Приемы развития внимания ребенка дома
Сегодня рассеянный ребенок – это совсем не редкость. Есть дети, которые спокойно могут высидеть уроки в школе и дома без проблем продолжат заниматься, но… это реальность не для всех. Зачастую к дисциплине это вообще не имеет отношения. Причин того, почему школьник не может усидеть на месте на уроке, вечно крутится и отвлекается, конечно, много. Может уроки откровенно скучны, а может он просто не может иначе – вот такая особенность внимания. Я даже не говорю о синдроме дефицита внимания, который все больше набирает обороты.
Я сама столкнулась с ситуацией, когда ребенок не может сосредоточиться на уроках и постоянно отвлекается на все вокруг. Соответственно, это мешает учиться и ему и окружающим. Хотя в нашей ситуации этот фактор еще и сильно мешал становлению речи. Все ведь взаимосвязано.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы делаем различные упражнения на развитие внимания и концентрации. Они не оригинальны, но работают практически всегда. Вот о нескольких из них моя статья сегодня. А еще есть ее продолжение вот тут.
1. Шифровка
Подходит для тех, кто уже умеет хоть немного читать. Можно использовать с любым возрастом от дошкольника до подростка. Нужно лишь правильно подбирать слова.
Практически, это упражнение на анаграммы. Можно взять любое слово или слова и поменять буквы местами. Слово КНИГА превратится в АНКИГ. Попросите ребенка составить слово из букв. Получилось?
Тогда усложните задачу – составьте хорошо известную фразу или пословицу, переставив букв в каждом слове.
емсь зар метьор идон зра рожеть. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
2. Логические шифровки
Это продолжение предыдущего упражнения, но тут мы добавляем построение логических рядов. Все же знают игру “Найди лишнее слово”? А тут каждое из этих слов нужно еще и построить правильно из букв. Задачка интересная и порою непростая. Ребенок не только тренирует наблюдательность, но и развивает мышление.
А еще прелесть ее в том, что слова вы можете брать из тех предметов, с которыми трудности или просто по текущей теме. Если ребенок уже постарше, то никаких проблем. Лишь сами слова будут значительно сложнее. Например:
чалпе-аупк-куж-ргач (пчела-паук-жук-грач… последнее явно не в тему)
тисоиря-лиобояиг-галерба-рожапкеб (история-биология-алгебра-пробежка… что же тут лишнее?)
Корректор
Тема развития внимания не обходится без методики корректурных проб. Вы точно их видели. Это массив из разных знаков (узоров, букв, цифр или символов). Обычно в задании необходимо за определенный промежуток времени обвести/ подчеркнуть или заполнить фигуры разными способами. Опять же для разного возраста просто разная сложность.
Например, в массиве из букв нужно найти и подчеркнуть одну букву, другую обвести, а третью – зачеркнуть. Или же в массиве разных фигур внутри одной нужно поставить плюс, в другой – минус, а в третьей -знак равно. Примеров таких проб в интернете вы найдете сотни.
В любом случае, это действительно здорово развивает концентрацию и внимание! А количество ошибок обычно отображает уровень проблемы. Но нельзя смотреть только по одному дню. Ведь и у детей бывают рассеянные дни. Это упражнение нужно делать регулярно, но не менее двух месяцев. Ведь только повторение приводит к хорошим результатам.
Филлворд (Fillword)
Это тоже известный способ, когда в массиве слов ребенку нужно найти заданные слова. Задание вроде бы простое и незатейливое. Вот только уровень сложности у таких таблиц разный. Представьте, что найти нужно 30 слов… справитесь? 🙂
Графический диктант
Метод ну очень популярный сегодня для занятий как дома, так и в школе. А знаете почему? Он развивает способность слушать, концентрироваться на словах окружающих. В моем случае это постоянная проблема, над решением которой мы работаем. Опять же, тут главное настойчивость и регулярность. А еще место для фантазии, когда над уже начерченным узором или рисунком можно поиграться еще и дорисовать что фантазия пожелает.
Это простые способы, но повторюсь, от этого не менее эффективные. О многих вы слышали и наверное как-то использовали. Многие скажут, что это не очень работает, но поверьте – они действенны. Дело в повторении и постепенном усложнении материала.
Иногда все это кажется скучным и однообразным, но можно рассматривать такие упражнения как небольшую зарядку для мозга. Тут уж все зависит от вашей подачи 🙂 Например, можно их делать с утра или перед тем как сесть за уроки. Они великолепно настраивают на спокойные занятия и помогают сконцентрироваться.
