Приемная семья для ребенка с особенностями в развитии

Приемная семья для ребенка с особенностями в развитии thumbnail

Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развития

Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развитияФото: Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Трудно ли жить с приемными детьми и делить с ними свой кров, еду, свои предметы быта? Трудно ли днем и ночью заботиться о них, постоянно общаться с ними и решать их проблемы? Это лишь часть вопросов, которые потенциальные приемные родители задают себе, решившись на такие перемены в своей жизни. Еще больше вопросов возникает позже, когда приемные дети уже находятся в новой семье. Когда-то эти вопросы задавала себе и учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина, ныне приемная мама четверых детей с особенностями развития.

КАК ВОСПИТАННИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ

Почти шесть лет в ее доме живут трое детей с особенностями в развитии, а один из ребят уже стал выпускником ее приемной семьи. Татьяну трудно назвать неподготовленным человеком, по образованию она дефектолог и более 40 лет работает с детьми с ментальными нарушениями. Сын Татьяны частенько бывал у нее на работе, и для него нет детей с особенностями — есть просто дети.

С первого по седьмой класс Татьяна была учителем у двоих своих приемных детей в ЦССВ: она учила их не только читать, писать, считать, но и самым элементарным бытовым вещам, которым учит своего ребенка мама. Экскурсии, поездки, приготовление вкусностей для именинного стола, круглосуточное житье-бытье в лагере отдыха, совместные покупки и так далее.

«Для меня работа с детьми с особенностями развития — не просто работа, это огромный период жизни вместе с ними. Поэтому мои ответы на поставленные выше вопросы будут, наверное, нетипичны. Когда ты отработал четыре десятилетия в учреждении для детей-сирот, для тебя уже не бывает чужих детей, понятие „свой — чужой“ размывается. В моем понимании забота о детях и есть проявление любви к ним. Это забота о красивой и удобной одежде, вкусной и здоровой еде для них, о досуге, о душевном покое, беспокойство об их будущем. За шесть лет жизни под одной крышей с моими ребятами я не узнала ничего принципиально нового о них. Но все мои, скажем, академические знания и практические умения приобрели более яркие краски, обросли множеством грустных и забавных примеров», — считает Татьяна Шоркина.

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ — КАКИЕ ОНИ?

«Это необыкновенно доброжелательные дети: любого человека они встречают улыбкой, готовностью подружиться, поделиться всем, что есть. Их трудолюбие, исполнительность и старательность абсолютны. Нелегко бывает научить их чему-либо. Но если они научились, это станет для них любимым занятием. Это может быть и плетение браслетов, и мытье посуды, и чистка от сорняков дорожки на даче. Мне иногда кажется, что ощущение лени для них незнакомо, во всяком случае, они успешно с этим борются», — делится Татьяна.

Проработав с детьми с ментальными нарушениями несколько десятилетий, Татьяна не представляет, чтобы ее дети строили козни, пыхтели злобой по отношению к какому-либо человеку, даже если этот человек нанес им обиду, сделал больно. Беззлобность, незлопамятность — одна из главных их черт. «Они умеют искренне радоваться любому подарку, дорожить любым проявлением заботы о них», — рассказывает приемная мама.

Когда Татьяна взяла приемных детей, ее отношения с ними постепенно менялись.

«Мой сын выбрал самую естественную для него модель поведения — старшего брата. Мне же было нелегко убрать дистанцию между нами, которая была обязательна на работе, но мешает дома. Мне иногда бывает нелегко „выключить учительницу“, а детям перестать видеть во мне только педагога. На пути друг к другу мы с детьми обошли много острых углов. Успех зависел от желания и усилий обеих сторон», — вспоминает Татьяна.

ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

  • Гипертрофированная доброжелательность — обратная сторона общительности
    «Любой человек, проявивший к моим детям внимание, благосклонность, становится для них родным. Они узнают его всегда и везде, бросаются к нему навстречу, терзают бесконечными расспросами», — сетует приемная мама. Дети с ментальными нарушениями очень легко вступают в разговор с незнакомыми людьми, сразу забывая о какой-либо опасности. Конечно, необходимо разъяснять нормы поведения. По факту рассказывать о недопустимости проявлений навязчивости к малознакомым и даже к хорошо знакомым людям. Проигрывать ситуации, когда с ребенком может заговорить чужой человек, отрабатывать варианты ответов и модели поведения.

