При поступлении ребенка в школу раннего развития
Курсы подготовки к школе — тема для холивара в 2019 году. Помогают ли они адаптироваться к занятиям? Стоят ли своих денег? Могут ли принести вред? Что на самом деле делать родителям, чтобы подготовить ребенка к школе? Портал для родителей Littleone поговорил об этом с «Учителем года-2018», педагогом начальных классов Викторией Стафейковой.
Виктория Стафейкова — учитель начальных классов, лауреат конкурса «Учитель года России-2018», победитель конкурса «Учитель года Карелии-2018». В сентябре 2019 стала директором школы в селе Толвуя Медвежьегорского района республики Карелия.
Переучить сложнее, чем научить
— Осмысленна ли подготовка к школе в 6 лет? Поможет это или навредит?
— Если раньше научить правильно читать и красиво писать было учительским «хлебом», то теперь эту функцию взяли на себя родители и подготовительные курсы. Хорошо это или плохо, судить трудно, но могу сказать одно: переучить сложнее, чем научить.
В целом к дополнительным занятиям перед школой я отношусь положительно, но только если они носят развивающий характер (творческие, актерские, интеллектуальные, спортивные), а не предметный — например, вызубрить буквы. Зачем дублировать школьную программу? Зачем заставлять ребенка дважды проходить одно и то же? Другое дело, если он сам тянется к получению знаний — в этом случае, конечно, стоит максимально удовлетворить потребности ребенка.
— В первый класс приходят дети, которые занимались на подготовительных курсах, и те, которые их не посещали. Как отличается их подход к учебе, адаптация? Какие сложности возникают у тех и других?
— Корреляция между подготовительными курсами и успехами в учебе далеко не такая прямая, как многим кажется. Одна моя ученица по инициативе родителей до школы два года занималась в подготовительной группе. Соответственно, к школе она была готова лучше многих. Сначала в первом классе она действительно хорошо успевала, но уже под конец года начались проблемы: новый материал усваивался тяжело, очень много времени требовалось на понимание и закрепление предметного материала. Второй класс оказался еще сложнее. Девочка прошла обследование, в результате которого у нее обнаружились серьезные проблемы: слабое развитие памяти, внимания. Вот чем надо было заниматься в дошкольном возрасте, вместо того чтобы терять время и два года учиться читать и считать! Но есть и обратный пример — мальчик пришел в школу не читающим, а уже к третьей четверти читал лучше многих одноклассников.
Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать…
— Если все же отдавать ребенка на подготовительные занятия в 6-7 лет, то на какие?
— Лучше, чтобы занятия были общеразвивающими: на память, внимание, развитие мышления, речи, воображения. Здорово, если это объединено с изучением букв и цифр, но акцент должен быть на развивающих занятиях. Готовность к школе — это не столько умение читать, писать и считать, сколько способность внимательно слушать учителя, запоминать то, что он говорит, выполнять его инструкции.
— Как родителям психологически подготовить ребенка к школе, помочь адаптироваться?
— Чтобы выдержать школьный график, ребенку потребуются усидчивость и умение концентрироваться. Поэтому очень важно заранее создать для него правильный режим дня — достаточно четкий, но без переутомлений и с временем на отдых. Некоторым детям еще необходим дневной сон — значит, нужно постараться создать для этого условия.
— Какие сложности чаще всего возникают у нынешних первоклассников?
— Многие нынешние дети не умеют слушать — результат того, что чтение книг вслух ребенку все чаще заменяется гаджетами. Но это уже задача учителя — заинтересовать ученика, построить урок так, чтобы ему не было скучно, постараться найти способы пробудить активность детей, которые привыкли к гаджетам.
Нужна ли подготовка ребенка к школе: отзывы родителей
Ольга, мама Миши (7 лет):
«Мы выбрали гимназию рядом с домом. Ребенок не хотел в школу, его тревожила неизвестность. Я предложила курсы, чтобы он познакомился с учителями, детьми и понял, что в школе интересно. Курсы подготовки стоили 4000 руб. за два месяца.
Не скажу, что они многому научили: он и так умел считать и читать, но диагностика логопеда вовремя помогла решить некоторые проблемы с речью. А главное, ребенку стало понятно, что в школе происходит, тревога ушла. Считаю, что благодаря подготовке адаптация к школе прошла легче».
Инна, мама Кати (11 лет) и Кости (7 лет):
«Оба ребенка ходили на подготовительные курсы для дошкольников при школе с углубленным изучением английского языка. Оба уже умели читать на русском и английском, считать до 100, складывать и вычитать. Тем не менее, мы решили отдать их на курсы подготовки к школе, чтобы сформировать психологическую готовность. Водили детей два раза в неделю в вечернее время. Там они изучали английский, письмо, математику, ИЗО, технологию. Выходили довольные. Их не перетруждали. Учителя старались готовить интересный материал.
Дети научились самостоятельно переобуваться, раздеваться и одеваться, уносить верхнюю одежду в раздевалку. Кроме того, научились сидеть спокойно 40-45 минут, завели друзей, познакомились с учителями и охраной.
