Прикладное творчество и развитие ребенка

Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.

Что такое декоративно-прикладное творчество?

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими. Фантазия, талант и умелость рук позволяют из природных материалов создавать предметы быта и интерьера, а из простых предметов — произведения искусства.

Исторически сформировалось множество самобытных направлений декоративно-прикладного творчества. Это вышивка, лепка, художественная роспись, шитье, ковка металла, чеканка, резьба по дереву, работа с природными материалами.

Актуальность приобщения к творчеству детей

Стремление познать и преобразить окружающий мир заложено в детях с раннего детства. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.

Вовлечение детей в творческий процесс формирует в них важные жизненные качества и раскрывает их способности. Помимо формирования художественных и прикладных навыков работы с тем или иным материалом, дети в процессе творчества получают огромный опыт общения и созидания. Работая и общаясь в коллективе, дети учатся взаимопомощи, умению слушать и понимать.

Проявляются и формируются качества личности, такие как наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность. А развитие фантазии, умение преображать вещи, добиваться своей цели — формирует уникальную целеустремленную личность, уверенную в своих силах и способностях.

Направления работы

В процессе знакомства и приобщения детей к творчеству важно сформировать у них желание взаимодействовать с предметами с целью их улучшения и видоизменения; создать атмосферу, когда ребенок уверен, что он может сделать что-то новое, получив при этом положительные эмоции и одобрение окружающих.

Цели и задачи творческого развития детей 3-7 лет

Результатом как основной цели, так и многогранных задач по приобщению ребенка к декоративно-прикладному творчеству, является формирование гармонично и интеллектуально развитой самостоятельной творческой личности, наделенной широкими знаниями о предметах окружающего мира и возможностях их творческого преображения.Подробнее цели и задачи творческого развития детей представлены в таблице.

Цели творческого развития детей

  • формирование художественного и эстетического вкуса, развитие творческих способностей;
  • развитие математического и логического мышления;
  • совершенствование речи и образного мышления;
  • формирование социальных навыков (общение, сдержанность, взаимопомощь, умение слушать и понимать);
  • воспитание морально-волевых качеств (желание доводить дело до конца).

Задачи творческого развития детей

  • ознакомление с основными направлениями декоративно-прикладного творчества;
  • ознакомление со свойствами материалов;
  • формирование навыков работы с инструментами и способами обработки материалов;
  • знакомство с различными техниками работ;
  • создание представления о возможности видоизменять вещи, составлять логические схемы их преображения для достижения конечного результата;
  • развитие координации движений рук и навыков внимательности;
  • воспитание интереса к ручному труду, как способу преображать окружающий мир и создавать вещи своими руками.

Техника работы по ручному труду

Осваивая основы декоративно-прикладного творчества, дети обучаются ручному труду. Прежде всего, это умение обращаться с инструментами, а так же с помощью инструментов, приспособлений и техник обрабатывать материал, создавая предметы и произведения декоративного искусства.

Обучение ручному труду проводится от простых методов к более сложным. Параллельно с этим постигаются основы моделирования и конструирования.

Сенсорное воспитание

Декоративно-прикладное творчество для детей – один из способов, который в увлекательной форме позволяет раскрыть в ребенке все заложенные способности. Обучение основным направлениям и техникам строится поэтапно.

https://www.youtube.com/watch?v=UqH0hnnqg0U

Со временем ребенок все больше постигает структуру, свойства материалов с которыми он работает, понимает как тот или иной материал может повести себя при определенной обработке, какая получится форма или как изменятся свойства предмета. Это является основой сенсорного воспитания. Дети начинают чувствовать фактуры, возможности взаимодействия с предметами, понимать цвета, их гармоничное сочетание.

Эстетическое воспитание

Из задач сенсорного воспитания естественным образом формируется эстетическая основа мировоззрения ребенка. Эстетическое чувство – это восприятие и видение прекрасного в произведениях творчества, природе и жизни.

Человек с развитым чувством прекрасного, всегда будет самодостаточным и уверенным в себе.

Главной задачей эстетического воспитания является раскрытие в ребенке чувства созидания, которое позволяет видеть и оценивать гармоничное сочетание цветов и фактур, создавать художественные композиции, выбирать цвета, соответствующие задуманному образу.

