Причины нарушений в психическом развитии ребенка


КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть неблагоприятные факторы внешней среды.
Все причинные факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные – факторы внешней среды, и эндогенные – факторы внутренней среды.
К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, истощение и др.
Инфекции занимают одно из первых мест среди причин психических расстройств у детей, особенно слабоумия. Дети и подростки с психозами, умственной отсталостью, аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы в большинстве случаев перененесли инфекционные заболевания. Срени них следует выделить:
* нейроинфекции, при которых поражается ЦНС (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);
* детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия);
* общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз).
Инфекционные заболевания при снижении защитных свойств организма могут привести к возникновению временных или стойких и необратимых психических расстройств. Исход заболевания (временное или стойкое, обратимое или необратимое) зависит:
во-первых, от силы воздействия фактора,
во-вторых, от того, на какой стадии развития действуют эти факторы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем, дошкольном, школьном возрасте),
в-третьих, от способности ЦНС мобилизовать защитные свойства организма.
Интоксикации (отравления)организма различными токсическими (ядовитыми) веществами также могут вызвать психические расстройства. Токсическими веществами называют те, которые при воздействии на организм способны вызвать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах).
Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, эти вещества могут поражать будущее потомство. Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная.
Травмы головного мозга, особенно закрытые, – важный фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга могут развиваться различные дефекты интеллекта – от незначительных до весьма глубоких. Травматизация головного мозга может произойти:
* внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд беременной женщины, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина),
* во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство),
* в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.).
Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию (удушье) и связанное с ней кислородное голодание головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо спустя некоторое время после нее.
Неблагоприятные гигиенические условия среды: истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности – могут быть причиной аномалий психики у детей.
Психогенные факторы, т.е. события и ситуации, травмирующие психику, могут приводит к развитию реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, обиды, потери близких, краха надежд может рассматриваться как фактор психических расстройств.
К эндогенным факторам, вызывающим развитие психических расстройств, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации (во время нарушения функций пищеварения), нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, наследственные факторы и наследственная предрасположенность.
Наследственные факторы связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.
Наследственная предрасположенность – особая восприимчивость, чувствительность организма к внешней вредности, к пониженной сопротивляемости организма.
ЛИТЕРАТУРА
Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток.- М., 1991.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.- СПб., 1992.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1988.
Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия.- Воронеж, 1993.
Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 1967.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т. 3, 5.
Грехем Дж. Как стать родителем самому себе.- М., 1993.
Гроф С. За пределами мозга.- М., 1992.
Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.- М., 1971.
Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с англ.- М.,1991.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- М., 1985.
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1974.
Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы.- М., 1993.
Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. М.Г.Ярошевского.- М., 1990.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л. 1990.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.
Симптомы и причины нарушений психического развития
Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
- наследственные патологии головного мозга;
- хромосомные заболевания;
- пороки головного мозга;
- эпилептический синдром;
- поражения и патологии центральной нервной системы;
- опухоли головного мозга;
- гидроцефалия;
- тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
- наследственные эндокринные заболевания;
- соматические патологии;
- нарушения и заболевания органов чувств;
- отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).
Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.
Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.
При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.
К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.
Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.
Типы нарушений психического развития
Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.
К основным типам нарушений психического развития можно отнести:
- дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
- необратимое психическое недоразвитие;
- дисгармоничное психическое развитие;
- дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
- патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.
Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.
В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.
Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.
Профилактика нарушений психического развития
Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.
Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.
Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.
После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.
У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.
Лечение нарушений психического развития
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.
В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:
- коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
- коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
- сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
- аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
- релаксационные упражнения;
- лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
- физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!
Источник
Основные условия нормального развития ребенка
Основные условия нормального развития человека сформулированы Г. М. Дульневым и А. Р. Лурией. К ним относятся [48, с. 15—16]:
1 — сохранность структур и функций ЦНС (нормальная работа головного мозга и его коры).
