Причины нарушения в сенсорном развитии ребенка

Причины нарушения в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система – это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. 
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия. 

Сенсорное нарушение у детей – это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются “скрыть” или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

Источник

Причины нарушений сенсорного развития ребенка

Определение 1

Сенсорные системы – это системы органов чувств, которые осуществляют перевод внешних ощущений в субъективное восприятие.

Формирование и развитие сенсорной системы, а именно ее отдельных анализаторов осуществляется на протяжении всей жизни. Успешность развития анализаторов зависит от того какие усилия прилагается для этого человек. Сущность сенсорного восприятия во многом зависит от работы ее анализаторов.

Определение 2

Анализатор – это функциональная единица, которая является ответственной за прием и последующий анализ определенной сенсорной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и т.д.).

Таким образом, сенсорная система – это часть нервной системы, которая является ответственной за восприятие.

Состав сенсорной системы представлен рецепторами и нервами, которые получают сигналы из головного мозга и осуществляют их обработку.

Выделяют следующие сенсорные системы:

  • Вестибулярная
  • Двигательная
  • Тактильная
  • Зрительная

Данные системы (анализаторы) «информируют» ЦНС ребенка об особенностях движения и создают совокупное представление о положении его тела в пространстве.

Основной причиной нарушений в сенсорном развитии детей является детский церебральный паралич (ДЦП). У детей отмечается снижение слуха, в результате которого развивается дизартрия (нарушение произношения звукового ряда). Ребенок не употребляет в своей речи такие звуки как «т, с, к, э, п, ш, ф», так как он их попросту не слышит. В дальнейшем все указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения, а конкретно на овладение письмом и чтением.

Кроме того, при нарушении сенсорного развития у детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое из нарушений слуха приводит к тому, что у ребенка возникает задержка речевого развития или грубое недоразвитие речи.

Помимо ДЦП, нарушения в сенсорном развитии отмечается у детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость оказывает отрицательное влияние не только на психическое, но и на физическое развитие и здоровье ребенка, приводит к различной степени интеллектуального недоразвития. При обнаружении нарушений в сенсорном развитии необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам (психологу или неврологу).

Замечание 1

Таким образом, основными предпосылками нарушений сенсорного развития детей являются нарушения в той части нервной системы, которая отвечает за восприятие.

К нарушениям сенсорной системы, относят следующие нарушения:

  • нарушение зрения
  • нарушение слуха
  • нарушение опорно-двигательного аппарата

Причинами, которые «запускают» заболевания, оказывающие негативное влияние на сенсорное развитие ребенка, могут быть различные травмы (особенно спины или головы), вирусные и инфекционные заболевания (как перенесенные ребенком при жизни, так и внутриутробно). Наибольшее негативное влияние оказывают заболевания, которые переносятся женщиной во время беременности, среди них особое место занимают краснуха, цитомегаловирус и венерические заболевания. Кроме того, нарушения в сенсорном развитии отмечается у недоношенных детей.

Нарушения в сенсорном развитии характеризуются:

  • отсутствием у ребенка реакции на свет и звук;
  • различной степенью нарушения речи;
  • невозможность произвольного выполнения движений.

Дети, у которых отмечаются сенсорные нарушения, при общении стараются привлечь внимание к себе посредством движений, во время разговора внимательно следят за губами собеседника, их речь затруднена, а часть звуков они произносят не верно, либо же звуки и вовсе «выпадают» из их речи. В том случае, если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может передвигаться без посторонней помощи.

Классификация сенсорных нарушений у детей

В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:

  1. Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности.

    Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем.

    Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.

  2. Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.

    Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:

    • предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
    • оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
    • цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
    • симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
    • буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
    • лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
  3. Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.

    Выделяют следующие формы слуховой агнозии:

    • собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
    • слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
  4. Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.