Нравственное воспитание

Декоративно-прикладное творчество для детей – это увлекательное занятие, что развивает умение трудиться в коллективе. Общаясь с ровесниками и преподавателем, у ребенка формируются социальные навыки, которые помогают в формировании личности.Личностные навыки, которые формируются при работе в коллективе:

  • усидчивость и внимательность;
  • умение слушать, понимать и повторять показанные действия;
  • товарищеские чувства и взаимопомощь;
  • самостоятельность при планировании и достижении цели;
  • повышение самооценки при получении положительного результата.

Какие материалы используются для работы?

Для целей детского творчества используются разнообразные материалы. Это могут быть природные, бросовые материалы, ткани, веревки, старые вещи, бумага и многое другое. Цель декоративного искусства – при помощи подручных материалов создать вещь, которая бы могла использоваться в быту или служить украшением.

Материалы, которые потребуются:

  • бумага: цветная, гофрированная, писчая, папирусная, бархатная, газетная, двусторонняя, самоклеящаяся, калька, бумажные салфетки, фольга;
  • картон: белый, цветной;
  • ткань: хлопчатобумажная, льняная, синтетическая, цветная, однотонная, с рисунками;
  • вата: хлопчатобумажная вата, ватные палочки и диски;
  • природный материал: семена растений, фруктов и овощей, шишки, желуди, листья, ветки деревьев, перья, камни, песок;
  • крупа разных видов, фигурные макароны;
  • бросовый материал: банки пластиковые, коробки, крышки;
  • деревянные палочки, зубочистки;
  • декоративные элементы: бусины, стразы, бисер, пайетки, тесьма;
  • пластилин, соленое тесто, глина;
  • нитки и веревки разных видов и разных цветов;
  • клей-карандаш для бумаги, клейстер из крахмала, клей ПВА;
  • краски, кисточки, фломастеры, карандаши, маркеры;
  • влажные салфетки для рук, клеенка, банка-непроливайка для воды.

Виды декоративно-прикладного творчества

Декоративно-прикладное творчество в зависимости от используемых материалов и техник классифицируется по видам.

Для детей эта классификация имеет упрощенный вид и представлена следующими типами:

  • моделирование из эластичных материалов (лепка);
  • работа с бумагой и моделирование из бумаги;
  • применение техники нанесения узоров;
  • моделирование из ткани, ниток, природных материалов.

Экопластика

Экопластика – это поделки из природного материала. Моделирование образов животных, пейзажей, предметов из материалов, собранных в лесу – бесценный опыт, богатый эстетическими переживаниями, помогающий развить фантазию и воображение у ребенка.

Экопластика из природных материалов бывает 2 видов:

  • моделирование;
  • аппликация.

Моделирование включает в себя использование природных материалов (шишек, желудей, каштана, семян, веточек) и пластичной основы (пластилин или соленое тесто). Оценивая и фантазируя на что похож тот или иной природный объект, ребенок создает композицию, моделирует образ животного или человека.

Некоторые природные материалы, например, колючки от лопуха используются как натуральный конструктор. Они склеиваются друг с другом, и из них можно создавать любой образ или фигуру. Например, фигурку медведя или человека.

Один из видов народно-прикладного творчества для детей — моделирование

Аппликации чаще всего делаются из листьев деревьев. Так, можно нарисовать на листе ежика и вместо иголок приклеить маленькие длинные листики. Или сначала на бумагу приклеить листья, а затем, используя фантазию, подрисовать к ним элементы, создавая образы животных, рыб, птиц или насекомых.

Пластика

Декоративно-прикладное творчество для детей – это деятельность, позволяющая использовать разнообразные пластичные материалы, к которым относятся: пластилин, масса для лепки, глина для моделирования, соленое тесто, цветное соленое тесто.

Из пластичных материалов можно создавать объемные образы, а так же аппликацию на бумаге или картоне.

Создавать красивые фигурки из пластилина, которые порадуют ребенка результатом, лучше всего поэтапно. Выбрав для моделирования мышонка, преподаватель показывает сначала готовый вариант, затем все его части тела лепятся по отдельности, и в итоге соединяются в готовую фигурку.

