Причины задержки развития ребенка до года
Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
Чаще всего это:
- различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
- инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
- врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
- длительная неонатальная желтуха;
- эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
- генетические заболевания;
- анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:
- недоношенность менее 35 недель;
- оценка по Апгар — 5 и менее;
- ИВЛ после рождения;
- желтуха более 300 мкмоль/л;
- внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
- крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
- если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
- если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
- если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
- если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- нарушения тонуса мышц;
- другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!
Источник
Появление ребенка в семье — огромная радость, долгожданное событие и волнение. Совсем маленький и совершенно беспомощный малыш становится главным человеком в доме, за развитием которого наблюдают родители и близкие родственники.
В первые дни после рождения кроха практически ничего не умеет, но он быстро адаптируется к условиям окружающего мира, осваивая новые навыки. Сначала младенец начинает держать голову, чуть позже учится переворачиваться, а потом сидеть, стоять и наконец ходить.
Совершенно нормально, что родителей волнует, насколько планомерным является моторное развитие малыша. Они могут наблюдать за крохой, фиксировать его новые достижения, сравнивать их с таблицами, где указаны помесячные нормы двигательных навыков до года. Но нужно понимать, что окончательное заключение о том, насколько правильно протекает моторное развитие и присутствует ли его задержка, сможет сделать только специалист.
Освоение новых движений у ребенка происходит постепенно, так, как это было предопределено природой. Малыш не может научиться сидеть до того, как он научится уверенно держать голову, стоять – до того, как научиться сидеть, и так далее. Скорость овладения новыми зависит от многих причин:
- наследственность;
- состояние здоровья;
- физическое воспитание;
- индивидуальные особенности.
Ниже поговорим о нормах, которые являются определяющими для успешного моторного развития малыша. Анализируя эти нормы, родители могут наблюдать за развитием своего ребенка, фиксируя изменения, чтобы определить возможную задержку моторного развития.
Первые три месяца: особенности моторного развития
Первый месяц в жизни малыша — период, от которого не стоит ждать слишком многого. В это время кроха только учится жить в новых для него условиях. Он отвыкает от того положения, в котором долгое время пребывал в утробе матери, постепенно избавляется от гипертонуса мышц конечностей.
Яркие изменения начинаются только ближе к концу первого месяца. У крохи становятся более сильными мышцы шеи, поэтому он удерживает голову в положении «столбиком» и пробует это делать в положении на животе. Родители должны понимать, что для того, чтобы шейные мышцы быстрее окрепли, малыша нужно почаще выкладывать на живот, несмотря на то, что это положение в первые недели жизни не приносит ему удовольствия.
На втором месяце жизни моторное развитие крохи характеризуется достаточно крепкими шейными мышцами. В положении на животе кроха на втором месяце жизни уже уверенно удерживает голову и даже смотрит по сторонам.
Гипертонус мышц конечностей практически проходит в начале второго месяца и исчезает полностью к его окончанию. Если взять малыша под мышки, можно будет увидеть, что он упирается в опору ногами, не сгибая их в коленях.
У детей в этот период совершенствуются хватательные движения, они способны удерживать в ладошках предметы до нескольких секунд.
В три месяца мышцы шеи у ребенка окончательно окрепнут. Малыш спокойно держит голову в любом положении, а лежа на животе пробует опираться на руки и предплечья, осматривая все, что происходит вокруг. Если выложить кроху на твердую поверхность, он будет отталкиваться ногами, совершая первые попытки ползти. Естественно, если все происходит именно так, ни о какой задержке развития не стоит волноваться.
Второй триместр первого полугодия
Четвертый месяц жизни характеризуется заметным скачком в моторном развитии малыша. Движения крохи становятся сознательными, улучшается их координация. Малыш удерживает предметы в руках, меняет положение тела по собственному желанию, приподнимается на предплечьях, делая попытку сесть.
В пять месяцев моторное развитие малыша продолжает совершенствоваться. Кроха переворачивается с живота на спину и назад, держит игрушку и играет ей, с удовольствием лежит подолгу на животе, поднимаясь на локтях. Именно в пять месяцев многие дети изъявляют желание сесть. Врачи не рекомендуют потакать им в этом, ведь в пять месяцев мышцы спины еще недостаточно крепкие, чтобы выдержать такое испытание.
