Причины отклонений в развитии ребенка биологические и социальные
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска — это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска — это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо — патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов — от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по — разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально — волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах– нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать — дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально — поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно — развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
– нежелание иметь дитя;
– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
– отсутствие внешней помощи и поддержки;
– наличие депрессии у матери;
– бытовая неустроенность;
– патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
– необоснованное беспокойство о будущем;
– постоянные размышления о своём поведении;
– ощущения себя плохим и никому ненужным;
– страх всего нового;
– страх ошибиться;
– страх быть неуспешным;
– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
– семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник
Основные условия нормального развития ребенка
Основные условия нормального развития человека сформулированы Г. М. Дульневым и А. Р. Лурией. К ним относятся [48, с. 15—16]:
1 — сохранность структур и функций ЦНС (нормальная работа головного мозга и его коры).
При наличии патологических состояний нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
- 2 — нормальное физическое развитие ребенка (физическое здоровье) и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
- 3 — сохранность анализаторных систем (органов чувств), которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
- 4 — адекватное возрасту воспитание и обучение (систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, в школе) ;
- 5 — сохранность речевых систем.
Однако развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось возрастанием соматических сенсомоторных, эмоциональных и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста.
Биологические и социально-психологические причины нарушений психического развития детей, их взаимосвязь и обусловленность
В настоящее время отмечается рост численности детей с различными отклонениями в развитии. По данным различных служб, от 11 % до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи [48, с. 16].
Причиной этого является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются внешние социальные, экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические и обусловленные ими внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие приводит к различным видам дизонтоге- неза — нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития [72, с. 60].
Известно, что практически любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Как указывает В. В. Лебединский, его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребёнок [28]. Рассмотрим подробнее причины нарушений психического развития ребенка.
Причины нарушения психического развития условно подразделяются на биологические и социально-психологические.
К биологическим факторам, обуславливающим наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:
- — пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и другое);
- — биохимические вредности (радиация, загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, ртутью, свинцом, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, воздействующие на родителей до наступления беременности или на будущую мать).
В настоящее время известно более 80 наименований лекарственных средств (нейролептики, антибиотики, аспирин), приём которых во время беременности может отрицательно сказаться на здоровье будущего ребёнка. Описаны случаи рождения детей с умственной отсталостью и врождёнными пороками развития после применения на ранних сроках беременности хинина, трипафлавина, рицина, сапонина, солей тяжёлых металлов, кортизона, и других гормональных препаратов. Небезвредно для плода применение будущей матерью больших доз витаминов [17];
— серьезные отклонения в соматическом состоянии матери —
связанные с хроническими заболеваниями сердца, почек, печени матери, гипоксией (кислородная недостаточность мозга), токсоплоз- мозом, люэсом, краснухой;
- — внутриутробные нарушения, связанные с тяжёлыми токсикозами беременности;
- — родовые травмы (механическая родовая травма и внутричерепные кровоизлияния или травмы мозга после рождения ребенка);
- — несовместимость по резус-фактору;
- — опухолевые образования раннего и постнатального периода;
- — текущие заболевания ребенка, такие, как: врождённые дефекты обмена веществ, диабет, туберкулез, хронические дегенеративные заболевания, прогрессирующая гидроцефалия, энцефалит, шизофрения, эпилепсия и т. д., начавшиеся в раннем или дошкольном возрасте;
- — наследственная предрасположенность к заболеваниям.
За прошедшие годы накоплен огромный материал, показывающий, что многие формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловлены.
С целью предупреждения появления детей с наследственной патологией развития необходимо проводить генетическое консультирование будущих родителей. Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка и ребенка с патологией развития сообщаются родителям, которые сами принимают решение в отношении его рождения.
Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных дефектов, и проявляются ошибки генетических систем. Известно, что от 30 до 60 % эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, а это приводит к самопроизвольным выкидышам [72, с. 61].
Необходимо помнить, что незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребёнка к различным вредностям. Значительное повышение «ранимости мозга» имеет место в первые недели внутриутробной жизни (3—10 недели — первый критический период), а также в первые шесть месяцев после рождения (второй критический период) [5].
К биологическим причинам, которые создают трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка (мы склонны поддержать точку зрения Л. В. Кузнецовой) относится невропатия как врожденная нервность или нервная ослабленность и соматические заболевания ребенка [48, с. 21].
Врожденный характер невропатии не означает преобладающей роли наследственности. По мнению А. И. Захарова, более существенно для появления невропатии является действие ослабляющих факторов на организм женщины, непосредственно предшествующих беременности и особенно во время нее.
Причинами возникновения невропатии у ребенка могут быть:
- — токсикозы матери первой и второй половины беременности;
- — патологическое развитие беременности с угрозой выкидыша;
- — эмоциональные стрессы матери во время беременности (выраженное волнение и беспокойство в связи с бытовой неустроенностью, экзаменами, недостатком времени, стрессами);
- — вегетососудистая дистония.
К году проявления невропатии становятся отчетливо выраженными, к двум-трем годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и к 10 годам сходят на нет [21, с. 9].
Заслуживают внимания признаки невропатии в детском возрасте, выделенные А. И. Захаровым. К ним относятся [21, с. 51—54].
- 1. Эмоциональная неустойчивость. Это повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству на фоне заостренной эмоциональной чувствительности и лабильности (неустойчивости) настроения, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.
- 2. Вегетососудистая дистония. Это расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, которое обусловливает расстройства желудочно-кишечного тракта (срыгивание, тошноту и рвоту, боли в животе в области пупка, расстройства стула на нервной почве), головокружения, затрудненное дыхание, тошноту, сниженное артериальное давление, повышенную потливость. В дошкольном и школьном возрасте проявляется в виде головных болей, колебаниях давления, рвоты при трудностях в адаптации к детским учреждениям.
- 3. Нарушения сна. Поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием. Это трудности засыпания, отказ спать днем, уменьшенная потребность в дневном сне (отказ от него в два—три года), ночные страхи. Причинами могут быть повышенная усталость будущей матери, ее неудовлетворенность браком. По наблюдениям А. И. Захарова отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отношений с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в отсутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями [21, с. 51—54; 48, с. 21].
- 4. Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.
Диатезы, (опрелость, мокнущая кожа, зуд), аденоиды в дошкольном возрасте и ангины в младшем школьном возрасте, повышенная чувствительность костей и суставов к сырости, к охлаждению. Причины. В частности отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состоянием внутренней, эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.
- 5. Общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы. Причины. Плохое эмоциональное самочувствие матери во время беременности, сильное переутомление, нарушения сна.
- 6. Минимальная мозговая ослабленностъ. Это повышенная чувствительность ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам в транспорте, легкая утомляемость, общая нервная невыносливость. Причинами могут быть: испуги матери, страхи перед родами.
- 7. Психомоторные нарушения. Это ночной и дневной энурез, тики, заикание. Данные нарушения с возрастом проходят, в отличие от подобных состояний, имеющих органическую природу. Но, как правило, имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью. Причинами могут быть: физические и эмоциональные перегрузки матери во время беременности, нарушения сна. Первые проявления невропатии у ребенка отмечаются уже на первом году жизни. Ребенок часто срыгивает, температурит, беспокойно спит, «закатывается» во время плача. [48, с. 22]. Однако, по мнению А. И. Захарова, о невропатии как об общей нервной ослабленности организма можно говорить при наличии, по крайней мере, трех из перечисленных выше признаков. Чем их больше, тем более выражена невропатия [21, с. 54—55].
Дети с невропатией требуют к себе особого внимания, так как им характерна:
- — повышенная эмоциональная чувствительность;
- — склонность к беспокойству;
- — нарушения сна и аппетита.
Они обостренно реагируют на замечания, часто обижаются, плачут, перевозбуждаются от шума и, как следствие, не могут координировать свои действия. Дети имеют плохой аппетит. Склонность к спазмам и недостаточная ферментативная активность пищеварительных соков приводят к очень медленной еде, и такой ребенок выходит из-за стола последним, а уговоры и принуждения не помогают, а наоборот могут привести к отвращению к пище, страху перед ее приемом. Для детей с невропатией менее всего характерна возбудимость и особенно агрессивность. Чаще всего эти дети не могут постоять за себя, они беззащитны и склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться. Психомоторные нарушения отличаются меньшей тяжестью и в большей степени зависят от возрастных, сезонных и климатических факторов [4, с. 9—10].
Источник