Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка

Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка thumbnail

Под игровыми умениями понимаются умения старших дошкольников предложить замысел и сюжет игры, умения осуществить ролевые действия и ролевую речь.

МОНИТОРИНГ  ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРОВЫХ УМЕНИЙ

Под игровыми умениями понимаются совокупность освоенных способов: предложить замысел и сюжет игры, осуществить ролевые действия и ролевую речь.

2.1. Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Цель: осуществить  мониторинг  формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений 

Задачи:

1. Определить критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать состояние работы в ДОУ по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста игровых умений в театрализованной деятельности.

Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, в ходе которого, исходя из структуры игры по Д. Б. Эльконину выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии и показатели уровня сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

1. Замысел игры

  1. Умение предложить замысел игры;
  2. Умение развить замысел по ходу игры;
  3. Умение создать предметно-игровую обстановку (использование атрибутов, предметов-заместителей).

2. Сюжет игры

  1. Умение выбрать  сюжет.

3.Роль

  1. Обозначение роли словом;
  2. Направление ролью поведения ребенка;
  3. Соответствие содержания роли реальному поведению персонажа;
  4. Взаимосвязанность ролевых функций детей

4. Ролевые действия

  1. Умение согласовать ролевые действия с действиями партнера по игре;
  2. Умение соотносить ролевые действия характеру персонажа.

5. Ролевая речь

  1. Умение строить ролевой диалог.
  2. Умение подобрать словесные (интонационные) и невербальные (жесты, мимика, движения) средства для создания игрового образа.

Уровни сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 2).

Таблица 2

Характеристика уровней сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Уровни развития

1

2

1. Замысел игры

Низкий уровень –1 балл

Отсутствие подготовительного этапа игры (игра «с ходу»). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами.

Средний уровень – 2 балла

В структуре игры выделяется подготовительный период: дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета.    Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. Активно используют предметы-заместители.

Продолжение таблицы 2

1

2

Высокий уровень – 3 балла

В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры.

2.Сюжет игры

Низкий уровень –1 балл

Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку»). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета.

Средний уровень – 2 балла

Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры.

Высокий уровень – 3 балла

Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандарт ные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры — действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя занных с выполнением роли.

3.Роль

Низкий уровень –1 балл

Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней.

Средний уровень – 2 балла

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли.

Высокий уровень – 3 балла

Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета.

4. Ролевые действия

Низкий уровень –1 балл

Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де тей.

Средний уровень – 2 балла

Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа.

Продолжение таблицы 2

1

2

Высокий уровень – 3 балла

Действия разнообразны и отражают богатство действий лица, изоб ражаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается.

5. Ролевая речь

Низкий уровень –1 балл

Присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком.

Средний уровень – 2 балла

Специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Параллельно присутствует и внеролевая речь.

Высокий уровень – 3 балла

Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Читайте также:  Ребенок 4 недели развитие фото

Для решения второй задачи мониторинга использовался анализ литературы, в результате которого был сделан вывод, подтвержденный исследованиями Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой [27, 28], о том, что наиболее ярко индивидуальные особенности сформированности игровых умений детей проявляются во время самостоятельной деятельности, когда дети могут до статочно полно реализовать свои возможности, поэтому обследование детей эффективнее проводить методом наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей.( В течение 2х недель каждый день группе детей из 3-5 человек предлагается поиграть в театрализованную игру, предоставляются разные виды театров и кукол, атрибуты, реквизиты).

При наблюдении экспериментатор соблюдает следующие правила:

1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент об следования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

Результаты наблюдений заносятся в протоколы. По набранной сумме баллов по каждому критерию определяется уровень сформированности игровых умений у каждого ребенка:

– высокий уровень –13-15 баллов;

– средний уровень – 8-12 баллов;

– низкий уровень – 7 и меньше баллов.

Высокий уровень (13-15 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, в распределении ролей. У ребенка наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстанов ки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. Ребенок предлагает для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или  нестандарт ные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. ему присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры – действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, свя занных с выполнением роли. Роль, которую выполняет ребенок, ясно очерчена и выделена. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия ребенка очень разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре. Ясно выделены игровые действия, направленные к разным персонажам игры, они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику или логику сюжета произведения (сказки). Нарушение логики действий и правил ребенком категорически отвергается. Речь ребенка носит активный ролевой характер, определяемый и ролью гово рящего, и ролью того, к кому она обращена.

