Приемы развития у ребенка умения общения
Овкаджиева Данара
Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения
Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем
для развития у детей младшего возраста навыков общения.
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. Посредством речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.
В своей работе воспитатель использует различные формы, методы и средства для развития у детей навыков общения.
Методы, используемые воспитателем для развития у детей навыков общения.
Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средств, такие как показ репродукций картин и фотографий, мультфильмов и презентаций. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.
В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)
Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра – универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи – рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывание из двух-трех предложений. Также для развития речи воспитатель активно использует работу над активным и быстрым развитием словаря,в который входят: названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении; названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.);названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (младший воспитатель налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.);имена близких людей.
Грамматическая правильность речи.
-Освоение структуры простого предложения;-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; -использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик, -енок, -онок, -ищ) .
Звуковая культура речи.
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции).Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.
Средства развития речи.
Задачи развития речи реализуются в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой) .Поскольку воспитание в осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого,могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Воспитателемнакоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Также для развития у детей навыков общения воспитатель использует следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:
Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)
Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)
Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)
Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)
Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)
Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом и звукоподражанием)
Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.
Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений воспитатель в своей практике использует мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Работа по развитию связной речи детейведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Использование наглядного моделирования дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
На мой взгляд, те формы, средства и методов, которые воспитатель использует в своей практике, в целом полностью соответствуют целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего возраста.
Источник
Общение- основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психологического развития. Группа детского сада -это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте появляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Умение общаться с другими людьми , действовать совместно с ними. Познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Первоначальным и основным средством общения является речь. Благодаря родному языку дети входят в наш мир, получаю широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга. Формирует взгляды, убеждения, а так же играет огромную роль в познании окружающего мира.
В нашей группе дети имеют диагноз ОНР. Они в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетентности. Ведь недоразвитие речевых средств снижает уровень общения. У детей отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможные силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающим миром, что приводит к снижению коммуникативной активности.
Наши дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его ведения, недостаточно инициативны. Поэтому работая в тесном контакте с учителем –логопедом мы поставили перед собой цель: формирование коммуникативной компетенции детей посредством развития диалогической речи. В своей работе мы используем принцип системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, что положительно отражается на качестве развития и обучения детей.
Исходя из поставленной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1 Совершенствование диалогической речи детей: умения вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать в речи свои впечатления.
2 Организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах детской деятельности.
3 Формирование творческих способностей в речевом развитии дошкольников, побуждение детей к речевой импровизации во время игры, игры – драматизации, инсценировок и действий с игрушками.
4 Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.
– Реализация этих задач проходит на протяжении всего дня. Уже начиная с утреннего приёма детей мы помогаем детям вступать в диалоги друг с другом (здороваться, спрашивать как дела?, кто тебя привёл? что ты делал дома?…). Не мало важную роль в развитии речи и общении, играют проводимые в утренние часы артикуляционные гимнастики, речевые игры, зарядка с элементами логоритмики.
Также навыки общения дети получают на занятиях. Проводя занятия, я использую приём работы в парах, группами, командами. Работа в парах как нельзя лучше соответствует целям развития коммутационных умений и нравственных качеств. Благодаря общей цели, чёткому распределению обязанностей, внимание к усилиям и успехам друг друга, ответственности за общий и лично вой результат, дети осваивают элементарные способы: сотрудничать, помогать, поддерживать, принимать совместное решение, разрешать конфликты, оценивать свои и общие достижения.
Каждый день стараюсь проводить с детьми беседы. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, стараюсь проявить их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У детей вырабатывается привычка слушать собеседников, они учатся делиться друг с другом своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством общения. Проводя беседы, сочетаю их с рассматриванием картинок, чтением литературы. Провожу беседы по сюжетным и предметным картинкам. Для полноценной работы были подобраны и оформлены в папки сюжетные картинки на разные темы. Проводя эти беседы, учу детей отвечать на вопросы воспитателя, развиваю диалогическую речь, зрительное восприятие, наблюдательность, способность объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.
Сформировать навыки общения помогает игра. Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Во время игры ребенку часто приходится воспроизводить ролевой диалог: продавец – покупатель, врач – пациент. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано.
Для развития сюжетно-ролевых игр и расширения знаний детей об окружающем мире в групповом помещении была создана предметно-пространственная развивающая среда: оформлены игровые уголки для девочек и мальчиков ( «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»,» Ателье»,»Строители» «Машина», подобраны игрушки, изготовлены атрибуты). – Ребята нашей группы с большим удовольствием играют в пальчиковые игры. Эти игры не только приносят детям радость, создают эмоциональный настрой, развивают моторику рук, но и развивают речь, что очень важно для общения. В группе оформлен пальчиковый театр, собрана картотека пальчиковых игр. – Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя. В группе оформляется речевой уголок.
