Пример социальной ситуации развития ребенка в ранней юности
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного пути. Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция. Своеобразие ее обусловлена ориентированность в будущее, восприятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личности.
Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника является изменение характера потребностей, которые из непосредственных превращаются в опосредованные, осознанные и произвольные. Ученик может управлять своими потребностями и стремлениями, составлять жизненные планы, свидетельствует достаточно высокий уровень личностного и социального развития.
На этом возрастном этапе происходит формирование механизма цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего бытия. Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекции на будущее. Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее, выстраивать свою реальную жизнь с проекцией на будущее.
Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения. Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбора профессии.
Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение статуса самостоятельной взрослого человека. В связи с этим старшеклассники проявляют повышенный интерес к образу жизни взрослых, способствует их жизненном и профессиональному самоопределению. Расширяется круг их дружеского общения со сверстниками при одновременном повышении по сравнению с подростками, избирательности осо-бистисних контактов и предпочтений.
Центральным новообразованием раннего юношеского возраста является личностное самоопределение, что выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, понять себя и свои возможности. Нередко для обозначения этого феномена используют понятие «идентичность» – осознанная индивидом самотождественность.
Идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Она образует одну систему координат для организованных и интегрированных форм поведения в различных сферах жизни человека, согласовывает личные склонности и таланты ранее предлагаемыми родителями, сверстниками и обществом идентификации. Помогая человеку определить свое место в обществе, личностная идентичность обеспечивает основу для социальных сравнений – сравнений себя с ровесниками, взрослыми, своим идеалом, а также с собой в прошлом, актуальном настоящем, потенциальному близком и отдаленном будущем. Внутреннее чутье идентичности (Эго-идентичности) помогает определить направление, цели и содержание будущей жизни молодого человека. Формирование его является, по утверждению Э. Эриксона, главной задачей и важнейшей проблемой юности. С этим связана свойственна раннем юношеском возраста кризис идентичности – особый момент развития, когда одинаково динамично нарастает уязвимость и развивается потенциал личности.
Формирование идентичности является длительным и сложным процессом. Он зависит от принятия индивидом собственных решений (кризис идентичности), а также от взятия на себя обязательств по осуществленного выбора, системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Основными вариантами становления идентичности, является обусловленность, диффузия, мораторий и достижения идентичности.
Обусловленность. При таком варианте формирования идентичности юноши берут на себя определенные обязательства, не преодолевая этапа принятия самостоятельных решений. их выбор профессии, религии или идеологии заранее определенный их родителями или учителями, а не является результатом самостоятельных поисков.
Диффузия. Молодые люди, которые не определили направление своей жизни, не имеют возможности в соответствии двигаться, находятся в состоянии диффузии – неопределенности, их особо не волнует. Они не пережили кризиса, не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса и даже избегают мыслей об этом.
Мораторий. Юноши и девушки переживают кризис идентичности (период принятия решений), заняты поиском себя. их решения касаются выбора профессии, религиозных или этических ценностей.
Достижения идентичности. Таков статус юношества, которое уже пережило кризис идентичности, осознало и приняло на себя ответственность за свою жизнь как следствие самостоятельного выбора. Прежде всего этот выбор касается жизненного пути, будущей профессии и реализуется в попытке жить, соблюдая значимых для себя моральных ценностей, норм и правил.
Приближение момента окончания школы требует личностного и профессионального самоопределения. Именно поэтому ранний юношеский возраст связан с морально-личностным (каким быть?), Экзистенциальным (в чем смысл жизни?) И профессиональным (кем быть?) Выборами, которые взаимосвязаны и осуществляются одновременно. их движущей силой является переход от детской зависимости к взрослой ответственности и свободы.
Личностное самоопределение юношей. По своей сути личностное самоопределение является процессом сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, оказывается в активном отношении человека к себе и окружающей действительности. В старших классах он означает формирование у юношей и девушек устойчивых и осознанных убеждений; овладение нормами поведения, принципами, идеалами; выработка умений наблюдать и осмысливать явления окружающей жизни, понимать себя. Обусловливается оно не столько системой усвоенных знаний, сколько готовностью к принятию решений, самостоятельных и ответственных действий в новых ситуациях.