Создание аппликации из цветного пластилина – не менее увлекательный процесс. Нарисованный на картоне небольшой сюжет, выкладывается, как мозаикой, маленькими шариками из пластилина разных цветов, как бы «закрашивая» картину. Такую поделку помещают в рамку.

Новогодние поделки в разной технике

Новогодняя тематика очень привлекательна для детей, она поднимает настроение в предвкушении новогодних чудес. Для изготовления новогодних поделок можно использовать разные техники.

Снежинки из фигурных макарон

Простое, но очень увлекательное занятие – создание елочных украшений в виде снежинок из фигурных макарон.Материалы:

  • макароны разных красивых форм (ракушки, цветы, бантики);
  • клей;
  • серебристая краска;
  • цветные ленты.

Порядок выполнения действий:

  1. Макароны склеивают, создавая симметричные фигурки.
  2. После высыхания клея, снежинки покрывают серебристой краской.
  3. Прикрепляют ленту, чтобы снежинку можно было повесить на елку.

Елка из шишки

Другой интересный вариант – елка из шишки:

  1. Большая сухая шишка раскрашивается в зеленый цвет.
  2. С помощью клея шишка украшается различными декоративными бусинами, стразами, лентами, блестками наподобие настоящей новогодней елки.

Работа с бумагой

Большой простор для творчества и вдохновения дает работа с бумагой. Существуют сотни техник использования бумаги в творчестве.

Сюда можно отнести следующие:

  • радужное складывание (складывание полос бумаги под углом, создавая закручивающуюся спираль);
  • оригами (классическое, мокрое, киригами, кусудама, модульное оригами);
  • бумагопластика (создание барельефов, используя пластичность бумаги);
  • квиллинг (создание узоров за счет скручивания бумажных полосок);
  • папье-маше (создание объемных фигур посредством их формирования из пластичной размоченной бумаги, смешанной с клеевой основой);
  • скрапбукинг (декорирование альбомов, дневников, записных книжек различными бумажными элементами);
  • торцевание (бумажная аппликация из маленьких кусочков гофрированной бумаги).

Для детского творчества выбираются наиболее адаптированные техники. Создание фигурки из папье-маше, например, декоративной тарелки, доступно даже дошкольнику.

Порядок создания поделки:

  1. Маленькие кусочки тонкой бумаги смачиваются в клейстере и слой за слоем выкладываются на наружную поверхность простого блюдца.
  2. После высыхания бумажную заготовку снимают с блюдца.
  3. Блюдце из папье-маше окрашивают в белый цвет и наносят на него узоры.

Квиллинг – один из популярных видов творчества, развивает в детях воображение и доставляет эмоциональное удовлетворение от полученного результата. Процесс работы увлекательный, но не сложный.

В наборах для квиллинга есть большой выбор полос бумаги разных цветов. Их скручивают в спирали, формируя с помощью прищипывания геометрические фигуры. Полученными элементами выкладывают подготовленный рисунок. Поделка получается яркая и ажурная.

Техники рисования

Рисование – это создание художественного образа с использованием различных техник нанесения краски.

Самые популярные техники рисования, используемые в детском творчестве:

  • витражное рисование;
  • рисование аэрографом (или выдувание краски при помощи трубочки);
  • граттаж (царапанье с помощью острого предмета на листе, закрашенном черной краской);
  • рисование отпечатками пальцем и ладоней;
  • народная роспись (хохломская, городецкая, жестовская роспись);
  • орнамент (нанесение и чередование повторяющихся элементов).

Использование ярких красок и создание собственных художественных произведений очень вдохновляет детей. В технике рисования отпечатками пальцев можно нарисовать картину с гроздью рябины, где красные ягоды созданы при помощи пальчикового рисования.

Так же можно украсить открытку, нарисовав на ней гирлянду, а обмакнув пальцы в разные цвета, повесить на гирлянду цветные лампочки. Рисование аэрографом или просто выдувание краски на листок бумаги позволяет создать настоящие шедевры.

Панно с использованием листьев:

  1. На листе бумаги раскладываются листья разной формы.
  2. Сверху разбрызгивается краска одного или разных цветов.
  3. Листья убираются с бумаги, и на пестром листе остаются белые контуры.
  4. Вместо листьев используются различные шаблоны, краску можно наносить поэтапно.

