Причины задержки умственного развития ребенка
Умственная отсталость (задержка умственного развития) — это состояние ребенка у которого задержанное или неполное развитие психики, что в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания ребенка и обеспечивающих общий уровень интеллекта IQ, то есть моторных, специальных способностей, когнитивных, речевых.
Причины умственной отсталости.
Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.
Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:
- Инфекции во время беременности:
- ВИЧ;
- Токсоплазмоз;
- Простой герпес;
- Краснуха;
- Сифилис;
- ЦМВ-инфекция;
- Поведенческие проблемы во время беременности:
- Курение;
- Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
- Недоедание;
- Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
- Проблемы при рождении:
- Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
- Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
- Травмирование ребенка во время родов;
- Факторы в детстве:
- Дефицит питательных веществ;
- Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг – менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
- Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
- Травмы головы или утопление;
- Социальные факторы;
- Недостаток образования.
- Факторы риска интеллектуальной инвалидности
- Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
- Травмы головы у ребенка
Слабоумие
Слабоумие — это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.
В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).
Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум.
Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться. Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.
Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными. Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).
Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества + phren — дума, ум).
Умственно отсталые дети. Олигофрения.
Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.
Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.
Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребенка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.
В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.
Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.
Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.
У умственно отсталых детей – дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.
У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.
Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.
Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.
Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.
Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.
Интеллектуальная инвалидность.
Задержка интеллектуального развития начинается в детстве. Люди с умственными отклонениями имеют ограничения психического функционирования и интеллект (IQ) ниже среднего, показывают пониженные результаты в тестах на способность к общению и выполнению повседневных задач. Степень задержки интеллектуального развития – инвалидности может варьироваться – легкая, средняя, тяжелая или глубокая.
Симптомы интеллектуальной инвалидности (интеллектуального развития).
Симптомы задержки в области интеллектуального развития появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. Симптомы варьируют в зависимости от степени умственной отсталости. Приведенные симптомы, кроме интеллектуальной инвалидности, могут быть вызваны другими, менее серьезными заболеваниями.
Симптомы задержки интеллектуального развития (интеллектуальной инвалидности) включают в себя:
- Ребенок обучается и развивается медленнее, чем другие дети того же возраста;
- Трудности в общении с другими людьми;
- Средний балл тестов на интеллектуальное развитие ниже среднего;
- Проблемя с обучением в школе;
- Неспособность выполнять повседневные вещи, например, одеваться или пользоваться ванной без посторонней помощи;
- Проблемы со слухом, зрением, движениями или разговором;
- Неспособность логически мыслить.
- Для описания уровня умственной отсталости часто используются следующие категории:
- Мягкий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 50-70;
- Развитие медленнее, чем у большинства детей;
- Нет необычных физических признаков;
- Может обучиться практическим навыкам;
- Обучается чтению и математическим навыкам до 3-6 класса;
- Нормальные социальные контакты;
- Обучаемость навыкам, необходимым в повседневной жизни.
- Умеренный уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 35-49;
- Заметные задержки развития, особенно речи;
- Может иметь необычные физические признаки;
- Можно обучить простому общению;
- Можно обучить элементарным навыкам гигиены и безопасности;
- Может выполнять простые действия;
- Можно обучить выполнять контролируемые задачи;
- Могут отправляться одни в знакомые места.
- Тяжелый уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ 20-34;
- Значительные задержки развития; обычно поздно начинает ходить;
- Незначительные или отсутствуют навыки общения, иногда есть некоторое понимание речи;
- Можно научить выполнять легкие повторяющиеся действия;
- Может быть обучен простым навыкам самопомощи;
- Потребность социального руководства и контроля.
- Глубокий уровень интеллектуальной инвалидности
- IQ <20;
- Значительная задержка развития во всех областях;
- Врожденные аномалии;
- Требует постоянного присмотра;
- Требуется постоянный уход;
- Неспособность к самообслуживанию.
Диагностика интеллектуальной инвалидности.