Содержание личностного самоопределения реализуется через сенсотворення – формирование у старшеклассников общих представлений о смысле жизни, поиск смысла собственного существования; мотивацию – побуждение к направленной деятельности личности; самореализацию и самовыражения – сознательное утверждение личностью собственной позиции в определенных проблемных ситуациях. Центральным моментом в личностном самоопределении юношей и девушек является осознание себя субъектом самопознания, самоизменения, самосовершенствования.
Профессиональное самоопределение старшеклассников. Активные размышления старшеклассников о своем будущем в основном имеют следствием сложившуюся направленность по выбору профессии. Эта их направленность еще непрочная, а многим из них присущи различные колебания. их свидетельством является одновременное интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет поступить в высшее учебное заведение, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствие средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей). Старших школьников, которые еще не определились в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослыми.
В старших классах учащиеся начинают серьезно задумываться и над своей пригодностью к работе в той сфере, которую для себя выбирают. При выборе профессии они считаются не только свои интересы, но и на многие другие обстоятельства, прежде всего сравнивают свои способности, возможности с требованиями, которые предъявляет к человеку та или иная профессия. Этим обусловлен их интерес к различным аспектам психологии способностей, мышления, самовоспитания, в познании которых неоценимой для них может быть помощь опытного специалиста по выбранной сферы деятельности, педагога и школьного психолога.
Кроме самоопределение, важными новообразованиями раннего юношеского возраста является открытие внутреннего Я, формирование целостной Я-концепции, мировоззрения.
Источник
Юность (кризис 17 лет (от 15 до 18 лет)) – это время выбора жизненного пути (основная задача) – обучение, работа, армейская служба и т.д. Это наиболее тяжелый период из всех (Эльконин). Результатом этого кризиса является открытие своего «Я», т.е. своей истиной сущности, своих возможностей, желаний, в чем видит смысл своей жизни. Основная цель – ценность образования и выбор спутника жизни. Социальная ситуация развития в юности – «порог» самостоятельной жизни.
В юности люди задумывается о будущем, создает образы (рисует картины) будущего, представляют не только конечный результат, но и способы и пути его достижения.
Типы личностного развития:
– Плавный и постепенный переход ко взрослой жизни. Есть минусы: менее самостоятельны, пассивны.
– Поиски и сомнения. Определяется самостоятельностью, независимостью, ответственностью. Им присуще гибкость мышления.
– Быстрое, скачкообразное развитие. Рано определяют свои жизненные цели и стремятся к их достижению.
– Особо мучительные поиски своего жизненного пути: отсутствие глубокого самопознания, непоследовательность поступков, отвержение ценностей родителей, взрослых.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющими на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
Одно из достижений юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!».
Вопрос № 38. Психическое развитие в ранней юности (акселеранты и ретарданты)
В начале шестидесятых годов внимание биологов, врачей, психологов, педагогов и вообще всех любознательных привлекло явление акселерации развития (от «акцелерацио» – по-латыни «ускорение»),– феномен новый и совершенно необъяснимый. Дети послевоенного поколения росли быстрее детей предшествующих поколений, они также раньше созревали, раньше прекращали расти, но, несмотря на это, достигали в среднем большего роста, чем их родители. На эту тему написали сотни книг, еще больше статей; ученые выдвинули более десятка теорий, объясняющих причины акселерации. В нашу задачу не входит обсуждение явления акселерации, ее причин и следствий. Для нас важнее тот миф, который был порожден не без участия ученых в шестидесятые-семидесятые годы нашего столетия. А именно, акселерацию стали понимать как некую общую тенденцию эволюции человека нашего времени. Однако уже в конце 70-х годов прошлого столетия темпы акселерации остановились, а затем и пошли вспять.На различиях возраста полового созревания строится еще одна внутривидовая классификация человека: рано созревающих мы называем акселерантами, поздно – ретардантами.
