Причины аномалий в развитии ребенка

Причины аномалий в развитии ребенка thumbnail

содержание   .. 









10    ..


2.


Причины аномалий

или дефектов развития у детей

В
основе аномалий или дефектов развития лежат нарушения первой системы или
определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное)
строение и деятельность Органов или всего организма. Отклонения возникают в
процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия
наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий их
подразделяют на врожденные и приобретенные.

«Педагогу-дефектологу чаще всего приходится иметь дело с врожденными аномалиями
развития головного мозга, органов слуха, речи, последствиями родовых и бытовых
травм, нейроинфекций, некоторыми медленно прогрессирующими дегенерациями. При
всех этих вариантах патологии в нервной системе можно обнаружить очаги поражения
(поломку или недоразвитие). Поэтому в таких случаях говорят о наличии
органического поражения — врожденного или приобретенного характера. Но наряду с
органическими поражениями могут встречаться нарушения функций тех или иных
отделов нервной системы, связанные с повышенной возбудимостью или тормозимостью,
не координированностью работы отдельных функциональных систем. В таких случаях
говорят о наличии функциональных расстройств нервной деятельности, т.е.
рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных звеньев».

Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны.

К
первой группе относятся патогенные (вызывающие отклонения) агенты, действующие
на развивающийся плод во внутриутробном развитии. Это инфекции, физические и
психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации (отравление организма
ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни
беременной женщины (болезни сердце, легких, эндокринных желез).

Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут ни звать у плода дефицит
питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.

Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней
(краснухи, гриппа, кори и др.). Инфицирование плода происходит во время
беременности, а источником инфекции является больная мать.

Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в
физическом и психическом развитии и пр. бывают при токсоплазмозе. Возбудитель
проникает из организма матери в плод через плаценту. Заражение человека
происходит от домашних животных и птиц. При врожденной краснухе отмечаются
разнообразные поражения зрения, например катаракта (помутнение хрусталика), а
также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной
системы относят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы,
непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

Под
влиянием различных вредностей может нарушаться деятельность желез внутренней
секреции (эндокринных желез), и в этом случае некоторые гормональные нарушения у
беременной отрицательно сказываются на развитии плода.

В
ряде случаев самолечение, бесконтрольный прием лекарственных препаратов,
безуспешные попытки прервать беременность, заболевания жизненно важных органов и
пр. тяжело отражаются на внутриутробном развитии плода.

Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие
резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают
подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.

Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на
развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном
развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия этих
вредоносных явлений.

Ко
второй группе врожденных аномалий относятся наследственные генетические
поражения организма. Они характеризуются разнообразными наследственно
обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность
определяют как свойство живых организмов воспроизводить сходный тип обмена
веществ в ряду поколений.

Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в
хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В
составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По
наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.

Возможно наследование некоторых форм олигофрении (например,
болезнь Дауна) и психозов, обусловленных нарушениями в строении или числе
хромосом. Эти
нарушения вызваны аномалиями хромосомных наборов родителей. Частота хромосомных
болезней среди новорожденных детей составляет около 1 %. Наследуются также
различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного анализатора. При
хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших
полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта,

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм
и наркомания родителей. В семье алкоголиков многие дети рождаются умственно
отсталыми, с тяжелыми заболеваниями центральной нервной, системы и другими
патологическими отклонениями. Вместе с тем и умеренное, эпизодическое
употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его
употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка.

Приобретенные аномалии включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные
природовыми и послеродовыми порайонными организма ребенка. К природовым
нарушениям, как правило относятся механические повреждения плода (природовые
травмы), связанные с неблагоприятным течением родов: длительных затяжных или
быстрых, стремительных. Распространенным осложнениями является кровоизлияние в
вещество мозга. Сдавливание, деформация головки при наложении щипцов в случае
затяжных родов может быть причиной разрыва сосудов. Результатом стремительных
родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления
атмосферным.

