Причины возникновения различных нарушений в развитии ребенка
Понятие нарушения развития ребенка
В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.
Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.
Замечание 1
Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.
С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.
В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.
Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).
Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.
Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка
Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.
В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.
Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.
Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.
Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.
Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.
Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.
Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.
Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.
Замечание 2
Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.
Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:
- Наследственные заболевания
- Гормональные нарушения
- Психическая травма матери во время беременности
- Инфекционные заболевания
- Неправильное (недостаточное) питание
- Проблемы социального характера
- Негативное влияние окружающей среды
Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).
Диагностика нарушения развития ребенка
В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:
Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:
- трудности с концентрацией внимания;
- повторение одних и тех же действий.
Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.
Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.
Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.
В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:
- Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
- Дети с задержкой психического развития
- Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
- Дети с конфликтными переживаниями
- Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
- Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
- Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)
Источник
Причины возникновения нарушений в развитии у детей
Среди основных групп причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития, принято выделять эндогенные (генетические и наследственные заболевания); экзогенные (факторы среды)
Эндогенные причины представлены двумя основными группами.
1. Различные наследственные заболевания плода – генные аберрации (аплазия – недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; мионатия – нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью; фенилкетопурия; микроцефалия и т.н.). В настоящее время известно около 2 000 генных аберраций, которые могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Гены с искаженной информацией могут передаваться из поколения в поколение или каждому второму поколению.
2. Заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом – хромосомные аберрации (полиплодия – увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия – увеличение хромосом в одной паре; моносомия – уменьшение хромосом в паре па одну; нулесомия – отсутствие какой-либо пары хромосом и др.).
Экзогенные причины вызывают нарушения в развитии в различные периоды онтогенеза.
В перинатальный (внутриутробный) период нарушения в развитии могут быть вызваны хроническими заболеваниями родителей, особенно матери; инфекционными болезнями (сифилис, токсоплазмоз и др.); вирусными (краснуха, свинка, грипп, ветряная оспа); интоксикациями (отравлениями) матери (в том числе алкогольными, наркотическими, никотиновыми); недостатками питания матери во время беременности, особенно недостатком белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликтами; травмами; влиянием лучевой энергии и т.п.
Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода может быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, оспой, гриппом и др. У женщин, перенесших краснуху, особенно в период эмбриогенеза (т.е. от 4 недель до 4 месяцев) отмечается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно – сосудистой системы.
Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при наличии у беременной женщины скрытых (латентных) хронических внутриутробных инфекции (особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис).
К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят микроцефалию (значительное увеличение размеров черепа, соответственно, головного мозга, при сохранении нормальных размеров других частей тела, сопровождается, как правило, глубокой интеллектуальной недостаточностью), гидроцефалию, спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).
Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств.
Доказано, что большинство лекарственных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, аспирин, анальгетики, в то числе, лекарства, применяемые против головной боли и многие другие.
Неблагоприятное воздействие могут оказать различные гормональные препараты даже большие дозы витаминов, препарата кальция. Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.
Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие иммунологической несовместимости между матерью и плодом по резусфактору и антигенам крови (если мать имеет отрицательный резус или положительную группу крови). Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное для ЦНС вещество – прямой билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая эпцефалопатия.
Отрицательное воздействие на развитие плода оказывают такие заболевания будущей матери, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, личные болезни обмена веществ. Помимо указанных факторов, определенную роль играют различные физические факторы, химические вещества, радиоактивное излучение, действие токов высокой частоты, ультразвука и др.
Крайне отрицательно сказываются на ребенке, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей, а также курение.
Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития нервной системы и плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках вызывает структурные изменения в его нервной системе, а также в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения получили название алкогольного синдрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца выраженной дисфункцией со стороны ЦНС. Установлено, что хронический алкоголизм матери, как правило, сочетается с систематическим курением, более частым употреблением наркотиков лекарственных препаратов с наркотическим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно выраженные отклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями поведения и часто судорожными припадками. Кроме того, многие дети отличаются выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.
Хочется отметить, что существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.
Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы.
В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.
В натальный (родовой) период причинами нарушений могут стать родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода (в 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и (или) родов; у детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения детского церебрального паралича).
Ведущее место в группе природовых (натальных) патологий занимает асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная голодание плода в момент родов) приводит к грубым нарушениям в организме новорожденного (длительная асфиксия – 5-7 минут, приводит к необратимым измененям в ЦНС, в дальнейшем к проявлениям умственной отсталости, речевых рушений, ДЦП). Она наблюдается у 4-6% новорожденных.
Внутричерепная родовая травма – собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и патогенезу изменения ЦНС, возникшие в период родовой деятельности. Сюда относят кровоизлияния в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы.
Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии (выдергивание, использование щипцов и т.п.), а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций (стремительные или затяжные роды, обвитие пуповиной, неправильное предположение плода и т.п.). Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмы головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.
Наиболее тяжелые отклонения возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти через 7-10 минут часто возникают необратимые изменения со стороны ЦНС проявлениями в дальнейшем ДЦП, речевых расстройств, нарушений умственного развития.
Таким образом, тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.
В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.), а также социальные факторы.
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.
К нейроинфекционным заболеваниям относятся менингиты, энцефалит, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникшие как осколки различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, оспе и др.)
Заболевание менингитом (воспаление оболочек головного мозга) может привести к развитию гидроцефалии с повышением внутричерепного давления, а также часто имеет место гибель нервных клеток. Оба этих фактора – способствуют атрофии участков мозга что приводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которая проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Последствия перенесенного энцефалита (инфекционное воспалительное заболевание, вызванное проникновением в головной мозг, главным образом через кровь, бактерий, вирусов и др. Первичный энцефалит возникает в результате укусов переносчиками вируса – комаров, клещей; вторичный – головной мозг поражается вследствие общей инфекции – при краснухе, гриппе и т.п.) во многом зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.
К острым инфекционным заболеваниям нервной системы относится полиемилит. Вирус, попадая в центральную нервную систему, избирательно поражает двигательные нейроны головного и спинного мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц.
К поражениям нервной системы могут привести такие инфекционные заболевания, как грипп и корь.
Черепно – мозговая травма составляет от 25-45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Черепно-мозговые повреждения делятся на закрытые сотрясение, ушиб, сдавление мозга), при которых соблюдается целостность костей и твердой мозговой оболочки, и открытые, которые могут быть непроникающими при сохранности мозговой оболочки и проникающими при ее повреждении. Характер последствий черепномозговой травмы зависит от ее обширности и локализации поражения мозга. Следствием черепно – мозговой травм могут быть патологические изменения двигательных и психических функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушения памяти, речи, снижение интеллектуальной деятельности и др.)
Кроме того, выделяют социальные факторы.
К социально обусловленным видам отклонений в развитии относится социально – педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией – неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. Депривация (от лат. – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Среди условий, необходимых для полноценного развития ребенка, выделяются следующие: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контакты (с взрослыми, и, прежде всего матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.
Кроме того, к социальным факторам относят: тяжелые переживания ребенка, обусловленные неблагоприятным положением в семье или школе, постоянными стрессами, хроническими соматическими и физическими дефектами; недостаточность речевого общения; подражания неправильной речи; психические травмы; педагогическая запущенность.
Библиографический список
1. Основы олигофренопедагогики/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. – М., 1985.
3. Специальная педагогика / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. –2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Трошин О.В. Основы специальной психологии. – Н.Новгород, 2000.
8
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/359264-prichiny-vozniknovenija-narushenij-v-razvitii
Источник