Акселеранты – первое послевоенное поколение – уже достигли полувекового рубежа, нынешние же дети по преимуществу ретарданты, созревают они на полтора-два года позже, чем дети первого послевоенного поколения. Вывод: периоды акселерации сменяются периодами ретардации, процесс идет волнообразно. Откуда же в таком случае исходит уже упомянутое мнение об акселерации как магистральном и однонаправленном процессе? Наше внимание всегда привлекали события драматические. Акселерант почти всегда проблемный ребенок, проблемный и для родителей, и для учителей, и даже для врачей; на этом мы еще остановимся ниже. А вот с редардантами проблем не возникает. Отметим сейчас, что именно кризисность полового созревания ранних или акселерированных подростков и привлекла к ним повышенное внимание, что, в свою очередь, породило неверную идею об акселерации как об общей и целенаправленной тенденции развития человечества.Время полового созревания не единственная биологическая характеристика, отличающая акселеранта от ретарданта. Важно заметить, что акселеранты и ретарданты не только созревают в разном возрасте – первые раньше, а вторые позже, – но растут по-разному… Чтобы это понять, надо остановиться коротко на периодизации развития человека и на особенностях отдельных периодов.
Первые три периода – новорожденность, грудной и ясельный – нас пока не интересуют. Следующий этап индивидуального развития называют периодом однополого детства или периодом нейтрального детского возраста. Он начинается с первых самостоятельных шагов ребенка (год-полтора) и заканчивается прорезыванием первого постоянного зуба (пять-семь лет). Следующий период – период двуполого детства продолжается до первых признаков полового созревания. Он заканчивается появлением первых признаков полового созревания; наступает следующий – перипубертатный период. Его можно считать переходным, в это время начинает функционировать воспроизводительная система, происходит гормональная перестройка, ребенок сильно вытягивается, появляется оволошение на лобке, у мальчиков ломается голос и показываются волоски на верхней губе, у девочек увеличивается грудь и округляются бедра. Длительность перипубертатного периода у мальчиков около двух лет или даже дольше, у девочек он немного короче. Время его наступления сильно варьирует; у мальчиков акселерантов первая поллюция происходит в возрасте от одиннадцати с половиной до тринадцати с половиной лет, у ретардантов – от четырнадцати с половиной до шестнадцати лет. Девочки созревают несколько раньше мальчиков, поэтому к акселеранткам мы относим тех, у кого созревание – менархе – происходит от одиннадцати до тринадцати лет, к ретарданткам тех, кто созревает от четырнадцати до пятнадцати с половиной лет.Отличитьакселеранта от ретарданта в подростковом возрасте нетрудно: акселерант крупнее и выше, шире в плечах, у девочек-акселеранток появляется грудь и округляются бедра, у мальчиков – ломается голос и на верхней губе появляется первое оволошение – усики. А можно ли, глядя на уже взрослого человека, определить возраст, в котором произошло его половое созревание, то есть отличить взрослого акселеранта от ретарданта?
Оказывается, взрослого акселеранта от ретарданта отличают неодинаковые пропорции тела. Для того чтобы это понять, представим себе новорожденного ребенка: очень большая голова, длинное тело и совсем короткие ручки и ножки. Вплоть до завершения перипубертатного периода рост конечностей опережает рост тела, ребенок и подросток растет более за счет ног, чем за счет туловища. Руки тоже интенсивно растут в это время, а вот рост головы сильно замедлен. Благодаря такому неравномерному росту к началу перипубертатного периода организм приобретает пропорции взрослого. Более того, к этому возрасту руки и ноги подростка по отношению к телу оказываются даже несколько длиннее, чем у взрослого. Подросток поэтому кажется нам долговязым и часто угловатым. Но на стадии «перипубертатного скачка» – резко ускоренного роста в период созревания – рост конечностей замедляется, «скачок» происходит в основном за счет роста тела, после чего он вообще резко замедляется в вертикальном направлении. В последующий период – юношеский – продолжающийся вплоть до полной остановки роста, которая у акселерантов происходит несколько раньше, чем у ретардантов, также ослаблен рост конечностей, но тело еще продолжает медленно расти, поэтому, по завершению вертикального роста, к моменту перехода от юности к взрослости свойственная подростку долговязость исчезает, тело становится более пропорциональным.Отсюда вывод: акселерант, у которого относительно короче первая фаза (препубертатная) и относительно длиннее вторая (постпубертатная), будет довольно коротконогим и короткоруким, но длиннотелым. Ретардант же, у которого первая фаза будет относительно длиннее второй, сохранит конституцию долговязого подростка – останется на всю жизнь длинноруким и длинноногим. В качестве иллюстрации вспомним популярнейших кинозвезд – Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера. Коротконогий, короткорукий и длиннотелый Сталлоне, без сомнения, акселерант; долговязый Шварценеггер – ретардант.
