Презентация развитие ребенка с особыми образовательными потребностями
ЗПРЗаде́ржка психи́ческого разви́тия этонарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возрастаПриёмы педагогической коррекции:
1.Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития;
2.Специальные приёмы организации обучения;
3.Логические приёмы переработки учебной информации;
4.Приёмы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.Группы детей с ООП:-Дети группы риска;-Дети с социально-педагогической запущенностью;-Депривированные дети;-Дети с задержкой психического развития.Использованная литература:
«Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями» коррекционно-развивающие задания и упражнения СФГОС Авторы-составители Т.В.Калабух, Е.В.Клейменова Волгоград Издательство «Учитель» 2013 г.Депривированные дети
Ситуация изолированности, сенсорного голода, недостаточности двигательной активности, отсутствие заботливого родителя и контакта с внешним миром вызывают у человека ряд психических нарушений и другого рода проблем. У таких детей обнаруживаются расстройства в мыслительной, эмоциональной и поведенческой сферах.
В работе с депривированными детьми целесообразно акцентировать внимание педагогов на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Принципы обучения детей с ООПСоблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с особыми образовательными потребностями
учитель коррекционного класса VIII вида МБОУ ВСОШ№2 Высокогорского района РТ Филиппова Наталья ЮрьевнаКоррекционно-развивающая цель
– развитие зрительного восприятия и узнавания; – развитие зрительной памяти и внимания; – развитие слухового внимания и памяти;развитие навыков соотносительного анализаумения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму умения планировать деятельностьразвитие наглядно-образного мышленияразвитие речи, овладение техникой речи расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
коррекция индивидуальных пробелов в знанияхДиагностика обучаемостиЧто нового узнали на уроке?Ответить на вопросы по новому содержаниюВыполнить задание по образцуНовая ситуация с творческим заданиемДети с социально-педагогической запущенностью.
Основными причинами формирования такой запущенности является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к их развитию, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности как в личностной, так и в интеллектуальной сфере. В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы:-Непосильность требований;-Перегрузка учебными заданиями;-Отрицательная оценка результатов учения;-Негативное стимулирование поведения.
Педагогу следует учитывать, что у детей данной категории возможны трудности при формировании личностных и коммуникативных УУД. В связи с этим дети группы риска нуждаются во взаимодействии всех специалистов образовательного процесса при формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Деятельность учителя, работающего
в условиях интегрированного обучения детей с ООПДиагностика уровня развития ребенкаСоставление индивидуального образовательного маршрута Отслеживание динамики развития ребенкаВзаимодействие со специалистами и родителямиОхрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенкаРеализация коррекционной направленности
учебно-воспитательного процесса Приёмы психологической коррекции:
1.Доверие к личности ребёнка2.реально осознаваемых действующих мотивов поведения3.Анализ конфликтных ситуаций4.Безусловное принятие5.Игнорирование6.Эмоциональное поглаживание7.Ассоциации8.Обратная связь9.Моделирование желаемого поведения10.Релаксация11.Ритуалы.Классификация состояния риска:-состояние риска академической неуспешности возникают, когда дидактические требования, предъявляемые ребёнку, не соответствуют уровню зрелости психофизиологических, общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных функций, обеспечивающих процесс учения;-состояние социального риска, когда ребёнка не устраивает его положение в школьной среде или нагрузки, которые он испытывает, оказываются для него сверхвысокими;-состояние риска по здоровью – следствие физиологического отклика организма на преобладание в процессе обучения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний;-состояние комплексного риска.Причинымедико-биологические социально-психологическиеКоличество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6
до 11 %Основные черты детей с ЗПР:повышенная истощаемость низкая работоспособностьнезрелость эмоций, воли, поведения ограниченный запас общих сведений и представлений бедный словарный запасвосприятие характеризуется замедленностью трудности словесно-логических операций страдают все виды памяти необходим более длительный период
для приема и переработки информации
Источник
1
Особенности детей с особыми образовательными потребностями
2
Дети с речевыми нарушениями неустойчивость внимания и памяти, ограниченность мышления; трудности в усвоении учебных навыков; отклонения в эмоционально – волевой сфере: раздражительность,возбудимость; соматические проблемы: быстрая истощаемость, двигательная расторможенность, нарушения сна, частые головные боли; особенности характера: замкнутость, негативизм, аффективные срывы, апатия, равнодушие, нерешительность, пугливость, застенчивость.