Работа с нитками, веревками

Макраме и разные техники вязания – это лишь малая часть техник, которые используются в декоративно-прикладном творчестве для детей. Макраме – несложный вид творчества, позволяющий создать различные декоративные элементы для интерьера посредством плетения и завязывания узлов разных видов.

Обучение детей вязанию из ниток на спицах и крючком лучше начинать с младшего школьного возраста. Для дошкольников существует множество других видов творчества с использованием ниток и веревок.

Примеры поделок из ниток:

  • аппликация из ниток на листе бумаги или картона (маленькими отрезками толстых ниток для вязания при помощи клея на листе бумаги выкладываются сюжеты, создаются цветы и узоры);
  • плетение браслетов (с помощью техники макраме, а так же других видов плетения создаются красивые яркие браслеты);
  • создание игрушек из помпонов и кисточек (помпоны и кисточки соединяются вместе наподобие мягкой игрушки);
  • шары из ниток (воздушный шарик плотно обматывается нитками, смоченными в клее ПВА. После высыхания клея шарик лопается и вынимается. Остается ажурный цветной шар из ниток, который можно использовать как праздничный декор).

Работа с тканью

Использование ткани в работе с дошкольниками занимает важное место. Чаще всего детей учат разным техникам вышивки и декоративных строчек. Создание из тканей мягких игрушек так же очень привлекает детей.

Популярным детским творчеством является создание мережки на небольшом отрезе ткани.

Этот процесс требует терпения и усидчивости, но результат превосходит ожидания. Например, можно создать свой собственный носовой платок с мережкой по краям и вышитыми инициалами на одном из углов.

Мягкую игрушку можно создать из носка, снеговик из белого носка делается очень просто:

  1. Носок набивается ватой, перетягивается нитками для получения снежных шаров, из которых состоит снеговик (лучше разделить на 2 части – голову и туловище).
  2. С помощью бусинок делаются глаза, нос и рот.
  3. На голову снеговику надевается колпак из обрезка цветного носка, другой обрезок надевается ему на шею в виде шарфа.

Работа с нетрадиционными материалами

К нетрадиционным материалам можно отнести бросовые материалы: пластиковые бутылки, упаковки от йогуртов, киндер-сюрпризов, втулки от бумажных полотенец, бумажные кассеты из-под яиц, ватные диски, ватные палочки, трубочки для коктейля.

Кассета из-под яиц может с легкостью превратиться в цветную гусеницу, для этого нужно:

  1. Отрезать одну полоску с ячейками и раскрасить каждый сектор разными цветами.
  2. На голове гусеницы нарисовать глаза.
  3. Из раскрашенных спичек сделать рожки гусеницы.

Чтобы сделать облако с радужным дождем, нужно взять:

  • лист цветной бумаги;
  • 5 ватных дисков;
  • цветные полоски из бумаги, соответствующие цветам радуги.

Порядок выполнения работы:

  1. На лист вертикально крепится радуга из цветных полосок бумаги (так, чтобы верхние края полосок были чуть выше середины листа).
  2. Верхние края радуги закрываются облаком из приклеенных ватных дисков, в виде облака.

Аппликации из ватных дисков всегда выглядят аккуратно и красиво.

Смешанные техники

Смешанные техники подразумевают под собой использование одновременно 2 или более техник декоративно-прикладного творчества. На примере поделки «Снеговик из одноразовой ложки» можно представить, как сочетаются техники рисования, работы с тканью и нитками.

Для поделки необходимы следующие материалы:

  • большая одноразовая ложка;
  • маленький цветочный горшок;
  • моток белых ниток;
  • цветной лоскуток или носок;
  • краски, кисточка, маркеры.

Порядок выполнения работы:

  1. Цветочный горшок раскрашивается в синий цвет, на него белой краской наносятся снежинки (можно нанести одиночные либо в виде орнамента).
  2. Внутрь горшка приклеивается кусок пенопласта, в который затем втыкается рукоятка ложки.
  3. Ложка (ее выпуклая часть) служит лицом снеговика. Лицо снеговика рисуется тонкими маркерами.
  4. Из белых ниток делаются маленькие помпоны, напоминающие снежки, которые укладываются в горшок поверх пенопластового крепления.
  5. На ложку надевается колпак и шарф, сделанные из цветного носка или обрезка ткани.