Если вы подозреваете, что ребенок не развивается нормально и у него есть интеллектуальная задержка развития, скажите об этом врачу как можно скорее. Доктор спросит о симптомах и истории болезни ребенка, а также выполнит медицинский осмотр. Стандартные тесты для выявления задержки развития, применяемые для диагностики могут включать:
Тест на интеллект: IQ тесты измеряют способность ребенка абстрактно мыслить, решать задачи и наконец учиться чему либо. Ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, если результаты IQ теста 70 или ниже;
Адаптивное поведение – изучаются такие навыки которые необходимые для функционирования в повседневной жизни, в том числе: Чтение и письмо;
Социальные навыки, опишем только такие как ответственность и чувство собственного достоинства;
Практические навыки – это способность не только принимать пищу, но и одеваться, пользоваться ванной комнатой.
Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют очень высокий риск наличия разных проблем, например нарушения слуха, проблемы со зрением, судороги, синдром дефицита внимания и гиперактивности или ортопедические заболевания. Для проверки наличия других заболеваний могут быть необходимы дополнительные тесты.
Лечение задержки интеллектуальной инвалидности.
Лечение является наиболее полезным, если оно начинается как можно раньше. Методы лечения интеллектуальной инвалидности включают в себя:
Программы раннего вмешательства для младенцев и малышей в возрасте до трех лет;
Консультирование по семейным вопросам;
Программы развития, в том числе эмоциональных навыков и зрительно-моторной координации;
Специальные образовательные программы;
Обучение жизненным навыкам, таким как приготовление пищи, купание;
Работа с тренером;
Обучение социальным навыкам;
Обучение самообслуживанию.
Профилактика интеллектуальной инвалидности
Чтобы уменьшить вероятность умственной отсталости ребенка:
- Во время беременности:
- Если вы курите, нужно бросить;
- Нельзя пить алкоголь или употреблять наркотики;
- Придерживайтесь здоровой диеты, с низким содержанием насыщенных жиров и богатой цельными зернами, фруктами и овощами;
- Дополнительно потребляйте фолиевую кислоту;
- Регулярно посещайте врача;
- После рождения:
- Выполните скрининг новорожденного на заболевания, которые могут стать причиной интеллектуальной инвалидности;
- Вовремя прививайте ребенка;
- Регулярно посещайте педиатра;
- Пользуйтесь детскими автокреслами и велосипедными шлемами;
- Исключите контакт ребенка с красками на основе свинца;
- Держите ядовитые бытовые вещества вне досягаемости ребенка;
- Детям и подросткам с текущей или недавней вирусной инфекцией не рекомендуется принимать аспирин, из-за риска развития синдрома Рейе. Спросите врача, какие другие лекарства безопасны для вашего ребенка.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ Умственной задержки развития.
Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения умственной отсталости проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шимкент, Нурсултан, Ташкент, фергана.
НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Выберите город:
Источник
Нарушение интеллекта у ребенка (задержка умственного развития)Одним из наиболее часто встречающихся видов задержки развития является задержка умственного развития/неспособность к обучению, т.е. нарушение функциональной адаптации, возникающее из-за стойкого снижения уровня IQ<70. (Другие частые формы — это задержка речевого и языкового развития и возрастное нарушение координации; обе формы встречаются примерно у 5% детей в общей популяции). Интеллектуальное развитие и умственное развитие часто используются как синонимы. Интеллект — «самая общая и глубокая характеристика познания, участвующая в мыслительном навыке любого» и «является квинтэссенцией функций высшего порядка в иерархии мыслительных навыков» (Butcher, 1970). Интеллект также является «объектом исследования тестов на интеллект — показателем состояния умственного развития» (Madge и Tizard, 1980). Показатель IQ относительно стабилен: при проведении нескольких последовательных тестов в период от 2 до 18 лет колебания менее 30 баллов встречаются более чем в 90% случаев (Honzik et al., 1948), а в 80% колебания менее 15 баллов при повторном тестировании (Vernon, 1976). При проведении теста после 6 лет стабильность показателей со временем возрастает. До двух лет тесты оценки развития ребенка имеют прогностическую ценность только у детей с тяжелой задержкой умственного развития. Выраженная стабильность показателей теста IQ на протяжении времени была показана в долговременном катамнестическом исследовании Dunedin (Moffitt et al,. 