3
Дети с ЗПР психофизический инфантилизм эмоциональная незрелость, игровые мотивы, неспособность к волевому усилию, неумение планировать свою деятельность; хорошо развито наглядно-действенное мышления, низкий уровень логического мышления; сужен объем памяти, низкий уровень долговременной памяти; неустойчивое внимание, проявления гиперактивности. Дети с ЗПР психофизический инфантилизм эмоциональная незрелость, игровые мотивы, неспособность к волевому усилию, неумение планировать свою деятельность; хорошо развито наглядно-действенное мышления, низкий уровень логического мышления; сужен объем памяти, низкий уровень долговременной памяти; неустойчивое внимание, проявления гиперактивности.
4
Дети с умственной отсталостью снижена потребность в познании; замедленное, фрагментарное восприятие; отсутствует избирательность восприятия; трудности восприятия пространства и времени; мыслительные процессы тугоподвижных; мышление на уровне конкретных понятий; внимание неустойчивое, с трудностями переключения и распределения; эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.
5
Дети с проблемами слуха отставание в развитии обусловлено временным фактором потери слуха; ограниченность мышления; трудности словесно-логического мышления, память, внимание, невербальный интеллект в рамках возрастной нормы; трудности в усвоении учебных навыков; особенности характера: замкнутость, негативизм, нерешительность, пугливость; чувство одиночества. Дети с проблемами слуха отставание в развитии обусловлено временным фактором потери слуха; ограниченность мышления; трудности словесно-логического мышления, память, внимание, невербальный интеллект в рамках возрастной нормы; трудности в усвоении учебных навыков; особенности характера: замкнутость, негативизм, нерешительность, пугливость; чувство одиночества.
6
Дети с проблемами зрения внимание, память, логическое мышление развиваются нормально; ограниченность представлений, сложности формирования соотношения между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями /у слепых детей/; трудности пространственного восприятия, анализа и синтеза; снижена умственная и физическая работоспособность; наблюдается неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции, раздражительность, агрессивность; чувство одиночества. Дети с проблемами зрения внимание, память, логическое мышление развиваются нормально; ограниченность представлений, сложности формирования соотношения между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями /у слепых детей/; трудности пространственного восприятия, анализа и синтеза; снижена умственная и физическая работоспособность; наблюдается неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции, раздражительность, агрессивность; чувство одиночества.
7
Дети с ДЦП замедленность, истощаемость психических процессов (церебрастенический синдром у детей); трудности переключения на другие виды деятельности; недостаточность концентрации внимания, снижен объем механической памяти; низкая познавательная активность; недостаточность пространственных представлений /дисграфия, дискалькулия/; эмоциональная лабильность; проблемы самооценки и личностная незрелость, иждивенческие установки; застенчивость, обидчивость, замкнутость. Дети с ДЦП замедленность, истощаемость психических процессов (церебрастенический синдром у детей); трудности переключения на другие виды деятельности; недостаточность концентрации внимания, снижен объем механической памяти; низкая познавательная активность; недостаточность пространственных представлений /дисграфия, дискалькулия/; эмоциональная лабильность; проблемы самооценки и личностная незрелость, иждивенческие установки; застенчивость, обидчивость, замкнутость.
8
Дети с РДА уровень интеллектуального развития варьируется в зависимости от вида РДА; хорошо развита механическая слуховая и зрительная память, пространственная ориентация; мышление шаблонное, стереотипное; склонны к фантазированию, часто пишут стихи; высокий уровень тревожности, склонность к страхам, гиперсензитивность, застреваемость, равнодушие; избегание социальных контактов. Дети с РДА уровень интеллектуального развития варьируется в зависимости от вида РДА; хорошо развита механическая слуховая и зрительная память, пространственная ориентация; мышление шаблонное, стереотипное; склонны к фантазированию, часто пишут стихи; высокий уровень тревожности, склонность к страхам, гиперсензитивность, застреваемость, равнодушие; избегание социальных контактов.