Шестимесячный малыш старается увидеть, услышать, потрогать все, к чему имеет доступ. Кроха наотрез отказывается лежать и даже сидеть подолгу не хочет. Ему гораздо интереснее вместе с родителями исследовать окружающее пространство и ползать. В этот период моторное развитие переходит на новый уровень, и очень важно, чтобы родители это понимали и не ограничивали двигательную активность крохи.
Для шестимесячного ребенка продолжительное пребывание в кроватке или в манеже — серьезное испытание. Малыш мечтает о том, чтобы его спускали на пол, разрешали ему исследовать содержимое шкафов, корзины с игрушками. Так он знакомится с миром, и нельзя ему в этом препятствовать. В шесть месяцев кроха уже может перекладывать предметы и игрушки из руки в руку, пробует шагать, если его поддерживать под мышки.
Совершенствование моторного развития во втором полугодии
Первые полгода для самого малыша и его семьи были непростыми и ответственными. Далее моторное развитие будет происходить так же активно, но уже без особых сложностей. В первые 6 месяцев у крохи развиваются базовые навыки, и дальше ему остается их совершенствовать, радуя родителей новыми сюрпризами.
Седьмой месяц — новый этап в развитии малыша. Кроха уже умеет вставать на четвереньки и уверенно ползает, вставая на колени. Если удерживать его под мышки, он постарается не только шагать, но и прыгать, уверенно и с задором отталкиваясь от поверхности.
В восемь месяцев кроха умеет сам садиться, подниматься, ложиться, словом, становится в отношении моторного развития более самостоятельным. Малыш удерживается за бортики кроватки и подолгу стоит, пробует делать первые шаги. Но самое интересное — это игровые навыки. Малыш понимает, что предметами и игрушками можно манипулировать. Он ими стучит, кидает, перекладывает их.
Если все идет по плану и задержка моторного развития отсутствует, то к девяти месяцам ребенок уже будет пытаться ходить. Первые попытки будут наивны и неуклюжи. Кроха не сможет сразу сделать шагов без поддержки взрослых, но очень скоро у него это получится. Улучшается и мелкая моторика рук ребенка: он совершает целый ряд действий с предметами и игрушками, использует пинцетный захват.
Второй триместр второго полугодия малыша характеризуется совершенствованием движений. Малыш уже умеет ходить, сначала удерживаясь за опору, а потом и самостоятельно, хотя и не так уверенно, как хотелось бы родителям. Самые координированные и смелые к годику уже умеют преодолевать несколько ступеней и небольшие препятствия.
В этот же период малыши учатся осваивать предметы мебели: залезают на стул, стол, кресла, диваны, откуда не могут спуститься самостоятельно. Важно, что все действия малышей становится сознательными и более тонкими. Кроха уже умеет закрывать, открывать, вставлять, переставлять, собирать игрушки и предметы. Он играет кубиками, вкладышами, крупной мозаикой, пирамидкой. В год малыши очень активны и любознательны, нуждаются в повышенном и деликатном контроле взрослых.
Выше были описаны нормы моторного развития ребенка в период до года. Если кроха незначительно отстает или опережает сроки, то в этом нет ничего страшного, ведь речь идет об индивидуальном графике развития.
Однако, есть основания полагать, что у ребенка наблюдаются отклонения в моторном развитии, стоит обратиться за консультацией к педиатру. Ниже рассмотрим причины и симптомы задержки моторного развития у детей первого года жизни.
Причины сбоев в моторном развитии малышей
Естественно, что на график освоения ребенком новых навыков влияет ряд причин, среди которых особенно веская — это генетическая предрасположенность. Тем не менее педиатры выделяют причины, которые являются основными в случае отклонений в моторном развитии. Речь идет о следующих факторах:
- нарушение процесса развития крохи в утробе матери, вследствие чего фиксируются отклонения в формирования коры головного мозга;
- перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, болезни матери во время беременности;
- сложные роды и родовые травмы;
- пристрастие к алкоголю и наркотическим веществам у будущих родителей;
- электромагнитное излучение;
- вредный труд родителей.
