефектного звукопроизношения недоразвит фонематический слух. Фонематическое недоразвитие речи – умея правильно произносить звуки, смешивают их в произношении (сели дети на шалашки, как блештят у детей глашки). ОНР – страдает звукопроизношение, фонематический слух, бедный словарь, речевые аграмматизмы. Для определения речевого дефекта логопед тщательно изучает все компоненты речи у пациента. Логопед определяет содержание коррекционной работы.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

А) Необходимо установить (Л.С.Выготский: «Смотри на первопричину») является нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута.         
        Например: Первопричина УО – следствие речь,

или зрительная память, восприятие, наглядно-действенное мышление в норме, недоразвита слуховая память, словесно-логическое мышление, значит первична речь, вторично – ЗПР.

Обучение проходит  по первопричине.

Б) Логопед должен знать структуру психического развития ребенка, чтобы на логопедических занятиях работать не только над речью, но и доразвивать психические функции ребенка.

В) Необходимо учитывать реакцию пациента на свой дефект.

Адекватная – знает, недоволен, готов много и упорно работать, чтобы справиться с дефектом, как правило, волевые, сознательные пациенты.  Индеферентная (равнодушная) реакция на дефект – работать неохота, думает, что это очень просто или призывник – знает о дефекте, но сознательно отказывается работать.

 Пациенты с гиперпереживаниями – все неприятности, неудачи объясняют своими речевыми дефектами, редко верят в успех лечения, недостаточно критичны к себе,  обладают малыми волевыми умениями.

Необходимо использовать приемы психотерапевтического воздействия  (разъяснение, убеждение, внушение) логопед должен научиться владеть ими или подключить других специалистов в комплексную работу (психолог, психотерапевт).

 Методы диагностики речевых нарушений логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

 Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

 Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

 К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

 Четвертая группа—интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

 Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Принципы логопедического воздействия: комплексность воздействия при речевых нарушениях, дифференцированный подход в устранении речевых нарушений, поэтапный ход речевого воздействия, учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Каждому из этапов логопедического воздействия присущи свои цели, задачи, методы, приемы коррекции.

Цель:  коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности,  воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Основные формы логопедического воздействия: обучение, воспитание, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация.

Коррекция нарушений речи – исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Компенсация – сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Обучение – двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.

Воспитание – целенаправленное систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общения.

Адаптация – приспособление организма к условиям существования, активное приспособление к условиям социальной среды посредством усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. В логопедии: формирование начального детского лексикона.

Реабилитация – восстановление или компенсация утраченной функции, мероприятия в отношении больных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел умениями и навыками, система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и возвращение их к активной жизни. В логопедии: восстановительное обучение при афазии.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: уровнем развития логопедии как науки; связью теории и практики; характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики; возрастом человека, состоянием его здоровья; психическими особенностями человека, его активностью в процессе логопедической коррекции; сроками начала и продолжительностью логопедической работы; реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы; мастерством и личностными качествами логопеда.

Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией определяют перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

Словесные: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.

1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.

2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.

3. пересказ – краткий, выборочный, развернутый;

4.чтение.

Практические:

1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.

А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.

 Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.

В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

2. игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указанием, вопросами (игры в «магазин», «врача»).

3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.

Формы организации логопедической работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые, фронтальные, урок.

Источник

В этой статье мы с вами разберем, что это такое метод замещающего онтогенеза, для чего нужно, какие проблемы ребенка решает.

Среди современных детей все чаще встречаются те, у которых есть сложности и проблемы с успеваемостью в школе:

– ребенок плохо читает или не понимает, что читает;

– плохо пишет, не понимает сам, что написал;

– не может быстро в уме посчитать примеры, не может запомнить таблицу умножения, про задачки я вообще молчу и т.д.

Из-за этого у ребенка начинает появляться психологические зажимы, трудности и барьеры: прогрессирует неуверенность в себе, ребенок чувствует себя постоянно неуспешным во всем, боится выступать, рассказывать стихотворения, отвечать на уроке, боится совершить ошибку боится получить плохую оценку и т.д.

???? Метод замещающего онтогенеза / как улучшить успеваемость ребёнка

В итоге:

  • у ребенка занижается самооценка,
  • он не верит в свои силы и в хороший результат,
  • интерес к учебе пропадает,
  • появляется все больше и больше нежелание учиться и познавать что-то новое и, как следствие, начинают постепенно портиться отношения с родителями, с учителями.

Ребенок замыкается в себе, не слушается, становится агрессивным и вечно всем недовольным.

Причины отставания ребенка в школе могут быть не только родовые травмы. Чаще всего виной тому недостаточное развитие ребенка после рождения.

Этапы развития ребёнка после рождения

Ребенок с рождения до года проходит этапы двигательного развития, благодаря движению частей тела ребенка и глаз активизируется работа головного мозга.

В этот период он уже приобретает определенные двигательные навыки.

Отлично, если у ребенка двигательное развитие происходило в правильной последовательности, поэтапно.

