Приемы развития памяти и внимания ребенка

Приемы развития памяти и внимания ребенка thumbnail

Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.

Оглавление:

  • Диагностика памяти и внимания
  • 10 интересных методов для развития памяти и внимания у детей разного возраста
  • Почему так важно развивать память и внимание у школьников
  • Заключение

Диагностика памяти и внимания 

Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.

  1. Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.

Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.

  1. Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.

Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.

  1. Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.

Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.

  1. Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.

Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.

Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.

10 – развита хорошо.

9 – 5 развита на среднем уровне.

5 – 1 низкий уровень.

Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность

Узнаем уровень развития памяти у дошкольника

Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.

игра найди игрушку для развития памяти и внимания у детей

  1. Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
  2. Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
  3. Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
  4. В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
  5. Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
  6. Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.

Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста

10 интересных методов развития памяти и внимания у детей разного возраста

Как развить зрительную память

Этот вид памяти, который называют еще фотографической позволяет воспринимать информацию через образы и окружающий мир. Именно через достоверное восприятие и запоминание у ребенка тренируется и впоследствии формируется необходимый уровень памяти и внимания.

Способы тренировки зрительной памяти

После предварительного исследования, которое провели, нужно, учитывая уровень ребенка, знать пошаговый алгоритм обучения. То есть как именно вводить упражнения, чтобы эффект был максимальным.

  • Обязательно учитывайте уровень развития, и внедряйте задачи и упражнения по мере сложности постепенно.
  • Иногда малыш не очень хочет заниматься, поэтому продумайте призы, соревновательные и игровые моменты.
  • Продумайте, чтобы задания и инструкции были понятны ребенку, не слишком усложняйте в первое время.
  • чтобы улучшить эффект старайтесь задействовать слух и моторику.

Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда

Основные методики развития памяти

Рассмотрим в качестве примера несколько самых интересных и эффективных. При регулярных занятиях они обязательно помогут достичь хороших результатов, да и ребенку будет интересно заниматься.

Пазлы

развитие памяти и внимания у детей Развитие мелкой моторики

  1. Их можно приобрести в любом магазине игрушек или изготовить самостоятельно.
  2. Такая игра не только развивает внимание, усидчивость, но и задействует моторику и, естественно, память.
  3. Часто собирать пазлы любят не только маленькие дети, но и взрослые школьники, и сами родители.
  4. Прекрасный вариант провести вместе вечер. Только продумайте, чтобы уровень пазлов соответствовал возрасту.

Перепутанные картинки

перепутанные герои сказок для развития памяти и внимания у детей

Такая игра вызывает бурю эмоций у маленьких детей. На картинках рисуем сказочных героев в несвойственном им виде (например: волк, но в Красной Шапочке, крокодил Гена, но с ушами чебурашки), а также неправильные действия: мышка бежит за кошкой и так далее. Попросите ребенка «навести порядок». Необходимо, чтобы он не только указал, что неправильно изображено, но и как это исправить.

Метод Цицерона

  • Назван так в честь римского оратора.
  • Ту информацию, которую необходимо запомнить, следует расположить в воображаемой комнате по порядку и по часовой стрелке: на столе, стуле, диване. Помогайте в первое время.

метод Цицерона для развития памяти и внимания у детей

Можно найти в интернете много очень интересных и ярких занятий, которые увлекут ребенка. На экране появляются картинки, а потом смешиваются. Необходимо поставить их в первоначальную цепочку. Только следует помнить, что такие занятия перед экраном необходимо строго дозировать и делать перерывы, чтобы у ребенка отдохнули глаза и спина.

Возможно, вам будет интересно Виды памяти в психологии — Загадки человеческой природы

Как развить слуховую память

Она не менее важна, чем зрительная, а иногда даже больше необходима. В старших классах нужно не только конспектировать материал, но и воспринимать на слух. Поэтому развивать слуховую память можно и нужно не меньше, чем зрительную.

Как проверить?

  1. Способ достаточно прост: назовите ребенку 4 числа, а потом попросите повторить их в обратном порядке.
  2. Потом увеличивайте количество чисел. Хорошим уровнем будет тот, когда ученик повторит 6 и более чисел.