Задержка в моторном развитии малыша до года определяется по следующим признакам:
- в 1 месяц ребенок неспособен удерживать голову в вертикальном положении в течение 30 секунд;
- в 2 месяца малыш не поднимает голову более чем на 5 см над опорой;
- в 3 месяца кроха не проявляет интереса к игрушкам, ручкам, не держит голову в течение 60 секунд;
- в 4 месяца голова крохи откидывается назад, в положении на животе он не делает попытки поднять верхнюю часть туловища;
- в 5 месяцев ребенок все еще плохо держит голову, неспособен менять положение тела;
- в 6-7 месяцев кроха не может дотянуться до игрушек, не может сидеть даже с поддержкой;
- в 8 месяцев не делает попыток ползать;
- в 9-10 месяцев кроха плохо сидит, не делает попыток ползти, не стоит, удерживаясь за опору.
Также родителей должен насторожить тот факт, что к 12 месяцам малыш не может делать ни одного шага даже с поддержкой, не интересуется игрушками, имеет низкий уровень познавательной деятельности.
Как диагностировать отставание?
С раннего возраста дети находятся под наблюдением врачей, поэтому чаще всего обнаружить какие-либо заболевания получается на ранних этапах развития. Сразу после появления на свет у крохи берут кровь для анализа на наличие генетических заболеваний, его оценивают по шкале Апгар, после чего особенно активно наблюдают за ним в течение первого года жизни.
В случаях, если родители сильно обеспокоены отставанием в моторном развитии и врачи это беспокойство разделяют, может быть назначено обследование с УЗИ головного мозга для выявления возможных поражений.
В заключение отметим, что задержка моторного развития у детей до года возможна даже в семьях, где родители вели и ведут здоровый образ жизни, обеспечивают малышу должный уход, соблюдают режим питания, сна, отдыха.
От сознательности родителей, их наблюдательности и заинтересованности может зависеть своевременная диагностика нарушений. Но это не означает, что стоит паниковать, если малыш сел на несколько недель или даже месяцев позже. Проконсультироваться с педиатром стоит, но только для того, чтобы исключить возможные проблемы. Лечение назначают только в крайних случаях, когда диагноз «задержка моторного развития» подтверждается.
Источник
Большинство родителей знает, что в развитии детей должны существовать определенные нормы. Имеются в виду маленькие дети в возрасте до 1 года. Определить задержку в развитии раннего возраста, полагаясь на опыт, могут лишь многодетные родители, которым уже приходилось все это проходить ранее. Таким образом, проводится сравнение уровня развития одного ребенка со старшими детьми. К сожалению, не все родители имеют большой опыт со своими маленькими детьми, к тому же банального наблюдения за поведением чужих малышей на игровых площадках будет недостаточно. По этим причинам можно понять то беспокойство, которым обычно страдают родители по поводу роста своего ангелочка.
Многих мам интересует вопрос, правильно ли развивается их чадо, и нет ли у малыша задержки в развитии?
Психомоторное развитие ребенка – что это?
Если говорить простыми словами, то это улучшение интеллектуальных и двигательных навыков малыша. Они зависят от количества лет и генетических особенностей.
Полноценное и гармоническое формирование зависит от усовершенствования:
- органов зрения, обоняния и слуха в гармоничном порядке;
- мелкой и крупной моторики тела;
- всей мышечной группы (имеется в виду, тренировка);
- социальных контактов у ребенка;
- общего мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Задержка в моторном развитии в большинстве случаев сопровождается с задержкой прогресса психической составляющей, ведь ребенку трудно будет воспринимать окружающую среду. Для адекватной и корректной оценки задержки в росте малыша нужно быть ознакомленным с главными этапами психомоторного развития.
Основные этапы
Характерными чертами психомоторного развития детей раннего возраста является сохранения позы «эмбриона», так называемой внутриутробной позы, а также повышенный мышечный тонус (подробнее в статье: как лечится повышенный тонус мышц у ребенка?). Новорожденный малыш использует изначальные рефлексы, такие как: глотательный, хватательный, дыхательный и поиск соска. Спустя 2-3 года на место безусловных рефлексов станут условные – так называемый, личный опыт малыша.
