Причиняя ущерб психическому развитию ребенка

С точки зрения законодательства случаи, когда ребенку причиняется вред его няней, ничем не отличаются от любых других причинений вреда гражданину, умышленно или по неосторожности.

Однако у рассматриваемой ситуации есть некоторые особенности.

— Какой именно вред может считаться достаточным для привлечения няни к ответственности?

— Вред, причиненный ребенку, можно разделить на физический и моральный. Конечно же, для родителей и то, и другое является неприемлемым и требует помимо увольнения няни какого-либо иного разбирательства с целью наказания виновной (виновного). Физическим вредом является нарушение нормального протекания физиологических процессов в организме ребенка, а также нарушение его анатомической целостности. Он может выражаться в полной либо частичной потере зрения, слуха, или какого-либо органа, либо утрате органом его функции, заболевании различными болезнями, наркоманией, токсикоманией и др.

Под моральным вредом понимается причинение ребенку физических или нравственных страданий действиями няни, посягающими на его жизнь и здоровье. В данном случае речь идет в том числе о психическом здоровье ребенка, так как в силу возраста психика ребенка намного менее защищенная, чем у взрослого человека, и восприимчива к любым действиям и словам. Очень важно выявить любые нарушения психики ребенка, своевременно обратившись к врачу.

И тот, и другой вред здоровью ребенка может и должен быть зафиксирован его родственниками как с целью предотвращения развития каких-либо неблагоприятных заболеваний, в том числе психических, так и для обеспечения доказательств, которые могут потребоваться в случае привлечения няни к ответственности.

Степень вреда, причиненного здоровью ребенка, может определить только назначенная судом либо на досудебной стадии судебно-медицинская экспертиза.

Также в порядке гражданского судопроизводства подлежит возмещению имущественный вред, который возник в результате неправомерных действий няни. К имущественному вреду можно отнести расходы родителей ребенка, понесенные ими в связи с проведением платных медицинских обследований, операции, покупкой лекарств, ортопедических изделий и т. п.

— Какая ответственность предусмотрена российским законодательством для таких случаев?

— Законом предусмотрена гражданская и уголовная ответственность за причинение вреда ребенку. Причем, один вид ответственности вовсе не исключает применение второго. Так, если родители подали заявление в полицию о привлечение няни к уголовной ответственности, они также могут взыскать с нее все свои издержки, связанные с лечением и восстановлением ребенка после травмы.

К уголовной ответственности можно привлечь за нанесение ребенку побоев (ст.116 Уголовного кодекса РФ), истязание ребенка (ст.117 УК), умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (соответствующую квалификацию действиям няни даст дознаватель, следователь или суд), оставление в опасности, понуждение к действиям сексуального характера и др.

При этом родителям нужно лишь подать заявление в полицию и дать там соответствующие объяснения, а все дальнейшие необходимые действия, направленные на расследование действий няни, будет проводить компетентное должностное лицо.

Санкции указанных выше статей существенно различаются: это может быть лишение свободы, исправительные работы, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью.

Гражданская же ответственность предполагает подачу родителем (родителями) иска в суд о взыскании с няни денежных средств за причинение им и ребенку морального вреда или за причинение реального ущерба в виде понесенных расходов.

Очень рекомендуем в случае подтвержденных неправомерных действий няни дать об этом информацию в интернете в так называемых «черных списках» нянь, которые публикуются бывшими работодателями для отдельных регионов. Возможно, это поможет другим родителям избежать негативного опыта общения их детей с «не слишком порядочными» нянями.

— Какие доказательства будет необходимо представить для подтверждения факта нанесения вреда ребенку?

— Чаще всего няня находится рядом с ребенком в отсутствие его родителей и иных родственников, собственно, для этого она и приглашается на работу в семью. Поэтому очень часто родители могут не знать и даже не догадываться о случаях нанесения какого-либо вреда ребенку, если только вред не очевиден (например, на теле ребенка имеются синяки, кровоподтеки и. п.)