  • Недостаточная информированность о внешнем мире, несформированность коммуникативных навыков и моделей поведения в социуме — в магазине, транспорте, на прогулочной площадке, в других общественных местах.

    Татьяна рекомендует пошагово отрабатывать модели поведения, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Например, давать возможность самостоятельно купить, спросить, отнести, посмотреть, сказать и т. д.), но незаметно наблюдать за действиями ребенка. «Как я уже упоминала, мои дети имеют разные интеллектуальные и физические возможности. Для некоторых огромное достижение самостоятельно выйти на улицу и зайти обратно домой, то есть вызвать лифт и нажать на нужные кнопки домофона. Справившись с этой задачей, ребенок может самостоятельно отнести мусор, погулять на игровой площадке. Но также есть дети, которых я должна подготовить к самостоятельной жизни. И это долгий путь. Первые месяцы я или сын гуляли вместе с ними около дома и по округе, но постепенно стали оставлять их одних, незаметно наблюдая со стороны», — вспоминает Татьяна. Но это в прошлом. Сейчас ее ребята прекрасно ориентируются в округе, самостоятельно добираются до колледжа, посещают музеи, кинотеатры и так далее.

  • Дети с особенностями очень зависимы в быту.
    «Несмотря на их трудолюбие и неистребимое желание что-то сделать, помочь, они постоянно забывают последовательность действий, не понимают, что возможны варианты решения бытовых проблем. Здесь требуется время и ваше большое терпение. Давайте детям небольшие задания, помогайте при их выполнении, постепенно уменьшая размер помощи. Очень трудно идет процесс освоения разумного использования бытовой химии. Но, даже научив ребенка чистить, мыть, стирать, складывать, сыпать и лить в воду то что надо и сколько надо, время от времени проверяйте процесс и результат. Надо сказать, что со временем такие проверки становятся ситуативными», — советует Татьяна Шоркина.

  • Неумение дать адекватную оценку своему поступку.«Абстрактно ребенок понимает, что лгать, красть, ругаться — это плохо. Но меняется ситуация, настроение ребенка, и табу отходит на второй план, потому что „очень хочется“, потому что так получилось. Поэтому со стороны взрослых необходим контроль, помощь и разъяснение», — отмечает приемная мама.

    Чтобы помочь детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, в семье Татьяны ведут своеобразные дневники «Мои успехи и ошибки». В них ребята фиксируют свои школьные пятерки, добрые бытовые дела, спортивные достижения. В графе для ошибок мальчишки записывают не только свои проступки, но и как их исправляли. Каждый месяц вместе с мамой они подводят итог: подсчитывают пятерки, хорошие поступки. Победитель награждается аплодисментами и сладким подарком. Дневник помогает им подтянуться в учебе, критично относиться к своим поступкам, осознать свои и чужие ошибки.

  • Неумение организовать игру, досуг.«Во-первых, предоставьте детям ассортимент — книги, игры и игрушки, гаджеты, краски, альбомы и так далее. Во-вторых, помогите им выбрать занятие или направьте их выбор в нужное русло: „интересная сказка“, „замечательный журнал“, „узнаешь много нового о животных“. Примите активное или пассивное участие в досуге, проконтролируйте проведение досуга, если он самостоятелен. Неустанно регламентируйте просмотр TV, манипуляции с гаджетами. Что касается прогулок — если ребенок может гулять один, прогулка должна быть в определенном или разрешенном месте. Это должно контролироваться, и любую вольность необходимо строго пресекать, так как, даже отойдя недалеко, ребенок может не найти обратную дорогу», — советует приемным родителям Татьяна.

Источник

Мысль «а не дефектен ли ребёнок» посещает многих приёмных родителей в особенно трудные периоды — адаптации и возрастных кризисов, когда ребёнок сводит с ума своими капризами, криком, когда ему никак не даётся учёба, когда он обманывает, хамит, проявляет агрессию. Его реакции настолько сильны и непонятны, что обескураживают и пугают, вызывая желание показать ребёнка консилиуму психиатров. Не стоит искать врача, который подтвердит вам, что ваш ребёнок «ненормальный». Если задаться этой целью, то такой врач обязательно найдётся, и в результате может произойти очередная трагедия в жизни вашего уже ребёнка, которая окончательно сломает его внутренний стержень. В любом случае, прежде чем разочаровываться, необходимо выдохнуть и предположить — а не могут ли странности в поведении ребёнка быть обычными возрастными проявлениями, наложившимися на особенности и выученные реакции, вынужденно освоенные в прошлой жизни?