С более младшим ребенком можно провести аналогичное исследование: только вместо чисел используйте знакомые песенки из кинофильмов (строчки или названия из них) или звуки и голоса животных, просто гласные или согласные буквы.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка одного года

Развиваем слуховую память

Нужно заниматься этим педагогически правильно и целенаправленно. Если начали, то выработайте системность, занимайтесь с ребенком регулярно.

Аудиокнига

Возьмите за правило слушать вместе с ребенком хотя бы несколько раз в неделю сказки, интересные рассказы. Поинтересуйтесь, на какие темы хотелось бы послушать произведение и какие жанры интересны вашему сыну или дочери. С маленькими детьми можно слушать песенки или коротенькие стихотворения, возможно, небольшие сказки.

Снежный ком

Это упражнение можно проводить как в паре, с двумя детьми, так и с большим количеством детей. Один называет слово, второй ребенок повторяет уже названное и добавляет второе слово. Далее добавляется третье и так далее. Последний шаг, когда ребенок повторяет все слова и добавляет свое. Таких слов должно быть 10, потом можно увеличивать количество. Можно придумать призы или мотивировать чем — то другим.

Правильно разукрашиваем

Подойдет обыкновенная раскраска и карандаши. Взрослый выбирает рисунок и дает задание, что каким цветом разукрасить. По памяти ребенок должен выполнить задание. Упражнение хорошо тем, что многие дети любят рисовать и с удовольствием включатся в игру.

Интересные уроки (4 урока), по развитию памяти, от кандидата психологических наук Антона Сорина

Как развить внимание у детей

Многие часто жалуются, что ребенок невнимателен и рассеян. Есть определенные рекомендации, которые нелишними будут для всех родителей. Так как простые соблюдение некоторых правил в жизни позволят хорошо развить внимание вашему ребенку. А внимательный ребенок — это самостоятельный ребенок.

Порядок в доме

Самостоятельность можно развивать, предлагая малышу просто убирать свои игрушки или приучиться складывать учебники и тетради по местам. Пусть он четко отслеживает, где у него находятся носочки, носовые платки, у девочек — заколки. Определите место, куда ставить обувь и класть испачканную одежду.

Убираем телевизор как фон

Ребенку будет намного легче концентрировать свое внимание, если телевизор, компьютер или музыка будут выключены во время принятия пищи и выполнения уроков.

Найти отличия на картинках

Предлагаем 2 одинаковых изображения, на которых необходимо найти, допустим, 5 — 10 отличий

развитие памяти и внимания у детей найди отличия

Почему так важно развивать память и внимание у школьников

Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.

Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:

  • Недостаток речевого развития
  • Ослабленное здоровье ребёнка
  • Низкий уровень запоминания и объёма памяти

Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

Заключение

Развитие памяти и внимания у детей не должно быть нудным и надоедливым занятием. Старайтесь все представить в игровой форме. Дети обожают играть. Придумайте занятия, где будут задействованы все члены семьи.

Развивая внимание, вы будете развивать и различные виды памяти. Все взаимосвязано. Подключайте моторику, тогда ребенку будет вдвойне интересно.

Если малыш что-то не умеет, не отчаивайтесь и не тревожьтесь, просто начните заниматься, учитывайте настроение и состояние детей. Наблюдайте, что им больше нравится, добавляйте новые упражнения.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Источник

Елена Жалыбина
Способы развить память и внимание ребенка

Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают.

Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.

Вот несколько полезных метод.

Метод 1. Чтение и пересказ

Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:

-зрительную память;

-слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);

-двигательную;

-тактильную.

Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.

Метод 2. Найди отличие

Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.

Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия.Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.

Метод 3. Придуманные истории

Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.

Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.

Читайте также:  Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка

Метод 4. Что изменилось?

На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.

Метод 5. Угадай предмет

Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.

Метод 6. Ментальная арифметика

Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.

В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то,чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.

Метод 7. Изучение языков

В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.

Метод 8. Прохождение IQ-тестов

Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.

Метод 9. Световые песочницы

Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.