Первые 6 месяцев
Через месяц после рождения малыш еще мало что умеет, но при этом реагирует на посторонние шумы и маму
Во время первых тридцати дней должны наблюдаться следующие возможности:
- ребенок сможет на несколько секунд приподнять свою голову, лежа на животике;
- будет искать губами мамин сосок;
- резкие сторонние звуки будут сопровождаться его активной реакцией;
- происходит фиксация взгляда на определенных предметах;
- во сне малыш начинает сосать свою ручку;
- наличие эмоций в виде плача, мимики или крика;
- активизируется хватательный рефлекс;
- источники света привлекают ребенка, поэтому он поворачивает к ним голову.
Во время следующих тридцати дней малыш пытается научиться:
- удерживать голову на вису в положении лежа на животике;
- улыбаться;
- издавать радостные звуки при обращении к нему;
- узнавать родителей, чаще всего маму;
- держать вытянутые руки перед собой.
Трехмесячный малыш поднимает ручки к игрушкам
Спустя три месяца физиологический гипертонус пропадает, как и некоторые рефлексы. На этом этапе ребенок способен на:
- удерживание поднятой головы, опираясь предплечьями в кровать;
- держание в ручке игрушек или других небольших предметов;
- многие дети в этом возрасте постоянно тянут игрушки ко рту;
- поворот головы, реагируя на звуки;
- смех и радость без явной на то причины;
- общение с ребенком сопровождается его «оживлением».
Важно! Только после 3-й недели стартует формирование комплекса оживления, к которому относится улыбка, сосредоточенность и моторика движений. Иногда можно наблюдать учащенное дыхание у детеныша. В полноценном виде комплекс оживления проявится уже на восьмой неделе жизни.
Второй триместр
Рост интенсивности проявления способностей малыша продолжает расти до 4-го месяца. После этого на замену комплекса оживления приходит поведение в более сложной форме.
В 4-5 месяцев малышу так хочется достать игрушку, что перевернуться на животик и схватить ее уже не проблема
Для четвертого месяца характерными считаются следующие умения:
- ребенок начинает рассматривать окружающие его предметы, брать в руки и ставить игрушки;
- он может самостоятельно играть на протяжении длительного времени;
- переворот на сторону – это уже не проблема;
- приближаясь к какой-нибудь опоре, малыш выбрасывает перед собой руки;
- ребенок может вести визуальное слежение за знакомым человеком;
- он может смеяться.
Подходя к пятому месяцу, ребенок уже спокойно может отличить своих от чужих, также он начинает упорно сопротивляться при любых попытках отобрать его любимую игрушку. Различные ситуации вызывают у него массу разных эмоций.
Способности малыша постоянно увеличиваются, теперь он легко может:
- перевернуться на животик;
- ползать на животе к заинтересовавшему его предмету или человеку;
- начать поиски игрушки, которая только что выпала из его рук;
- находить различия между разными интонациями в голосах родителей;
- держась ручкой за край стола или за стул, стоять на ногах;
- детально рассматривать свои руки или игрушки на протяжении длительного времени;
- пытаться стоять на четвереньках.
В пять месяцев забавно наблюдать, как малыш пытается подняться на четвереньки и при этом смешно покачивается
Выросший до 6-месячной отметки, малыш может:
- садиться самостоятельно;
- перевернуться на правый или левый бок;
- уверенно стоять на четвереньках;
- ходить на короткие дистанции со сторонней поддержкой;
- стоять по несколько секунд, придерживаясь за опору.
Он может распознать свое имя, реагируя на него, выговаривать разные слоги, например «ба-ба» или «да-да». Практически пропадает необходимость в кормлении, поскольку ребенок уже самостоятельно пьет воду или молоко из кружки, а также сам кушает печенье.
Вторые 6 месяцев
Седьмой месяц – это возможность научиться следующему:
- придерживаясь за опору, стоять возле нее длительное время (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает самостоятельно стоять без опоры?);
- легко и без особых усилий ползать на четвереньках (рекомендуем прочитать: когда дети начинают сами ползать на четвереньках?);
- узнавать своих близких, протягивая к ним ручки;
- отзываться на имя;
- копировать услышанные слова или звуки, произнося при этом разные слоги с добавлением эмоций.