Отклонение или норма?

Одним из основных тревожных поводов приёмные родители называют заметное отставание ребенка от сверстников в развитии. У малышей это может проявляться в вялости реакций. Например, если взять на руки малыша полутора лет, прожившего свою маленькую жизнь в доме малютки, то неприятно изумит его пассивность, вялость ручек и ножек — он как тряпичная кукла. Умение новорождённого обхватывать маму всеми конечностями отказник утрачивает, потому что у него мамы нет, вокруг разные люди, которым некогда его обнимать. То же происходит и со всеми другими умениями и навыками. Но, попав в добрые ласковые руки, малыш может быстро научиться этому.

У деток постарше, взятых из детских домов, часто наблюдается педагогическая запущенность. Её очень легко принять за задержку психического развития — «запущенный» ребёнок показывает более низкий уровень умственного и эмоционально-волевого развития по сравнению со сверстниками. Ребёнка необходимо воспринимать соответственно его уровню, не ожидая и не требуя большего. В определённых пределах и при благоприятных обстоятельствах он может нагнать своих сверстников через несколько лет.

К такому ребенку важно относиться так, как будто он чуть-чуть старше того возраста, которому отвечает его уровень. Это поможет ему быстрее наверстать упущенное. Но не сверх меры. Мы лишь помогаем развиваться, а не устраиваем гонку на выживание.

Необходимо ещё добавить, что ребёнок с педагогической запущенностью может иметь довольно развитые социальные навыки, но только те, которые были ему необходимы для выживания, например, производить хорошее впечатление на взрослых, легко устанавливать контакты с людьми, понимать их эмоции и чувства.

Опережение в развитии не всегда может быть однозначно полезным. Классический пример такого опережения — излишняя сексуальная просвещённость. У родителей, столкнувшихся с проявлениями сексуализированного поведения у принятых в семью детей, это почти всегда вызывает мысли о психической патологии. Специалисты в сфере содействия замещающим семьям помогут осмыслить это и выработать правильную стратегию воспитания.

В период адаптации может наблюдаться временный регресс в поведенческих реакциях, характерных для разного возраста. Старший дошкольник может демонстрировать все проявления фазы «я сам», характерные для трёхлетки. Младший школьник возвращается к играм, интересным для малышей ясельного возраста. Девочка-подросток вместо того, чтобы стремиться к общению со сверстниками, будет пытаться завоевать доверие и любовь новой мамы, проявлять прилипчивость и близость, характерную для пятилетки. Есть и более яркие примеры — семилетняя девочка пыталась без слов, знаками, призывать приёмную маму поиграть с ней как с грудным малышом, девятилетний ребёнок потребовал от своих опекунов соску. Всё это следует воспринимать спокойно. Если ребёнок в кровной семье или в учреждении не смог нормально пройти определённые фазы развития, что-то пропустил, чего-то недополучил, то хорошо, если он пытается восполнить упущенное в новой семье, и ещё лучше, если новые родители распознают эти проявления правильно и сумеют помочь ему.

Возрастные кризисы приёмных детей

Дети с трудным жизненным опытом проходят те же возрастные кризисы, что и другие дети. Отличия могут быть в более ярких или, наоборот, сглаженных проявлениях.

Кризис трёх лет может пройти незаметно, если ребёнок никак не стремится к самостоятельности, и взрослым требуются дополнительные усилия, чтобы начать воспитывать в нём волю. Бывает и наоборот, когда характерные особенности возрастного кризиса становятся настолько яркими, что невольно задумаешься о походе к врачу. По приёмным детям, вступившим в подростковый возраст, как через увеличительное стекло можно рассматривать все особенности этого периода в деталях.

Подростковый кризис начинается примерно с 12 лет, в это время происходит самоидентификация ребенка — он пытается ориентироваться в большей мере на позицию своих сверстников, легко попадая под их влияние.

Бывает и наоборот, когда уже старший подросток не может найти общий язык со сверстниками, проявляет инфантильность в общении с окружающими, но в то же время может стремиться к сепарации, одновременно боясь самостоятельной жизни. Такое несоответствие воспринимается приёмными родителями как странность, однако, это элемент возрастного кризиса совершеннолетия, характерный только для приёмных детей, которым предстоит после 18 лет переехать из семьи.

В любом случае — будь то нормативные возрастные проявления или всё-таки отклонения, нужно относиться к ним с пониманием, потому что за всеми шероховатостями характера — личность ребёнка.