Подготовительные курсы не дали нам преимущества при поступлении: старший ребенок в итоге попал в другую школу. В целом, как мне кажется, такие курсы важны, прежде всего, для формирования психологической готовности к школе».
Юлия, мама Игоря (7 лет):
«Мы отдали сына на подготовительные занятия в частном центре у дома. Он был немного младше будущих одноклассников, с трудом удерживал внимание, и мы решили его потренировать. Ходили всего месяц. Все дети оказались разного уровня подготовки. Кто-то уже читал, а кто-то знал не все буквы. Поэтому занятия проходили тяжело: преподавательнице приходилось работать с каждым учеником в разном темпе. Мой же ребенок, как только выпадал из-под надзора, начинал баловаться. Так что удерживать внимание он так и не научился. Потом он заболел, нам отказались возмещать пропущенное занятие, мы решили, что это знак – и забрали сына с курсов.
Если бы я могла отмотать назад, отдала бы сына на такие курсы подготовки детей к школе, где особое внимание уделяется психологической подготовке дошкольника (на наших были предметные занятия: простенькие прописи, азы математики и логики)».
Наталья, мама Владислава (8 лет):
«Мы отдали ребенка на подготовительные курсы к школе для первоклассников, чтобы он заранее адаптировался. Мы как раз в это время переезжали в другой район и хотелось минимизировать стресс, познакомить с будущей школой (курсы были на ее базе).
Впрочем, мы довольно быстро перестали ходить туда, потому что проблему знакомства решили и я не видела большого смысла возить его из другого района и платить за занятия. Там были какие-то базовые вещи, при том, что он уже знал программу первого класса и частично второго.
Когда мы выбирали школу, рассматривали вариант гимназии, и там, я думаю, курсы имели бы больший смысл: ограниченный набор, очень много желающих. Мне дали понять, что дети с курсов, которые подтвердят территориальную привязку, скорее всего проходят. В нашей школе такого не было».
Иван, отец Артема (8 лет):
«Мы хотели отдать ребенка в хорошую гимназию, поэтому подготовка детей к школе (курсы) выбиралась как способ попасть именно в эту школу. Однако пообщавшись с организаторами курсов и с родителями тех, кто водил на курсы ранее, я понял, что курсы не дают никаких преимуществ при поступлении (некоторым отказывали даже при наличии временной регистрации). Впрочем, ребенка мы забрали даже не по этому. В какой-то момент дети (сразу несколько) начали жаловаться, что учителя на них кричат, они отказывались идти на занятия. Чтобы не травмировать ребенка, мы эту затею свернули. Насколько знаю, эти подготовительные курсы стоимость не меняли несколько лет: 2500 рублей за месяц. Спустя год утверждаю: детей всему научат в школе. адаптация проходит за пару месяцев».
Выбираете курсы подготовки к школе?
Читайте отзывы о школах Санкт-Петербурга в нашей базе.
Больше интересных мнений, интервью и материалов о родителях и детях – на портале Littleone
Источник
Два года назад мы с мужем думали, отдавать ли шестилетнего сына в школу или оставить ещё на год в саду. Взвесив все «за» и «против», узнав мнение психолога, мы всё-таки решились.
Одни специалисты полагают, что ребёнок в шесть лет не готов к учебной деятельности: его мозг не может усваивать большие объёмы информации. Другие, наоборот, думают, что чем раньше ребёнка отдать в школу, тем быстрее он станет самостоятельным и раньше закончит обучение.
Мы поделились мыслями со свекровью – она была категорически против раннего школьного обучения. Говорила, что ребёнок ещё маленький, и не стоит лишать его детства. Мы не прислушались к её мнению, полагая, что преодолеем все трудности. В садике нас тоже отговаривали, рассказывали, что декабрьских детей не отдают в школу, предупреждали, что намучаемся с сыном. Отчасти они были правы.
https://lucky-child.com
Дарим 1000 баллов (1балл=1руб) при регистрации на сайте https://lucky-child.com на покупку детской дизайнерской одежды Lucky Child.
В апреле мы подали документы в гимназию по месту жительства. Учебное заведение располагалось недалеко от дома, отсутствовала проезжая часть. В гимназию сына благополучно зачислили. На момент поступления ему исполнилось 6,5 лет. Ребёнок всё лето ждал, когда пойдёт учиться, примерит школьную форму, познакомится с первой учительницей, подарит ей цветы и найдёт друзей.
За три месяца до начала школьных занятий мы стали готовиться: сын читал книжки, отрабатывал технику чтения, готовил руку к письму, ходил к логопеду и учил стихи. Несмотря на подготовку, ребёнок, конечно, отдыхал, гулял, ездил вместе с нами на Белое море.
Мой первоклашка
Время пролетело быстро – мы не успели оглянуться, как наступил учебный год. В классе дети были постарше и понимали, что школа – это не детский сад, где можно «сидеть сложа руки». Наш сын психологически оказался не готов к учёбе и находился в шоковом состоянии. Ему было тяжело привыкнуть к тому, что в гимназии нужно учиться самостоятельности, никто не будет помогать одеваться.