Средний уровень (8-12 баллов) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета.   Ребенок вместе с другими детьми выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. В игре ребенок воспроизводит разные по содержанию сюжеты с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий. У ребенка фиксируется наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры. Выбранная ребенком роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Низкий уровень (7 баллов и меньше) сформированности игровых умений характеризуется тем, что ребенок начинает играть «с ходу», нет подготовительного этапа игры. Использование предметов-заместителей вызывает затруднение, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному («мама» кормит «дочку», шофер ездит на машине туда-сюда и т.п.). Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудня ется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль лишь называется ребенком и намечается некоторое разделение действий, согласно роли. Данная роль реализуется ограниченным количеством действий, связанных с ней. Игровые действия ребенка  однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие дейст вия. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны де тей. Ролевая речь не представлена, присутствуют отдельные реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером-игрушкой и отдельные внеролевые диалоги с детьми, играющими рядом с ребенком.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 270

Для решения третьей задачи мониторинга изучается опыт воспитателей ДОУ, оценивается уровень их профессиональных умений игровых умений у старших дошкольников. Для этого применяются следующие методы: анализ перспективных и календарных планов работы воспитателей старшей группы, анализ предметно-развивающей среды детского сада и старших групп, анкетирование воспитателей и родителей.

Источник

Слайд 1

«Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи» Работу выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 49 комбинированного вида» Вахитовского района города Казани Ситдикова Эльза Фердинантовна

Слайд 2

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. “Для ребят дошкольного возраста – писала Н. К. Крупская, – игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания”. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе. В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

Слайд 3

Объект работы – дети дошкольного возраста с нарушениями речи. Предмет работы – игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Цель работы: провести диагностику игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Гипотеза работы: игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями речи отличается от игровой деятельности детей дошкольного возраста с нормой в речевом развитии.

Слайд 4

Задачи исследования: 1. проанализировать сущность и специфику ОНР; 2. исследовать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста; 3. изучить и проанализировать особенности игровой деятельности дошкольников; 4. представить результаты проведенного исследования.

Слайд 5

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Широко используется взаимосвязь дидактической игры и занятия в воспитательном и обучающем воздействии на детей. Общим является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формировании правильного отношения к ним детей. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой, мыслительной деятельности детей, которое происходит и в дидактических играх, и на занятиях. Основными формами обучения детей обучения дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в игре развиваются знания, умения, навыки, отношения.

Слайд 6

Психодиагностическое исследование проводилось на базе детского сада № 49 Казани. В круг исследования, включалось 20 детей 5-6 лет. Дети были разделены на две группы – 1 группа – контрольная группа (КГ) – дети с нарушениями речи. Экспериментальная группа (ЭГ) – дети с нормой речевого развития. Всего было исследовано в контрольной группе: мальчиков – 6, девочек – 4; и в экспериментальной группе: мальчиков – 5, девочек – 5. В исследовании использовался диагностический лист по определению уровня развития игровой деятельности детей:

Слайд 7

Шкалы Дети с нарушением речи Дети с нормой речевого развития Замысел игры 1 2 Разнообразие замыслов 2 2 Количество игровых задач 1 3 Разнообразие игровых задач 1 2 Самостоятельность при постановке задач 2 2 Разнообразие игровых действий с игрушками 1 1 Степень обобщенности игровых действий с игрушками 1 2 Игровые действия с предметами-заместителями 1 2 Игровые действия с воображаемыми предметами 2 3 Принимает роль 1 3 Разнообразие волевых действий 2 2 Наличие ролевых высказываний 3 2 Выразительность ролевых высказываний 1 2 Ролевые высказывания 1 1 Ролевая беседа 2 1 Ролевая беседа возникает по инициативе 1 2 Содержательность ролевой беседы 1 2 Вступает во взаимодействие 1 3 Ставит игровые задачи 1 2 Принимает игровые задачи 2 2 Длительность взаимодействия 1 2 Средний общий балл 29 43

Слайд 9

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Читайте также:  Маша и медведь развитие ребенка

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация по логопедии на тему: “Развитие игровых умений у детей раннего возраста”

РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРОСТА

2 слайд

Актуальность темы исследования обусловлено следующим: – игра в силу своих хар

Описание слайда:

Актуальность темы исследования обусловлено следующим: – игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка. Она играет огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим видом деятельности в этот период.

