Презентация развитие ребенка раннего возраста

Слайд 1

«Особенности развития детей раннего возраста» Составила: Бурмистрова Юлия Викторовна педагог-психолог МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г.Ртищево Саратовской области » 2015г.

Слайд 2

Период от 1 года до 3 лет – – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Слайд 3

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.

Слайд 4

В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).

Слайд 5

«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:

Слайд 6

восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Познавательная сфера

Слайд 7

Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ори­ентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотне­сению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривання . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Слайд 8

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых пред­метов, у него совершенствуется способность переключать и распреде­лять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Слайд 9

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным вос­приятием — узнаванием. Память носит непро­извольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте при­нимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смыс­ловая память ребенка.

Слайд 10

В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные опера­ции, которые проявляются в различении и сравнении различных при­знаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появ­ляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начи­нает осваивать операцию замещения: один предмет может быть исполь­зован как заместитель другого.

Слайд 11

В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Слайд 12

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Слайд 13

Личностное развитие

Слайд 14

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация

Читайте также:  Таблица психофизического развития ребенка до 3 лет

Слайд 15

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя – сначала по имени, в третьем лице: “Тата”, “Саша”. Потом, к трем годам , появляется местоимение “я”. Становление самосознания

Слайд 16

Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Формирование самооценки

Слайд 17

Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности

Слайд 18

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии

Слайд 19

У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха

Слайд 20

Спасибо за внимание

Источник

Слайд 1

Этапы возрастного развития ребенка. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста.

Слайд 2

В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды: «новорожденность» « младенчество» « ранний возраст» « дошкольный возраст»

Слайд 3

Первый год жизни Новорожденность Младенчество

Слайд 4

Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.

Слайд 5

Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода – эмоциональное общение

Слайд 6

Первый кризис – кризис первого года Не забывайте, что ваш ребенок многому научился за год, и многое уже умеет, но он еще не научился рассказать о своих желаниях или потребностях. Ребенку не понять, почему ему запрещают, поэтому продолжает изучать запретный предмет, а в ответ еще громче родители произносят нельзя. Вот тут ребенок не выдерживает и начинает плакать, потому что словами он не может еще высказать своего недовольства. Вот и происходит столкновение воли ребенка и воли родителя, ребенок продолжает самостоятельное изучение окружающего мира, и опять натыкается на запреты.

Слайд 7

Ранний возраст (от года до трех лет) • предметная деятельность и деловое общение со взрослым; • активная речь; • произвольное поведение; • формирование потребности в общении со сверстниками; • начало символической игры; • самосознание и самостоятельность Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой: Ребенок Предмет Взрослый

Слайд 8

Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.

Слайд 9

Закономерности развития детей раннего возраста

Слайд 10

Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними

Слайд 11

Предметная деятельность – Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий – взрослый и совместная деятельность с ним . – Ребёнок в начале усваивает в новых действиях наиболее общее : цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия осмысленными и целенаправленными. – Взрослый – образец для подражания, руководитель, контролёр, а также источник эмоциональной поддержки.

Слайд 12

Познавательное развитие Восприятие Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на случайные признаки. Возникает зрительная ориентировка, целенаправленный выбор предмета по образцу. Развивается слуховое восприятие и Фонематический слух . Внимание и память носят непроизвольный характер и вплетены в другую деятельность Мышление. Для детей раннего детского возраста характерно наглядно- действенное мышление. В раннем детстве происходит формирование обобщения. Обобщение предметов первоначально возникает в действии , а затем закрепляется в слове.