Ребенок родился:

  1. лежит на спине, глаза совершают движение;
  2. лежит на животе, поднимает голову и осматривает происходящее вокруг;
  3. поворачивается то на один бок, то на другой, переворачивается на живот;
  4. ползает по-пластунски;
  5. поднимает руки, опирается;
  6. начинает садится;
  7. ползает на четвереньках;
  8. встает с помощью рук, держась за что-то, а затем без рук;
  9. начинает ходить сначала с помощью поддержки взрослого, а вскоре самостоятельно.

???? Метод замещающего онтогенеза / как улучшить успеваемость ребёнка

И если малыш какой-то из этих этапов пропустил, то у него однозначно будет пропущен и этап развития определенных полей мозга.

Например, малыш долго лежал на спине, никак не хотел переворачиваться на животик, потом малыш быстро повернулся и сразу начал сидеть.

Или малыш не ползал или очень мало ползал на четвереньках, а может быть ползал только назад. А потом сразу встал.

Оказывается малыш просто не проходил некоторые этапы двигательного развития. А это в свою очередь пагубно влияет, как я уже сказала ранее, на развитие определенных полей головного мозга.

Доказано, что ползание развивает способность к чтению и письму.

Если ребенок пропустил этот этап или мало ползал, то однозначно будет грязь в тетрадях, плохой почерк, глупые ошибки. И 90% случаев дисграфия и дислексия скорее всего будет выявлена у детей, пропустивших стадию ползания.

Что делать, если какой-то из этапов онтогенеза был пропущен?

Всё можно исправить!

В нейропсихологии был разработан метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики детей с разными вариантами развития.

Давайте разберем, что такое онтогенез и МЗО.

Онтогенез – это индивидуальное развитие любого живого организма.

МЗО – это комплекс физических упражнений, который похож на этапы двигательного развития ребенка с рождения до года. Эти упражнения как раз и помогают ребенку убрать пробелы развития, которые возникли, когда он был младенцем.

???? Метод замещающего онтогенеза / как улучшить успеваемость ребёнка

Цель волшебного метода — активизация, пробуждение тех полей головного мозга, которые “спят” до сих пор.

Это специально подобранные упражнения, они стимулируют спящие поля головного мозга.

Связь между двигательным развитием ребенка и развитием психических функций (такие как, память, внимание, речь и мышление) очень тесная.

Т.е. МЗО – Это комплекс упражнений, которые помогают отработать те этапы двигательного развития, которые были пропущены или не до конца были освоены ребенком с рождения до года.

Что входит в МЗО?

Сюда входят упражнения на дыхание, глаза и на координацию тела.

1. Упражнения на дыхание благоприятно влияют на нервную систему, активизируют работу головного мозга в целом. Правильное дыхание – это важно, оно обеспечивает хорошее самочувствие, развивает концентрацию внимания, улучшает память.

2. Упражнения на глаза очень важны. Глаза называют мозгом, вынесенным наружу. Если произошло недоразвитие глаза, то страдают функции психического развития (внимание, память, речь и мышление).

3. Упражнения на координацию тела.

Благодаря этим упр-ям происходит освоение ребенком пространства собственного тела и пространства вокруг своего тела, а так же это является профилактикой и коррекцией нарушений письма, чтения, счета.

Если ваш ребенок пишет “как курица лапой”, делает много ошибок при письме, плохо читает, не понимает прочитанное, ему сложно решать задачки и примеры, тем более если у вашего ребенка дисграфия и/ или дислексия и/ или дискалькулия, то, как говорят ученые, 99% – причина в том, что ваше ребенок не прошел или не до конца прошел некоторые этапы двигательного развития.

Где найти упражнения МЗО?

Я создала курс “МЗО. Нейрогимнастика”

Теперь не нужно посещать дорогих нейропсихологов. Вы сами сможете помочь своему ребенку, благодаря этому курсу.

Курс очень прост и в тоже время очень эффективен.

Каждая мама сможет выполнять эти упражнения со своим ребенком, помогая ему улучшить почерк, процесс чтения и т.д.

Важно надо понять одно, если ребенок плохо пишет или пишет с ошибами, то писать больше (как говорят вам учителя в школе и репетиторы) – проблему не решит, ребенок все равно будет плохо писать и с глупыми ошибками.

Если ваш ребенок плохо читает и не понимает прочитанное, то читать больше – проблему не решит, ребенок все равно не будет понимать то, что читает.

Дело здесь не количестве прочитанного или написанного, а качестве работы полей головного мозга.

А вот тут как раз вам поможет курс “МЗО. Нейрогимнастика”.

Не надо много писать или много читать со слезами на глазах, надо просто выполнять специальные и эффективные упражнения для пробуждения тех полей головного мозга, которые пока еще спят у вашего ребенка.

По окончании курса вы увидите результат:

  • у ребенка улучшиться почерк,
  • ошибок станет намного меньше,
  • наладиться процесс чтения,
  • начнет понимать прочитанное,
  • быстрее будет считать примеры и понимать, как решать задачки.
  • улучшиться его внимание и память,
  • укрепятся межполушарные связи ребенка, переключаемость между полушариями ускорится.

???? Метод замещающего онтогенеза / как улучшить успеваемость ребёнка

Вся школьная успеваемость улучшится.

Если вас заинтересовал мой курс “МЗО. Нейрогимнастика”, проходите по ссылке и знакомьтесь подробнее ???? “Метод замещающего онтогенеза”

Источник