Презентация стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Презентация стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка thumbnail

Слайд 1

Выполнила: Куриленко Ирина Васильевна Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.

Слайд 2

Изучению стилей семейного воспитания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Д. Баумринд , Е.М. Волкова, Т.А. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер , П. Массен , Р.В. Овчарова , Н.А. Розгонова , А. Хьюстон и др.

Слайд 3

Предлагаю рассмотреть направления и стили семейного воспитания, которые выделили Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова .

Слайд 4

Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: АВТОРИТАРНЫЙ Властный, жёсткий, подавляющий стиль. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные». Такой стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

Слайд 5

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Слайд 6

Т.А . Макарова и Н.А. Разгонова выделили следующие стили семейного воспитания: Тревожный стиль Подкупающий стиль Подчиняющий стиль Небрежный стиль Угрожающий стиль Грубый стиль

Слайд 7

ТРЕВОЖНЫЙ Родители постоянно занижают требования к ребёнку, постоянно тревожатся за него, стараются устранить любой физический или психологический дискомфорт, выполнить любое, даже не всегда разумное, желание. РЕЗУЛЬТАТ Такой стиль семейного воспитания парализует самостоятельность ребёнка, лишает его инициативы, делает полностью зависимым от родителей и способствует развитию иждивенчества в будущем.

Слайд 8

ПОДКУПАЮЩИЙ Родители искренне хотят, чтобы ребёнок вырос «хорошим». Они не скупятся на ласку, не жалеют денег. За любой положительный поступок ребёнок ожидает вознаграждение. РЕЗУЛЬТАТ Вначале ребёнок бессознательно ведёт себя соответствующим образом. Он послушен, чтобы получить приятное, достигнуть того, что ему нравится. Постепенно ребёнок начинает пользоваться усвоенной формой сознательно. Формируется такие негативные качества, как лицемерие, приспособленчество.

Слайд 9

ПОДЧИНЯЮЩИЙ Родителям нравится, что ребёнок беспрекословно выполняет любое их требование. Возражения или попытки привести доводы пресекаются родителями. РЕЗУЛЬТАТ Подобный стиль отношений подавляет самостоятельность и вынуждает ребёнка приспосабливаться условиям, чтобы нравиться взрослым. Он избирает определённую тактику: либо полностью соглашается со своей приниженной ролью, либо постоянно протестует против родителей.

Слайд 10

НЕБРЕЖНЫЙ Родители невнимательны к внутреннему миру ребёнка, его психическому состоянию и переживаниям. Как правило, ребёнок предоставлен самому себе. Воспитание ведётся без обдумывания форм выражения требований и последствий укоренившихся привычек. Часто ребёнка незаслуженно наказывают. РЕЗУЛЬТАТ В результате такого отношения к детям из них вырастают люди, лишённые внешней и внутренней культуры.

Слайд 11

УГРОЖАЮЩИЙ Родители готовы прибегать к наказанию за любую детскую провинность. Ребёнок и родители находятся в постоянном напряжении. Дети в подобной ситуации начинают ориентироваться только на наказания. Они слушаются не потому, что осознают требования и правила поведения или уважают родителей, а чтобы избежать упрёков и наказания. РЕЗУЛЬТАТ В последующем такие дети сохраняют сложившиеся стереотип поведения. Они обычно: легко идут на компромисс, легко отказывается от собственной точке зрения.

Слайд 12

Грубый Родители – неуравновешенные, вспыльчивые люди. Для них характерны такие воспитательные воздействия, как: наказание, окрики, грубые и резкие выражения. Родители проявляют полное неуважение к личности ребёнка. РЕЗУЛЬТАТ Ребёнок становится замкнутым, чаше начинает грубить всем, переносит все выражения, слышанные от взрослых, в свой лексикон.