К
расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями приводит асфиксия
(остановка дыхания, кислородное голодание у ребенка во время родов). При
длительных родах, вызванных неправильным положением плода, вероятно
травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого
наступает периферический паралич руки.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по фгос презентация

Послеродовое приобретенные аномалии развития в основном является последствиями
перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям
относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием
нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные, как правило,
бактериями или вирусами.

Заболевание менингитом (воспаление
мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, к глухоте,
двигательным нарушениям, задержке психического развития.

Последствия перенесенного энцефалита (воспаление
головного мозга) во многом зависят от возраста больного. В раннем детском
возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного
развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.


Менингоэнцефалит 

вторичный энцефалит, возникает в результате перенесения ребенком различных
инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих случаях захватывает области
головного и спинного мозга.

К
последствиям менингоэнцефалита относятся многочисленные патологические симптомы.
Это могут быть двигательные расстройства, речевые нарушения и др. Особенно
страдает интеллект.


Полиомиелит 
(острое
инфекционное заболевание нервной системы) приводит к резкому ограничению
двигательных возможностей ребенка. Болезнь характеризуется стойкими параличами
отдельных групп мышц.

К
поражениям нервной системы приводят такие инфекционные болезни, как корь и
грипп. В остром периоде этих заболевании возможно развитие энцефалита, поражение
вещества и оболочки головного и спинного мозга со всеми вытекающими аномальными
последствиями.

К
реже встречающимся причинам приобретенных аномалий относятся различные
травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализатора,
а также черепно-мозговые травмы). Вследствие патологических изменений нервной
системы черепно-мозговые травмы могут сопровождаться выраженными изменениями
двигательных и психических функций (параличами, расстройствами слуха, зрения,
внимания, памяти и речи, нарушением интеллектуальной деятельности, неврозами и
эпилепсией).

В
ряде случаев причиной аномалии могут оказаться интоксикации. Обычно от
интоксикации страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно
действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртути и др.). Из
лекарственных средств особо токсичны большие дозы антибиотика стрептомицина: они
могут привести к поражению слухового нерва.

Различные заболевания носоглотки, органов зрения могут вызвать тяжелые
осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последствиями аномального
развития ребенка. Поэтому важно их своевременное предупреждение и профилактика.

содержание   .. 









10    ..

Источник

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что количество маленьких пациентов с разнообразными отклонениями развития неуклонно возрастает. Общество в целом и отдельные семьи дестабилизируются, в ряде случаев отсутствуют нормальные экономические, гигиенические и экологических условия для матерей и детей разных возрастов. Неблагоприятные факторы приводят к различным отклонениями в развитии и заболеваниям.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, психические отклонения которых приводят к нарушению нормального развития. Отклонения могут быть физическими или психическими. Дефект нарушает развитие только при определенных условиях. Несмотря на то что воспитание, обучение, введение в профессиональную деятельность и нормальную социальную жизни аномальных детей является сложной педагогической задачей, развитие действительно серьезно нарушается далеко не во всех случаях.

нормальное и аномальное развитие ребенка

Понятие предполагает наличие отклонений в развитии, вызванных, как правило, влиянием болезни и обуславливающих необходимость создания специальных условий обучения и воспитания. В процессе одни дефекты могут полностью корректироваться, другие подлежат только частичной реабилитации. Имеются в развитии аномальных детей общие закономерности, характерные для всех детей, так и ряд особенных закономерностей.

Группу аномальных составляют сложные и разнохарактерные пациенты. Аномалии по-разному отражаются на социальном развитии, познавательных способностях и возможностях в обучении. Сложность и характер нарушений определяют специалисты во время психолого-педагогической работы.

Важно учитывать, что не каждый ребенок с дефектом является аномальным. К этой группе относят только тех детей, нарушения состояния здоровья которых приводят к целому ряду отклонений. В этом заключается важное отличие от дефекта у взрослого и ребенка.