Источник

Родителям необходимо развивать у детей мышление, память, воображение и сопровождающее их вниманиеДля успешного обучения в школе детям нужно иметь развитые соответственно возрасту психические процессы: мышление, память, воображение и сопровождающее их внимание. Особое значение придается хорошей памяти и вниманию, так как именно с их помощью школьники быстро овладевают новыми знаниями, надолго запоминают учебный материал, сосредотачиваются на трудных правилах и задачах. Однако педагоги обеспокоены тем, что многие ученики, особенно в начальной школе, испытывают трудности в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. В школе работа над улучшением памяти и внимания детей ведется, но с помощью родителей сделать это возможно гораздо быстрее и эффективнее. Поэтому взрослым стоит задуматься над тем, как развить память и внимание своих деток в домашних условиях.

Какими средствами можно эффективно развить память и внимание детей?

Психологи уточняют, что запоминание новой информации невозможно без полноценного внимания. Прежде чем запоминать любой текст, надо сосредоточиться на нем, сконцентрироваться на главной мысли, внимательно ознакомиться с содержанием. При рассматривании объекта также надо внимательно обследовать его: определить форму, цвет, материал, назначение, и только после проведенных действий можно надолго сохранить в сознании понятие о предмете.

Родители могут организовывать игры направленные на развитие памяти и внимания своих детейВот такие навыки необходимо формировать у дошкольников и младших школьников, поэтому на домашних занятиях развитие памяти нужно объединять с развитием внимания. В этом родителям помогут специальные техники. В последнее время все более популярной становится мнемотехника (наука о приемах запоминания), в которой можно найти средства, значительно облегчающие работу с информацией. Приемы, хорошо зарекомендовавшие себя в мнемотехнике, с успехом используются при обучении детей. Познакомившись с наиболее эффективными из них, родители всегда смогут организовать упражнения, увлекательные игры на развитие памяти и внимания у своих ребятишек.

Ритмизация текста

В мнемотехнике часто используется прием зарифмованного текста, который за счет определенного ритма (рифмы) запоминается непроизвольно, остается надолго в сознании. Это соответствует особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых еще сильна потребность в непроизвольных действиях. Поэтому такой прием эффективен при обучении ребятишек правильному запоминанию. Например, в случае, когда ребенок усваивает важную, но логически не связанную, трудно воспринимаемую информацию, ее можно превратить в определенный ритм (рифму). Классический пример такого приема ‒ рифмованные фразы при заучивании одиннадцати глаголов исключения, падежей, некоторых правил русского языка, теорем, например:

  • «и ужасно, и опасно, букву «т» писать напрасно»;
  • «жи и ши ‒ такие слоги, что всегда к ребятам строги, жи ‒ ши, жи ‒ ши только «и» всегда пиши»;
  • «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Таких рифмованных фраз придумано много для запоминания учебного материала. Важно научить ребенка этому приему, так как он помогает не только рифмовать разного рода содержание, но и развивает умение сосредоточиться на нем, быть предельно внимательным. Овладев ритмизацией, школьники достаточно легко смогут заучивать длинные стихи, запоминать тексты разного содержания, самостоятельно составлять рифмы трудного учебного материала. Для домашних занятий с ребятишками можно использовать специальные игры для обучения рифмам, а также упражнения на развитие внимания и памяти.

Упражнение «Цифровые стихи»

Для развития памяти и внимания есть множество упражнений и игр с использованием чиселПрием используется в старшем возрасте, так как цифруется определенная информация. Взрослый может предложить детям цифровую поэзию, которая обладает четким ритмом, младшим школьникам будет полезна для улучшения памяти. При овладении этим навыком вырабатывается ритмизация любого текста, его интонационная выразительность. Такого рода стихи читаются обязательно вслух, выразительно, с определенным ритмическим рисунком, например:

Веселые стихи:

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!

Считалка:

2 12 46
48 3 06
33 1 102
8 30 32!

Упражнение «Закончи фразу»

Задание помогает выучить правописание ча-ща, жи-ши, чу-щу, учит рифмовать учебные тексты. Взрослый подбирает слоги, к которым можно подобрать рифму с определенным словом, предлагает ребенку закончить предложение:

Ча-ча-ча, ча-ча-ча, стоит в поле каланча, никуда не делась «а».
Ща-ща-ща, ща-ща-ща, мы поймали «а», а еще леща.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, не хочу идти к врачу, у-у-у.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу, вместе с «у» щуку из пруда тащу.

Читайте также:  Развитие речи ребенка от рождения до трех лет

Игра «Соедини слова»

Обучающая игра, которая помогает овладевать приемом рифмования текста, развивает внимательность.
Школьнику предлагается соединить начало и окончание слова. Перед ним раскладывается несколько карточек с написанными слогами, для них нужно подобрать только одну карточку с одинаковым окончанием:

Печ-, свеч-, греч-, реч-, овеч- (ка).
Поигр-, поиск-, покат-, побеж- (ать).
Лени-, краси-, крикли-, смешли-, трусли- (вый).

Для дошкольников можно использовать картинки, на которых нарисованы различные предметы. Взрослый предлагает подобрать картинки, названия которых рифмуются между собой:

печка-речка-свечка-овечка;
ствол-футбол-укол-стол.

Пиктограммы

Пиктограммы используют для обучения детей правильно запоминатьДля обучения детей умению правильно запоминать широко применяется прием пиктограмм (знаков, отображающих главные признаки объекта). В комплексных занятиях можно также эффективно использовать задания, улучшающие внимательность, так как ребятишки должны максимально сосредоточиться на предлагаемом материале. Основой приема является выделение главного смысла текста, затем определяются ключевые слова, для которых сочиняется какой-либо подходящий образ с зарисовкой. Пиктограммы дают возможность создать зрительные ассоциации. Навыков рисования при этом не требуется, так как они – просто опора для воспроизведения ключевого выражения или слова. Действиям с пиктограммами можно учить при помощи специальных игр и упражнений.

Игра «Составь пару»

Задание используется, как улучшающее работу памяти в комплексе со вниманием у школьников и дошкольников, хотя будет доступно и совсем маленьким деткам. Ребятишки учатся при помощи пиктограмм запоминать парные слова. Им предлагают соединить картинки парами, соотнося предмет и действие: санки – кататься, сок – пить, игрушка – играть, мышка – норка и т. д. Ребенок должен связать пиктограммы с понятиями, запомнив эти пары. Затем одна из картинок убирается, малыш воспроизводит пары слов с опорой на оставшуюся картинку.

Игра «Исправь ошибку»

Игровое задание развивает внимательность, формирует навыки запоминания в действии. Ребенку предлагаются карточки с пиктограммами: предмет и действие, с заведомо сделанными ошибками. Слева на карточке располагаются предметы, справа – действия с ними, например: варежка – играть в футбол, чайник – есть из тарелки, лукошко – наливать воду. Предметы и действия соединены стрелками. Малыш должен внимательно рассмотреть взаимосвязи, найти и исправить ошибки.

Упражнение «Найди правильную картинку»

В лунном свете хорошо видно извилистую дорожку ведущую к домику Задание для младших школьников развивает внимательность, навык запомнить фразу и соотнести с нужной пиктограммой. Карточки с изображениями раскладываются перед школьником, ему нужно внимательно рассмотреть их, прочитать фразу и найти соответствующую пиктограмму.

Аналогично предыдущему заданию, как вариант, можно предложить найти и исправить ошибку в предварительно подобранных пиктограммах.

Еще одним вариантом будет действие, когда даны несколько фраз и только одна пиктограмма, которую необходимо соотнести с нужной фразой.

Ассоциации

Установление ассоциативных связей – один из популярных мнемических приемов, который доступен детям разных возрастов. Основой этого приема является то, что при воспроизведении одного объекта сразу в сознании появляется другой. Этому приему легко и просто обучить любого ребенка, если взрослый покажет, как правильно составить ассоциативные цепочки, например, при помощи развивающих игр и упражнений для детей.