Слайд 13

Развитие речи Этапы развития речи. Этап автономной детской речи. Появление первых активных слов.( Примерно во второй половине второго года жизни ребёнок начинает говорить.) Усвоение грамматического строя речи. (расширяется круг общения, повышается речевая активность, возрастает интерес к детской речи) Речь начинает выступать в роли основного средства познания . Феномен автономной речи впервые описал Ч. Дарвин. Эта речь отличается по звучанию и значению. Она не совпадает с речью взрослых. В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяют два периода: первый период – от 1 года 3 месяцев до 2 лет. Это время предложений, состоящих из слов, которые употребляются в неизменном виде. Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения

Читайте также:  Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями

Слайд 14

Главные направления по активизации речи 1.Обратить внимание на типичные интересы ребёнка, на свойственный ему на данном этапе тип общения со взрослым (эмоциональный или деловой); 2.Обращаясь к ребёнку, следует говорить чётко и ясно, не слишком тихо и добиваться от него внятного произношения; 3.Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным и увлекательным для малыша рассказом; 4.Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки; 5.Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения (сказать, сообщить, позвать).

Слайд 16

Кризис трех лет «Я сам!» Что делать???

Слайд 17

Возраст строптивости Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Возрастают самостоятельность, активность ребенка. 2,5 – 3,5-4 года.

Слайд 18

С емизвездие симптомов кризиса трёх лет.

Слайд 19

Спокойствие, только спокойствие; Методом проб и ошибок; Свобода выбора; Что наша жизнь? Игра!

Слайд 20

Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Слайд 21

Давайте играть! Удачи!

Слайд 22

Презентацию подготовили слушатели курса: Козлова Л.С. Куликова М.В. Хусаинова Г.Р.

Слайд 23

Используемая литература: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий «Возрастная п сихология» Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Интернет-ресурсы

Источник

Слайд 1

Психологическое развитие детей раннего возраста. Выполнила: Стародубцева Алёна Александровна

Слайд 2

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Слайд 3

Познавательная сфера Развитие познавательных процессов идёт быстрыми темпами: стремительно развивается внимание, память, мышление, восприятие и др.

Слайд 4

Восприятие В ыдающийся психолог ХХ века Л.С. Выготский отмечает, что главной доминирующей функцией этого возраста является восприятие. В эксперименте К.Левина ( сесть на большой камень, лежащий на лужайке) с детьми показано, что до 2-х лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие . Восприятие у детей раннего возраста развивается вместе с тем, как они начинают отличать один предмет от другого, выполнять осознанно те или иные действия. Перейдя к зрительной ориентировке, ребёнок выполняет верно, действия уже без примеривания . Поэтому в возрасте 2,5 – 3 лет ребёнок уже способен осуществить выбор предмета, сначала по форме, потом по величине, по цвету. Зрительный выбор по образцу – задача, которая значительно сложнее, чем простое узнавание знакомого предмета. Только к трём годам восприятие ребёнка приближается к восприятию взрослого.

Слайд 5

Развитие предметной деятельности . Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая, закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка перено­сятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудни­ка и помощника в этом, овладении. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода .

Слайд 6

Рисование В связи с развитием предметной деятельности в раннем детстве возникают и предпосылки к овладению рисованием. В раннем детстве ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули и усваивает изобразительную функцию рисования — начинает понимать, что рисунок может изображать те или иные предметы. Начало нанесения каракуль связано с манипулированием карандашом и бумагой, которые дают ребенку взрослые. Подражая взрослым и проводя карандашом по бумаге, дети начинают замечать остающиеся на ней следы. Каракули, которые появляются из-под карандаша, представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные, со слабым одинаковым нажимом линии.

Слайд 7

Память Малыш от года до двух лет узнаёт знакомое лицо, которое не видел от 1,5 до 2-х месяцев. На третьем году жизни он узнает объект, который видел год назад. В связи с развитием речи развивается словесно-логическая память, дети начинают подговаривать потешки , короткие стишки.

Слайд 8

Внимание Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Как только ребёнок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию его внимания. Малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в поле его зрения. Так как ребёнок знакомится с всё большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. В тот момент, когда ребёнок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета (частях) и таким образом повысить уровень концентрации внимания. В процессе освоения речи ребёнок приобретает умение удерживать внимание на словах. А вскоре он научается выполнять простые инструкции взрослого. К концу третьего года ребёнок может выполнять две инструкции из трёх. Пример. В возрасте от 2 до 3-х лет малыш может удерживать внимание от 8 до 10 минут. Но дети в этом возрасте ещё «часто отвлекаются и находятся во власти зрительного восприятия». Неустойчивость внимания в этом возрасте не должна особенно беспокоить взрослых.