1993). Почти 800 детей проходили тест IQ в возрасте 7, 9,11 и 13 лет. Только у 13% колебания показателей теста превысили ожидаемые вследствие ошибок измерения. Однако даже в этой достаточно маленькой группе колебания показателей IQ были невелики и возвращались к прежнему уровню при последующем тестировании. Когнитивное развитие протекает очень быстро в течение первых нескольких лет жизни и остается интенсивным на протяжении детства до наступления взрослого возраста. Затем развитие этих функций замедляется и (возможно, в начале взрослой жизни) большинство людей достигает уровня стабильности, выше которого их интеллектуальные способности не развиваются. У взрослых определяемый тестами уровень IQ в общей популяции подчиняется закону нормального распределения, и составляет, в среднем, 100 единиц. У детей уровень IQ можно описывать подобным же образом, но можно вычислить и показатель развития: интеллектуальный возраст делится на биологический возраст, полученное значение умножается на 100. Таким образом, ребенок около восьми лет с уровнем IQ в 50 единиц, имеет уровень развития, соответствующий приблизительно 50% от нормального для его биологического возраста, т.е. уровень развития четырехлетнего ребенка. Spearman (1927) выявил, что те, кто справляется с одной когнитивной задачей, обычно выполняют и другую. Он предположил участие «общего» фактора («g-фактора») или «ментальной энергии». Как будет продемонстрировано далее, дети с эмоциональными и поведенческими отклонениями очень часто имеют крайне неравномерный когнитивный профиль, что нельзя объяснить уровнем специфического «g-фактора». В формировании индивидуального уровня IQ играют роль как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, но степень их взаимного влияния еще не установлена. В настоящее время признается факт генетического предопределения уровня IQ. Совокупное влияние среды на развитие интеллекта индивидуума, вероятно, менее значимо, кроме случаев экстремальных ситуаций, как, например, предельная психологическая депривация и длительное голодание (Madge и Tizard, 1980). В предшествующем обсуждении мы старались подчеркнуть, что задержка умственного развития не является ни заболеванием, ни расстройством или специфическим видом недееспособности, ни даже синдромом. Это общее определение для множества различных генетических, социальных и специфических медицинских состояний, связанных одним общим признаком — устойчивым уровнем IQ менее 80. а) Классификация задержки умственного развития ребенка. Задержка умственного развития подразделяется в зависимости от уровня IQ; в настоящее время обычно выделяют два уровня: тяжелую задержку умственного развития, с уровнем IQ<50 единиц, и легкую задержку умственного развития, с уровнем 1Q 50-70 единиц. При «пограничном умственном развитии» уровень IQ составляет 71-84 единицы, многие дети из этой категории могут считаться «нормальными». В последние годы особое внимание уделялось социальному подходу в противоположность медицинскому. Некоторые авторы даже предположили, что все интеллектуальные нарушения в большей степени зависят от реакции общества на индивидуума, чем от биологического компонента. Тем не менее, во многих ситуациях, когда у ребенка возникают трудности, полное обследование может выявить наличие биологического компонента, вызывающего эти трудности, хотя его проявления в большой степени зависят от терпимости и понимания со стороны окружающего сообщества. Следовательно, оценивая, в какой степени биологический компонент влияет на ребенка, необходимо учитывать его/ее окружение. Примером служит гиперактивный ребенок, для этого состояния не выявлено прочной связи с генетическим компонентом (Taylor, 2007). Выраженность этого эффекта в большой степени зависит от образовательной среды, в которую попадает ребенок. В демографических исследованиях, проводившихся в разных европейских странах (Whitmore et al., 1999), было показано, что дети с малыми расстройствами развития нервной системы, такими как неуклюжесть, гиперактивность, или легкой степенью задержки умственного развития, в школе чаще испытывают трудности с чтением и поведением. Эта связь в нормальной популяции прослеживается в 5-10% случаев, но следует подчеркнуть, что при одинаковых результатах проблемы подобного рода могут как присутствовать, так и отсутствовать. При наблюдении детей из пограничной группы и группы легкой задержки умственного развития с целью профилактики возникновения проблем — как образовательных, так и с поведением — которые могут появиться у ребенка в школе, необходимо учитывать такой фактор, как уязвимость.
б) Распространенность задержки умственного развития ребенка. Данные о распространенности, приведенные в этом разделе, касаются только исследований уровня IQ, и не охватывают все случаи нарушений развития нервной системы. Легкая задержка умственного развития встречается чаще, чем тяжелая, но заявления о том, что она встречается в шесть раз чаще — например, в DSM-IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) — имеют мало подтверждений в современной литературе. По данным шведских исследований, явная задержка умственного развития встречается менее чем у 1% детей школьного возраста. Hadberg et al. (1981) выявили, что 0,7% детей в возрасте 10-13 лет в обследованном городском районе (Швеция) имеют уровень IQ<70 и нуждаются в дополнительной образовательной поддержке. Чуть меньше половины этих детей имеют тяжелую задержку умственного развития (IQ<50), у остальных была выявлена легкая степень умственного развития (IQ 50-70). Допускалось, что часть пограничных случаев осталась недиагностированной, и средний уровень IQ шведских детей по данным теста выше 100. При наблюдении в течение подросткового периода почти у 1% популяции была выявлена задержка умственного развития. Легкая задержка умственного развития встречалась примерно в два раза чаще, чем тяжелая. Gillberg et al. (1983) выявили, что 1% всей популяции 7-8-летних детей по результатам теста имели IQ<73 и нуждались в специальном образовании. Они также выявили, что еще 1% детей этой возрастной группы имели уровень IQ около 73 единиц, без явного и устойчивого снижения; такие дети тоже требовали специального образования. Эти показатели частоты встречаемости значительно ниже показателей, полученных в более ранних исследованиях, проведенных в Швеции и других западных странах. Одним из возможных тому объяснений может служить тот факт, что использовавшийся тест IQ был стандартизирован много лет назад, и по каким-то причинам в настоящее время исследователи получают «ложный высокий» результат. Одним из способствующих факторов могла быть и ранняя стимуляция, проводимая в яслях, детских садах и подобных учреждениях, которая может приводить к «транзиторно высокому» уровню IQ в раннем детстве. Это предположение подтверждается данными Hagberg et al. (1981), выявившими, что «новые» случаи задержки умственного развития выявляются даже во взрослом возрасте после уменьшения влияния ранней стимуляции. Интересные данные получены при исследовании, проведенном в сельской местности в Швеции (Landgren et al. 1996), согласно которым легкая задержка умственного развития может быть выявлена у 1,5% всех 7-летних детей; эти данные полностью соответствуют как результатам более ранних исследований, так и результатам исследования, проведенного Fernell (1996) среди городского населения Швеции, который выявил частоту встречаемости в 12,8/1000. Полученные при этих исследованиях данные отчасти объяснимы более низким социально-экономическим статусом исследованных сообществ и тем фактом, что в настоящее время тестирование стало более приемлемым. В исследовании Fernell около 90% детей с легкой задержкой умственного развития имели симптомы задержки в дошкольные годы, в основном, двигательные нарушения, языковые/речевые расстройства и относительную неспособность выполнить определенные задачи. Эти симптомы также встречаются у детей с СДВГ, расстройствами спектра аутизма, дефицитом внимания, двигательного контроля и перцепции, что должно учитываться при отборе скрининговых тестов на задержку развития. Частота диагностированной тяжелой задержки умственного развития достигает 0,3-0,4% уже к возрасту трех лет, так как она обычно диагностируется в первые годы жизни. Этот уровень остается относительно стабильным на протяжении нескольких лет, и в итоге несколько снижается из-за повышенной смертности. Частота диагностированной легкой задержки умственного развития в первые годы жизни остается очень низкой, так как небольшие задержки развития выявить сложнее. Большинство случаев легкой задержки умственного развития диагностируется в возрасте 3-7 лет, но частота возрастает в течение школьного возраста, по крайней мере, если скрининговые тесты не проводились в молодом возрасте. Частота встречаемости задержки умственного развития также зависит от культурных факторов, таких, как ранняя стимуляция, социальная депривация или толерантность (как в позитивном, так и в негативном смысле), а также доступности и обеспечения специальных образовательных служб. Мальчики страдают задержкой умственного развития чаще, чем девочки. Соотношение мальчики/девоч-ки варьирует в пределах 1,3:1-1,9:1. Некоторые состояния задержки умственного развития значительно чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек (например, синдром ломкой Х-хромосомы и аутизм), хотя в других случаях (например, синдром Ретта) — наоборот.
