При психологическом обследовании ребенка с проблемами в развитии важно
Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др ).
Таблица 2 Социальная характеристика семьи
Группа семей | Факторы, характеризующие данную группу семей |
Оптимальная | Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная |
Хорошая | Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки — кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья — хорошая |
Удовлетворительная | Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная |
Неудовлетворительная | Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная |
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т. е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.
Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок.
При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.
Подбор диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи. Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий).
Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:
– методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;
– важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;
– подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологическую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга;
– при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;
– задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;
– содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;
– при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;
– отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;
– не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;
– количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
При организации проведения процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:
– процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;
– методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;
– анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным; в работах ведущих отечественных психологов показано, что именно качественный анализ, реализуемый через систему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможности, а количественные оценки используются для определения степени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;
– выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сформированное™ психических функций, нарушение которых характерно для детей с отклонениями в развитии;
– для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;
– для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи (А.Анастази, В.М.Блейхер и др.) считают целесообразным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розанова) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.
Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педагогов. К началу обследования он должен обладать всеми необходимыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследования и подготовить необходимый диагностический инструментарий.
Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной комнате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4 — 6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.
Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.
Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок категорически на этом настаивает. После обследования психолог должен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ребенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторному обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным ыводам об особенностях и уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекцион-ной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер высказываний ребенка, его способность рассказать о своих действиях.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка в зависимости от задач исследования, определивших, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушений психики у ребенка, причем отмечаются не только выявленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и родителям.
В заключении обязательно должны быть указаны возраст обследуемого, даты обследования и написания заключения, фамилия психолога.
Источник
Психологическая диагностика нарушений развития у детей — составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.
Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).
Методы психологического изучения детей:
– изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Основными документами, необходимыми для проведения психологического изучения ребенка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует строить дальней шее обследование ребенка.
– метод наблюдения (психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть направленным, т. е. определяться задачей исследования).
– метод беседы (с помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с лицами из его микросоциально го окружения, с самими ребенком. Беседа должна проводиться по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения).
– метод опроса педагогов (родителей) / осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип) /
– метод экспериментального изучения ребенка / осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик; их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить. Выбор методик определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания, уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений./
Методики:
– складывание пирамидки (применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления);
– складывание разрезных картинок (применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления);
– «доски Сегена» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления);
– сюжетные вкладки (близка к методике «Доски Сегена», применяется для выявления объема восприятия);
– « Почтовый ящик» (применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмыслению нового способа действия);
– Кубики Кооса (направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры /по чертежу/ и ее последующему синтезу /из кубиков/);
– установление последовательности событий (предназначена для выявления возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок);
– классификация предметов (применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования);
– исключение неподходящего предмета /четвертый лишний/ (предназначена для исследования умения обобщать и давать логическое объяснение их правильности);
– «отыскивание чисел» (используется для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям; 2кл.мас.шк.или 4кл спец.кор.шк.8 в.);
– проба на совмещение признаков (используется для изучения умственной работоспособности детей и подростков);
– заучивание 10 слов (одна из наиболее часто применяющихся методик. Предложена А.Р.Лурия и используется для оценки состояния памяти, исследования утомляемости, активности внимания);
– опосредованное запоминание (по А.Н. Лентьеву).
Тесты:
– тест Векслера (оценивает интеллект человека с помощью количественного показателя – коэффициент интеллектуального развития).
– тест «Прогрессивные матрицы Равена»
– тест структуры интеллекта Амтхауэра
При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е. П.Торренса в классическом варианте, как правило, не используются, однако широко используется модификация методики Е.П.Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошкольного возраста используются также такие задания, как «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (А.А.Катаева, Е.А.Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О. В. Боровик).
Для выявления личностных особенностей в психодиагностике используются специальные методики — личностные опросники и проективные методы.
Различают опросники-анкеты и личностные опросники.
Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, непосредственно не отражающей его личностные особенности. Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей.
Проективные методики
В основу построения проективных методик положено представление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочтениях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность.
В клинической практике широко используются тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера.
На основании ряда формальных показателей этих методик выделяются следующие признаки:
– относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;
– отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
– общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).
Одним из часто встречающихся в практике психолога тестов является тест «Нарисуй человека» и его варианты. Основной вариант предложен К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф, использовавшей рисунок человека для оценки умственного развития.
При психологическом обследовании детей и подростков широкое распространение получили также рисуночные тесты «Дом—дерево—человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».
При обследовании детей с нарушениями развития очень важно учитывать такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояние зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.
Нейропсихологическое изучение детей с нарушениями развития
По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения аномальных детей, так как полученные таким образом данные позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти — тех функций, которые обеспечивают возможности овладения элементарными школьными навыками (чтением, письмом, счетом, решением арифметических задач).
Данные нейропсихологического исследования ребенка с нарушениями развития позволяют уточнить структуру нарушений его познавательной деятельности, что чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации психолого-педагогической помощи.
В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в один, два, реже — в три сеанса продолжительностью около 1 ч.
Используется следующая схема обследования:
– предметный гнозис;
– различение ритмических последовательностей;
– пробы Заззо;
– воспроизведение позы пальцев; – пробы Хэда;
– проба «перебор пальцев»;
– проба Озерецкого;
– воспроизведение графического образа;
– воспроизведение ритмических последовательностей;
– складывание фигур из палочек;
– решение задач с кубиками Кооса;
– условные двигательные задачи;
– речевая моторика;
– фонематический слух;
– понимание логико-грамматических конструкций;
– спонтанная речь;
– заучивание 10 слов;
– чтение;
– письмо;
– счетные операции;
– решение задач.
Существует несколько модификаций нейропсихологической методики для обследования детей. Специально для нейропсихологического обследования старших дошкольников методика была адаптирована Т. Н. Волковской (1999). Для обследования младших школьников можно рекомендовать вариант, предложенный И. Ф. Марковской.
Оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих показателей:
– тяжесть (интенсивность) и распространенность (экстенсивность) нарушений психических функций;
– ведущий фактор, препятствующий выполнению заданий;
– восприимчивость ребенка к помощи, предлагаемой в процессе проведения эксперимента.
Источник