Приемный ребенок с отклонениями в развитии

Приемный ребенок с отклонениями в развитии thumbnail

Автор: 
клинический психолог, педагог-психолог ГБУ Городской ресурсный центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Спутник» ДТСЗН г. Москвы. Контактные данные: shishlova-1970@mail.ru

Воспитание ребенка с психическими отклонениями в замещающей семье является не только одной из самых благородных целей приемных родителей, но и ставит перед ними чрезвычайно ответственную и важную задачу. В воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,абсолютно необходимыми является раннее выявление нарушений психического здоровья,точная и своевременная диагностика и обеспечение адекватного и эффективного лечения, режим, выбор школы и степени нагрузки, а также различные методы психосоциальной реабилитации.

Клинические исследования показывают, что у приемных детей, по сравнению с детьми, воспитывающимися в биологических семьях, выявляется значительно более высокий уровень распространенности психических расстройств. Отношение к такого рода расстройствам у приемных детей связано, в том числе, с пониманием контекста пережитых ими травматических событий. Лечение и психосоциальная реабилитация этих детей должны учитывать особые потребности, связанные с их травматической историей.

Надо особо отметить, что широко распространенный в обществе страх перед психиатрией и психиатрами, является просто проявлением элементарного непонимания и неинформированности населения о проблемах психического здоровья.

В детском возрасте могут возникать различные психические расстройства, однако их симптоматика имеет свою специфику.Ребенок обычно не может адекватно описать свое состояние, симптомы же нередко весьма неопределенны. Так, бред и галлюцинации при детских психозах встречаются крайне редко. Характерные проявления детских психозов включают в себя неопределенные, нелепые страхи, необычные фантазии, расторможенность в поведении и, временами, психомоторное возбуждение. Характерны монотонный характер игр, их стереотипность и формальный характер. Дети с психическими расстройствами часто выбирают для игр различные неигровые предметы, а не игрушки. Нередки односторонность и примитивизация интересов. Для мальчиков типичны изменения в поведении в виде грубости, жестокости, агрессивности, садистических тенденций. Дети, страдающие депрессией, редко жалуются на пониженное настроение; их депрессии носят скрытый, маскированный характер и проявляются в виде нарушений поведения, расстройств сна и снижения успеваемости.

В то же время существует ряд расстройств, характерных только для детского возраста, хотя некоторые из них могут сохраняться на протяжении всей жизни. По мере развития часть аномалий компенсируется или полностью исчезает. Это относится к энурезу, тикам, нарушениям поведения в виде чрезмерной подвижности с повышенной отвлекаемостью, отдельным задержкам в формировании определенных навыков, например, счета при нормальном чтении и письме.

У детей, воспитывающихся в замещающихся семьях есть определенные факторы риска. Прежде всего, это наследственность. Тем не менее, говоря о генетических факторах психических отклонений, всегда следует помнить, что психически больные дети могут рождаться и у психически здоровых родителей. Нередкими причинами этого являются пренатальные вредности (интоксикация плода вследствие употребления родителями наркотиков и алкоголя, курения), образ жизни матери во время беременности, депривация, госпитализм, а также перенесенные ребенком психотравмы.

Роль семьи в воспитании ребенка с психическими нарушениями

Необходимо подчеркнуть особое значение воспитания ребенка с психическими нарушениями в семье, влияние на его развитие семейной ситуации и отношения родителей к тем или иным психическим отклонениям.

Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах родители не должны делать вид, что ребенок здоров, а психические отклонения вызваны неблагоприятными условиями его прошлого, утверждая, что «теперь, в нашей семье, всё со временем наладится», или заниматься лечением самостоятельно. Такого ребенка должен наблюдать (или хотя бы осмотреть детский психиатр, который выявит форму и степень патологии и назначит соответствующее лечение.

Важно иметь в виду, что при одном и том же заболевании прогноз и перспективы дальнейшей жизни ребенка определяются его личностными особенностями. Знание диагноза и понимание своевременности активных действий поможет избежать критических последствий обострения симптоматики заболевания и правильно спланировать комплексную помощь ребенку.

Понимание и учет особенностей ребенка необходимы приемным родителям для выстраивания с ним продуктивных отношений и формирования благоприятной поддерживающей среды.