    Выделяют следующие формы тактильной агнозии:

    • астероагнозия – трудности при узнавании предмета на ощупь
    • анхилоагнозия – трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
    • аморфоагнозия – трудности при узнавании формы предмета
    • соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела

Источник

Сенсорная интеграция — это врожденная реакция организма на сигналы, полученные от рецепторов. Осязание, обоняние, слух, зрение, вестибулярный аппарат вкус информируют человека о происходящем вокруг и подсказывают, как нужно поступить. Например, вестибулярный аппарат требует занять определенное положение телу, неприятный вкус предупреждает о несвежести продуктов, поглаживания и объятия расслабляют нервную систему. Процесс происходит автоматически и обеспечивает ребенку правильное сенсомоторное развитие.

У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Больные дети кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушениях работы ЦНС.

Признаки нарушения сенсорной интеграции схема

О возможности лечения нарушений социальной интеграции впервые заговорил калифорнийский трудотерапевт Э. Д. Айрес. Она создала собственный метод помощи больным детям и взрослым. Развитие социальной интеграции доктор Айрис практиковала с 90-х годов прошлого века. Использовала в процессе терапии игры, специальное оборудование. Дети, взрослые с неврологическими нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

  • Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

  • Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

  • Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

  • Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

  • Оральные дисфункции

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

  • Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

  • Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

  • Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

  • Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

  • Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

  • Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

  • Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

  • Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

На заметку! У большинства детей с нарушениями интеграции в процессе диагностики причин заболевания не выявляются повреждения структуры мозга. Хотя дисфункция в поведении и ощущениях связана со сбоями в работе его отделов.

Диагностика

Выявление сенсорных дисфункций и их лечение желательно проводить в 1-3 года, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, взрослой самостоятельной жизни как полноценная личность.

Для выявления проблемы сенсорной интеграции у детей во всемирной практике используется специальный тест. Родители отвечают на 38 вопросов. В результате скрининга врачи получают оценку поведения ребенка в повседневной жизни по 5-ти бальной шкале, соотносят данные с таблицей, выявляют уровень нарушений и их особенности. Минусом этого метода считают невозможность верно диагностировать нарушения сенсорной интеграции у малышей дошкольного возраста.

Если результатов стандартного теста недостаточно, дети обследуются дополнительно. С помощью набора заданий проверяют сенсорную защиту, поиск, гравитационную небезопасность, отвращающие ответы на движения, коммуникативный дефицит со сверстниками, атипичный уровень активности, развитость внимания.

Например, выявить негативную обонятельную реакцию можно с помощью набора ароматических масел, гравитационная небезопасность проявляется при изменении положении тела — в прыжке, переворачивании вверх ногами. При подтверждении нескольких из этих пунктов детям диагностируют spd нарушение сенсорной интеграции. Обследования можно проводить на занятиях с дефектологом, логопедом, при посещении психиатра, невролога, психотерапевта.

Диагностика дисфункции сенсорной интеграции таблица

Важно! Схожесть симптомов аутизма и нарушения сенсорной интеграции (spd) затрудняет их различение. Чтобы диагноз был выставлен верно, рекомендуем обращаться в специализированные центры.

Книги

Просветительская литература о сенсорной интеграции необходима родителям, специалистам реабилитационных центров. Книги известных авторов, Д. Айрес, А. Банди, У. Кислинг, Э.Мюррей, можно скачать в яндексе (в формате пдф), купить в интернет-магазинах, например, Лабиринте.

Улла Кислинг “Сенсорная интеграция в диалоге”

Книга Улы КислиингУ. Кислин, известный в Германии и России эрготерапевт. В своей книге рассказывает о собственном практическом опыте помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции. Автор обращается напрямую к родителям, врачам, делится новыми методами работы.

Ула Кислин считает, что заниматься развитием одного вида чувствительности нельзя, это должна быть комплексная терапия. Только тогда пациент сможет реагировать на внешние и внутренние стимулы адекватно.

Джин Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция”

Причины нарушения в сенсорном развитии ребенкаКнига предназначена педиатрам, неврологам, дефектологам, эрготерапевтам, родителям. Она помогает разобраться в теоретической основе нарушений сенсорной интеграции, способах ее развития, методах преодоления проблемы в раннем возрасте.

