Презентация стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Слайд 1
Выполнила: Куриленко Ирина Васильевна Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка.
Слайд 2
Изучению стилей семейного воспитания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей Д. Баумринд , Е.М. Волкова, Т.А. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер , П. Массен , Р.В. Овчарова , Н.А. Розгонова , А. Хьюстон и др.
Слайд 3
Предлагаю рассмотреть направления и стили семейного воспитания, которые выделили Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова .
Слайд 4
Т.А. Макарова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: АВТОРИТАРНЫЙ Властный, жёсткий, подавляющий стиль. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные». Такой стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.
Слайд 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность. Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. РЕЗУЛЬТАТ Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.
Слайд 6
Т.А . Макарова и Н.А. Разгонова выделили следующие стили семейного воспитания: Тревожный стиль Подкупающий стиль Подчиняющий стиль Небрежный стиль Угрожающий стиль Грубый стиль
Слайд 7
ТРЕВОЖНЫЙ Родители постоянно занижают требования к ребёнку, постоянно тревожатся за него, стараются устранить любой физический или психологический дискомфорт, выполнить любое, даже не всегда разумное, желание. РЕЗУЛЬТАТ Такой стиль семейного воспитания парализует самостоятельность ребёнка, лишает его инициативы, делает полностью зависимым от родителей и способствует развитию иждивенчества в будущем.
Слайд 8
ПОДКУПАЮЩИЙ Родители искренне хотят, чтобы ребёнок вырос «хорошим». Они не скупятся на ласку, не жалеют денег. За любой положительный поступок ребёнок ожидает вознаграждение. РЕЗУЛЬТАТ Вначале ребёнок бессознательно ведёт себя соответствующим образом. Он послушен, чтобы получить приятное, достигнуть того, что ему нравится. Постепенно ребёнок начинает пользоваться усвоенной формой сознательно. Формируется такие негативные качества, как лицемерие, приспособленчество.
Слайд 9
ПОДЧИНЯЮЩИЙ Родителям нравится, что ребёнок беспрекословно выполняет любое их требование. Возражения или попытки привести доводы пресекаются родителями. РЕЗУЛЬТАТ Подобный стиль отношений подавляет самостоятельность и вынуждает ребёнка приспосабливаться условиям, чтобы нравиться взрослым. Он избирает определённую тактику: либо полностью соглашается со своей приниженной ролью, либо постоянно протестует против родителей.
Слайд 10
НЕБРЕЖНЫЙ Родители невнимательны к внутреннему миру ребёнка, его психическому состоянию и переживаниям. Как правило, ребёнок предоставлен самому себе. Воспитание ведётся без обдумывания форм выражения требований и последствий укоренившихся привычек. Часто ребёнка незаслуженно наказывают. РЕЗУЛЬТАТ В результате такого отношения к детям из них вырастают люди, лишённые внешней и внутренней культуры.
Слайд 11
УГРОЖАЮЩИЙ Родители готовы прибегать к наказанию за любую детскую провинность. Ребёнок и родители находятся в постоянном напряжении. Дети в подобной ситуации начинают ориентироваться только на наказания. Они слушаются не потому, что осознают требования и правила поведения или уважают родителей, а чтобы избежать упрёков и наказания. РЕЗУЛЬТАТ В последующем такие дети сохраняют сложившиеся стереотип поведения. Они обычно: легко идут на компромисс, легко отказывается от собственной точке зрения.
Слайд 12
Грубый Родители – неуравновешенные, вспыльчивые люди. Для них характерны такие воспитательные воздействия, как: наказание, окрики, грубые и резкие выражения. Родители проявляют полное неуважение к личности ребёнка. РЕЗУЛЬТАТ Ребёнок становится замкнутым, чаше начинает грубить всем, переносит все выражения, слышанные от взрослых, в свой лексикон.
Слайд 13
И в конце хотелось бы сказать ещё о двух моделях воспитания ребёнка в семье: КОНТРОЛИРУЮЩИЙ Дети с таким стилем воспитания: послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. СМЕШЕННЫЙ Детям присуще: внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность , отсутствие любознательности и оригинальности мышления.
Слайд 14
В.М. Марич и В.С. Собкин выявляют различия в нормативных и реальных моделях взаимодействия. При нормативной модели взаимоотношений родители более ориентированы на « демократические модели » отношения взрослого с ребёнком. Реальные преобладающие модели семейного воспитания.
Слайд 15
Жесткую авторитарную модель как норму общения с ребёнком поддерживают не более 10% родителей. Около 20 % – ориентированы на стиль отношений, основанный на поддержании статусно – ролевых отношений с ребёнком. Однако большинство родителей придерживаются стиля, ориентированного на поддержание статусно – ролевой возрастной вертикали «взрослый – ребёнок» , при этом снижается значимость модели взаимодействия, предлагающей равноправие позиции взрослого и ребёнка
Слайд 16
Ситуация благоприятного развития детей в семье связанна с гармоничными этико-психологическими отношениями, где родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают тёплые взаимоотношения. Любовь, отзывчивость, понимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей, запросов и интересов, единство воспитательных позиций всех членов семьи – необходимые условия реализации воспитательного потенциала, который, по мнению исследователей, заложен в семье.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА Макарова И. А. ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Слайд 2
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью .
Слайд 3
Виды семейных отношений: Социально-биологические. Хозяйственно-экономические Правовые Нравственные Психологические Педагогические Эстетические
Слайд 4
Функции семьи: воспитательная х озяйственно-бытовая эмоциональная д уховного общения п ервичного социального контроля с ексуально-эротическая репродуктивная
Слайд 5
Обеспечить выполнение перечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая является открытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки, критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, в которых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и более детей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми, приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается и благоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическими установками взрослых.
Слайд 6
Факторы, определяющие тип семейного воспитания: На выбор типа семейного воспитания оказывают влияние такие факторы как: генетические особенности ребёнка и родителей и их совместимость традиции, на которых воспитывались сами родители научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка образовательный уровень родителей
Слайд 7
Типы семейного воспитания: 1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. 2) п отворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка. 1) скрытая гипопротекция , когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным
Слайд 8
2. Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка. 3 . Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. 4. Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу«ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.
Слайд 9
5. Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. 6. Эмоциональное отвержение . Проявляется в подчеркнутой заботе и утрированном внимание родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер. 7 . Жестокое отношение. С уровые расправы за мелкие проступки или непослушание.
Слайд 10
8. Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. 9. Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. 10 . Воспитание вне семьи (в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания).
Слайд 11
Влияние Конфликтов на развитие ребенка раннего возраста: Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций Уход от проблемы Мир любой ценой Победа любой ценой Продуктивный (компромиссный вариант). Продуктивный (компромиссный вариант) предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
Слайд 12
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Слайд 13
1. Принимать активное участие в жизни семьи 2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; – Уважать право ребенка на собственное мнение; 6. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 7. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Слайд 14
Система работы с родителями в образовательном учреждении. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого ребенка. В современных условиях актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение , сотворчество детского сада и семьи в воспитании детей.
Слайд 15
Из чего складываются сотрудничество с родителями: Установление доброжелательных отношений с родителями. Помним, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире. Определяемся в совместных требованиях к ребенку, не ущемляя его прав и свободы. Постоянно информируем родителей о процессе воспитания, успехах, продвижении в развитие ребенка. Выделяем причины дезадаптации ребенка и совместно с родителями пытаемся их устранить. Организовываем педагогическое просвещение родителей, стремимся к повышению их педагогической культуре. Привлекаем родителей к участию с детьми в совместной деятельности.
Слайд 16
Задача воспитателя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в учреждении воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи образовательному учреждению.
Слайд 17
Таким образом, анализируя роль семьи в воспитании ребенка, мы видим, что главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Источник
1
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
2
В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 стиля воспитания : авторитарный, демократический, гиперопека и гипоопека.
3
Стили воспитания в зависимости от отношений поддержки родителей ребенка и особенностей контроля за его поведением. Стили воспитания в зависимости от отношений поддержки родителей ребенка и особенностей контроля за его поведением. Высокий контроль Высокий контроль АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Низкая поддержка Высокая поддержка Низкая поддержка Высокая поддержка ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА Низкий контроль
4
Демократический стиль Демократический стиль (в терминологии других авторов «авторитетный», «сотрудничество») родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
5
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; равноправие; взаимная забота и ответственность; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. поддержка, помощь и т.п. Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
6
Гиперопека Гиперопека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
7
Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Особенности воспитания: удовлетворение прихотей удовлетворение прихотей покровительство покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.
8
Гипоопека Гипоопека (попустительский стиль) ребенок должным образом не направляется, практически не знает заботы, запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Гипоопека (попустительский стиль) ребенок должным образом не направляется, практически не знает заботы, запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
9
Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов; игнорирование потребностей, желаний, интересов; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; вседозволенность; жесткие требования; деспотизм, тирания; жесткие требования; деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах. упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, бродяжничество, поиск удовольствий (алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, бродяжничество, поиск удовольствий (алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка козел отпущения, Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья путающийся под ногами, мальчик для битья.
10
Авторитарный стиль Авторитарный стиль (в терминологии других авторов «автократический», «диктат», «доминирование») все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Авторитарный стиль (в терминологии других авторов «автократический», «диктат», «доминирование») все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
11
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; высокие требования; много обязанностей; много обязанностей; отсутствие поддержки; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; жесткое обращение; деспотизм, тирания; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение. эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы чувство тревоги, одиночества, комплексы неполноценности, вины за что-то, лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. неполноценности, вины за что-то, лживость, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье : ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.
Источник