Это значит, что, например, ребенок, потерявший слух на одно ухо или лишившийся одного глаза, чаще всего не имеет отклонений в развитии, поэтому и не является аномальным. К категории аномальных можно отнести пациентов, у которых нарушен нормальный процесс развития в связи с дефектом. То есть речь идет не об отдельном дефекте, а об общем психическом развитии аномальных детей.

психология аномального развития детей

Первичные и вторичные дефекты

Сложность воспитания аномальных детей заключается в наличии начального дефекта, вызванного каким-либо фактором, и дополнительных (вторичных) нарушений. Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в процессе дальнейшего развития. Это общая закономерность развития аномальных детей.

Так, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате органического поражение мозга, обычно становится причиной нарушения высших процессов, определяющих развитие и взаимодействие в социуме. Вторичное недоразвитие проявляется в примитивизмепростейших психологических реакций, негативизме, завышенной самооценке, недостаточной сформированности волевых качеств.

Не только первичные отклонения влияют на вторичные симптомы. В определенных случаях вторичные отклонения оказывают влияние на первичный фактор. Например, при взаимодействии неполноценного слуха и возникших на фоне этого негативных речевых последствий возможна следующая ситуация. Ребенок не использует остаточные функции слуха, если не развивает речь. Только при условии преодоления вторичного дефекта (то есть комплексной коррекции и становления устной речи) оптимально используются возможности оставшегося слуха.

Читайте также:  Общение в психическом развитии ребенка

общая закономерность аномальных детей

Важной закономерностью аномального развития детей является следующее соотношение начального дефекта и нарушений, возникших в дальнейшем: чем дальше стоит симптом от первопричины, тем более он поддается коррекции. Получается, что недоразвитие высших мыслительных функций оказывается более поддающимся воздействию, чем недоразвитие элементарных процессов.

Причины, приводящие к аномалиям

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения нервной системы, периферические нарушения определенного анализатора. Причины разделяются на врожденные и приобретенные. Первичными дефектами являются нарушения зрительного или слухового восприятия, возникшие в результате повреждения зрительного или слухового аппарата ребенка соответственно, нарушения простейших интеллектуальных операций в результате поражения ЦНС и так далее.

Нарушения могут быть вызваны различными факторами. Неблагоприятное воздействие возможно в период внутриутробного развития (пренатальные нарушения), родовой деятельности (натальные), после рождения (постнатальные). Сочетание внутриутробной патологии и нарушения в родах называется перинатальным повреждением.

Вызвать отклонения могут различные факторы, влияющие во внутриутробный период: отягощенная наследственность, отклонения генетического кода, хронические заболевания родителей или острые состояние матери во время беременности, злоупотребление родителей наркотическими веществами, алкоголем и курением, физические травмы и психические нарушения у женщины во время беременности, конфликт по резус-фактору, неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональный вред.

обучение аномальных детей

Наследственная отягощенность проявляется через структуры половых клеток родителей. Хромосомы передают информацию о признаках аномалий развития, что приводит к умственной отсталости, нарушениям речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата у ребенка и так далее. Согласно медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями.

Другую группу причин составляют патологии родовой деятельности: стремительные роды, слабая родовая деятельность, длительные роды со стимуляцией, обвитие ребенка пуповиной при условии развития асфиксии, несвоевременное родовспоможение, природовые травмы. Прижизненные факторы нарушения: инфекционные болезни с осложнениями на головной мозг, травмы черепа, контузии, сотрясения мозга, опухоли, нейроинфекции и так далее. В некоторых случаях отмечается влияние нескольких патологических факторов — полиэтиология.

Категории детей с аномалиями

Дефектология классифицирует аномальное развитие ребенка:

  1. Дети с тяжелыми речевыми отклонениям.
  2. Дети с выраженными нарушениями слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие, глухие).
  3. Дети с нарушениями развития на основе поражения ЦНС (умственно отсталые).
  4. Дети с глубокими нарушениями зрения (слабовидящие, слепые).
  5. Дети с комплексными нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые).
  6. Дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.
  7. Дети с психопатическим поведением.