в) Этиологические факторы тяжелой задержки умственного развития. В исследовании этиологических факторов тяжелой задержки умственного развития в Швеции Hagberg и Kyllerman (1983) выявили достоверные или высоковероятные причины более чем в 80% случаев (рис. 23.2). (Этот процент, без сомнения, вырос в последние годы, так как идентифицируется все больше и больше генетических причин задержки умственного развития. Расширяются и диагностические возможности в случае легкой задержки умственного развития.) Две трети причин имели пренатальное происхождение, и около одной шестой части—пери- и постнатальное. Пренатальные факторы более чем в половине случаев были хромосомными (трисомия 21 хромосомы — наиболее частая причина). Еще в 20% случаев присутствовали множественные аномалии без хромосомной патологии. Пренатальные инфекции выявлены в 13% случаев, тогда как исключительно генетические расстройства без выявленных хромосомных нарушений составляли менее 10%. Перинатальные факторы — это в большинстве случаев фетальная депривация и асфиксия, реже — перинатальная инфекция ЦНС. Постнатальные факторы вариабельны, и их классификация затруднена. Из 18% случаев тяжелой задержки умственного развития неизвестной этиологии около четверти имели семейную заболеваемость. В пригороде Стокгольма, где высок процент представителей неевропейских национальностей, изучались распространенность и фоновые факторы тяжелой задержки умственного развития (Fernell, 1998). Средняя распространенность тяжелой задержки умственного развития составила 4,5 на 1000 человек, 3,7 на 1000 и 5,9 на 1000 среди европейского и неевропейского населения соответственно. Большинство (66%) случаев имеет установленное пренатальное происхождение. Синдром Дауна являлся причиной в 20% случаев. В 10% пораженных семей было минимум два сиблинга с тяжелой задержкой умственного развития. Полученная в этом исследовании частота была выше, чем в предыдущих исследованиях, проведенных в Швеции. Многие случаи считаются связанными с генетическими факторами. Было выявлено, что родственные браки являются важным этиологическим фактором. г) Этиологические факторы легкой задержки умственного развития ребенка. При диагностике легкой степени задержки умственного развития гораздо труднее выставить правильный этиологический диагноз. В исследовании Hagberg и Kyllerman (1983) точная или высоковероятная причина была определена менее чем в 45% случаев. Более половины известных или вероятных причин имеет пренатальное происхождение. Однако диаграмма распространения значительно отличается от диаграммы распространения тяжелой задержки умственного развития. Фетальный алкогольный синдром был единственным наиболее частым фактором, вызвавшим треть случаев пренатальной этиологии. Идентифицированные хромосомные нарушения встречались гораздо реже, чем в группе тяжелой задержки умственного развития, но сравнительно часто присутствовали синдромы с множественными врожденными аномалиями. Перинатальные факторы встречались относительно часто, и почти все были связаны с фетальной депривацией и асфиксией. Только 1 из 91 случая легкой задержки умственного развития, как оказалось, был вызван перинатальной инфекцией ЦНС. Постнатальные причины редко вызывали легкую задержку умственного развития. Из 55% случаев легкой задержки умственного развития неустановленной этиологии более чем половину составляли случаи семейной заболеваемости. д) Расстройства ведущих функций у ребенка. Исполнительные функции позволяют правильно классифицировать явления и события и отсрочить удовлетворение потребностей. Ведущие функции и их нарушения имеются не только при определенных генетических синдромах, но также и у нормальных детей. Считается, что ведущие функции являются функцией лобной коры или лобных долей; они могут проявляться при очень простых действиях, например, при активации последовательной и синхронизированной системы спинномозговых рефлексов для последовательного и правильного движения ног при ходьбе. Поведенческие функции можно контролировать, но при повреждениях нервной системы или головного мозга они могут утрачиваться. Неясно, каковы ранние признаки исполнительных функций у младенцев и маленьких детей, но школьники, обычно, имеют развитые навыки в этой области. Хорошо известно, что при многих синдромах спектра аутизма развивается недостаточность ведущих функций (Happe, 1994). Они также нарушаются при синдромах, включающих дефицит внимания (таких как СДВГ) и нарушения контроля движений (включая СНК). – Также рекомендуем “Расстройства ведущих функций и социальной адаптации у ребенка” Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.1.2019 |
Источник