В случае, если вред ребенку был нанесен на улице или в ином месте при очевидцах (например, на прогулке во дворе дома, в поликлинике, магазине и т. п.), в качестве доказательств причинения вреда ребенку могут служить показания свидетелей. Часто бывает, что старший ребенок — школьник видел, как няня причинила вред его младшему братику (сестренке), например, ударила его или толкнула так, что он упал и больно ударился. В таких случаях к следователю (дознавателю) либо в суд можно вызвать для дачи показаний старшего ребенка. Показания самих родителей ребенка, пусть даже не видевших непосредственно момент причинения вреда ребенку, также необходимы для суда, так как в них могут содержаться сведения об изменениях в поведении ребенка (появление у него агрессии, повышенной слезливости, недоверия к людям и др.), его реакциях на различные действия людей, о жалобах ребенка на плохое самочувствие и т. д.

Идеальным вариантом, конечно, будет являться наличие аудио-, а лучше, -видеозаписи факта нанесения побоев либо иного вреда здоровью. Но отсутствие такой записи не означает, что родителям не имеет смысла обращаться в полицию, прокуратуру или суд. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены и с помощью иных средств доказывания.

Также доказательствами по данной категории дел служат медицинские справки, выписки из амбулаторной карты ребенка и иные медицинские документы, подтверждающие факт телесных повреждений и обращения к врачу по этому поводу. При доказывании нравственных страданий ребенка могут учитываться также заключение детского невролога, психотерапевта, психолога о наличии психической травмы или развития у ребенка какого-либо психического заболевания вследствие действий няни.

— Кто может представлять интересы ребенка в суде и иных государственных органах?

— Родители ребенка (либо его усыновители) являются законными представителями ребенка во всех государственных органах и действуют от его имени и в его интересах без доверенности. Однако в случаях, когда требуется более квалифицированная помощь юриста, родители ребенка могут также обратиться к адвокату либо иному лицу, выбрав его представителем ребенка и выдав ему соответствующую доверенность. Это ни в коем случае не исключает их права присутствовать в суде или при любых других процессуальных действиях и пользоваться всеми своими правами как законного представителя.

Источник

Могут ли какие-то вещи, показанные или рассказанные ребёнку, причинить ему вред? В обществе, перенасыщенном самой разной информацией, мнение об этом постоянно меняется.

Читайте также:  Неравномерность психического развития ребенка его причины

Кто-то готов бить тревогу из-за каждой мелочи, другие, наоборот, утверждают, что «ребёнка должны воспитывать родители, а общество на это никак не влияет».

Тем временем данный вопрос давно обозначен законодательством РФ.

Существует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Попадает эта информация и под некоторые пункты Конституции РФ.

Оказываем юридическую помощь. Звоните ???? .

Каким образом информация причиняет вред ребенку?

Само существование такого закона подразумевает, что причинять вред информация может.

Справка. Возраст до 18 лет – тот период, когда формируются жизненные приоритеты и ценности, общая картина мира, понимание добра и зла и многие другие вещи, которые в дальнейшем сильно повлияют на поведение и поступки человека.

Некоторые негативные примеры и призывы могут дать о себе знать уже через короткий срок.

Другой вопрос, каким образом она может причинять вред. К примеру, информация, вызывающая страх и панику, оказывает мгновенное влияние на психику детей. Никакое связующее звено не требуется, а степень причинённого вреда зависит только от восприятия конкретным ребёнком и его возраста.

Если же брать информацию другого характера, например, призывы к суициду, то она проходит через фильтр воспитания, мировоззрения, влияния привычного окружения и других факторов. Поэтому результат такого воздействия может наступить через продолжительное время или не наступить совсем.

Однако психологи и педагоги сходятся во мнении, что ребёнку, человеку с ещё не сформировавшимися ценностями и миропониманием, такая информация очень легко может навредить.

Юридическая консультация. Гарантия результата. Звоните ???? .

Психический вред может нанести порой самая доступная и «безобидная», на взгляд взрослого, информация. Это могут быть:

  • сцены жестокости и насилия;
  • их красочные описания;
  • любая информация, вызывающая у большинства детей страх, паническое состояние, ужас.

Полный перечень разновидностей представлен в законодательном документе, в общем списке – в ст. 5, п.2 и п.3.