Использование в образовании дошкольников элементов декоративно-прикладного творчества учитывает возрастные особенности детей: их природное любопытство и стремление познавать новое. Одновременно с этим стимулируется формирование личности ребенка, раскрывающее его творческие способности и таланты.

Видео о самых красивых видах декоративно-прикладного творчества

13 самых красивых видов декоративно-прикладного искусства:

Источник

Декоративно-прикладное творчество в жизни детей.

Важное место в жизни ребенка занимает свободное время, когда идет восстановление сил после долгого дня в школе насыщенного большим объемом информации. В силу своей занятости, родители не могут активно участвовать в организации свободного времени своих детей. Вследствие чего, в некоторых случаях это может превратиться в опасное время препровождение. Поэтому рекомендуем детям проводить свободное время от школы, в кружках учреждений дополнительного образования детей.

Центры детского творчества – это учреждение дополнительного образования, которое посещают дети школьного и дошкольного возраста. Это место где они проводят свое свободное время. В ЦДТ работает множество объединений по различным направлениям. Занимаясь в кружках, дети не только заполняют свое свободное время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений, навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. На занятиях в кружке ребенка научат общаться со сверстниками и взрослыми, научат нормам поведения в обществе, взаимовыручке, взаимоуважению – это воспитательная функция.  В ходе занятиями кружкой работой дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в различных сферах деятельности. Руководитель кружка своего рода, наставник в самоорганизации ребенка. Именно здесь  школьник получит необходимые навыки, интересные и полезные для него. Посещение библиотек, кинотеатров, музеев все это входит в  деятельность работы, и организации не только занятий,  но и досуга детей.

Одним из наиболее часто встречающихся направлений кружковой работы в ЦДТ является декоративно-прикладное творчество. Такого рода занятия способствуют развитию эстетического отношения к действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок развивает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве.

Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.

Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.

В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

Воспитательный идеал сформулирован в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. А сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок! Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.

 При овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного творчества у ребят происходит активный процесс мышления, который включает в себя самые различные сферы знания, такие как математика, геометрия, природоведение, литература, технология и многое другое.

Не менее важным аспектом для учащихся в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является важным моментом в занятиях декоративно-прикладным творчеством. Способность четко и ясно выражать свои мысли, описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко формируются именно в младшем школьном возрасте.

Занятия декоративно-прикладным творчеством имеет ряд преимуществ:

–   малозатратность, возможность работать с подручным материалом без специального выделения финансов на его закупку.

–   многофункциональность, один вид декоративно-прикладного искусства может использоваться для совершенно разных целей, все зависит от фантазии ребенка.

–  при различной степени сложности работы, ребенок может совершенствовать технику выполнения работы в течение всего обучения.

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации свободного времени детей . Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.

Творческие способности учащихся при применении декоративно-прикладного творчества развиваются посредствам следующих действий:

·         в предварительном создании эскизов на бумаге;

·         в продумывании элементов узора;

·         в расположении их на объемах;

·         в создании предметов декоративного характера;

·         умения найти способ изображения и оформления предмета;

·         в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Таким образом, мы наблюдаем спектр различных направлений развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста посредствам декоративно-прикладного искусства.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного творчества и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных вышивок, плетений  характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому. Родители учащихся проявляют большой интерес к занятиям, активно посещают выставки, концерты и другие мероприятия. В конце каждого учебного года проводятся отчетные выставки детских работ, которые с большим удовольствием посещают родители совместно с детьми.

Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного творчества на развитие ребенка:

1.     формирование мыслительных операций;

2.     развитие математических представлений;

3.     формирование речи и образного мышления;

4.     патриотическое и нравственное воспитание;

5.     воспитание нравственно-волевых качеств;

6.     формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;

7.     приобщение к активной творческой деятельности;

8.     понимание общественной значимости своей деятельности.

Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка, мы видим, насколько разносторонне помогает ему развиваться  именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.

Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Благодаря таким занятиям, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.

Источник