Причины и механизмы нарушений в развитии ребенка

Причины и механизмы нарушений в развитии ребенка thumbnail

Понятие нарушения развития ребенка

В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.

Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.

Замечание 1

Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.

С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.

В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.

Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).

Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.

Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Основные причины и факторы, вызывающие нарушения в развитии ребенка

Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.

В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.

Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.

Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.

Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.

Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.

Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.

Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.

Замечание 2

Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:

  1. Наследственные заболевания
  2. Гормональные нарушения
  3. Психическая травма матери во время беременности
  4. Инфекционные заболевания
  5. Неправильное (недостаточное) питание
  6. Проблемы социального характера
  7. Негативное влияние окружающей среды

Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).

Диагностика нарушения развития ребенка

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

  1. Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

    • трудности с концентрацией внимания;
    • повторение одних и тех же действий.
  2. Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

  3. Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

  4. Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)

Источник

Нарушение в развитии

Причины

Дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения).

Дети с недостатками слуха:

  1. глухие (неслышащие) дети – с тотальным (полным) выпадением или остаточным

слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса.

  1. слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной слуховой недостаточностью,

затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Дети с нарушениями зрения:

1) слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции очками).

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка 7 лет

2) слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05 – 0,4 (с применением очков).

Инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т. д.

Заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. Последствия острого воспаления среднего уха. Воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Менингит. Поражения центральных отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). Неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей.

Вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (краснуха, корь, грипп, вирус герпеса). Врожденными пороками развития. еблагополучные роды. Алкоголизм матери во время беременности. Дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения (близорукость и дальнозоркость). Врожденные пороки (астигматизм, катаракта). Последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

Умственно отсталые и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах.

Деменция – стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально – волевой сферы. В детском возрасте возникает при органических поражениях мозга вследствие воспалений, ушибов и т.п., а также при шизофрении и эпилепсии. Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития:

идиотия– самая глубокая степень умственной отсталости;

имбецильность – более легкая степень (умеренная) умственной отсталости;

дебильность – легкая степень умственной отсталости

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 

Дети с ЗПР подразделяются на четыре группы:

– ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;

– ЗПР соматогенного происхождения;

– ЗПР психогенного происхождения;

– ЗПР церебрально – органического происхождения.

Эндогенные причины: различные наследственные заболевания родителей (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др., нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Уильямса и др.)

Экзогенные причины: внутриутробные инфекции: хронические – токсоплазмоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные – краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. Острые инфекционные заболевания, возникновение внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, работа женщины на вредном производстве, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных. Родовые травмы мозга.

Этиологическую основу задержки психического развития составляют биологические и социально–психологические факторы, которые вызывают темповую задержку интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Иногда причиной ЗПР являются биологические факторы, такие как негрубые органические повреждения центральной нервной системы локального характера и их остаточные явления, которые сопровождаются нарушением созревания различных отделов головного мозга, что проявляется парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди биологических причин ЗПР, которые оказывают действие в перинатальном периоде и вызывают задержку психического развития, особое значение имеют патология беременности, внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром, которые сопровождаются развитием перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут провоцировать тяжелые соматические заболевания ребенка, черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия. ЗПР может иметь наследственную природу, в этом случае ее диагностирование происходит из поколения в поколение. Иногда развитие патологии возникает на фоне стрессов, что при этом не исключает наличие у больного первоначального органического заболевания. В большинстве случаев такие малыши растут в условиях недостаточного либо чрезмерного внимания, авторитарного типа воспитания, социальной депривации и нехватки общения со сверстниками и взрослыми.

Вторичное ЗПР может развиваться на фоне раннего нарушения слуха, зрения, дефектов речи и вызывается выраженным дефицитом сенсорной информации и общения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

1) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия.

2) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Читайте также:  Занятия с ребенком 2 года для развития видео

Дети с нарушениями опорно – двигательной системы.

ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

Разного рода патологии в коре головного мозга, подкорковых областях, в капсулах или стволе, повреждения полученные плодом во время внутриутробного развития, родов, вызванные гипоксией или асфиксией, инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, отслойка плаценты, неблагоприятный радиационный фон, недоношенные дети; тяжелые инфекции – менингит, энцефалит, отравления, травмы головного мозга, действия, приводящие к гипоксии мозга, гемолитическая болезнь новорожденного.

Дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития: сложный дефект (умственно отсталые не слышащие дети; умственно отсталые слабовидящие дети; слепоглухонемые и т.п.)

Наследственные и экзогенные факторы.

Дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

К данной группе относят детей с психопатией (стойкий дисгармоничный склад психики), с патологией влечения.

Биологические факторы: Нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена. Внутриутробные нарушения (тяжёлые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения). Патологии родов. Инфекционные заболевания. Интоксикации. Травмы. Опухолевые образования раннего постнатального периода.

Социальные факторы: Эмоциональная и культуральная депривация. Неблагоприятные условия воспитания. Разного рода стрессогенные факторы. Патологически закрепившиеся реакции протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

Источник

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возраста­ет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдель­ных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиениче­ских, экономических, экологических условий для будущих ма­терей и детей разных возрастных групп. У многих детей возни­кают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и по­требностей. Эти и многие другие патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

Понятие «аномалия развития» входит в круг понятий, объ­единяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития инди­вида в отличие от развития вида (филогенез). Многочислен­ными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомо­торного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжелых нарушений (вплоть до инвалидности) и соци­альной депривации.

На начальных этапах развития проблемного ребенка глав­ным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздей­ствия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникают педагогическая шпущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными осо­бенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощу­щениями неуспеха.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследова-

тели выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1) дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями
слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата
и сенсомоторики);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническим или реактивным состоянием и кон­
фликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными (психопатическими) фор­
мами поведения (эмоциональные нарушения поведения);

5) умственно отсталые дети (олигофрены в степени де-
бильности, имбецильности, идиотии);

6) дети с начальными проявлениями психических заболе­
ваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии пред­ставлена в работе М.А.Власовой и М.С.Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (М., 1967).

Возможно и другое подразделение на группы:

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими
нарушениями;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) дети с отклонениями в развитии на почве психических
деприваций (См.: Усанова О.Н. Дети с проблемами психи­
ческого развития. – М., 1995).

В монографии В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова «Основы дефектологии» (М., 1990) приводится следующая классифика­ция детей с нарушениями развития:

1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и
зрения);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно от­
сталые и дети с задержкой психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами
развития;

6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Психомоторное развитие ребенка – сложный диалектиче­ский процесс, в нем отмечаются последовательность и нерав­номерность формирования отдельных психических процессов и функций. На каждой из усложняющихся стадий развития выявляется ее связь с предшествующей и последующими ста­диями, каждый возрастной этап характеризуется качествен­ным своеобразием, отличающим его от других этапов.

Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами. Неблагоприятное воздействие в период внутриут­робного развития называется пренаталъным, в период родо­вой деятельности мотальным, а после рождения – постнаталь-ным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называ­ется перинатальным повреждением (например, перинатальная энцефалопатия).

Вызвать отклонения в развитии могут различные патоло­гические факторы, действующие во внутриутробный период: генетические отклонения, отягощенная наследственность, хронические заболевания родителей; злоупотребление роди­телей алкоголем, наркотиками, курением; физические и пси­хические травмы женщины в период беременности; инфекци­онные, вирусные заболевания, токсоплазмоз; конфликт по резус-фактору; нефропатия – недостаточность деятельности почек, токсикозы и интоксикация (отравления); внешнесредо-вые факторы – неблагоприятная экологическая ситуация, про­фессиональные вредности у родителей до рождения ребенка и многие другие неблагоприятные факторы.

Читайте также:  Значение игры для психического развития ребенка статьи психологов

Другая группа причин – патология родовой деятельности: быстрые, стремительные роды, длительные роды со стимуля­цией, использование щипцов, обвитие ребенка пуповиной, что приводит к рождению в асфиксии (удушье), неквалифициро­ванное оказание акушерской помощи и другие природовые травмы.

Нарушения развития ребенка могут быть вызваны и раз­личными прижизненными факторами: опухоли мозга (менин-гиома), нейроинфекции (менингиты и энцефалиты), инфекци­онные болезни с осложнением на мозг, открытые и закрытые травмы черепа, сотрясения мозга, контузии и т.д.

В ряде случаев отмечается действие не одного какого-либо патологического фактора, а их сочетание – полиэтиология. Проявляется наследственная отягощенность: через специаль­ные структуры половых клеток родителей – хромосомы -передается информация о признаках отклонений (аномалий) развития. Хромосомные нарушения (аберрации) приводят к умственной отсталости ребенка, нарушениям слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и т.д. По данным со­временной науки, на 1000 новорожденных приходится 5-7 де­тей с хромосомными аномалиями.