Какой контент несет угрозу?

К информации, которая может причинить вред здоровью детей, относятся:

  • призывы к суициду;
  • побуждение к причинению себе физического вреда;
  • призывы, склоняющие к употреблению наркотических веществ, алкоголя;
  • и т.п.

Она способна исказить в понимании ребёнка осознание ценности собственной жизни и здоровья; внедрить в его разум мысли о своей ненужности, бесцельности существования, всеобщей несправедливости и других вещах, способствующих появлению депрессивных состояний и психических расстройств.

СПРАВКА. Для влияния на ребёнка информации подобного характера необходима, как правило, систематическая её подача в течение какого-то времени. Под её влияние попадают не сразу и не все. Но факт явной угрозы подтверждается специалистами. Поэтому она входит в перечень запрещённой и ограниченной для лиц определённого возраста.

Также существует понятие информации, способной причинить вред духовному и нравственному развитию ребёнка. Сюда относятся, например:

  • оправдание насилия и противоправного поведения;
  • пропаганда жестокости, выставление её как нормы или способа самовыражения.

Такие вещи искажают нормы общепринятого мировоззрения, традиционных ценностей. В долгосрочной перспективе люди, которым в детстве внушали подобную информацию, с большой вероятностью могут стать нарушителями закона.

Влияние возраста на восприятие окружающего мира

Согласно классификации информационной продукции, обозначенной в ст. 6, п. 3 рассматриваемого ФЗ, несовершеннолетние «делятся» на 4 возрастных категории.

  1. До 6 лет. Регулируется ст. 7 данного Закона.
  2. «Достигших возраста 6 лет», в данном случае законодательство подразумевает возраст с 6 до 12 лет. Список допустимой информации указан в ст. 8.
  3. «Достигших 12 лет», то есть в возрасте с 12 до 16. Регулируется ст. 9.
  4. «Достигших 16 лет» – с 16 до 18. Список указан в ст. 10.

Данная классификация никак не влияет на запрещённую информацию, она относится к ограниченной разновидности. Ограничение налагается именно согласно возрасту детей.

В соответствии с этим любые организации, занимающиеся распространением/созданием информации какого-либо характера, должны:

  • указывать возрастные ограничения, в том случае, если сами они не принимают непосредственного участия в её показе или любом ином способе подачи;
  • не допускать донесения до детей той информации, которая не соответствует их возрасту согласно данному ФЗ, ст.6, п.7-10, а также той, которая запрещена совсем.

Первый случай относится преимущественно к организациям, информацию выпускающим: мультипликационные студии, издательства, СМИ и т.д. Второй – к обучающим и развлекательным центрам, образовательным учреждениям.

Решаем юридические вопросы любой сложности. Звоните ????.

Что запрещено для распространения?

Информация, которая считается потенциально опасной для здоровья или развития ребёнка, согласно законодательству, делится на две разновидности:

  1. распространение которой среди детей запрещено.
  2. Распространение которой среди детей ограничено. Ограничение налагается на определённые возрастные категории.

Оба вида регулируются ст. 5 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Подробно каждый из них описан в п. 2 и п. 3.

В списке полностью запрещённой – следующие разновидности информации:

  • оправдывающая любое противоправное поведение. Сюда может относиться какая-либо информация, где в положительном виде выставляются преступления.
  • Содержащая в себе нецензурную брань.
  • Показывающая, что жестокость и насилие допустимы, и оправдывающая такие поступки. Сюда же относится информация, в которой различными способами побуждают к осуществлению насильственных действий над животными или людьми.
  • Провоцирующая неуважение к людям из своей семьи, к родителям.
  • Отрицающая семейные ценности. Сюда также входит информация, в которой можно узреть пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
  • Побуждающая к действиям, результатом которых является причинение вреда своему здоровью; к суициду; к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью. Под «представляющими угрозу» подразумеваются действия потенциально опасные, несущие в себе большую долю риска.
  • Способная вызвать у ребёнка желание пробовать психотропные, одурманивающие вещества и наркотические, продукцию спиртосодержащую, табачные изделия. В этом же пункте ФЗ рассматривается побуждение к занятию бродяжничеством, проституцией, попрошайничеством, а также участию в азартных играх.
  • Информация порнографического характера.
Читайте также:  Как среда влияет на развитие личности ребенка

СПРАВКА. Отдельным пунктом в ст. 5 Закона о защите детей от вредной информации (а именно п.2, пп. 8) идёт ещё один запрет. Он направлен на ограждение от распространения данных не тех, кто может их посмотреть/прочитать, а того, о ком эти данные.

