Принцип активности инициативности и субъектности в развитии ребенка

Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит – инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит  и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
  • поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
  • обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
  • положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
  • проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
  • косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
  • личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
  • отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
  • предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
  • создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
  • обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
  • отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
  • поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
  • проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Читайте также:  Потребности развития ребенка оставшегося без попечения

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.  

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Активно использую:

  1. Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

В процессе продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. которые являются основными компонентами творческой деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок.

  1. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

      3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

      4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

      5) Метод «проектов»

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

      6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

      7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива  выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Читайте также:  Критерии оценки психического развития ребенка

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Библиографический список:

  1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000г.
  3. Бабаева Т.И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.
  4. Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009
  5. Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса  / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.
  6. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ – М. : Центр педагогического образования, 2008г.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Источник

Альбина Шурубова
Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до

В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движению к саморазвитию.

Исходя из этого, сама сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы,в которой: высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий инициируется самими детьми; соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой; педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают деятельность в соответствии с ними.

Педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85» г. Краснодар реализуется первый этап разработанного инновационного проекта «Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», актуальность которого обусловлена фундаментальным идеологическим принципом ФГОС ДО – признанием ребёнка субъектом образования, признанием разнообразия детства и творчески-преобразующей активности самого ребёнка. Стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования (А. Г. Асмолов, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, принятие его как субъекта жизнедеятельности. Назрела потребность реконструировать традиционную педагогическую систему, основанную на механизмах субъектно-объектных отношениях педагога и воспитанника; необходимость совершенствования педагогических технологий реализации дошкольного образования на основе основополагающего положения ФГОС ДО – принципа индивидуализации образования.

Основная идея предлагаемого инновационного проекта состоит в том, что именно развитие субъектности детей и педагогов позволит обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Образование как построение «образа мира» имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Дошкольный возраст и дошкольное детство являются периодом наиболее динамичного, яркого самоосуществления ребёнка в жизнетворчестве.

ФГОС определяет ценностные ориентации дошкольного образования – направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать, и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность».

В педагогике и психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Волкова Е. Н., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И. и др.). Ведущая способность субъекта – это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений.

Таким образом, субъектность рассматривается как основа личности, как интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и рефлексии собственной деятельности.

Читайте также:  Центр развития ребенка в апрелевке

Основными субъектами образовательной среды детского сада являются дети, педагоги и родители. В проекте под основными субъектами образовательной среды детского сада мы подразумеваем детей и педагогов, что обусловлено предметом исследования.

В нашем исследовании мы подчёркиваем, что развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. От профессионализма педагога, выражения его субъектной позиции во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого педагога и в личности его воспитанников (Бернс Р., Глассер У., Дубровина И. В., Маркова А. К., Митина Л. М., Орлов А. Б., Роджерс К.).

Специфика субъектности педагога состоит в том, что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности. Изменения содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.

Анализ исследований особенностей субъектности и её специфики (Асмолов А. Г., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Якиманская И. С.) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного личностного свойства.

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию изучения субъектности дошкольников Л. В. Алексеевой и концепцию субъектности педагога Е. Н. Волковой, в которых субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю.

Нами разработана модель системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Весь процесс развития субъектности ребёнка и педагога в дошкольной организации мы представляем как открытую синергетическую систему, готовую к изменениям и развитию.

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов,взаимообуславливающих и дополняющих друг друга: нормативно-правового, целевого, методологического, организационно-деятельностного и результативного. Реализация проекта проходит на основе внедрение разработанной системы.

Одной из задач исследования является выявление психолого-педагогических условий развития субъектности детей и педагогов. На наш взгляд, развития субъектности детей на основе индивидуализации образовательного процесса возможно при реализации следующих условий:

1. Создании развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие субъектности ребёнка.

2. Поддержке и инициировании взаимодействия ребёнка с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.).

3. Знании и принятии взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребёнка.

4. Готовности взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если инициатива не принимается детьми.

5. Отведении ничем не подменяемого времени для свободной игры.

Психолого-педагогические условия развития субъектности педагогамогут быть сформулированы следующим образом:

1. Создание особой инновационной среды, способствующей творческой активности педагогов, через внедрение особой системы менеджмента и методической работы.

2. Включение педагогов в активную инновационную деятельность.

3. Развития мотивации к активной профессиональной деятельности.

Специфическими принципами обучения дошкольников, позволяющими реализовать индивидуализацию обучения и на её основе развивать их субъектнуюпозицию становятся принципы:

реагирования (своевременное стимулирование и поддержка инициативы и самостоятельности детей);

гибкости в инициированной взрослым деятельности;

принцип иррадирующего (иррадация – распространение, увеличение) обучения (признание интересов, мотивов деятельности ребёнка и его динамики продвижения на их основе);

принцип «строительных лесов» – реализация идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагога, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, а в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку сделать первые самостоятельные шаги.

Основными методами в работе с детьми становятся методы интерактивного обучения: игровые обучающие ситуации, проектный метод, работа в мини-группах, в парах и др.

В ходе работы над проектом выдвинутые теоретические положения будут проверены и апробированы. Надеемся, что диагностические исследования позволят вносить коррективы в разработанную модель и добиться поставленной цели – определения наиболее оптимальных путей развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Список литературы

1. Варёнова Ю. А. Исследование субъектности и её развитияв дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. – Калуга, 2001.

2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика / Е. Н. Волкова. – М., 1998.

3. Загвоздкин В. К. Ключевые проблемы образования на этапе раннего дошкольного детства / В. К. Загвоздкин. – М.: ФИРО, 2011.

4. Поддьяков Н. Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб.:Агенство образовательного сотрудничества:Образовательные проекты: М.: Сфера, 2010.

Источник