Все бы хорошо, но где взять столько материала. Ведь не будешь вычитывать одно и тоже. Я пользуюсь учебными пособиями для психологов. Это более серьезные книжечки, чем тоненькие сборники для дошколят. Еще составляю материал сама, использую разные онлайн-ресурсы и иногда приложения в телефоне. Не хочу рекламировать, поэтому если вам интересно, то напишите об этом в комментариях. С удовольствием расскажу подробнее.
Если эта тема для вас актуальна, то расскажите какие упражнения или игры вы используете с ребнком. Вдруг что-то пригодится и нам.
Дочитали статью? Не забывайте поставить лайк, если она вам понравилась или подписывайтесь на наш канал!
Источник
Родительское собрание
«Родителям о внимании и внимательности»
Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания детей.
Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности учебной деятельности; приёмы развития внимания ребёнка дома.
Подготовительная работа: анализ работы учащихся на уроках, подготовка упражнений и заданий на внимание; подготовка памяток.
Ход собрания
1 Вступительное слово.
Уважаемые родители!
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным.
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание.
- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)
- Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трава – трва)
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
3.Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания.
Цикл упражнений на развитие внимания
Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова , а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЧЕУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
Упражнение 2. Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:
- АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
- РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР
- РЕТАТЕРТА ГРУММОНД ЛАЙОНОСАНДЕРА
- ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 3. Корректурная проба. Ребёнку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А,М,К,З. эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМЗПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ
Упражнение 4. В рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВЧМЕВНГМШЬ (газета, дом)
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)
ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ (кошка, весна)
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (берёза, книга)
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАООСТВ (пенал, лес)
Упражнение 5. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6. Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙ ХОЛДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7. Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСТРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 8. Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 18, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Упражнение 9. Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в примерах.
Упражнение 10. Решение задач:
На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Задания на внимание
- Нарисуй в тетради точки так, как они расположены на листочке.
- Подчеркни слово, в котором есть звук «_»
- Каким по счёту будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот
- Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны с однозначными и двузначными числами. По команде учителя дети выполняют задания с однозначными числами, затем переходят на двузначные. Установка меняется несколько раз.
- Учащимся предлагается диктант:
Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе.
Пап надел сапоги. Крокодил плавает в реке.
Красные розы цветут в саду.
- Подведение итогов
Классный руководитель раздаёт памятки про развитию внимания учащихся и комментирует их.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Источник
Внимание- направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание тесно связано памятью и мышлением.
Развитое внимание очень важно для человека в любом возрасте. Период активного развития от 1 года до 7 лет. Увлекательные игры и упражнения, приведённые ниже, помогут Вам сделать своего ребёнка более внимательными и принесут много положительных эмоций.
Игры и упражнения на развития внимания.
1. “Хлопни, топни”
Взрослый перечисляет различные слова, а ребенок должен, например, когда услышит название дикого животного хлопнуть в ладоши, а домашнего топнуть ногой.
Аналогичная игра, можно говорить правильные и неправильные утверждения.
2.”Найди букву”
Предложите ребенку в небольшом тексте найти все буквы А (или любую другую). Постепенно усложняйте задачу: искать за определенное время; букву А подчеркни, а Б -зачеркни; найти все слоги МА и т.д.
3. “Найди все предметы“
(листайте галерею)
4. “Спиши”
Предложите ребенку переписать несложный текст или просто строчки из букв вот такого плана: ААПРДО ЕЕНОЛД КЛАЦУЭЖ и т.д.
5. “Найди отличия”
6. “Найди спрятанное слово”
Предложите ребенку, среди букв найди и подчеркнуть заданные слова. Текст должен быть написан одним шрифтом.
Например: ВАРОПАРОМЩХДЛОПСОЛНЦЕ
ПРОИЛОШАДЬОМСЯВУПРТУМАНОЛСНЕГ
7. “Дорисуй и раскрась по образцу”
Вам может быть интересно: “Умные раскраски”
8. Анаграммы.
Анагра́мма (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Другими словами, это перестановка в слове букв, в результате которой получается новое слово. Убирать и дополнять новые буквы нельзя.
9.Раскрашивание специальных раскрасок.
10. Таблицы Шульте
Такая таблица представляет собой (чаще всего) квадрат 5×5 (для детей помладше можно 3×3, 4×4, 4×3) с разделенными в нем 25 ячейками. В таблице пишем в ячейках числа от 1 до 25, в перемешку. Цель игры, как можно быстрее найти все числа по порядку. Кстати, это упражнения хорошо подойдет и для тренировки внимания у взрослых.