При наличии патологических состояний нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации, нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
- 2 — нормальное физическое развитие ребенка (физическое здоровье) и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
- 3 — сохранность анализаторных систем (органов чувств), которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
- 4 — адекватное возрасту воспитание и обучение (систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду, в школе) ;
- 5 — сохранность речевых систем.
Однако развитие человеческой цивилизации всегда сопровождалось возрастанием соматических сенсомоторных, эмоциональных и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста.
Биологические и социально-психологические причины нарушений психического развития детей, их взаимосвязь и обусловленность
В настоящее время отмечается рост численности детей с различными отклонениями в развитии. По данным различных служб, от 11 % до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи [48, с. 16].
Причиной этого является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются внешние социальные, экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические и обусловленные ими внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие приводит к различным видам дизонтоге- неза — нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития [72, с. 60].
Известно, что практически любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Как указывает В. В. Лебединский, его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребёнок [28]. Рассмотрим подробнее причины нарушений психического развития ребенка.
Причины нарушения психического развития условно подразделяются на биологические и социально-психологические.
К биологическим факторам, обуславливающим наиболее серьезные отклонения в психофизическом развитии ребенка, относят:
- — пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и другое);
- — биохимические вредности (радиация, загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, ртутью, свинцом, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, воздействующие на родителей до наступления беременности или на будущую мать).
В настоящее время известно более 80 наименований лекарственных средств (нейролептики, антибиотики, аспирин), приём которых во время беременности может отрицательно сказаться на здоровье будущего ребёнка. Описаны случаи рождения детей с умственной отсталостью и врождёнными пороками развития после применения на ранних сроках беременности хинина, трипафлавина, рицина, сапонина, солей тяжёлых металлов, кортизона, и других гормональных препаратов. Небезвредно для плода применение будущей матерью больших доз витаминов [17];
— серьезные отклонения в соматическом состоянии матери —
связанные с хроническими заболеваниями сердца, почек, печени матери, гипоксией (кислородная недостаточность мозга), токсоплоз- мозом, люэсом, краснухой;
- — внутриутробные нарушения, связанные с тяжёлыми токсикозами беременности;
- — родовые травмы (механическая родовая травма и внутричерепные кровоизлияния или травмы мозга после рождения ребенка);
- — несовместимость по резус-фактору;
- — опухолевые образования раннего и постнатального периода;
- — текущие заболевания ребенка, такие, как: врождённые дефекты обмена веществ, диабет, туберкулез, хронические дегенеративные заболевания, прогрессирующая гидроцефалия, энцефалит, шизофрения, эпилепсия и т. д., начавшиеся в раннем или дошкольном возрасте;
- — наследственная предрасположенность к заболеваниям.
За прошедшие годы накоплен огромный материал, показывающий, что многие формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловлены.
С целью предупреждения появления детей с наследственной патологией развития необходимо проводить генетическое консультирование будущих родителей. Данные относительно вероятности рождения нормального ребенка и ребенка с патологией развития сообщаются родителям, которые сами принимают решение в отношении его рождения.
Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных дефектов, и проявляются ошибки генетических систем. Известно, что от 30 до 60 % эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, а это приводит к самопроизвольным выкидышам [72, с. 61].
Необходимо помнить, что незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребёнка к различным вредностям. Значительное повышение «ранимости мозга» имеет место в первые недели внутриутробной жизни (3—10 недели — первый критический период), а также в первые шесть месяцев после рождения (второй критический период) [5].
К биологическим причинам, которые создают трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка (мы склонны поддержать точку зрения Л. В. Кузнецовой) относится невропатия как врожденная нервность или нервная ослабленность и соматические заболевания ребенка [48, с. 21].
Врожденный характер невропатии не означает преобладающей роли наследственности. По мнению А. И. Захарова, более существенно для появления невропатии является действие ослабляющих факторов на организм женщины, непосредственно предшествующих беременности и особенно во время нее.
Причинами возникновения невропатии у ребенка могут быть:
- — токсикозы матери первой и второй половины беременности;
- — патологическое развитие беременности с угрозой выкидыша;
- — эмоциональные стрессы матери во время беременности (выраженное волнение и беспокойство в связи с бытовой неустроенностью, экзаменами, недостатком времени, стрессами);
- — вегетососудистая дистония.