Наши дети любят играть с пазлами, конструктором и мозаикой. Эти игры развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог.
Каждый день в группе или на прогулке играю с детьми в словесные игры. Это такие игры как: «Зайкины игры и загадки», «Разноцветный сундучок», «Кто больше назовет». С ребятами старшего дошкольного возраста играем в такие игры, как: «Только на этот звук», «Мечталки – сочинялки», «Как тебя зовут?», «Кто кого запутает», «Конкурс хвастунов», и многие другие. Эти игры направлены на развитие диалогической речи детей, творческих способностей и фантазии, формируют дружеские взаимоотношения между детьми. Используя словесные игры, учу детей делать друг другу комплименты ( «Паутина», «Клубочек», «Комплименты», «Волшебный стульчик» и др.). Здесь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, сверстников, воспитателя. Стараюсь в течение дня делать комплименты своим воспитанникам, привлекаю к этому и родителей. Мною была подготовлена консультация для родителей по теме «Умеем ли мы делать комплименты», проведена деловая игра «Самый лучший комплимент».
Большую роль отвожу проведению разнообразных организованных игр. Это такие игры, как «Молчанка», «Передай настроение», «Эльфы», «Паутинка», «Волны», «Человек к человеку», «Моталочка» и другие. Эти игры требуют образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов, соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, такие игры создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми.
Провожу игры с мячом. Эти игры побуждают детей поддерживать речевое и игровое взаимодействие со взрослым; расширять словарный запас, развивать быстроту реакции. В старшей, подготовительной группе очень часто играем с детьми в игры с телефоном.
Большую роль в развитии диалогического общения играют игры парами ( «Кактус», «Три медведя», «Разложи полоски», и др.). Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи как подлинной детской коммуникативной самодеятельности. В этих играх дети учатся соблюдать очередность действий, высказываний. Играя парами, дети учатся рассуждать, проявлять доброжелательность в споре.
Использую подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси-лебеди», «Непослушные мышата» и др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
В нашей группе есть уголок театрализованной деятельности в которой есть различные виды театрв. Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:
• Знакомство с окружающим миром.
• Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
• Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
• Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
• Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
• Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Дети учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых возможностей и способностей.
Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю. Во время прогулки я с детьми наблюдаю за окружающим и спрашиваю их о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых,
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи – так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.
В нашу работу по развитию у детей общительности мы стараемся приобщать родителей. Мы поясняем им, что в семье для ребёнка необходимо создать такие условия. Чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас. Учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить слова.
Для родителей были проведены консультации «Учим детей общаться»; «Развитие у детей уверенности в себе через игру». Провели анкетирование родителей «Общителен ли ваш ребёнок?» и другие.
Анкета для родителей «Общителен ли ваш ребёнок»
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты, целью которой является: выявление уровня общения ребёнка с взрослыми.
Ваш ребёнок часто обращается к взрослым с вопросами, требующими разъяснения?
а) да, часто б) нет, редко в) никогда
Как вы отвечаете на вопросы ребёнка?
а) отвечаю подробно, сразу б) ищу ответ в интернете, спрашиваю у других людей и т. д., спустя время в) игнорирую г) другое (прописать)
Каким образом вы ищете ответы на вопросы совместно с ребёнком?
а) смотрим в интернете, книгах и др. б) спрашиваем у других людей в) не ищем
Ваш ребёнок сопровождает свои игровые действия речью?
а) да б) нет в) иногда Какие эмоции испытывает ваш ребёнок при общении с вами? а) радость б) интерес в) безразличие г) другое (прописать)
Что ждёт от вас ребёнок при самостоятельной деятельности?
а) одобрение б) помощь в) ничего не ждет г) другое (прописать)
Как ведёт себя ваш ребёнок в общении с другими взрослыми? (ваша точка зрения)
а) скованно б) открыто в) другой вариант ответа (прописать)
Соблюдает ли ваш ребёнок нормы поведения при общении?
а) да б) нет в) время от времени
Пытается ли ваш ребёнок доказать свою точку зрения при общении?
а) да б) нет в) иногда
Как вы считаете, существует ли между вами и ребёнком взаимопонимание?
а) да б) нет в) не во всех ситуациях
Спасибо за ответы!
ГККП «Ясли – сад№51 акимата города костанай отдела образования акимата города костанай»
«Приёмы и методы формирования общительности детей дошкольного возраста»
Выполнила: Тригубчак В.П.
Г.Костанай
Источник