Елена Турлина

Фото с сайта i-igrushki.ru

Источник

15 ЛетВот уже 15 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.
Помочь проекту

Советы от приемной мамы: как воспитывать детей с особенностями развития

Трудно ли жить с приемными детьми и делить с ними свой кров, еду,  свои предметы быта? Трудно ли днем и ночью заботиться о них, постоянно общаться с ними и решать их проблемы? Это лишь часть вопросов, которые потенциальные приемные родители задают себе, решившись на такие перемены в своей жизни. Еще больше вопросов возникает позже, когда приемные дети уже находятся в новой семье. Когда-то эти вопросы задавала себе и учитель-дефектолог ЦССВ «Юнона» Татьяна Шоркина, ныне приемная мама четверых детей с особенностями развития.

КАК ВОСПИТАННИКИ СТАНОВЯТСЯ РОДНЫМИ

Почти шесть лет в ее доме живут трое детей с особенностями в развитии, а один из ребят уже стал выпускником ее приемной семьи. Татьяну трудно назвать неподготовленным человеком, по образованию она дефектолог и более 40 лет работает с детьми с ментальными нарушениями. Сын Татьяны частенько бывал у нее на работе, и для него нет детей с особенностями — есть просто дети.

С первого по седьмой класс Татьяна была учителем у двоих своих приемных детей в ЦССВ: она учила их не только читать, писать, считать, но и самым элементарным бытовым вещам, которым учит своего ребенка мама. Экскурсии, поездки, приготовление вкусностей для именинного стола, круглосуточное житье-бытье в лагере отдыха, совместные покупки и так далее.

«Для меня работа с детьми с особенностями развития — не просто работа, это огромный период жизни вместе с ними. Поэтому мои ответы на поставленные выше вопросы будут, наверное, нетипичны. Когда ты отработал четыре десятилетия в учреждении для детей-сирот, для тебя уже не бывает чужих детей, понятие „свой — чужой“ размывается. В моем понимании забота о детях и есть проявление любви к ним. Это забота о красивой и удобной одежде, вкусной и здоровой еде для них, о досуге, о душевном покое, беспокойство об их будущем. За шесть лет жизни под одной крышей с моими ребятами я не узнала ничего принципиально нового о них. Но все мои, скажем, академические знания и практические умения приобрели более яркие краски, обросли множеством грустных и забавных примеров», — считает Татьяна Шоркина.

ДЕТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ — КАКИЕ ОНИ?

«Это необыкновенно доброжелательные дети: любого человека они встречают улыбкой, готовностью подружиться, поделиться всем, что есть. Их трудолюбие, исполнительность и старательность абсолютны. Нелегко бывает научить их чему-либо. Но если они научились, это станет для них любимым занятием. Это может быть и плетение браслетов, и мытье посуды, и чистка от сорняков дорожки на даче. Мне иногда кажется, что ощущение лени для них незнакомо, во всяком случае, они успешно с этим борются», — делится Татьяна.

Проработав с детьми с ментальными нарушениями несколько десятилетий, Татьяна не представляет, чтобы ее дети строили козни, пыхтели злобой по отношению к какому-либо человеку, даже если этот человек нанес им обиду, сделал больно. Беззлобность, незлопамятность — одна из главных их черт. «Они умеют искренне радоваться любому подарку, дорожить любым проявлением заботы о них», — рассказывает приемная мама.

Когда Татьяна взяла приемных детей, ее отношения с ними постепенно менялись.

«Мой сын выбрал самую естественную для него модель поведения — старшего брата. Мне же было нелегко убрать дистанцию между нами, которая была обязательна на работе, но мешает дома. Мне иногда бывает нелегко „выключить учительницу“, а детям перестать видеть во мне только педагога. На пути друг к другу мы с детьми обошли много острых углов. Успех зависел от желания и усилий обеих сторон», — вспоминает Татьяна.

ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ

  • Гипертрофированная доброжелательность — обратная сторона общительности
    «Любой человек, проявивший к моим детям внимание, благосклонность, становится для них родным. Они узнают его всегда и везде, бросаются к нему навстречу, терзают бесконечными расспросами», — сетует приемная мама. Дети с ментальными нарушениями очень легко вступают в разговор с незнакомыми людьми, сразу забывая о какой-либо опасности. Конечно, необходимо разъяснять нормы поведения. По факту рассказывать о недопустимости проявлений навязчивости к малознакомым и даже к хорошо знакомым людям. Проигрывать ситуации, когда с ребенком может заговорить чужой человек, отрабатывать варианты ответов и модели поведения.

  • Недостаточная информированность о внешнем мире, несформированность коммуникативных навыков и моделей поведения в социуме — в магазине, транспорте, на прогулочной площадке, в других общественных местах.

    Татьяна рекомендует пошагово отрабатывать модели поведения, постепенно увеличивая степень самостоятельности. Например, давать возможность самостоятельно купить, спросить, отнести, посмотреть, сказать и т. д.), но незаметно наблюдать за действиями ребенка. «Как я уже упоминала, мои дети имеют разные интеллектуальные и физические возможности. Для некоторых огромное достижение самостоятельно выйти на улицу и зайти обратно домой, то есть вызвать лифт и нажать на нужные кнопки домофона. Справившись с этой задачей, ребенок может самостоятельно отнести мусор, погулять на игровой площадке. Но также есть дети, которых я должна подготовить к самостоятельной жизни. И это долгий путь. Первые месяцы я или сын гуляли вместе с ними около дома и по округе, но постепенно стали оставлять их одних, незаметно наблюдая со стороны», — вспоминает Татьяна. Но это в прошлом. Сейчас ее ребята прекрасно ориентируются в округе, самостоятельно добираются до колледжа, посещают музеи, кинотеатры и так далее.

  • Дети с особенностями очень зависимы в быту.
    «Несмотря на их трудолюбие и неистребимое желание что-то сделать, помочь, они постоянно забывают последовательность действий, не понимают, что возможны варианты решения бытовых проблем. Здесь требуется время и ваше большое терпение. Давайте детям небольшие задания, помогайте при их выполнении, постепенно уменьшая размер помощи. Очень трудно идет процесс освоения разумного использования бытовой химии. Но, даже научив ребенка чистить, мыть, стирать, складывать, сыпать и лить в воду то что надо и сколько надо, время от времени проверяйте процесс и результат. Надо сказать, что со временем такие проверки становятся ситуативными», — советует Татьяна Шоркина.

  • Неумение дать адекватную оценку своему поступку.«Абстрактно ребенок понимает, что лгать, красть, ругаться — это плохо. Но меняется ситуация, настроение ребенка, и табу отходит на второй план, потому что „очень хочется“, потому что так получилось. Поэтому со стороны взрослых необходим контроль, помощь и разъяснение», — отмечает приемная мама.

    Чтобы помочь детям разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, в семье Татьяны ведут своеобразные дневники «Мои успехи и ошибки». В них ребята фиксируют свои школьные пятерки, добрые бытовые дела, спортивные достижения. В графе для ошибок мальчишки записывают не только свои проступки, но и как их исправляли. Каждый месяц вместе с мамой они подводят итог: подсчитывают пятерки, хорошие поступки. Победитель награждается аплодисментами и сладким подарком. Дневник помогает им подтянуться в учебе, критично относиться к своим поступкам, осознать свои и чужие ошибки.

  • Неумение организовать игру, досуг.«Во-первых, предоставьте детям ассортимент — книги, игры и игрушки, гаджеты, краски, альбомы и так далее. Во-вторых, помогите им выбрать занятие или направьте их выбор в нужное русло: „интересная сказка“, „замечательный журнал“, „узнаешь много нового о животных“. Примите активное или пассивное участие в досуге, проконтролируйте проведение досуга, если он самостоятелен. Неустанно регламентируйте просмотр TV, манипуляции с гаджетами. Что касается прогулок — если ребенок может гулять один, прогулка должна быть в определенном или разрешенном месте. Это должно контролироваться, и любую вольность необходимо строго пресекать, так как, даже отойдя недалеко, ребенок может не найти обратную дорогу», — советует приемным родителям Татьяна.

https://dszn.ru/press-center/news/3278

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

23 Ноября 2020

В рамках Всероссийского форума приемных семей 2020 будет проведен цикл вебинаров ведущих экспертов

18 Ноября 2020

Эксперты объяснили гневную реакцию общества на идею изъятия детей в 24 часа

17 Ноября 2020

Законопроекты о порядке изъятия детей из семьи отзываются – их авторы посчитали нужным доработать их с экспертами. Об этом журналистам заявил председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

17 Ноября 2020

Продолжаем знакомить вас с лицами Всероссийского форума приемных семей.

Источник