К году проявления невропатии становятся отчетливо выраженными, к двум-трем годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и к 10 годам сходят на нет [21, с. 9].
Заслуживают внимания признаки невропатии в детском возрасте, выделенные А. И. Захаровым. К ним относятся [21, с. 51—54].
- 1. Эмоциональная неустойчивость. Это повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству на фоне заостренной эмоциональной чувствительности и лабильности (неустойчивости) настроения, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости.
- 2. Вегетососудистая дистония. Это расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, которое обусловливает расстройства желудочно-кишечного тракта (срыгивание, тошноту и рвоту, боли в животе в области пупка, расстройства стула на нервной почве), головокружения, затрудненное дыхание, тошноту, сниженное артериальное давление, повышенную потливость. В дошкольном и школьном возрасте проявляется в виде головных болей, колебаниях давления, рвоты при трудностях в адаптации к детским учреждениям.
- 3. Нарушения сна. Поверхностный, чуткий, беспокойный или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием. Это трудности засыпания, отказ спать днем, уменьшенная потребность в дневном сне (отказ от него в два—три года), ночные страхи. Причинами могут быть повышенная усталость будущей матери, ее неудовлетворенность браком. По наблюдениям А. И. Захарова отмечается, что при наличии у матери переживаний во время беременности по поводу отношений с отцом девочки у ребенка наблюдается беспокойство в отсутствие родителей во время сна, возникают требования спать вместе с родителями [21, с. 51—54; 48, с. 21].
- 4. Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.
Диатезы, (опрелость, мокнущая кожа, зуд), аденоиды в дошкольном возрасте и ангины в младшем школьном возрасте, повышенная чувствительность костей и суставов к сырости, к охлаждению. Причины. В частности отмечается, что аллергия у мальчиков и плохой аппетит связаны с состоянием внутренней, эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.
- 5. Общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил организма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы. Причины. Плохое эмоциональное самочувствие матери во время беременности, сильное переутомление, нарушения сна.
- 6. Минимальная мозговая ослабленностъ. Это повышенная чувствительность ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам в транспорте, легкая утомляемость, общая нервная невыносливость. Причинами могут быть: испуги матери, страхи перед родами.
- 7. Психомоторные нарушения. Это ночной и дневной энурез, тики, заикание. Данные нарушения с возрастом проходят, в отличие от подобных состояний, имеющих органическую природу. Но, как правило, имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью. Причинами могут быть: физические и эмоциональные перегрузки матери во время беременности, нарушения сна. Первые проявления невропатии у ребенка отмечаются уже на первом году жизни. Ребенок часто срыгивает, температурит, беспокойно спит, «закатывается» во время плача. [48, с. 22]. Однако, по мнению А. И. Захарова, о невропатии как об общей нервной ослабленности организма можно говорить при наличии, по крайней мере, трех из перечисленных выше признаков. Чем их больше, тем более выражена невропатия [21, с. 54—55].
Дети с невропатией требуют к себе особого внимания, так как им характерна:
- — повышенная эмоциональная чувствительность;
- — склонность к беспокойству;
- — нарушения сна и аппетита.
Они обостренно реагируют на замечания, часто обижаются, плачут, перевозбуждаются от шума и, как следствие, не могут координировать свои действия. Дети имеют плохой аппетит. Склонность к спазмам и недостаточная ферментативная активность пищеварительных соков приводят к очень медленной еде, и такой ребенок выходит из-за стола последним, а уговоры и принуждения не помогают, а наоборот могут привести к отвращению к пище, страху перед ее приемом. Для детей с невропатией менее всего характерна возбудимость и особенно агрессивность. Чаще всего эти дети не могут постоять за себя, они беззащитны и склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться. Психомоторные нарушения отличаются меньшей тяжестью и в большей степени зависят от возрастных, сезонных и климатических факторов [4, с. 9—10].
Источник