Приемная семья социальная ситуация развития ребенка

Приемная семья социальная ситуация развития ребенка thumbnail

Социокультурная среда приемной семьи существенно сказывается на социализации приемного ребенка.

При помещении ребенка в приемную семью, в которой он чувствует эмоциональное принятие новыми родителями, сам стремится максимально встроиться в нее, включаются очень сильные механизмы адаптации, которые меняют не только поведение ребенка, по даже его биофизические параметры. Известны факты, когда у ребенка происходят изменения внешности, если имеются значительные отличия от внешности принявших родителей, например, – светлеет цвет кожи, меняется цвет глаз, форма и цвет волос.

Но быстрее и сильнее всего ребенок перенимает культуру этой семьи и через нее сначала ближнего, а затем и более широкого ее окружения. Интересным примером, может служить измеритель, которым пользуются специалисты по усыновлению в США. Известно, что дети младше 10 лет, усыновленные из других стран и не говорящие по-английски в среднем через 5 месяцев перестают пользоваться родным языком и, если этого не происходит, такая ситуация служит показателем проблемы адаптации ребенка в семье. Успешно встраивающийся в семейную систему принимающей семьи ребенок очень быстро перенимает манеры речи, телефонного поведения, коммуникаций со сверстниками и взрослыми у новых родителей.

Социокультурную среду приемной семьи определяют те же факторы, что и обычную. В то же время в приемной семье важно учитывать следующее:

  • – жилищные и материальные условия;
  • – состояние здоровье приемных родителей;
  • – мотивация приемных родителей;
  • – подготовленность приемных родителей к принятию ребенка;
  • – своеобразие ребенка.

Жилищные и материальные условия, а также состояние здоровья приемных родителей определяют при принятии решения о передаче ребенка в приемную семью. Органы опеки и попечительства проверяют жилищные условия гражданина (место жительства, где он постоянно или преимущественно проживает), выразившего желание стать опекуном в течение семи дней со дня представления необходимых для постановки на учет документов. Они производят обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий его жизни. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня его проведения уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается его руководителем.

Мотивация к приему ребенка может состоять из позитивных и негативных компонентов. Важно, чтобы превалирующими были позитивные составляющие: желание расширить семью, ощутить радость родительства и помочь ребенку. Негативными составляющими считаются компоненты мотивации, направленные не на ребенка, а на решение проблем семьи и личности человека за счет ребенка. Чаще всего это мотивы, направленные на компенсацию самооценки, не связанные с родительскими функциями.

Самыми распространенными деструктивными мотивами социально-психологического плана некоторых родителей взять ребенка на воспитание являются:

  • – показать обществу, а чаще родителям, желающим нянчить внуков, свою состоятельность как родителей и “быть как все”;
  • – реализовать за счет ребенка свои нереализованные мечты и, к примеру, сделать из него чемпиона, настоящего мужчину, бравого офицера;
  • – принести себя или ребенка в жертву религиозным установкам, другим сверхценным идеям;
  • – страх старости, одиночества и беспомощности;
  • – компенсация родителями, недавно пережившими утрату кровного ребенка или близкого члена семьи. Родитель в состоянии горевания ищет в новом ребенке замену прежнего, возможность отвлечься и не способен воспринимать приемного ребенка как отдельную личность. Постоянные сравнения одного ребенка с другим, идеализация погибшего, ежеминутное напоминание о трагедии довольно быстро приводит к отторжению нового члена семьи;
  • – жалость. Идея усыновить на волне жалости, после просмотра тематической телепередачи о несчастном ребенке или статьи в прессе возникает достаточно часто. Люди, принявшие в семью ребенка из жалости или жертвенности, практически всегда ожидают от него скорой благодарности за совершенный им акт милосердия. На практике получается иначе – маленькие дети не способны оценить социальную значимость такого поступка и соответствовать ожиданиям родителя, а старшие дети или протестуют против такого отношения или, пытаясь соответствовать, теряют идентичность и имеют крайне заниженную самооценку.

Все это приводит либо к разрушению отношений и возврату ребенка в учреждение, либо нарушению семейных отношений вплоть до появления психосоматических и психических заболеваний как у ребенка, и так и его новых родителей.