Слайд 13

И в конце хотелось бы сказать ещё о двух моделях воспитания ребёнка в семье: КОНТРОЛИРУЮЩИЙ Дети с таким стилем воспитания: послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. СМЕШЕННЫЙ Детям присуще: внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность , отсутствие любознательности и оригинальности мышления.

Слайд 14

В.М. Марич и В.С. Собкин выявляют различия в нормативных и реальных моделях взаимодействия. При нормативной модели взаимоотношений родители более ориентированы на « демократические модели » отношения взрослого с ребёнком. Реальные преобладающие модели семейного воспитания.

Читайте также:  Способы развития ребенка в младшем школьном возрасте

Слайд 15

Жесткую авторитарную модель как норму общения с ребёнком поддерживают не более 10% родителей. Около 20 % – ориентированы на стиль отношений, основанный на поддержании статусно – ролевых отношений с ребёнком. Однако большинство родителей придерживаются стиля, ориентированного на поддержание статусно – ролевой возрастной вертикали «взрослый – ребёнок» , при этом снижается значимость модели взаимодействия, предлагающей равноправие позиции взрослого и ребёнка

Слайд 16

Ситуация благоприятного развития детей в семье связанна с гармоничными этико-психологическими отношениями, где родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают тёплые взаимоотношения. Любовь, отзывчивость, понимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей, запросов и интересов, единство воспитательных позиций всех членов семьи – необходимые условия реализации воспитательного потенциала, который, по мнению исследователей, заложен в семье.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

Источник

Слайд 1

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА Макарова И. А. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Слайд 2

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью .

Слайд 3

Виды семейных отношений: Социально-биологические. Хозяйственно-экономические Правовые Нравственные Психологические Педагогические Эстетические

Слайд 4

Функции семьи: воспитательная х озяйственно-бытовая эмоциональная д уховного общения п ервичного социального контроля с ексуально-эротическая репродуктивная

Слайд 5

Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.

Слайд 6

Факторы, определяющие тип семейного воспитания: На выбор типа семейного воспитания оказывают влияние такие факторы как: генетические особенности ребёнка и родителей и их совместимость традиции, на которых воспитывались сами родители научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка образовательный уровень родителей

Слайд 7

Типы семейного воспитания: 1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. 2) п отворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. 1) скрытая гипопротекция , когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным

Слайд 8

2. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка. 3 . Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. 4. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу«ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

Слайд 9

5. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. 6. Эмоциональное отвержение . Проявляется в подчеркнутой заботе и утрированном внимание родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. 7 . Жестокое отношение. С уровые расправы за мелкие проступки или непослушание.

Слайд 10

8. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. 9. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. 10 . Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).

Слайд 11

Влияние Конфликтов на развитие ребенка раннего возраста: Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций Уход от проблемы Мир любой ценой Победа любой ценой Продуктивный (компромиссный вариант). Продуктивный (компромиссный вариант) предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

Слайд 12

Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

Слайд 13

1. Принимать активное участие в жизни семьи 2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; – Уважать право ребенка на собственное мнение; 6. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 7. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Слайд 14

Система работы с родителями в образовательном учреждении. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребенка. В современных условиях актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение , сотворчество детского сада и семьи в воспитании детей.

Читайте также:  Особенности развития и характера ребенка

Слайд 15

Из чего складываются сотрудничество с родителями: Установление доброжелательных отношений с родителями. Помним, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире. Определяемся в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы. Постоянно информируем родителей о процессе воспитания, успехах, продвижении в развитие ребенка. Выделяем причины дезадаптации ребенка и совместно с родителями пытаемся их устранить. Организовываем педагогическое просвещение родителей, стремимся к повышению их педагогической культуре. Привлекаем родителей к участию с детьми в совместной деятельности.

Слайд 16

Задача воспитателя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в учреждении воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи образовательному учреждению.

Слайд 17

Таким образом, анализируя роль семьи в воспитании ребенка, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.

Слайд 18

Спасибо за внимание!

Источник

Источник