В ст. 5, п.1, пп. 8 упоминается, что запрещено распространение информации о несовершеннолетнем, который пострадал в результате какого-либо противоправного действия (либо бездействия). Нельзя предавать огласке или выкладывать в свободный доступ любые данные, по которым можно было бы установить его личность. То же относится к информации о его родителях.

Что ограничено?

Список ограниченной информации распространяется на разные возрастные категории согласно п. 7-10 стать 5 Федерального закона.

В этот перечень входит информация:

  • в которой содержатся выражения и слова, являющиеся бранью, но к нецензурной брани не относящиеся;
  • представляемая как описание либо изображение половых отношений между женщиной и мужчиной;
  • вызывающая ужас, паническое состояние либо страх;
  • представляемая как описание либо изображение преступлений, жестокости и других действий антиобщественного характера.

СПРАВКА. Стоит учитывать, что ограничения налагаются не только на возраст. Также они подразумевают стиль подачи: не должно быть какой-либо пропаганды, призывов к аналогичным действиям, выставления негативных черт характера и/или поведения как достоинств и т.д.

Например, возможны сцены насилия (исключая сексуальное) в мультиках для детей до 6 лет, но при условии, что оно осуждается, либо при условии выражения сочувствия к жертве. Также это должно быть подано в контексте последующей победы добра над злом. Такие сюжеты часто встречаются в сказках и мультфильмах.

Несмотря на обширный охват темы, данный закон имеет множество слабых звеньев. Нередко возникают споры даже среди экспертов о том, допустима ли какая-либо информация или её нужно запретить. Иногда вводятся ограничения на безобидные, с точки зрения родителей, материалы, а агрессивные мультфильмы могут легко попасть на ТВ.

Также то, что описано в ст. 5 данного Федерального закона, в отдельных случаях может входить в список исключений. Данный перечень указан там же, в ст. 1, п. 2.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Пункт 2

Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:

  1. оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
  2. распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
  3. оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
  4. рекламы.

Источники «плохой» информации

Хотя Закон действует уже давно, уследить на 100 % за потоком потенциально вредной для детей информации на данный момент невозможно. Значительная её часть некоторое время находится в свободном доступе, пока её не запретят. Иногда это длится довольно долго.

Внимание! Самым крупным источником любой информации является интернет. Здесь сложнее всего уследить за тем, что попадётся ребёнку на очередном сайте. Даже несмотря на то, что где-то стоит ограничение 18+, для просмотра таких страниц нужно всего лишь нажать кнопку в качестве подтверждения того, что пользователь уже достиг этого возраста. При этом новые сайты, форумы, группы появляются ежедневно, закрывать их так быстро просто не успевают.

Но вредную для детей информацию можно встретить и в других местах, хотя там её распространяют с большей осторожностью. Это могут быть детские телеканалы, спектакли, книги, а иногда даже школьные мероприятия.

Поэтому, а также по причине возможных лазеек в законе, возлагать всю ответственность на других родителям не стоит. Самый главный контроль имеет смысл осуществлять им самим, причём контролировать как ребёнка, так и деятельность образовательных организаций, которые он посещает. Обращать внимание уполномоченных лиц на нарушения закона, больше времени уделять интересам ребёнка. Это лучший способ оградить его от вредной информации.

Видео по теме

Подробнее о законе «Защите детей от информации причиняющей вред».

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните ????

Автор статьи

Ведущий юрист сайта. Стаж – 26 лет. Закончил Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Все виды юридической поддержки для физ.лиц, ИП, организаций.

Источник

(введена Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети “Интернет”).

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее – лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка на уроке ритмика

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие указанным лицам при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети “Интернет”, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.

Источник