Что должно в первую очередь насторожить родителей

  1. Резкое «беспричинное» изменение поведения – ребенок неожиданно, без видимых причин становится «другим», возникают подавленность, беспокойство, резкие перепады настроения, нарушается контакт с родителями и сверстниками.
  2. Ребенок отрешен от окружающего, он разговаривает сам с собой, даже когда не играет, как бы находясь где-то в своем мире.
  3. Ребенок говорит, что что-то видит что-то, чего не видят окружающие там-то и там-то, при расспросе и просьбе рассказать об увиденном, описывает это достаточно причем описывает увиденное подробно и эмоционально.
  4. У ребенка пропадает какой-либо сформированный навык или ряд навыков. Он становится неопрятным, мочится и испражняется под себя, перестает пользоваться столовыми приборами и т. п.
  5. У ребенка возникают выраженные нарушения сна.
  6. Ребенок начинает разговаривать на непонятном языке, речь становится спутанной и нелогичной.
  7. Появляются выраженные, беспричинные страхи.
  8. Взгляд становится блуждающим, нарушается ориентировка во времени, месте и собственной личности. Ребенок не может сказать, как его зовут, где он находится, какой сейчас день или час.
  9. Появляются странные увлечения, ребенка начинает интересовать что-то жуткое, мертвое, отвратительное, его интересы становятся ограничены узкой областью и постоянны, занимают большую часть его времени.
  10. Ребенок начинает совершать ритуальные действия, смысла которых он не может объяснить, появляются навязчивые, непреодолимые стереотипии. родителям для чего он это делает, определенные стереотипные действия, которые он не может не делать или его сложно от них отвлечь.
  11. Ребенок начинает наносить себе самоповреждения.
Читайте также:  Особенности сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте является

Вопросы, которые родители могут задать врачу

  1. Значение поставленного ребенку диагноза, симптомы и особенности течения заболевания, его прогноз, способы предотвращения рецидивов.

       2. Какой режим необходим ребенку с данным заболеванием. Как часто и в какие часы следует принимать лекарства, как чередовать нагрузки и отдых, особенности питания, учебный режим (если речь идет о ребенке школьного возраста).

  1. Какие особенности ребенка необходимо учитывать в первую очередь.

Какими должны быть действия семьи в случае обострения симптоматики

Для того, чтобы своевременно заметить обострение симптоматики, необходимо внимательно наблюдать за реакциями ребенка на любые внешние события (школа, отношения со сверстниками).Иногда даже обычно приятные события(приход друзей, праздник, поход в театр или на прогулку), могут вызвать непредсказуемые и тяжелые последствия.

Следует ежедневно спрашивать ребенка о его настроении и самочувствии, внимательно наблюдая за его мимикой, движениями, голосом и поведением. Не следует назойливо и детально расспрашивать ребенка о том, что с ним случилось и почему у него такое выражение лица, изменившийся голос и т.п., так как это может вызвать негативную реакцию. Вместо этого следует в мягкой, ненавязчивой форме высказать предположение о возможной связи замеченных изменений с его душевными переживаниями. Чем чаще и доверительнее вы будете разговаривать о чувствах с ребенком, тем более тонкими будут становиться ваши наблюдения. Для того, чтобы следить за динамикой изменений и симптомов, целесообразно вести дневник.

Если у ребенок часто начинает вести себя непредсказуемым образом, эти эпизоды и обстоятельства, при которых они возникают, могут стираться из его памяти. Дневник поможет вам предвидеть и предвосхищать подобные вспышки

Если вы понимаете, что никакие ваши доводы и уговоры не помогают, мягко, как бы между делом, предложите ребенку пойти к врачу. Желательно, чтобы это был врач, с которым у вас налажен контакт. Имеет смысл обратиться к знакомому педиатру, рассказав ему о ваших наблюдениях,так как это поможет ему понять происходящее и направить вас к специалисту соответствующего профиля.

В случае резкого обострения симптоматики немедленно обратитесь в службу неотложной помощи.

Факторы, влияющие на положительное состояние ребенка

Наряду с медикаментозной поддержкой необходимо оказывать ребенку психологическую и социальную помощь.

Очень важно ежедневно беседовать с ребенком о том, что ему нравится или не нравится, о его самочувствии, настроении, обидах и переживаниях.