Джин Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция очень важна для нормального обучения в школе. Если не решить проблему до 1 класса, ребенок будет испытывать дискомфорт за партой, не сможет выстроить дружеские отношения с одноклассниками, с трудом будет усваивать новую информацию.

Посмотрите видеообзор на книгу Джин Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция”:

Сенсорно-интеграционная терапия

Лечить расстройства сенсорной интеграции у детей нужно в игровой форме. Целью терапии является обогащение опыта детей в области чувств и ощущений. При этом малыши должны сами направлять свои действия, а врач должен только помогать, подсказывать путь, организовывать подготовку к упражнению.

Пациенты с расстройствами сенсорной интеграции в процессе терапевтических занятий получают новые тактильные, вестибулярные, аудиальные ощущения. Опыт не должен быть просто ознакомительным, ребенку нужно понять и запомнить, как организм отреагировал на игру, ощущения, проанализировать процесс.

Занятия можно проводить дома, но родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь с лечащими врачами и эрготерапевтами.

На заметку! Неверно думать, что дисфункция СИ всегда сопровождается умственной отсталостью. Дети с таким заболеваниям нередко учатся в обычных школах и садах, если помощь в адаптации была оказана своевременно.

Занятия

Основные принципы

Основная задача сенсорно-интеграционной терапии — стимуляция двигательной, вестибулярной систем, мышц, кожи, суставов. Работа терапевта, дефектолога, невролога строится на определенных принципах:

  1. Лечение расстройств сенсорной интеграции проводится в игровой форме.
  2. Курс терапии выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него.
  3. Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит.
  4. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи.
  5. Терапия считается эффективной, если после курса лечения ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Сенсорная терапия занятия

Оборудование

Для лечения дисфункции сенсорной интеграции используется оборудование, способствующее решению когнитивных, поведенческих, нейрофизиологических проблем. В терапевтических центрах, специализированных ДОУ, в кабинетах врачей может быть создана полноценная сенсорная комната.

Помещение делится на несколько секторов. Например, в акустической части комнаты на ребенка воздействуют звуками, в вестибулярной — учат осознавать положение своего тела. На занятиях обязательно используются тренажеры:

  1. Гамаки, качалки в виде бревна, платформ: необходимы для нормализации работы проприоцептивной, вестибулярной систем.
  2. Сухой бассейн, душ: развивают тактильные ощущения.
  3. Сенсорная дорожка для ходьбы: неоднородная опора развивает координацию, тактильные чувства. Сделать такие дорожки просто самим дома.
  4. Трубки с пузырями: тренируют зрение, внимание, концентрацию.
  5. Зеркало: развитие моторики, зрительного восприятия.
  6. Каскад: активизация внимания, развитие аналитических свойств
  7. Емкости с песком, фасолью, крупами, любыми безопасными для рук и ног материалами: необходимы для расширения тактильного опыта.
  8. Водяной матрац: влияет на кинестетические ощущения, воображение, снимает мышечный тонус.
  9. Бизиборды: развивают воображение, моторику.
  10. Утяжеленные одеяла, подушки: создают ощущение безопасности, комфорта.

Сенсорная комната

Сенсорный уголок

Сенсорная комната

Сенсорная комната

Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе урока дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир.

На заметку! Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может получить статус инвалида в РФ. Этого диагноза нет в перечне МКБ. В медицинскую карточку заносится запись РАС или ЗППР. По этим диагнозам ребенку с ОВЗ можно оформить инвалидность.

Коррекционно-развивающая программа “Умные мячики”

Коррекционная программа для детей с нарушениями сенсорной интеграции “Умные мячики” разработана психологом, кинезиологом Луниной Н. В, нейропсихологом Вороновой М.Н. Развитие сенсорной интеграции проводится с помощью упражнений разной сложности с небольшими мячиками. Ребенок получает задание: взять мяч определенным образом, бросить его одной рукой двумя, поймать. Дополнительно малышу нужно коснуться частей тела, привстают на носочки, присесть, постараться взаимодействовать с партнером по игре.

В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.