11. Загадки обманки.
Например:
Белым снегом всё одето –
Значит, наступает …
лето (зима)
Ночью каждое оконце
Слабо освещает …
солнце (луна)
Друг зверей и друг детей
Добрый доктор …
Бармалей (Айболит)
12. “Найди такой же предмет”
14. “Жучок”
Расчертите игровое поле, в виде клеточек. Пусть ребенок представит, что по этому полю ходит жучок, от указанной точки. Взрослый говорит ходы (одна клетка влево, 2 вверх, одна вправо и т.д.), а ребенок должен только мысленно передвигать его по полю. Периодически проверяйте куда “довел” жучка ребенок. Водить пальцем или рисовать на нем нельзя. Если это сложно, то для начала предложите ему вести пальчиком. Важно, научиться мысленно ориентироваться в заданном поле.
15. Лабиринты.
16.Еще упражнения на внимание.
(листайте галерею)
Игры для детского коллектива
1. “Хлопки”
Очень веселая игра. Игроки садятся в круг и кладут одну руку на бедро сидящему слева, другую с права. Один из игроков начинает игру: хлопает своей рукой по бедру соседа, тот в свою очередь хлопает своему соседу и так по кругу. Постепенно темп увеличивается. Из игры выбывает тот игрок, который ошибся.
2. “Сыщик”
Сыщик (он же ведущий), внимательно разглядывает игроков (примерно 30 секунд), затем выходит из комнаты. В это время, оставшиеся участники меняют что-то в своей одежде, месте расположении, позе (всего 3-5 изменений у каждого, нужно договориться о количестве заранее).
3.”Самый внимательный”
Взрослый или один из игроков загадывает слово, например, “лес”.Дальше поочереди игроки уточняют объект: “высокий”, далее “хвойный” и так далее, каждый раз называется меньшая по масштабу. Выигрывает тот, кто назовет самую мелкую деталь. Для игры лучше брать объекты хорошо знакомые детям: книга, кухня, школа, река и т.д.
4. “Вышибалы или выбивалы”
Подвижная игра с мячом. 2 игрока ведущие, они становятся по краям игрового поля напротив друг друга, остальные игроки в центр поля. Задача водящих “выбить” всех игроков с помощью мяча.
5. “Путаница”
Игроки, кроме водящего становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты. В это время, игроки начинают меняться местами, затем заходит ведущий и пытается определить в каком порядке стояли участники до этого.
Как развивать и воспитывать детей? Советы на все случаи жизни. Каталог статей.
Источник
Родительское собрание.
Тема: «Внимание и внимательность»
Задачи собрания:
- Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
- Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
- Значение внимания для результативности учебной деятельности.
- Приёмы развития внимания ребёнка дома.
Ход собрания.
Наша встреча сегодня посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому, отправляя ребёнка в школу, вы говорите ему: «Будь внимательным! Не отвлекайся на уроке! Хорошо слушай учителя!» Однако, если у ребёнка существуют проблемы с вниманием, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.
Назовём основные свойства внимания, которыми ребёнок должен владеть.
- Концентрация
- Устойчивость
- Распределение
- Переключение
Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
У младших школьников основные свойства внимания развиты слабо в силу недостаточной зрелости нейрофизиологических механизмов мозга. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объём, слабо распределяемо, неустойчиво.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.
Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.
Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять.
А что при этом происходит с вниманием?
Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии со взрослыми и в игре.
Многочисленные исследования учёных-психологов, физиологов показали:
- Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по звучанию. (жуки-зуки)
- Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах, предложениях и цифры в примерах. (трава- трва)
- Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (трава-тарава)
- Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
Упражнения, способствующие развитию основных свойств внимания.
- Развитие произвольного внимания.
Упражнение 1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем их расшифровать.
А В О Р О К
РО Т Е Ф В С
Ш А Н И А М
Упражнение 2.
Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
Упражнение 3.
Корректурная проба.
Из части текста вычеркнуть буквы А, О, М, К.
Упражнение 4.
В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.
АВРОГАЗЕТААТМ
НИВСЛШКТДОМРМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
Упражнение 5.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6.
Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения.
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7.
Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 8.
Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42
Упражнение 9.
Ребёнку предлагается найти 12 ошибок в приведённых ниже примерах.