Мы столкнулись с трудностями, которые было нелегко преодолеть. Сложнее всего приходилось с русским языком (с остальными предметами сын справлялся): почерк корявый, неправильное написание и соединение букв, несоблюдение красной строки, забывчивость при расстановке запятых и точек, пропуск букв в предложении. У других детей в классе дела обстояли лучше: они старше Владика (многим по 8 лет), и у них другой уровень развития.
Нам пришлось купить массу прописей и заставлять сына писать, а он не хотел. Не воспринимал школу, не знал, для чего ему туда ходить. Решили водить ребёнка к репетитору. Занимались и дома: каждый день на выполнение заданий уходило по 4-5 часов. Портфель сам ребёнок не собирал, дневник не заполнял, во многом полагался на меня. Мог запросто что-нибудь оставить в классе или потерять.
С учительницей нам тоже не повезло: молодой специалист, стаж работы по профессии небольшой. В итоге никакой дисциплины в классе, дети не слушались, и поэтому процесс усвоения информации был не на высшем уровне. Всё, что ученики не успевали на уроке, доделывали дома. Если бы нам достался опытный педагог, то проблем с учёбой не возникло бы.
Тяжело пришлось
В гимназии завышенные требования. Директор в беседе с родителями сказала, что учреждение только направляет, а всё остальное ложится на плечи родителей. Если ребёнок что-то не понял, то разбираться должен сам. Не предусмотрены и дополнительные занятия для тех, кто плохо усваивает материал. Многие знакомые нас отговаривали от поступления в гимназию, но мы решили, что так будет лучше для сына, ходить близко.
Минусы раннего зачисления в учебное заведение:
1. Отсутствие самостоятельного выполнения домашнего задания. Ребёнок не сделает уроки без помощи взрослого, его нужно постоянно заставлять, подталкивать, многократно объяснять материал.
2. У шестилетних детей нет самоорганизации. Они могут не собрать рюкзак, устроить бардак на столе или, наоборот, сложить всё в портфель не аккуратно. Мальчики, в этом плане, отстают от девочек. Им нужен ни один год, когда они всё осознают и будут выполнять правильно. У детей постарше дела обстоят иначе: многие одноклассники восьми лет сами делают уроки, без помощи взрослых.
3. Отсутствуют навыки самообслуживания. Дети привыкли, что в садике им помогали воспитатели. Они не осознают, что пришли получать знания и оценки, а во время уроков нельзя баловаться и играть. Если ребёнок всё это умеет, то в школе будет легче. Мой сын хоть в этом моменте был самостоятельным.
4. Шестилетние дети не могут сами прийти в школу и покинуть её – родителям приходится водить их. Дети, порой, не осознают, где опасность, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Нужно заранее решить, кто будет ребёнка водить и забирать со школы: не у всех есть «няньки», готовые круглосуточно приглядывать за внуками. Многие родители оставляют детей на продлёнку. Это неплохой вариант, но ребята быстро утомляются. Хорошо, если учитель занимается с ними, а если нет, то ребёнок так устанет, что после группы продлённого дня не захочет решать задачи по математике, читать и писать в прописях.
5. Во время обучения у ребёнка заметны стресс, неврозы, психологическая неподготовленность к умственной нагрузке.
6. Рассеянность на уроке, нет дисциплинированности. Дети в этом возрасте чаще балуются и несерьёзно относятся к учёбе. Могут болтать, не слушать учителя. Психические процессы у шестилетних непроизвольные, они не могут полноценно учиться в силу своего психического и интеллектуального развития. Любую информацию им проще получать в игровой форме.
7. Шестилетние дети ещё не наигрались, поэтому в школе им со временем становится скучно и неинтересно. Если вначале они рвались за знаниями, то потом желание учиться пропадает, и дети начинают лениться. От сына частенько слышала: «Надоело!», «Не хочу!», «Не буду!».
8. Дети в таком возрасте плохо осознают, что они уже являются частью коллектива. Для них существует только «я».
9. Шестилетние более забывчивы и рассеянны.
Плюсы раннего поступления в школу:
- Сэкономленный год. Другие дети ещё только собираются в школу, а ваш ребёнок уже заканчивает 1 класс.
- Шестилетние дети опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии.
- Пополняется кругозор: в школе сын получает большее количество знаний и навыков, чем в саду.
Если ваш ребёнок усидчивый, ответственный, организованный и самостоятельный, то с ним не будет много хлопот. А если малыш ленится и ничего не хочет делать, то лучше пусть ещё посидит в садике год и поиграет в игрушки. Если вы всё же сомневаетесь, стоит ли отдавать шестилетнего в первый класс, то сходите на консультацию к психологу. В любом случае, решать только родителям.
Светлана Огорелкина
А вы в каком возрасте отдали ребёнка в школу?
Источник
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Логика и мышление
Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.
К первому классу хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- находить различия на двух картинках;
- выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
- находить закономерности;
- решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:
Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.
Чтение и речь
К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.
Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.
Математика
К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.
Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?
Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.
Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.
Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!
Источник