Принимающая семья может состояться и преодолеть трудности адаптации и кризисы в случае, если:

  • – воспринимает ребенка как отдельную личность, а не инструмент для решения личных проблем;
  • – имеет реалистичные ожидания и нацелена на создание детско-родительских отношений;
  • – готова принять ребенка со всеми его особенностями и недостатками, т.е. обеспечить безусловную (безоценочную) любовь.

Семья, целостная и социально состоявшаяся, имеет возможность поделиться счастьем с ребенком и передать ему свои навыки и компетенции. Счастливым ребенка могут сделать только приемные родители, ощущающие себя счастливыми. Несчастные не могут осчастливить несчастного ребенка, а только передать ему тс или иные, свойственные им дисфункции.

Подготовленность приемных родителей к принятию ребенка, определяется тем, что приемный родитель проходит определенный процесс принятия решения и становления. От того, насколько глубоко он сможет принять новый социальный статус и чувство ответственности как родителя зависит перспектива в его реализации в этом качестве с учетом возникающих проблем воспитания ребенка.

Источник

Лекция «Этапы развития ребенка»

Для понимания механизма психического развития ребенка необходимо выделить категории, описывающие данный процесс: 
1)Социальная ситуация развития ребенка – конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. В рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид деятельности. 
2)Ведущая деятельность – это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. 
3)Возрастные кризисы — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека. Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. 

Читайте также:  Развитие воображения в игровой деятельности ребенка

Психологические особенности каждого этапа развития ребёнка.

Новорожденность. Это период интенсивной начальной психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Произошел физический разрыв с организмом матери, но исключительно важно сохранить постоянный и тесный контакт с ней в плане ухода за ребенком. Поначалу пробуждающиеся реакции новорожденного обусловлены преимущественно состоянием его внутренней среды, они слабо связаны с выделением внешних объектов-раздражителей. По истечении первых месяцев, при нормальном развитии, появляется комплекс оживления. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности. 

Младенчество. Социальная ситуация развития «Мы». Ведущая деятельность – эмоциональное общение со взрослым. Младенчество – сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие или недоверие человека к людям, к социальному миру в целом. 
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На смену гулению приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово. 

Ранний возраст (1–3 года).  К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность. Ребенок пытается делать все сам без посторонней помощи. Действия, в основном по самообслуживанию, связанные с одеждой, питанием, гигиеной, он переносит в игровую деятельность, развивая двигательные навыки и наглядно-двигательное мышление. Вместе с тем, его общение переходит в новое качество – оно становится речевым (к 2 годам появляется фразовая речь). 

Дошкольный возраст (4–6 лет). Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

Это возраст «почемучек» – ребенок задает вопросы. Это сенситивный период пробуждения познавательных потребностей человека. Игнорирование вопросов ребенка приводит к потере им интереса к тайнам окружающего мира. 
Игра, ранее преимущественно в одиночку, обретает способ общения со сверстниками, становится ролевой. Интенсивно работает механизм подражания. В игру вносится приобретенный социальный опыт: распределяются главные и второстепенные роли, хорошие и плохие персонажи, профессии и конкретные люди, устанавливаются правила честной игры. 
В рисовании, лепке, конструировании идет процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному. В этот период можно уже сделать довольно точный прогноз о творческом потенциале ребенка. 
Начинается обучение ребенка счету, чтению, письму, нотной грамоте, технике того или иного вида спорта, ремеслам 

Младший школьный возраст (7–10 лет, 1–4 класс). Ведущая психическая активность – учебная деятельность. 
Меняется социальный статус ребенка – он теперь школьник. Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой (новая ситуация развития). Появляется в его жизни, наряду с родителями, новый «значимый другой» – учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. С другой стороны, ему необходимо самоутверждаться в новом школьном коллективе. 
В процессе обучения развиваются познавательная мотивация, внимание, память, на смену ведущему типу образного мышления постепенно приходит словесно-логическое, абстрактное. 
Игры становятся все более соревновательными, нацеленными на результат, победу, а не на получение удовольствия от процесса игровой деятельности. 