3 слайд

Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка развит

Описание слайда:

Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка развития игровых умений у детей раннего возраста. Объект исследования: выступает сюжетно – ролевая игра как средство развития творческих способностей ребенка. Предмет исследования: процесс развития игровых умений у детей раннего возраста.

4 слайд

Гипотеза исследования: – Уточнены сущность игровой деятельности; – Выявлены ф

Описание слайда:

Гипотеза исследования: – Уточнены сущность игровой деятельности; – Выявлены формы и методы работы по развитию игровых умений у детей раннего возраста; – Определены уровни развития игровых умений у детей раннего возраста и проверены на практике.

5 слайд

Методы: – теоретические: анализ научной и методической литературы над проблем

Описание слайда:

Методы: – теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования; – эмпирические: целенаправленные наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно – воспитательной документации, диагностические срезы развития детей педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

6 слайд

Задачи исследования: 1. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреж

Описание слайда:

Задачи исследования: 1. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении. 2. Определить условия использования ролевых игр. 3. Подобрать и экспериментально опробовать игры на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

7 слайд

База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольног

Описание слайда:

База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения г. Коркино, в исследовании принимали участие педагоги – воспитатели образовательного учреждения, 20 воспитанников МКДОУ “Детский сад № 29”.

8 слайд

Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка

9 слайд

Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка

10 слайд

Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 по май 2018 года. В эксп

Описание слайда:

Экспериментальная работа проводилась с сентября 2017 по май 2018 года. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей раннего возраста 3-4 лет. Из них 6 девочек и 4 мальчика.

11 слайд

Расшифровка уровней: Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные д

Описание слайда:

Расшифровка уровней: Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы – заместители, самостоятельно подбирает игровой материал. Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал. Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

12 слайд

Игровые ситуации: - Уложим спать куклу Катю; - Сварим суп для куклы Кати; - М

Описание слайда:

Игровые ситуации: – Уложим спать куклу Катю; – Сварим суп для куклы Кати; – Мама стирает белье; – Мама лечит дочку Катю; – Мама и дочка гладят белье; – Мама и дочка идут в магазин за продуктами; – Мама и дочка идут на прогулку; – Мама и дочка встречают гостей; – Мама играет с дочкой Катей; – Мама и дочка убирают комнату.

13 слайд

Уровень развития игровых умений у детей раннего возраста на этапе эксперимент

Описание слайда:

Уровень развития игровых умений у детей раннего возраста на этапе эксперимента Ф.И.О ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний уровень Вика + – + + + – – – + – С Дарина – + + + – – – – – – Н Маша + + + – – – – – + – Н Ростик + – + + + + – – + + В Аня – – – + – – + – – – Н Ариша + – – + – – + + – + С Вова – – – – – – + – – – Н Лука – – – – – – – – – – Н Артем + – – – – + + – – – Н Оля + – + – + + + – – – С Высокий                     10.0% Средний                     30.0% Низкий                     60.0%

14 слайд

Гистограмма уровня развития игровых умений у детей раннего возраста.

Описание слайда:

Гистограмма уровня развития игровых умений у детей раннего возраста.

15 слайд

Уровень развития игровых умений у детей раннего возраста на этапе контрольног

Описание слайда:

Уровень развития игровых умений у детей раннего возраста на этапе контрольного эксперимента Ф.И.О ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний уровень Вика + – + + + – – – + – С Дарина – + + + – – – – + + С Маша + + + – + + + + + + В Ростик + – + + + + + – + + В Аня – – – + – – + + + + С Ариша + + + + + + + + – + В Вова – + + – – + + – + + С Лука – + + + + + + + + – В Артем + – + + + + + + + – В Оля + – + – + + + + + + В Высокий                     60.0% Средний                     40.0% Низкий                     0%

16 слайд

Рис.2 Сравнительная гистограмма уровня развития игровых умений у детей раннег

Описание слайда:

Рис.2 Сравнительная гистограмма уровня развития игровых умений у детей раннего возраста (констатирующий этап и контрольный этап).

17 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Презентация результатов диагностики уровней развития игровых умений ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-248077

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник