Пример индивидуального образовательного маршрута или карты индивидуального развития ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут
ребенка- инвалида, обучающегося в общеобразовательном 2а классе
Общие сведения
Ф.И.О. ребёнка:
Возраст: 8лет
СОШ №
Ф.И.О родителей
мать_
отец
Ф.И.О классного руководителя
Ф.И.О. специалистов психолого-педагогического сопровождения
1. Педагог-психолог
2. Социальный педагог
Медико-социальная экспертиза №14
МСЭ -установлена инвалидность до
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребёнка (учебный год)
Освоение образовательной программы за курс 2 класса по УМК «Школа России»
Общие задачи на период реализации ИОП (учебный год)
1.Формирование навыков продуктивного взаимодействия со сверстниками, участие в групповых проектах;
2.Формирование навыка развернутых высказываний в учебной ситуации и общении со сверстниками
3.Снятие тревожности ,приобретение навыков уверенного общения с окружающими
Режим пребывания ребенка в ОУ
5 дней в неделю в щадящем режиме, по 2-3 урока, начало учебного дня -15.00 (домашнее обучение), с индивидуальными занятиями психолога, логопеда
II. Создание «Безбарьерной среды»
Потребности ребёнка
Специальный режим в образовательном процессе (предоставление места и времени снятия учебного напряжения). Смысловое структурирование всех видов взаимодействия (планы, алгоритмы, памятки), сигнальные опоры, ускоряющие узнавание и запоминание объектов (зрительные, тактильные).
Направления деятельности
В соответствии с потребностями ребёнка и задачами на период:
– создание зоны для релаксации
– разработка наглядных алгоритмов
– обогащение словаря и знаний об окружающем
мире за счёт опоры на визуальную и тактильную информацию.
– создание условий для учебного и внеучебного взаимодействия со сверстниками в классе
Ресурсы для решения
и ответственный
учитель
Сроки
Выполненя
1.09.2016- 31.05. 2017
Построение комфортной среды:
-изменения в помещениях (основная комната в группе. Кабинет психолога, рекреация и т.д)
– материалы для нормализации тонуса
визуальная поддержка
-— зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны
— оборудование места для подвижных игр и т. д.
— расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др.
Психолог
Администрация ОУ; Учитель
Психолог, учитель, учитель рисования
По плану развития МОУ в 2016-2017 г
Учебные пособия, дидактические материалы
-тетради в крупную клетку и линейку
-памятки с тезисами к каждому уроку
(сигнальные существенные признаки)
Русский язык ,ФГОС ,В.П.Канакина Математика, ФГОС, М.И. Моро «Математика»; Окружающий мир, ФГОС, А.А. Плешаков;Технология,ФГОС,Н.И.Роговцева,; Музыка, ФГОС, Е.Д. Критская Изобразительное искусство,ФГОС,Е.И.Коротеева
Все специалисты
Сроки выполнения 2016-2017
Психолого-педагогическое сопровождение
(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно по решению ПМПк СОШ №
Основное направление деятельности
Показатели достижений ребёнка (зона ближайшего развития)
Режим и формы работы
Конкретные задачи на период (зона актуального развития)
Необходимый специалист
Формы оценки результатов работы (динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста
Диагностика
Легко и быстро устанавливает контакт. В ситуации обследования не усидчив, неуверен в себе. Работоспособность снижена.. Обучаемость по школьным предметам ниже среднего. Требуются все виды помощи; перенос знаний затруднен. ЗУН не соответствуют возрастной норме.
Индивидуальное обследование дефектологом, психологом, логопедом в течение недели (тестовая диагностика, наблюдение, непосредственное общение с ребёнком), наблюдение в классе учителем ( общение, выявление уровня общения со сверстниками, взрослыми)
Установить перспективный уровень развития ребёнка на три месяца ( с опережением) реального уровня ребёнка.
Выявить личностные особенности развития, коммуникативные навыки, сформированность культурных и гигиенических навыков).
Выявить особенности познавательного развития ( внимание, память, мыслительные операции)
Психолог, логопед, дефектолог, учитель
Первичный уровень психо-физического развития ребёнка
Коррекционно-развивающая работа
Показатели достижений ребёнка (зона ближайшего развития)
Режим и формы работы
Конкретные задачи на период (зона актуального развития)
Необходимый специалист
Формы оценки результатов работы (динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста
Развитие зрительной ориентировки в пространстве
Различение пространственных отношений (вверху – внизу, впереди(спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом, с , около).
1 раз в неделю индивидуально после уроков Развивающие игры, работа с картинками и телом
Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве
Педагог-психолог
Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания
Коррекция нарушений чтения и письма
Чтение: читает по слогам
Письмо: при письме ошибки орфографического и дисграфического характера.
2 раза в неделю
Различение оптически сходных букв. Научить чтению по слогам +целыми словами, пониманию прочитанного текста
Учитель-логопед
Проверочные задания: диктант, анализ письменных работ с уроков и занятий. Беседа с учителем, другими специалистами.
Освоение правил поведения в школе
Эмоционально- волевые нарушения,
Сопровождение на уроках
Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками. Придерживается правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками
психолог
Наблюдение на уроках. Беседа с учителем и другими специалистами.
Моторика кистей и пальцев рук
Слабая. Рука быстро устаёт, ручку держит не правильно
Индивидуальная работа у дефектолога и в классе у учителя. Работа должна проводится ежедневно в «Уголке развития мелкой моторики». Упражнения для укрепления мелкой моторики рук(массаж, самомассаж).
Задания на штриховку, обводить предметы, работать со спичками, палочками.
На уроках рисования и труда(аппликация, рисование, труд) вырезает, клеит, рисует.
Учитель-предметник
Проверка практических умений работы с карандашом, ножницами, шнуровкой.
Социальная адаптация
Правила поведения в школе. Принятие себя и других. Правила общения. В коллективе принятый.
Взаимодействие в большой и малой группе Работа в коллективе. Индивидуальные занятия,беседы, игры. Участие в КТД
Формировать чувство товарищества,,взаимовыручки,сопереживания,сочуствие. Интереса к коллективу
Социальный педагог
Игры,КТД.беседы,занятия,работа в коллективе
IV. Освоение образовательной программы
Предмет (образовательная деятельность)
Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения 3 месяца)
Зона актуального развития на ребёнка (конкретные задачи для ребёнка на период)
Формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия)
Показатели достижений (в терминологии наличия компетентности)
Формы оценки индивидуальных достижений. Результатов освоения программы ДОУ (карта успеха, профиль умений)
Математика
знать/понимать: состав чисел первого-второго десятка;
уметь :называть, записывать и сравнивать двузначные числа; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10-20;решать текстовые задачи в 1-2 действия
Обеспечение режима; наблюдение за динамикой развития; работа по рекомендациям специалистов, занятия ежедневно, инд .работа, коррекционно-развивающие занятия с использованием предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический). Пошаговый алгоритм действий. Использование дидактических игр и упражнений на развитие математических представлений.
Индивидуально. Учитель
Карточки, алгоритмы решения задач.
освоил порядковый и количественный, обратный и парами счёт в пределах 20 ,понимает отношение между числами в пределах 20
знает геометрические фигуры и видит их в формах окружающей среды ,решает задачи с помощью учителя ,считает по линейке
Составить профиль умений по математики. Отображать графиками успехи ребёнка по направлению коррекции
Русский язык
осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, находить в слове ударный слог, писать под диктовку, – оформлять предложения и тексты в устной и письменной речи, делить слова на слоги и переносить слова; каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв;
Учить правильной посадке при письме ,работать со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивать письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов ,писать под диктовку
Фронтальная, индивидуальная (карточки на
уроке, дополни-
тельные индивидуальные занятия
с логопедом), учитель
определяет место ударения в слове;
пишет под диктовку по буквам, оформляет предложения и тексты в устной и письменной речи с ошибками, делит слова на слоги, находит ударный слог и переносит слова с помощью учителя ,при списывании предложений пропускает ,искажает буквы
1). Устный опрос
2). Диктант
3). Работа с карточками
4). Логопедическая
оценка динамики
развития письмен-
ной и устной речи
Окружающий мир
Знать свой домашний адрес и адрес школы;
правила безопасности при переходе улицы;
основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
уметь: различать объекты неживой и живой природы;
различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных,
предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека
называть основные особенности каждого времени года
проводить наблюдения и ставить опыты;
оценивать правильность поведения людей в природе
Индивидуальная (тесты, презентация. Учебник) учитель
Знает свой домашний
правила безопасности при переходе улицы;
основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
различает объекты неживой и живой природы;
называет основные особенности каждого времени года,
различает изученные группы растений и животных
Устный опрос.
Музыка
Разделы программы на период:
Россия- Родина моя
День, полный событий
О России петь – что стремиться в храм
Гори, гори ясно
В музыкальном театре
В концертном зале
Чтоб музыкантом быть ,так надобно умение
Познакомить: с основными средствами музыкальной выразительности;
С народной и профессиональной музыкой. Слушание сочинений отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3) Познакомить с разнообразием жанров народных песен . (Образы защитников ОтечестваОпера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка. . Музыкально-поэтические образы. «Осенняя песня» П.Чайковский.
Познакомить с музыкальными инструментами. Слушание оркестра русских народных инструментов.
Индивидуальная
Слушает музыку, но не запоминает композиторов.
Знает музыкальные инструменты
Рисунки. Устный опрос.
Изобразительное искусство
Разделы программы на период:
1.Мир изобразительных (пластических искусств
2.Художественный язык изобразительного искусства
3.Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Познакомить с основными жанрами и видами произведений изобразительного искусства;
известными центрами народных художественных ремесел России;
Показать различие основных теплых и холодных цветов;
Познакомить с различными видами изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
Индивидуальная
Рисунки. Устный опрос.
Физкультура
Разделы программы на период:
1.Знания о физической культуре
2.Способы физкультурной деятельности
3.Физическое совершенствование
Познакомить: с физической культурой народов Древней Руси; видами физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные Закаливанием организма (обливание, душ).
Познакомить с комплексом общеразвивающих физических упражнений
Индивидуальная
Выполняет по мере возможности.
Комплекс упражнений. Игры. прыжки
Литературное чтение
Основные задачи :
Развивать осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.
Техника чтения до 30 слов в минуту.
Оказание помощи при построении высказывания;
Чтение художественных произведений (сказки, стихотворения) поучительного характера.
Воспитание положительного отношения к обучению, средствами поощрения (за выполнение доступных заданий), привлекательной внешней учебной среды
воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему
индивидуальная
Читает 15 слов в минуту по буквам+слог, составляет предложения к иллюстрации ,пересказывает ,наизусть рассказывает стихотворения
устный опрос;
тематический контроль;
итоги мониторинга по технике чтения
Технология
Разделы программы на период:
1.Человек и земля»
2.Человек и вода
3.Человек и воздух
4.Человек и информация
Помочь: овладению технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Показать позитивное эмоционально-ценностное отношение к труду и людям труда.
Индивидуальная
Аппликация, изготовление изделий из различных материалов.тестопластика
Развитие речи
Увеличение количества слов предметов. Составление простых предложений с обогащением другими частями речи.
Продолжать работу над обогащением словаря с практической направленностью. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта. Развивать индивидуальные способности в творческой речевой деятельности. Продолжать развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. Побуждать к высказываниям и описаниям того, что видел. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
Учитель-логопед
Словарный запас слов ниже возрастной нормы (составляет упрощенные предложения по предложенным картинкам; с ошибками составляет предложения из данных слов в начальной форме). Грамматический строй речи нарушен (образует притяжательные, относительные, качественные прилагательные с ошибками; понимание верификации предложении частичное; затрудняется дополнять предложения предлогами; допускает ошибки в образовании мн. ч. существительных в И. и Р. падежах; понимает обратные конструкции). Слоговая структура слова не нарушена.
Диагностика, устный опрос
Состояние артикуляционной моторики. Навыки звукопроизношения
Сформированность фонематических процессов
Подвижность органов артикуляции достаточна. Звукопроизношение нарушено.
Фонематические процессы ниже возрастной нормы (не допускает ошибки в произношении простых слоговых цепочек; выделяет первый и последний звук в слове; с помощью выделяет количество слов в предложении; при помощи определяет количество слогов в слове).
Продолжать развивать длительность речевого выдоха. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).
Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов. Упражнять в выделении заданных звуков из слова, в подборе слов с заданными звуками. Совершенствовать навык слогового анализа слов. Продолжать совершенствовать навык анализа простых и сложных предложений без
предлогов и с предлогами.
Учитель логопед
Учитель логопед
изолированно и в связной речи все звуки произносит правильно). Темп и ритм речи не нарушен
Правильно произносит слоговые цепочки; выделяет первый и последний звук в слове; выделяет количество слов в предложении; определяет количество слогов в слове).
Диагностика, устный опрос
Диагностика, устный опрос
V. Формирование социальной компетентности
Направления деятельности
Конкретные задачи на период
Формы деятельности
Показатели достижений
Формы оценки достижений
Ответственные
Формирование
адекватного
поведения в учебной ситуации (на уроке)
— самостоятельно
готовится к уроку;
выполняет задания
учителя на уроке;
Наблюдение в
процессе урока и
на перемене, анализ
общего для
специалистов
дневника
наблюдений
Отработка навыка
ориентирования по
карточкам с алгоритмом деятельности
на уроке;
анализ ребенком
собственной деятельности на уроке
Готовность к уроку
Выполненные
письменные задания
на уроке
Все
специалисты
Формирование
умения
контролировать
свою
деятельность
на уроке
— сверять свое
поведение в
учебном процессе с
памятками; уметь
изменить свое поведение, если оно не
не соответствует
ситуации; уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения
Наблюдение в
процессе урока;
анализ общего для
специалистов
дневника
наблюдений;
изучение продуктов
учебной
деятельности;
беседа с
родителями
Индивидуальные
занятия со
специалистами
(психолог, логопед,
дефектолог) и
занятия в классе
(учитель)
Освоение работы
с памятками;
соответствие
поведения учебной
ситуации;
обращается за
помощью к учителю.
Все
специалисты
Формулируя задачи на конкретный период учитель, педагог-психолог, логопед, дефектолог и другие специалисты, определяют, какие именно из универсальных действий (учебных), коммуникативных и др. необходимо сформировать у ребёнка в первую очередь для освоения образовательного уровня, адаптации в социуме.
Подпись классного руководителя
Подпись родителей
Дата 1 сентября 2016г.
Источник
Индивидуальный образовательный
маршрут развития ребенка
2015-2016 учебный год
Воспитатель: Ерлыченко Г.Ю.
старшая группа
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
ОБЩИЕ ДАННЫЕ:
Ф.И.О. ребенка | Кирилл К. |
Возраст | 5 лет |
Сведения о семье | Семья полная, 1 ребенок. |
Мать (ФИО, образование) | Екатерина Ивановна К., образование: высшее, возраст: 33 года |
Отец (ФИО, образование) | папы: ВикторРоманович К., образование: высшее, возраст: 35 лет |
Воспитатели (ФИО): | Ерлыченко Г.Ю. |
Анализ развития ребенка:
Раздел «Соматическое здоровье»: 2 группа здоровья; часто болеет; слабый аппетит, дневной сон в норме.
Раздел «Особенности моторной сферы»:
Общая моторика: норма, темп средний. Ведущая рука: левша.
Раздел «Характеристика познавательной сферы ребенка»:
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; не способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий.
Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; слабо подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам)
Сформированность навыков рисования: в норме.
Сформированность элементарных математических представлений:
Количество и счет: слабо дифференцирует понятия «один-много», не владеет количественным счетом в пределах программного материала, не знает элементы знаковой символики (, +, – ,=), не владеет составом числа первого десятка, не решает примеры в пределах программного материала.
Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
Восприятие формы: группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.
Временные представления: слабо ориентируется во времени суток и последовательности названия дней недели.
Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, работает медленно и слабо принимает направляющую помощь; преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи: в пределах возрастной нормы.
Словарь: норма.
Грамматический строй речи: сформирован.
Связная речь: требует дальнейшего развития; характер предложений (сложные), умеет отвечать на вопросы взрослых полной фразой, умеет строить предложения по демонстрации, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможен диалога.
Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: есть интерес к игрушкам, любимые игры, понимает правила игры, выполняет их, редко вносит изменения в содержание игры
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков
Основные трудности, отмечаемые в общении: трудностей нет; умеет поддерживать игру, но предпочитает быть в одиночестве.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, есть в наличие инициатива, уступчив, наблюдается пассивность в процессе общения с детьми; поведение: спокойное, адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям; склонность прийти на помощь, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.
Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение: доброжелательный, спокоен, уравновешен.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута Кирилла К.:
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольника и социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка.
- Организовать единую систему работы педагогов, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию их ребенка.
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
- Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия).
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута использую на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития,
– принцип соблюдения интересов ребенка,
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации),
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы,
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Организация индивидуального сопровождения ребенка Кирилла К.
Месяц | Направление | содержание |
сентябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. |
«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. | ||
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. | |
Коллективные работы по изобразительной деятельности. | ||
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. | |
Развитие игровой деятельности | Побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов | |
октябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Чтение художественной литературы; |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. | |
Развитие игровой деятельности | В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности – жесты, мимику, интонацию | |
Ноябрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | «Сочинение творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. | |
Развитие игровой деятельности | Сюжетно-ролевые – игры | |
Декабрь | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Дидактические игры («Правда или нет»). |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Развивать эмоциональную отзывчивость – проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», | |
Развитие игровой деятельности | Развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; | |
Февраль | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» – «щедрость» и др.) |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков. | |
Развитие игровой деятельности | Дидактические и подвижные коллективные игры | |
Март | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Трудовая деятельность (различные виды труда). | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Игры драматизации. | |
Развитие игровой деятельности | Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе) | |
Апрель | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова» |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью. | |
Развитие коммуникативной и социальной компетентностей ребенка | Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения» | |
Развитие игровой деятельности | Устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации | |
Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Сочинение творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением рисунками. | |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала). | |
Развитие игровой деятельности | Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии. | |
Май | Организация работы по эмоциональному благополучию ребенка | Развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») |
Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям | Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимоп? |