Некоторые исследователи выделяют и другие группы аномалий: дети с сенсорной неполноценностью (сюда относятся нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха, сенсомоторики), с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями, с психопатоподобными формами поведения, с задержкой психического развития, умственно отсталые (ибецилы, идиоты, олигофрены в степени дебильности), дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия, шизофрения) или с искажениями развития.

психическое развитие аномальных детей

Раннее поражение слухового аппарата

Вторичное нарушение является результатом аномального развития. Так, например, ребенок может потерять слух в раннем возрасте вследствие перенесенного менингита. При воспалении оболочек мозга в процесс, как правило, вовлекаются черепномозговые нервы. Если воспаление поражает слуховой нерв, у ребенка нарушает слух. В сложных случаях можно наблюдать отсутствие слуха. Глухота нарушает нормальный процесс развития маленького пациента.

Слуховой анализатор имеет исключительно значение в развитии речи. Это ближайшая функция, которая зависит от слухового анализатора. При ранней глухоте не развивает речь. Немота в этом случае является вторичным дефектом, возникшим в результат нарушенного развития. Овладение речью является возможным только при условии специального обучения. Произношение нередко оказывает недостаточным, словарный запас накапливается медленно, лексические значения усваиваются неточно.

Поражение зрительного анализатора

Ранее поражение зрения тоже приводит к ряду отклонений, возникающих в процессе развития. У слепого ребенка другие (отличные от нормальных) представления о мире, пути и формы психологической деятельности. Самым известным вторичным проявлением аномального развития является недостаточность ориентирования в пространстве. Еще более характерно наличие ограниченного круга предметных представлений.

категория аномальных детей

Вторичным проявлением у детей, рано потерявших зрение, является изменение моторики, а особенно манеры походки. Это связано с необходимостью ориентирования в пространстве с помощью кинестетической чувствительности и осязания. Для слепых также характерна слабая выразительность мимики лица. Все это является для аномальных детей закономерностями в развитии.

Интеллектуальные дефекты

Наибольшее количество вторичных дефектов развивается при умственной отсталости, вызванной органическим повреждением мозга. Для этой категории аномальных детей характерны недоразвитие памяти, и мышления, возникающие по мере роста и с попытками социального взаимодействия со сверстниками.

Чаще всего среди различных типов отсталости встречается олигофрения или общее психическое недоразвитие. Олигофрения составляет группу разнообразных патологических состояний, общим признаком которых является приобретенный в раннем детстве или врожденный дефект азвития психики с интеллектуальной недостаточностью. При таких аномалиях нарушается не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, процесс формирования характера.

Читайте также:  Критерии развития ребенка дошкольного возраста

Глубина умственной отсталости

Аномальное развитие ребенка с умственной отсталостью специалисты разделяют на три степени по глубине дефекта. Самой глубокой является идиотия. При этом практически отсутствует речь, пациент не узнает окружающих, лицо не выражает никаких эмоций, а внимание практически невозможно привлечь. Наблюдается снижение чувствительности.

Имбицильность легче по глубине отсталости, чем идиотия. Такие дети обладают некоторыми возможностями к обучению, со значительным трудом и при условии специального обучения, но овладевают речью, усваивают отдельные трудовые навыки и навыки самообслуживания, речевой запас очень бедный.

Самая легкая степень отсталости — дебильность. Сниженный интеллект в сочетании с отставанием психики в целом не позволяют детям с дебильностью овладеть общеобразовательной программой обычной школы. Нередко наблюдаются дефекты речи вроде аграмматизма, шепелявости, сигматизма.

Нарушения развития у детей

Отдельно выделяют задержанное психическое развитие. Задержка развития предполагает наличие синдромов временного отставания психики в общем или отдельных ее частей, замедленный темп реализации свойств организма, закодированных в генотипе. У аномального ребенка задержка может иметь конституациональное происхождение, соматогенное, психогенное или церебрально-органическое.