Подростковый возраст (12–15 лет). Ведущая психическая активность – общение со сверстниками. 
Это возраст начального периода развития половой зрелости, связанный с интенсивной выработкой в организме половых гормонов, появлением или усилением сексуального влечения, развитием вторичных половых признаков мужчины или женщины. 
В зависимости в основном от наследственности и климатической зоны развития ребенка подростковый возраст может иметь границы от 10 до 18 лет. Девочки созревают приблизительно на год раньше мальчиков. 
Как правило, подростковый период предрасполагает к внутреннему конфликту между биологическим статусом взрослого и социальным статусом ребенка, который может манифестироваться протестными формами агрессивного поведения, стремлением подражать взрослому манерами и аксессуарами его образа жизни, стремлением нарушить границы пока еще запретных сфер социальной действительности. 
Это период обостренного желания самоопределения, потребности обратить на себя внимание, проявить свою индивидуальность. Подросток в силу возросшей эмоциональности, больших ожиданий, неадекватных представлений о реальности, обилия фантазий, проявления нетерпеливости, максимализма оценок, саморазвития воли и проб себя в зоне риска часто попадает в ситуации фрустрации, отчаяния, неудовлетворенности собой и враждебного противостояния окружающим людям. 

Читайте также:  Значение общения со взрослыми в развитии психики ребенка

Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Юношеский возраст. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (15–18 лет) и позднюю юность (18–23 лет). 
Этот период рассматривается как психологичеcкий возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Социальная ситуация развития – порог самостоятельной жизни. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная.
Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с подростками заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Также возникает выраженный интерес к различным источникам информации. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами. 
Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.

Возрастные кризисы

Кризис новорожденности 
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. 
Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая, социальная ситуация его развития Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т.д. Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. 

Кризис первого года. Этот кризис относится к числу «малых», он разделяет два периода одной эпохи – младенчество и ранний возраст.
Кризис одного года связывают с возникновением автономной речи и отчасти – с появлением самостоятельной ходьбы. Появление автономной детской речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем вызывая к жизни новую ситуацию развития.
При описании поведенческих симптомов кризиса одного года всегда указывают на яркие эмоциональные взрывы, проявляющиеся в том, что ребенок, требуя желаемого, громко кричит, может броситься на пол, плакать, топать ногами. Эти реакции объясняются тем, что с возникновением автономной речи появляются «трудности взаимного понимания». Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослого, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом. 
Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность. 
Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. 
Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами. 

Кризис трех лет 
Кризис трех лет – это граница между ранним и дошкольным возрастом, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.  Дети стремятся к самостоятельности, в их лексике появляются такие выражения как:”я сам”,”не хочу”,”я уже большой”. Ребенок проявляет негативизм (стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого), непослушание, упрямство. Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет делать что-либо, препятствующее его желанию. Считается, что таким образом осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. В этой связи наказание за непослушание может дать отрицательный педагогический результат. Другое последствие наказаний – стремление ребенка избежать их с помощью лжи. 
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощрается, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками). 
Кризис 3 лет должен состоятся в жизни каждого ребенка, ведь он определяет новую,очень важную ступень в развитии. Чтобы удачно миновать кризис 3 лет надо помнить о принципах: твердость в намерениях, но гибкость в действиях.Надо иметь четкую позицию, когда и на чем настаивать, а с чем в поведении ребенка можно смириться.

Читайте также:  Режим дня и его значение в жизни и развитии ребенка дошкольного возраста

Кризис дошкольного возраста (7 лет)
Признаки наступления кризисного периода: 
– возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
– появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения; 
– непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
– хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
– демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения; 
– обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». 
Встречаются и такие проявления как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. 
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, – менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. 
В период кризиса 7 лет проявляется обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов в учебе, в широком общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. 
К концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно в плане поведения (произвольность поведения) и в плане решения интеллектуальных задач (произвольность умственной деятельности). Традиционно эти характеристики полагаются необходимыми условиями школьной зрелости (готовности к школе).

Подростковый кризис 
Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения часто завершается мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. 
Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. 
В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные трудности в обучении, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей). 
В это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

 Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления:

  1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток, часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками, и при этом так и не насыщается этими разговорами.

  2. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение.

Однако, все эти специфические для данного возраста проявления необходимы для развития полноценной и гармоничной личности. Именно в этот период происходит завершение определенной стадии формирования личности. Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению.
Сам кризис имеет несколько фаз:

  1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком.

  2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе выходить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли).

  3. Посткритическая. Построение новых отношений.

Источник