Вопрос № 39. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания старшеклассника.Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье» (Якобсон, 1966).
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;
2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;
3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других,
близких им людей;
4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от вульгарных привычек, непривлекательных манер, способствует развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Эстетические чувства у старшеклассников более сложны, чем у учащихся средних классов. Но, с другой стороны, они могут подменяться оригинальничаньем, незрелыми и неправильными эстетическими представлениями;
5) большей устойчивостью и глубиной дружбы; друзей выбирают, исходя из общих интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств; дружба, в основном, прерывается из-за предательства (Hartup, 1989);
6) появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
Самосознание старшеклассника отмечается эгоцентризмом, который играет положительную роль. Он позволяет молодому человеку открыть свой уникальный внутренний мир, соотнося его с внешним миром, принуждает к осмыслению своего места в действительности и способствует становлению мировоззрения.
Важным фактором формирования самосознания становится пол личности. Чувство взрослости координируется в сознании старшеклассника с мужской или женской ролью. Интенсивно развивается восприятие себя как к личности определенного пола с характерными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношениями к представителям противоположного пола и соответствующими формами поведения (И. В. Дуброве). Развитие самосознания в этот возрастной период происходит в следующих основных направлениях (по. В. С. Мерлин):
1). Осознание идентичности (разграничение “я”- не “я”и его преемственность во временной личностной перспективе);
2) “Я”- субъект деятельности (возникает еще с 3-х лет, когда малыш осознает себя как источник действий, заявляя “я сам”);
3). Осознание своих психических качеств (собственной индивидуальности);
4). Усвоение системы социально-нравственных самооценок. Формирование личностной идентичности составляет чрезвычайно важное направление развития самосознания старшеклассника, для которого свойственна обостренная потребность переосмысления своего “Я”, связано, во-первых, с резкими и бурными изменениями внешности, появлением новых переживаний (кризис идентичности, по Е. Эриксоном), а во-вторых, с перспективами жизненного самоопределения и выбором профессии (Г. К. РадчукГ.. К..Радчук).
У молодых людей возникает внимание к собственному телу и к изменениям в нем, больно воспринимаются любые внешние недостатки (низкий рост, полнота, детские черты). Они пытаются быть взрослым, прежде всего, извне.
Усиливается самонаблюдения, рефлексия собственных переживаний, интерес к внутреннему миру человека вообще. Образ “Я” выступает в вариантах: реальное “Я”(каким является сейчас), динамическое “Я”(стараюсь быть), идеальное “Я”(каким следует быть), фантастическое”Я”(хотел бы быть).Меняются критерии самоанализа. Если подросток ориентируется на поиск своих неповторимых черт, то юноша – особенности своего положения среди других людей. Глубина самоанализа зависит от социальных (тип учебного заведения, где учится юноша), индивидуально-типологических (экстраверт, или интроверт), биографических (условия семейного воспитания) факторов.
Удачный поиск своего “Я” приводит к самопринятию личности старшеклассника, а неудачное – до самоотрицания, который. Е.Эриксон назвал “неадекватной идентичностью”. Развитие последней может идти по следующим основным направлениям: отказ от глубокого и доверительного общения, избегание тесных взаимоотношений с другими; деформация личностного времени, неспособность строить жизненные планы страх стать взрослым, боязнь перемен; блокирование реализации продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то одной основной деятельности; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Самооценка в ранней юности становится более дифференцированной, рациональной, аргументированной и является результатом психической активности старшеклассника в следующих основных формах:
o. Сравнение достигнутого с ожидаемым (“я знаю и поэтому получил высокую оценку”). Деформация этого способа самооценки проявляется в том, что юноши создают неоправданные искусственные ситуации самопроверки (перепрыгнуть с крыши на крышу 5-ти этажных домов; прыгать в воду с высокой скалы, не зная дна и глубины, бесчинства с оружием и т.п.);
o. Анализ мнений о себе, высказанных окружающими. Взрослые и ровесники пользуются различными критериями оценки старшеклассников, которые иногда противопоставляются – то, что одобряют ровесники, осуждают родители.
Источник