Программа “Умные мячики” прошла апробацию, на практике подтвердила свою эффективность для лечения нарушений сенсорной интеграции у больных любого возраста. Замечено, у детей, прошедшие реабилитационный курс, произошли следующие изменения:

  • Улучшились когнитивные функции
  • Повысилась успеваемость
  • Снизилась импульсивность
  • Улучшилась координация
  • Повысилась концентрация внимания
  • Увеличился объем памяти

Программа “Умные мячики” не имеет возрастных ограничений. Заниматься можно с детьми раннего возраста и взрослыми.

Приведем несколько примеров простых упражнений:

  1. Стаканчик
    Ребенок держит маленькие мячики в обеих руках. Ударять мяч о пол сначала одной рукой и ловить его, потом другой. В процессе выполнения задания развивается координация движения, глазомер, пространственная ориентация.
  2. Обезьянка
    Мячики зажимаются в ладони так, чтобы пальцы были вверху. Бросание и ловля снаряда происходит в одном положении рук.
  3. Повторение ритма удара
    Педагог стучит мячом о пол в определенном темпе, больной повторяет. Задание развивает фонематическое восприятие.
  4. Счет
    Педагог показывает схему бросков мяча. Каждое движение делается на определенный счет. Один — кидаем вверх, два — ловим, три — кидаем двумя руками вниз, четыре — ловим. Сложность упражнения зависит от возраста и уровня развития ученика.

Курсы Марианны Лынской

Доцент кафедры дефектологии МГПУ им. Ленина, логопед Марианна Ильинична Лынская разработала собственную методику работу с особенными детьми. Это малыши с ДЦП, РАС, с полным отсутствием речи.

Сегодня Марианна Лынская работает в собственном Международном центре по авторскому методу M.A.P., способствующему развитию речи. В курсовую программу входят:

  • Диагностика заболевания.
    В команде Лынской работают доктора наук, психологи, дефектологи, неврологи. После постановки диагноза проводят беседу с родителями и разъясняют им, по каким симптомам, признакам у детей обнаруживаются нарушения сенсорной интеграции, РАС, алалия и другие заболевания.
  • Реабилитация детей с разными диагнозами (ЗРР, РАС, РДА, ДЦП).
    Занятия проходят в индивидуальной и групповой форме.
  • Обучающие семинары для родителей больных детей.
    Реабилитационный курс длится 1-3 недели, занятия нужно продолжать дома. Дети уезжают из Центра с сопроводительной программой дальнейшего процесса развития.
  • Обучение специалистов детской медицины.

На курсе можно получить теорию и практику по диагностике заболеваний, связанных с нарушениями речи, дисфункциями сенсорной интеграции.

Марианна Лынская является всемирно признанным профессионалом в области логопедии, дефектологии и реабилитации детей с нарушениями сенсорной интеграции. Курс терапии и обучения в ее центре проходят не только российские дети и врачи, но и зарубежные гости.

Рекомендуем также к просмотру лекцию Ю.Е.Садовской на тему: “Сенсорная интеграция и нарушения обработки сенсорной информации”:

Ассоциация специалистов

АССИ — это партнерство людей, занимающихся исследованием причин, симптомов нарушения сенсорной интеграции и методов терапии данного заболевания. Ассоциация создана для развития и продвижения здоровьесберегающих технологий, информирования людей в области сенсорной интеграции, обмена опытом между специалистами в этой области.

Стать членом АССИ может любой гражданин или юридическое лицо, официально занимающийся просветительской, образовательной, реабилитационной, коррекционной деятельности в области сенсорной интеграции. Коллектив ассоциации работает не только над теоретической базой, но также оказывает практическую помощь родителям, детям с нарушениями сенсорной интеграции. На сайте АССИ публикуются вебинары, лекции, рефераты с докладами научных сотрудников, логопедов, психологов, неврологов. Эта информация облегчает терапевтический процесс в домашних условиях, дистанционно помогает родителям понять причину нарушений развития детей.

К сожалению, нарушения сенсорной интеграции диагностируются и излечиваются у детей тяжело. Если вы ?