В семь месяцев ребенок радостно ползет к родителям, при этом осознанно проговаривая слова “мама” и “папа”
К характерным особенностям детей в этом возрасте стоит отнести возможность различать людей и боязнь незнакомцев, а еще они уже могут самостоятельно кушать из ложки. Малыш с легкостью узнает игрушки и некоторые предметы интерьера, обожает всеми известную игру под названием «прятки». Любит постучать предметами по игрушкам или об пол или прятать их (игрушки) в какую-нибудь коробку.
Восьмимесячный малыш проявляет большую активность в движениях, быстро ползает по полу, а также уверенно ходит с опорой. Поднимает небольшие предметы при помощи указательного и большого пальца.
Третий триместр
Достиг возрастной отметки в 9 месяцев, ребенок может:
- стоять без сторонней поддержки;
- придерживаясь одной ручкой, ходить вдоль опоры;
- ползать на относительно большой скорости (см. также: Е. Комаровский говорит о том, как научить ребенка ползать и тематическое видео);
- самостоятельно держать кружку и сидеть на ночном горшке;
- переворачиваться без чьей-либо поддержки;
- распознавать простые команды родителей, играться с игрушкой;
- демонстрировать разные предметы и части телка, которые ему запомнились;
- махать ручкой, имитируя прощальный жест.
В девять месяцев многие детки уверенно кушают ложкой
На данном этапе можно наблюдать звукоподражание – повторение ребенком услышанных ранее звуков и слов без понимания их значения. Исключением могут быть только слово «папа» или «мама». В некоторых случаях он может выговаривать и другие осознанные слова.
Период с десятого по двенадцатый месяц – это важный этап в жизни младенцев, ведь обычно они начинают ходить и стоять без опоры. Лестница или небольшой стульчик уже не становятся значительной проблемой для 12-месячных малышей.
К списку умений 12-месячного ребенка можно отнести следующее:
- бросание мячика;
- сборка игрушечной пирамиды;
- самостоятельный поиск интересующих предметов;
- активное демонстрирование своего восторга или несогласия;
- возможность играть в несложные игры (чаще всего – выдуманные или воображаемые);
- произношение некоторых простых слов;
- подбирание крошек или небольших игрушек с помощью двух пальцев.
Не нужно бить тревогу, если вы обнаружили некоторые несоответствия в развитии вашего малыша со стандартами. Каждый человек по-своему уникален.
К году малыш обладает множеством умений. У ребенка большой интерес к окружающему миру, он уже старается помогать маме со стиркой и другими делами
Задержка психомоторного развития
График развития физических способностей 12-месячного ребенка может иметь скачкообразную структуру, поэтому родителям нужно уделять должное внимание каждому этапу роста своего детеныша. Любые подозрения на отклонения в психомоторном развитии должны сопровождаться применением необходимых мер.
В качестве примера, которым должны руководствоваться родители при оценке темпа развития своего малыша, нужно брать умения и навыки, присвоенные ребенку с первого дня. Оказание внимания необходимым навыкам – это неплохой вариант, но при этом нельзя отказываться от периодических консультаций у врачей. При малейших подозрениях на замедление в психомоторном развитии ребенка нужно постараться сразу откинуть все причины, связанные с недостатками в воспитании.
Серьезная задержка психомоторного развития может быть обнаружена лишь внимательными родителями, когда реакция их ребенка на различные действия вокруг него кажется неадекватной. Провести оценку образовавшейся проблемы смогут лишь квалифицированные специалисты, проведя необходимые для этого наблюдения и тесты. Речь идет о таких врачах, как логопед, невролог и педиатр – лишь они смогут полностью разобраться и решить такую проблему, как отставание психомоторного развития детей раннего возраста.
График развития ребенка до года (подробнее в статье: календарь развития ребенка до года и скачки в процессе)
Как лечится задержка в развитии?
Помимо стандартного медикаментозного лечения существуют и другие методы, связанные с терапевтическим воздействием на организм. Они помогут вылечить симптомы задержки.
К самым эффективным методам можно отнести:
- нейропсихологическая коррекция;
- вербальная стимуляция;
- слуховая и зрительная стимуляция;
- ТМС головного мозга.
Комплекс лечения задержки психомоторного развития в каждом случае подбирается индивидуально с учетом проблем и возможностей каждого ребенка. К примеру, ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) применяется для активации моторных, сенсорных и речевых центров головного мозга. Активно используются разновидности коррекций, в том числе и логопедический массаж.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник