Презентация развитие речи ребенка 5 лет
Слайд 1
Особенности развития речи у детей 5-го года жизни.
Слайд 2
Развитие речи детей в норме. Словарный запас. – словарный запас увеличивается до 3000 слов; – начинают использовать прилагательные для обозначения признаков и качества предметов (голубой, оранжевый, тёмный, твёрдый, гладкий) ; чаще используют притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) ; – в словаре появляются обобщающие понятия (посуда, обувь, овощи и т. д.) . Грамматический строй речи. Допускают грамматические ошибки: Допускают ошибки в использовании предлогов. Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Свои высказывания ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Может самостоятельно пересказать знакомую ему сказку, небольшой прочитанный рассказ (из 4-5 предложений) Звукопроизношение. На пятом году жизни у детей значительно улучшается произношение. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать стихи. в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих; появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, сначала они звучат нечисто, но постепенно дети овладевают ими вполне, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения; дети данного возраста уже произносят звук Р, но он еще недостаточно автоматизирован в речи; Фонематический слух. Ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук, подбирать слова на заданный звук.
Слайд 3
Причины речевых нарушений. ухудшение экологической обстановки; особенности региона по йод – и фтор – дефицитности; увеличение числа патологий беременности; увеличение количества родовых травм; ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости; различные социальные причины.
Слайд 4
Неправильная речевая среда. Длительные телевизионные просмотры вредны для формирования речи. Ограничивайте просмотр телевизора от 15 минут до 1 часа в день. Компьютерные игры плохо влияют на психику ребенка, портят зрение, тормозят речевое развитие. Дефекты речи взрослого ( родителей,воспитателей …), ограниченное языковое общение с ребенком.
Слайд 5
Игры на развитие словарного запаса. Расширяем и обогащаем словарный запас новыми словами. Названия профессий: летчик, космонавт, машинист, а потом вагоновожатый, стюардесса, капитан. Обогащаем речь ребенка прилагательными. «Скажи наоборот» Игры: «Назови какой?» «Назови чей». «Скажи по-другому»
Слайд 6
Игры на развитие связной речи. Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи . Полезно рассказывать ребенку сказки “с продолжением”. Дополни предложение: “Маша сегодня надела шубу, шарф и шапку, потому что… почему? (потому что пришла зима, потому что стало холодно)”. На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди . Научите ребенка придумывать загадки или играть в ” объяснялки “. Попросите малыша описать какой-нибудь предмет, но не называть его . Пушистый , хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. ( Кот) Зубастая , в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
Слайд 7
Игры на развитие грамматики. Игра «Один-много». Одно – окно, а много окон, одно ухо, а много ушей. Игра «Назови ласково». Огурец – огурчик, яблоко – яблочко, цветок – цветочек.
Слайд 8
Игры на развитие фонематического слуха. Подбери рифму. Даша – (Маша) пилка – (вилка) кучка – (тучка) ложки – (ножки). Найди слова со звуком «С» ( можно использовать картинку). Все предлагаемые игры не требуют материальных затрат, а только вашего внимания к ребенку, фантазии и совсем немного времени.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Речевое развитие детей 5 – 6 лет Учитель-логопед Глушкова Светлана Викторовна
Слайд 2
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
Слайд 3
Характеристика речи Словарь Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. « Т ранспорт»
Слайд 4
Имеют представление – о сезонных изменениях в природе – о выращивании овощей и фруктов – о лесных ягодах и грибах
Слайд 5
– о хищных и травоядных, домашних и диких животных – о насекомых и птицах, рыбах
Слайд 6
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня, ночью…).
Слайд 7
Знают: – названия месяцев, дней недели, части суток – название своей страны и столицы государства – географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес – правила дорожного движения для пешеходов
Слайд 8
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под…); – правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; – правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); – согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); – образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин…); – правильно по смыслу применяет все части речи.
Слайд 10
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Слайд 11
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ «Поймай звук» «Назови первый звук» «Зоркий глаз» « Какой звук есть во всех словах?» “Что слышно?” Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. «Поговорим шепотом»
Слайд 12
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок может передавать голосом оттенки чувств и эмоций
Слайд 13
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Р Л
Слайд 14
Советы родителям Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить: у него должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, спектакля, и т.д. Читая с детьми книги, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встречающиеся в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. Существует множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Играйте с детьми.
Слайд 15
Что влияет на формирование речи ребёнка? Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
Слайд 16
Благодарю за внимание!
Источник
Слайд 1
Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни Подготовила: Лычкина Н.В. Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Полянка» комбинированного вида №47»
Слайд 2
словарный запас , грамматический строй, речевой слух и навык звукового анализа, связная речь, интонационная выразительность. На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи:
Слайд 3
Должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: Существительные Прилагательные Глаголы Числительные Местоимения Наречия Предлоги Союзы Словарный запас
Слайд 4
В словаре ребенка должны присутствовать обобщающие слова Одежда Обувь Посуда Животные Птицы Овощи Фрукты и т.д. Попросите ребенка назвать предметы, например: Каких ты знаешь животных? Какую ты знаешь мебель? Или, задайте вопрос: каким одним словом можно назвать медведя, зайца, лису, волка, белку?
Слайд 5
Прилагательные «Назови как можно больше признаков» Например: ЯБЛОКО (какое?) – большое, красное, спелое, круглое, ароматное, тяжелое, сладкое… «Назови как можно больше предметов» Например: Что бывает ДЛИННЫМ? – Лента, нитка, веревка, дорога, пояс, хвост, проволока, волосы, юбка, река….
Слайд 6
Подбор синонимов и антонимов Синонимы – слова, близкие по звучанию Например: Погода – хорошая, теплая, солнечная… Антонимы, слова с противоположным значением Например: Игра «Скажи наоборот» Большой – маленький, Длинный – короткий, Высокий – ….
Слайд 7
В словаре у ребенка должно быть достаточно глаголов. Предложите ему ответить на такие вопросы: Кто как передвигается? Человек ходит, рыба… Кто как ест? Кошка молоко …, курица зерно … Кто чем занимается? Врач…, учитель…, писатель… Что может делать это животное? Собака…, лягушка… Глаголы
Слайд 8
Сформированность грамматических систем важна, потому что, даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности Грамматический строй
Слайд 9
Образование множественного числа имен существительных Игра «Один – много» например: Первый вариант : Лампа –лампы, бочка – бочки, дом – дома…и т .д. Второй вариант: Дерево – много деревьев, перо – много перьев и т.д.
Слайд 10
Согласование существительных с числительными Предложите ребенку игру «Посчитай от 1 до 5 (10) со словом» Или предложите закончить словосочетания, например: Один шар, а пять …. Одна пуговица, а десять… Одно ухо, а шесть…
Слайд 11
Образование уменьшительно-ласкательных форм: Игры «Назови ласково», «Большой – маленький» Образование глаголов при помощи приставок: Игра «Закончи предложение», например: В дом входят, из дома… На дерево залезают, с дерева…Весной птицы прилетают, осенью… Образование относительных прилагательных: Стол из дерева – деревянный, шуба из меха -… Образование притяжательных прилагательных: У зайца хвост заячий, а у медведя…. У утки перья…., а у курицы… Формирование системы словообразования
Слайд 12
В пять лет ребенок должен произносить абсолютно правильно не только свистящие звуки [ с ] , [ сь ] , [ з ] , [ зь ] , [ ц ] , но и шипящие [ ш ] , [ ж ] , [ ч ] , [ щ ] . Ребенок различает эти звуки между собой. Он говорит совершенно чисто: Шапка, кошка, камыш. У кошки пушистый хвост. В этом возрасте может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков [ л ] , [ ль ] , [ р ] , [ рь ] . Ребенок может пропускать или заменять звук, например, « йыба » или « лыба » вместо «рыба», « йук » вместо «лук». Такое произношение считается физиологической нормой и не должно вызывать беспокойства. Но если ребенок произносит звук [ р ] грассируя, а звук [ л ] заменяет звуком, похожим на [ в ] , уже есть повод для обращения к логопеду. Звукопроизношение
Слайд 13
Активно развивается в этом возрасте и фонематическое восприятие. Дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки «с» и «ц», «с» и «ш», «ш» и «ж» и другие. Для развития фонематического слуха и восприятия предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Фонематическое восприятие
Слайд 14
Связная речь К 5 с половиной годам ребенок легко, без помощи взрослого может: составить рассказ по серии картинок или сюжетной картине, пересказать рассказ или сказку, которые услышали впервые, придумать окончание рассказа, начатого взрослым.
Слайд 15
Овладение фразеологизмами Ч етырехлетний ребенок, услышав, что «кот спит без задних ног», приходит в ужас и проверяет, все ли ноги у кота на месте. Пятилетний ребенок может вполне объяснить, что спать без задних ног – это значит спать крепко.
Источник
Слайд 1
Речевое развитие детей 5 – 6 лет Учитель-логопед Додонова Лариса Анатольевна
Слайд 2
Звукопроизношение К 5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Речь чистая, отчетливая. Движения артикуляционного аппарата не ограничены.
Слайд 3
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. К пяти годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Р Л
Слайд 4
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ «Поймай звук» «Назови первый звук» « Какой звук есть во всех словах?» “Что слышно?” Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. « Поговорим ш епотом» «Сколько звуков в слове …?» «Придумай слова на звук…»
Слайд 5
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
Слайд 6
Словарный запас В 5-6 лет растет стремительно и составляет 3-4 тысячи слов. В речи ребенка активно появляются обобщающие слова: посуда, одежда, мебель, транспорт и др.
Слайд 7
Характеристика речи Словарь Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. « Т ранспорт» Характеристика
Слайд 8
Имеют представление – о сезонных изменениях в природе – о выращивании овощей и фруктов – о лесных ягодах и грибах
Слайд 9
– о хищных и травоядных, домашних и диких животных – о насекомых и птицах, рыбах
Слайд 10
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня, ночью…).
Слайд 11
Знают: – названия месяцев, дней недели, части суток – название своей страны и столицы государства – географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес – правила дорожного движения для пешеходов
Слайд 12
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под…); – правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; – правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); – согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); – образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин…); – правильно по смыслу применяет все части речи.
Слайд 13
Правильно употребляют предлоги
Слайд 14
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Слайд 15
Способны составить рассказ по картине или серии картин
Слайд 16
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок может передавать голосом оттенки чувств и эмоций
Слайд 17
Советы родителям Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить: у него должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, спектакля, и т.д. Читая с детьми книги, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встречающиеся в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. Существует множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Играйте с детьми.
Слайд 18
Что влияет на формирование речи ребёнка? Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
Слайд 19
Благодарю за внимание!
Источник
Слайд 1
Речевое развитие детей 5 – 6 лет Учитель-логопед Савченко Альбина Александровна
Слайд 2
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
Слайд 3
Характеристика речи Словарь Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. « Т ранспорт»
Слайд 4
Имеют представление – о сезонных изменениях в природе – о выращивании овощей и фруктов – о лесных ягодах и грибах
Слайд 5
– о хищных и травоядных, домашних и диких животных – о насекомых и птицах, рыбах
Слайд 6
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади…) и времени (вчера, сегодня, ночью…).
Слайд 7
Знают: – названия месяцев, дней недели, части суток – название своей страны и столицы государства – географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес – правила дорожного движения для пешеходов
Слайд 8
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под…); – правильно изменяет имена существительные по числам и падежам; – правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет); – согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой); – образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин…); – правильно по смыслу применяет все части речи.
Слайд 10
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 20-30 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К 6 годам дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Слайд 11
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ «Поймай звук» «Назови первый звук» «Зоркий глаз» « Какой звук есть во всех словах?» “Что слышно?” Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. «Поговорим шепотом»
Слайд 12
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Ребёнок может передавать голосом оттенки чувств и эмоций
Слайд 13
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Р Л
Слайд 14
Советы родителям Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить: у него должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, спектакля, и т.д. Читая с детьми книги, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встречающиеся в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. Существует множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Играйте с детьми.
Слайд 15
Что влияет на формирование речи ребёнка? Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!
Слайд 16
Благодарю за внимание!
Источник