Искаженное психическое развитие представлено по большей части синдромом детского аутизма, который от всех остальных аномалий отличается наибольшей выраженностью как психологической структуры нарушений, так и клинической дисгармоничности. Аутизм проявляется в погруженности во внутренний мир, отсутствии или значительном сокращении контактов с родными и сверстниками.

Дисгармоничное развитие аномальных детей закономерности имеет следующие: нарушенное развитие, которое характеризуется дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах, аномалии характера. Основными признаками психопатии являются неуправляемость личности, патологическое изменение характера, агрессивность, конфликтность, немотивированная жестокость, отказ от помощи и лечения. В период ярких проявлений это может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

закономерности аномального развития детей

Классификации психопатий

Общепринятой в настоящее время считается следующая систематика психопатий: эпилептоидная, истероидная, шизоидная, психастеническая, циклоидная психопатии. Ребенок с шизиодной психопатией похож на аутиста, эмоциональная сфера характеризуется отсутствием гармонии между чувствительностью и ранимостью в отношении собственного внутреннего мира, холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

При циклоидной психопатии имеет склонность к перепадам настроения. В раннем возрасте такое отклонение диагностируется редко. Эпилептоиодная психопатия имеет много общих черт с эпилепсией, но отличается отсутствием судорог и слабоумия. Речь идет о стойких особенностях в виде напряженности влечений и эмоций, немотивированных колебаниях настроения.

Психастеническая психопатия характеризуется наличием у аномального ребенка страхов и тревожных опасений, возникающих по любому поводу. Другие симптомы: боязнь всего нового, незнакомого, чрезвычайная нерешительность, затрудненная адаптация. Истероидная психопатия отличается эгоцентризмом, то есть стремлением ребенка обращать на себя внимание и всегда быть в центре событий.

Психопатии, как правило, связаны с поражением нервной системы в раннем возрасте или при внутриутробном развитии. Влияют неблагоприятные внешние факторы: алкоголизм или наркомания родителей, длительные конфликтные ситуации, агрессивность и насилие в семье, ссоры. Воздействие психотравмирующих факторов может привести к необратимой перестройке личности в целом.

Обучение и воспитание

На конечный результат развития познавательной деятельности аномального ребенка влияет характер нарушения умственного и физического развития. Образовательный уровень может резко различаться. Одни дети овладевают только элементарными знаниями и навыками самообслуживания, другие имеют большие возможности.

Психология аномального развития детей в настоящее время изучается многими специалистами (врачами, дефектологами, психологами, педагогами). Этому способствует развитие медицины и психологии. Сегодня существуют специальные учреждения для умственно отсталых детей и детей с дефектами слуха, речи, зрения, где специалисты стремятся гармонизировать аномальное и нормальное развитие ребенка.

общая закономерность развития аномальных детей

Организация специальных образовательных и воспитательных учреждений изначально развивалась от благотворительных заведений и частных фондов. Сегодня процесс уже пришел к государственной системе воспитания и обучения аномальных детей. В обычных школах даже открыты смешанные классы, где дети с незначительными отклонениями могут обучаться совместно с ребятами без каких-либо отклонение.

Педагогические принципы

При работе с пациентами важен поиск оптимальных коррекционно-воспитательных средств и возможностей компенсации дефекта. Но стоит учитывать, что педагогическое воздействие на развитие аномального ребенка тем успешнее, чем меньше биологическое нарушение.

Дефект должен быть обнаружен на ранних этапах развития. Сразу же организуется оптимальная для конкретного случая воспитательная работа и коррекция. Слепого ребенка нужно научить самостоятельному передвижению, самообслуживанию, для глухих детей важно ранее обучение речи, что позволяет нормально развиваться психологическим функциям.

воспитание аномальных детей

Для умственно отсталого ребенка основными условиями, обеспечивающими более или менее нормальное дальнейшее развитие, будут посильные задания и разумные требования, стимулирующие трудовую деятельность, познавательные интересы, развивающие самостоятельность, формирующие характер, эмоционально-волевую сферу и психические процессы. Основной задачей обучения является последовательное и постепенное расширение зоны ближайшего развития и зоны актуального развития.

Источник