3+12=15 15-8=17 16+4=22
3+3=10 16+8=23 13-4=9
16-9=7 16+9=28 13-2=11
12-6=6 15+9=25 15-4=11
15-2=13 19+5=24 12-4=16
15+5=10 14-9=5 12-9=3
5+17=22 7+18=25 2+11=13
4+18=22 6+15=22 18-8=10
16-5=11 12-7=5 19-7=13
17+7=23 19-6=13 5+13=18
14-6=8 16+6=22 13-5=8
18-4=12 14+9=23 16-2=14
Упражнение 10.
Предложите своему ребёнку решить следующую задачу.
На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11.
Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
- Развитие концентрации внимания.
Концентрация внимания – это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.
Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки- срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т.п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.
Упражнение 1. Сохраняем позу.
Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник» (изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)
Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.
Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги – вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.
Упражнение 3. Загадочно молчим.
Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.
Упражнение 4. Направляем взор.
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель – городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т.п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам – выжигать.
Упражнение 5.
Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего – определить, что изменилось за время отсутствия.
Упражнение 6.
В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.
- Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.
- Тренировка распределения внимания.
Одновременное выполнение двух разно направленных заданий (чтение рассказа подсчёт ударов карандаша по столу или выполнение задания на внимание и прослушивание записи сказки). По окончании упражнения через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.
- Развитие навыка переключения внимания.
Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок – присесть, 2 хлопка- попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т.п.
Главное, занятия с ребёнком должны носить систематический характер, и не только в обязательно отведённое время, но и как бы между прочим. Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т.п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, спичек или других мелких предметов на полу, выбор нужных деталей мозаики или конструктора- это тоже упражнения на тренировку внимания. (Подумайте, всегда ли ваш ребенок с удовольствием делает подобные задания и все ли доделывает до конца).
Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.
В заключение для родителей ПАМЯТКА по развитию внимания учащихся.
- Помните, что внимание – один из самых важных процессов психических процессов.
- Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка.
- Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.
«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки. Объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения –« неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребёнка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают ещё больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребёнка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребёнку, зависит успех любой помощи.
Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Широкий спектр причин способствует возникновению школьных трудностей: от генетической предрасположенности до социальной депривации. При анализе причин трудностей обучения чтению и письму, как правило, выделяются внешние и внутренние причины. (Рис.1)
Рис.1. ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ
Мы уже говорили о том, что письмо и чтение – сложнейшие навыки, которые длительно формируются, проходя ряд одинаковых этапов. Известный отечественный психолог А.Р.Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал «… для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять (удерживать в памяти) их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию, и выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения».
Так же можно описать и процесс чтения, при котором ребёнок хорошо должен воспринимать, различать и дифференцировать все буквенные знаки, уметь переводить их в звуки, складывать их в слова, понимать и знать смысл слов, правильно выделять грамматическую структуру письменной речи и понимать смысл читаемого текста. То есть ребёнок на первых порах формирования навыка письма и чтения как бы проходит тот путь, который прошло человечество в историческом развитии письма.
Можно выделить несколько уровней формирования навыка письма(см. схему 2).
Схема 2.Уровни формирования навыка письма
Выделяются следующие виды трудностей на начальных этапах обучения письму: трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента),трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, неспособность скопировать элемент, букву( неровные штрихи, тремор);ошибки в пространственном расположении букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо); не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы:(и-ш, л-м) или наоборот недописывает; неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор); сильный нажим, нестабильность графических форм; ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв; замены согласных букв близких по звучанию; недописывание букв, слогов; не использует правила; ухудшение почерка,пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку; ухудшение почерка, замены при списывании; очень медленный темп письма. Возможными причинами трудностей могут быть: недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия, недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно- моторных координаций, моторных функций; несформированность фонетико-фонематического восприятия; трудности звуко-буквенного анализа; несформированность механизмов организации деятельности; индивидуальные особенности темпа деятельности.
В формировании навыка чтения выделяется несколько уровней:
Схема 3. Уровни формирования навыка чтения
Ещё Я.А.Каменский писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».Далеко не все учащиеся к окончанию начальной школы переходят на 3-4 уровень грамотного чтения. По результатам исследований, навыки грамотного читателя сформированы лишь у 45-60% учеников старших классов. Для того чтобы знать, с чем связаны основные трудности обучения чтению на начальных этапах, проанализируем виды трудностей и возможные причины (родители делятся на пары, получают карточки с описанием трудностей, зачитывают, анализируют чтение собственного ребёнка):
- Плохо запоминает конфигурацию букв (недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия; зрительной памяти);
- За