Нарушения психомоторного развития ребенка могут иметь место при нарушениях питания и сна детей, при дли­тельных соматических заболеваниях, вызывающих истоще-

ние ребенка и поражение центральной нервной системы. Вероятность возникновения отклонений в развитии повы­шается у недоношенных детей, родившихся раньше срока или с малым весом тела.

Нарушения развития, связанные с органическим пораже­нием центральной нервной системы, называются органически­ми нарушениями.

Дефекты развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефииитар-ном развитии. В их числе: социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмо­ционально положительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или многоязычие) в семье, нарушения речи окру­жающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др.

Установлено, что благополучное развитие ребенка бывает только в случаях равновесия между внутренними и внешними условиями формирования организма. По словам И.П.Павло­ва, болезнь возникает там и тогда, когда нарушается равнове­сие внутренних и внешних условий жизни организма, когда на неблагоприятное воздействие окружающей среды ребенок не может дать соответствующую ответную реакцию, не может приспособиться к этому воздействию. Функциональные нару­шения обычно являются более легкими по сравнению с ор­ганическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенсифицируется, а при проведении специальной коррекционной работы ребенок может догнать в развитии сверстников. Функциональные нарушения обратимы и при своевременно проведенных коррекционных мероприятиях обычно проходят бесследно.

Л.С.Выготский выдвинул тезис об общности закономер­ностей развития нормального и аномального ребенка, что было подтверждено рядом более поздних исследований. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступа­тельный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качеств, что является основой для будущего скачка в развитии. Свойства психики формируются на основе чередования эволюции признаков с революционным, скачко­образным формированием новых качеств. Динамика развития нормального и аномального ребенка подчинена единым об­щим закономерностям, при этом каждый вид аномального развития характеризуется своими специфическими особенно­стями. Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются * от детей с нормальным развитием.

Каждый вид аномального развития характеризуется сис-и’мным проявлением, в котором выделяются первичные и н i оричные отклонения.

При разных видах отклонений в развитии доминирующим ниляется нарушение речевого общения, когда у ребенка нару­шена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При ана-пизе конкретного вида нарушенного развития важно учиты-нать общие для нормального и аномального развития зако­номерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка. Одна категория аномальных проявлений отличается от другой по ряду диагностических и прогностически значимых показателей.

Важной закономерностью психического развития ано­мальных детей являются трудность их социальной адаптации, (атруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с соци­альной средой.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ­ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенно­сти воспитания конкретного ребенка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нару­шений отдельных психических процессов и функций, от воз­растных и компенсаторных возможностей ребенка, от харак­тера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьезная лечебно-оздоровительная по­мощь. Все это подчеркивает необходимость ранней диагно­стической и коррекционной работы, ибо раннее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

Нарушения развития у детей многоплановы и многоас­пектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в раз­витии бывают разных форм и разной степени выраженности. Часто они становятся заметными, и если своевременно не приняты необходимые лечебно-оздоровительные и педагоги­ческие меры, могут возникнуть вторичные отклонения в структуре дефекта. Поэтому очень важно своевременно обна­ружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходи­мую помощь. Родители и воспитатели не всегда могут адек­ватно оценить состояние ребенка, обнаружить имеющиеся у

него проблемы и отклонения в развитии, поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо иметь опреде­ленный запас сведений по специальной психологии и коррек-ционной педагогике и владеть навыками коррекционно-воспитательного воздействия.

Организм ребенка, его здоровье, личностные особенности рассматриваются современной наукой системно, целостно, многоаспектно.

Педагог должен иметь четкое представление о закономер­ностях формирования индивида, личности, при этом важно абстрагироваться от частностей и деталей. У педагога должно быть сформировано системное представление, системное мышление и в целом системная парадигма в изучении, обуче­нии и воспитании ребенка, в том числе и ребенка с отклоне­ниями в развитии.

Современный подход к коррекции и компенсации откло­нений в развитии может быть охарактеризован как комплекс­ный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов, характеризующие разные стороны психического и физическо­го состояния ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой. При этом учитываются индивидуально-личностные особенности каждого ребенка, т.е. коррекционно-воспитательное воздействие не может и не должно быть стан­дартизированным.

Источник