Необходимо повышать собственную устойчивость к стрессам (регулярные физические нагрузки, здоровый образ жизни, социальные контакты) и стрессоустойчивость ребенка. Следует вырабатывать устойчивость к различным факторам окружающей среды и учить ребенка правильным методам.

Родителям важно знать свои слабые стороны и уметь владеть своими чувствами.

Важно иметь поддержку родственников, знакомых, друзей, коллег, которые могли бы помочь вам устраивать «выходные», во время которых освобождались бы от ежедневных забот и полностью переключались на свои ощущения и переживания. Это – самая эффективная профилактика синдрома эмоционального выгорания

Обсуждайте с ребенком предстоящие перемены. Будьте максимально конкретны: «мы едем на дачу через месяц, через десять дней дней, через два дня, завтра».

Целесообразно установить контакт с семьями, в которых воспитываются дети с особенностями развития, для взаимопомощи и обмена опытом.

Принимайте помощь в том виде, в котором ее предлагают, даже если это не совпадает с вашими ожиданиями.

 и находите специалистов, которым вы будете доверять, используйте помощь компетентных семей и организаций.

Поддержка для родителей

Согласно результатам многочисленных исследований, помощь и поддержка, оказываемые родителям, способствует смягчению симптоматики психических расстройств у детей.

Необходимо обучать родителей навыкам общения и построения с ребенком оптимальных для его лечения и реабилитации отношений. Члены семьи нуждаются как в знаниях о заболевании ребенка, так и в поддержке, ибо болезнь ребенка является для них серьезной, а иногда и непереносимой. Обучение может осуществляться в рамках терапии, направленной на формирование здоровой привязанности между больным ребенком и родителями – в первую очередь, матерью, что выходит за рамки чисто медицинского подхода, ориентированного исключительно на смягчение или устранение симптомов заболевания. Что касается помощи родителям, воспитывающим ребенка с психическим заболеванием, они могут получить её в различных организациях, оказывающих психологическую помощь и поддержку семьям. К ним относятся различные благотворительные фонды, НКО, а в ряде случаев и государственные организации. Список организаций, оказывающих различные виды помощи детям и родителям, можно посмотреть на сайте Центра Лечебной Педагогики: https://www.ccp.org.ru/spravochnik-organizatsij-okazy-vayushhih-pomoshh-lyudyam-s-osobennostyami-razvitiya .

Читайте также:  Упражнения для развития месячного ребенка

Необходимо подчеркнуть, что, хотя в принципе психические заболевания не являются неизлечимыми, нередки случаи, когда стопроцентная коррекция психических отклонений невозможна. Терапия и реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами является сложной, многофакторной задачей, для решения которой необходима совместная деятельность семьи, детского сада, школы, психологов, дефектологов и детских психиатров.Нередко родители опасаются обращаться к специалистам из-за возможных социальных последствий ярлыка «психически больного». Безусловно, в рамках существующей системы психиатрической помощи эти страхи являются вполне обоснованными, однако не следует забывать,что отсутствие своевременно назначенного лечения (а иногда и официально выставленного диагноза) может принести ребенку значительно больший вред.

Статья также опубликована в сборнике Благотворительного фонда помощи детям-сиротам “Здесь и сейчас” “Взаимодействие: дети, родители, специалисты, общество”. 

Источник

Усыновление детей с отклонениями в развития

  В силу разных причин некоторые пары решаются на усыновление ребенка из детского дома. Именно эта форма устройства детей в семью является наиболее желательной. Многие брошенные детки отличаются от других детей. Зачастую именно благодаря своей «отличности» они оставляются своими матерями и отдаются на воспитание в специальные учреждения. У этих детей отклонения в развитии, как в физическом, так и в психическом. Если супруги готовы на такой серьезный шаг (усыновление малыша с особыми потребностями) и хотят таким образом помочь маленькому человечку освоиться в этом большом мире, то они должны знать, как это сделать. Во-первых, необходимо понять, может ли пара усыновить ребенка? И дело тут не в том, что надо собирать большое количество документов и искать ребенка в базе данных. Вся проблема заключается в том – готовы ли сами люди к принятию в свою семью пока что чужого малыша, и признать его как своего. К тому же ребенок-инвалид требует еще большей заботы, внимания и финансовых затрат со стороны приемных родителей и об этом необходимо помнить. Поэтому, чтобы потом никому не было плохо, особенно этому маленькому человеку, к которому судьба итак отнеслась достаточно жестоко, тщательно обдумайте свое решение и оцените свои возможности. Если решение усыновить ребенка-инвалида осталось положительным, то приступайте. Для начала надо знать, могут ли люди, принявшие такое решение, стать усыновителем.