Игра с мячом «Наоборот»

Девочки играют с мячом в игру - Наоборот  Классическая игра, очень нравится детишкам всех возрастов, родителям лишь нужно правильно подобрать словесный ряд. Для малышей подбираются, в основном, существительные и прилагательные, для деток постарше – все части речи. Задание отлично развивает внимательность (нужно поймать мяч и услышать слово одновременно, затем бросить обратно), навык составлять ассоциации на контрасте (подобрать слово, противоположное по значению). Например, холодный – горячий, пол – потолок, добро – зло, веселье – грусть, маленький – большой, взрослый – ребенок и т. д.

Игра с мячом «На что похож предмет?»

В этом задании развивается навык составления ассоциаций по сходству. Взрослый бросает мяч ребенку с называнием предмета определенной формы (на первых порах лучше взять знакомые ребятам формы: круглая, квадратная, овальная, прямоугольная, треугольная). Так легче найти аналогию, затем, когда правила игры будут хорошо усвоены, у малыша появится больше опыта, можно искать сходство не только по форме, но и по другим свойствам предмета: цвету, фактуре, назначению. Ребенок должен вернуть мяч взрослому с ответным понятием, на которое похож предложенный взрослым предмет. Например: арбуз – шар, змея – веревочка, окно – прямоугольник, груша – треугольник, тарелка – круг.
Более сложный вариант подходит для старших детей, когда ассоциации подбираются по любому признаку: солнце похоже на одуванчик, дыня и огурчик похожи формой (овальной), мягкий как пушок (фактура), лед – зеркало и т.д.

Игра с мячом «Что от чего случается?»

Самолет летитВ игре формируются навыки подбора ассоциаций по типу причина-следствие. Взрослый бросает мяч, называя слово-причину, ребенок отвечает словом-следствием. Например: мороз-холодно, школа-уроки, праздник-подарки, лес-грибы, расческа-прическа, самолет-небо и подобное.

Активное повторение

Популярный мнемический прием, достаточно простой и понятный детям, хорошая тренировка для улучшения памяти и внимания, долговременной памяти. В основе его лежит воспроизведение материала, который школьники уже запоминали. Для того чтобы полученная информация сохранилась надолго, ее периодически нужно припоминать и повторять. Например, полезно школьникам воспроизводить стихи, заученные на уроках чтения, правила русского языка, математические понятия. Для поддержания интереса у детей к домашним занятиям по развитию памяти, внимания активное повторение также проводится в виде игр и упражнений. Можно с этой целью включать такие игры в семейный досуг, праздничные мероприятия, прогулки с детьми в природе.

Игра с элементами соревнования «Кто больше всех вспомнит стихов об осени (любом времени года)?»

ОсеньИгра направлена на повторение уже имеющихся знаний, одновременно учит мыслить, используя имеющийся опыт. Ведущий перемешивает картинки и достает одну с изображением времени года, например, осенний пейзаж. Играющим предлагается вспомнить стихотворные строки о природе, погоде, животных осенью, овощах и т.д. Игрок, вспомнивший самое большое количество стихов, получает фант или приз. Тематика может быть разной в зависимости от возраста ребенка: о природе, игрушках, овощах, фруктах, транспорте, профессиях. Поначалу ребенку будет достаточно трудно воспроизвести много стихов, поэтому можно разнообразить задание, включив в содержание не только стихи, но и загадки, считалки, скороговорки.

Упражнение «Запомни предметы и найди точно такие же»

Для дошкольников и младших школьников разработано много дидактических пособий с картинками, на которых нарисованы предметы в различных вариациях.

ОвощиНапример, на одной картинке располагаются изображения разных овощей: кабачок, помидор, огурец, лук, баклажан. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки, запомнив количество овощей. Затем картинка убирается, выставляется сюжетная картинка «Овощной магазин», на которой нужно найти точно такие же и в таком же количестве овощи, не путая их с остальными. Аналогично можно использовать изображения игрушек в «Игрушечном магазине», бытовых предметов «Наша квартира», сказочных героев «День рождения» и т. д. Все будет зависеть от возраста детей, их интересов, предпочтений, подготовки взрослого.

Источник