9
Дети с синдромом Дауна отставание в моторном развитии – тонкая и общая моторика; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи и пониманием обращенной речи; трудности концентрации внимания, слабая слуховая память; трудности с умением обобщать, рассуждать, доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.); замедленность психических процессов; дети приветливы, общительны, доверчивы, проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Дети с синдромом Дауна отставание в моторном развитии – тонкая и общая моторика; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи и пониманием обращенной речи; трудности концентрации внимания, слабая слуховая память; трудности с умением обобщать, рассуждать, доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.); замедленность психических процессов; дети приветливы, общительны, доверчивы, проявляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми.
10
Чувства родителей
11
Первая стадия Переживания горя – шок и неготовность принять и поверить. слезы, потеря сна и аппетита; упадок сил, снижение активности и оцепенение; снижение способности к рациональному мышлению, к концентрации внимания; родители могут выглядеть смущенными и игнорировать рекомендации специалистов; снижение социальной активности (сужение круга общения); родители часто задают себе вопросы: «Почему Я», «Почему это случилось именно со мной?». Первая стадия Переживания горя – шок и неготовность принять и поверить. слезы, потеря сна и аппетита; упадок сил, снижение активности и оцепенение; снижение способности к рациональному мышлению, к концентрации внимания; родители могут выглядеть смущенными и игнорировать рекомендации специалистов; снижение социальной активности (сужение круга общения); родители часто задают себе вопросы: «Почему Я», «Почему это случилось именно со мной?».
12
Вторая стадия Отрицание или «активная позиция» родители доказывают всем и самому себе, что с нами все в порядке; поиск «действительно эффективного средства»; поиск виновного, желание наказать виновника; чувство неопределенности, одиночества, недоверия к окружающим и обиды; реабилитационные службы; «целители», «маги», «знахари» – снятие родового проклятия, порчи, сглаза; «хождения по кругу» – многие родители проходят эту стадию по нескольку раз; Вторая стадия Отрицание или «активная позиция» родители доказывают всем и самому себе, что с нами все в порядке; поиск «действительно эффективного средства»; поиск виновного, желание наказать виновника; чувство неопределенности, одиночества, недоверия к окружающим и обиды; реабилитационные службы; «целители», «маги», «знахари» – снятие родового проклятия, порчи, сглаза; «хождения по кругу» – многие родители проходят эту стадию по нескольку раз;
13
Третья стадия Горечь, депрессия, гнев чувства отчаяния и апатии; некоторым родителям свойственны перемены настроения, чувство вины, снижение самооценки; психосоматические расстройства: сильные головные боли, боли в сердце, проблемы с желудком, трудности с приемом пищи: некоторые люди не могут есть либо, наоборот, испытывают постоянное чувство голода, нарушения сна; матери чувствуют себя очень одинокими и раздраженными. Третья стадия Горечь, депрессия, гнев чувства отчаяния и апатии; некоторым родителям свойственны перемены настроения, чувство вины, снижение самооценки; психосоматические расстройства: сильные головные боли, боли в сердце, проблемы с желудком, трудности с приемом пищи: некоторые люди не могут есть либо, наоборот, испытывают постоянное чувство голода, нарушения сна; матери чувствуют себя очень одинокими и раздраженными.
14
Четвертая стадия Реорганизация готовность принять факт, что у ребенка действительно существуют нарушения в развитии (серьезный диагноз); на фоне разочарования в связи с этим, появляются ресурсы направленные на то, чтобы строить жизнь с таким ребенком; в семье выработались хорошие навыки преодоления стрессовых ситуаций и способы справляться с каждодневными трудностями; родители могут говорить о будущем, строят дальние и ближние планы; постепенно начинает восстанавливаться круг общения, у родителей появляются интересы, которые связаны не только с уходом за ребенком, но и с их собственными потребностями. Четвертая стадия Реорганизация готовность принять факт, что у ребенка действительно существуют нарушения в развитии (серьезный диагноз); на фоне разочарования в связи с этим, появляются ресурсы направленные на то, чтобы строить жизнь с таким ребенком; в семье выработались хорошие навыки преодоления стрессовых ситуаций и способы справляться с каждодневными трудностями; родители могут говорить о будущем, строят дальние и ближние планы; постепенно начинает восстанавливаться круг общения, у родителей появляются интересы, которые связаны не только с уходом за ребенком, но и с их собственными потребностями.
Источник