  По закону усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: – лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; – супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; – лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; – лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; – бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; – лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. – лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); – лиц, не имеющих постоянного места жительства; – лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; – лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

  Не стоит забывать, что разница между усыновителем и усыновляемым ребенком должна быть не меньше 16 лет, а лица не состоящие в браке не могут усыновить одного и того же ребенка. Если семья (или человек), может стать усыновителем, следующим шагом будет посещение органов опеки по месту жительства. Сбор справок и документов для решения органов опеки о возможности быть усыновителем. Далее документы отдаются в органы опеки, там они рассматриваются специалистами. Изучаются жилищные условия людей, желающих усыновить малыша. Для ребенка-инвалида необходима отдельная комната. Потом дается заключение о возможности быть усыновителями. Только после этого начинается поиск и знакомство с ребенком или детьми.

Читайте также:  Би хелен развитие ребенка читать

  Можно сделать независимое медицинское обследование ребенка. Если пара еще не передумала, то подается заявление в суд. Органы опеки готовят заключение о целесообразности усыновления этого ребенка и документы для суда. Потом заявление рассматривается и судом принимается решение. Семья получает копию решения суда. В случае положительного ответа, в загсе необходимо получить свидетельство об усыновлении, новое свидетельство о рождении и внести ребенка в паспорт. Потом зарегистрировать ребенка по месту проживания усыновителей. Усыновители ребенка-инвалида и он сам имеют права и льготы, предусмотренные российским законодательством. Ребенок с ограниченными возможностями имеют право на посещение дошкольных учреждений. Если по состоянию здоровья он не может находиться в дошкольных учреждениях общего типа, то может посещать специализированные. Социальная пенсия для детей инвалидов равна минимальной пенсии по старости. Матери инвалидов с детства имеют право уйти на пенсию по достижению 50 лет при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Одному из родителей, воспитывающему ребенка-инвалида, положены выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком и один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования. Родители освобождаются от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а так же детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.

  Дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первую очередь. Дети-инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет включительно обеспечиваются бесплатным проездом, бесплатной путевкой, а сопровождающие их лица (один из родителей) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скидкой. Лекарства по рецептам выдаются детям инвалидам до 16 лет бесплатно. Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше 3 лет, в соответствии с медицинскими показаниями, предоставляются бесплатно кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски. Эти средства передвижения выдаются на основании медицинского заключения детских лечебных учреждений на ребенка-инвалида. Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий.

  Предоставление льгот зависит от степени инвалидности, видов протезно-ортопедических изделий. Семьям, имеющим детей – инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

  Дополнительные льготы могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств. Помимо этого, усыновители имеют право на федеральные выплаты в зависимости от возраста ребенка. В общем-то, усыновление ребенка-инвалида мало чем отличается от усыновления здорового ребенка. Разница только в том, что мало кто на это решается. Но для тех героев, кто все-таки идет на это, этот шаг осознанный. Тем более в некоторых случаях можно вылечить ребенка практически полностью или хотя бы научить его жить среди других людей.

  Принимая решение об усыновлении ребенка–инвалида, не стоит забывать, что этот ребенок становится полноценным членом семьи, имеет те же права, как если бы это был родным. От него нельзя отказаться и так просто вернуть обратно, если вдруг не сошлись характером. Таким образом, можно оставить глубокую душевную рану у этого беззащитного существа, так нуждающимся в заботе любящих его людей. Поэтому необходимо хорошо подумать, все взвесить, посоветоваться с близкими людьми. Можно посещать специальные курсы для людей, решивших усыновить ребенка. Если после всех трудностей и сбора документов, Вы все еще полны решимости и готовы взять на себя ответственность за судьбу ребенка-инвалида, то остается пожелать Вам терпения, удачи и здоровья Вашему новому члену семьи.

Источник