Читайте также:  Анкета для опроса родителей о динамике развития ребенка

Слайд 9

Мышление Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер и развивается под воздействием восприятия. Это значит, развивается благодаря постоянному манипулированию находящимися вокруг него предметами. По образному выражению Л.Ф. Обуховой, мышление ребёнка данного возраста можно видеть глазами. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддерживать мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней. Мышление начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задаёт вопросы, следовательно, у него появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Одной из характерных особенностей хорошо развитого трёхлетнего ребёнка является его умение вести разговор со взрослым, как со своим сверстником.

Слайд 10

Воображение Первые проявления воображения появляются в возрасте от 2,5 до 3- лет, когда ребёнок способен действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Сначала ребёнок играет только с реальными предметами, затем использует те предметы – заместители, которые предложил взрослый. К концу раннего детства малыш самостоятельно выбирает предмет – заместитель, и уже не случайно, а сознательно. Однако воображение связано с предметами и их обыгрыванием.

Слайд 11

Речь

Слайд 12

Эмоциональное развитие малышей Эмоции играют важную роль в жизни детей. Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален. Однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного и плечевого поясов. Эта стратегия позволяет полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защёлку душевными волнениями.

Слайд 13

Общение Общение у детей в этом возрасте носит ситуативно–личностный характер. Это значит, что каждому ребёнку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание педагога, иметь индивидуальный контакт с ним . Дети играют «рядом, а не вместе». Друг для друга они часто становятся источником отрицательных эмоций, так как часто «ущемляют интересы» друг друга (отбирают игрушки, толкаются).

Слайд 14

Кризис трёх лет

Слайд 16

Негативизм. Ребёнок отказывается делать то, что мы его просим. И, если взрослый будет действовать в приказном стиле (авторитарно), то взаимодействие с ним может дойти до абсурда. Ребёнок будет отвечать наперекор: «Иди домой – не пойду», «Ешь суп – не буду» и т.д. Но негативизм и непослушание – это разные вещи. При непослушании ребёнок занят интересным делом и не хочет его прерывать, но если мы предложим ему более интересное, то он согласится. При непослушании ребёнок следует своему желанию, но наперекор желанию взрослого. При негативизме ребёнок выступает против взрослого и наперекор своему желанию. Негативизм изобретателен, ребёнок часто отказывается выполнять просьбы одного из родителей или воспитателей. Главное для него сделать не так, как просит этот взрослый. В этом случае взрослому надо проанализировать свои взаимоотношения с ребёнком, может он очень требователен или непоследователен в своих действиях. Упрямство . Это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-то только потому, что он так сказал, а вовсе не потому, что ему очень хочется. Строптивость не направлена на человека, а направлена на образ жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3-х лет. При авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3-х лет. Своеволие проявляется в том, что ребёнок хочет делать всё сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Не случайно после 2-х лет ежеминутно можно слышать: «Я сам», «Я хочу», «Я не хочу». Протест – бунт проявляется в том, что всё поведение ребёнка носит протестующий характер, как будто ребёнок находится в состоянии войны с окружающими. Протест – бунт выливается в частые ссоры с родителями, ребёнок ведёт себя очень агрессивно. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, правилам поведения. Ребёнок может начать употреблять бранные слова. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трёхлетнего ребёнка могут потерять ценность ещё недавно любимые игрушки, он тогда может бросать их, рвать. Деспотизм чаще проявляется в семье с единственным ребёнком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребёнок хочет стать «господином положения». Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребёнок также стремится к власти и поэтому проявляет ревность к сёстрам или братьям.

Слайд 17

Список литературы: 1. Эльконин Д. П. Детская психология: Учебное пособие для вузов. -М.: Владос , 1999 г.. 2. Обухова Л.Ф.Детская психология; теории, факты, проблемы. -М.: Тривола , 1995. 3. Зеньковский В,В, Психология детства. -М.: Академия, 1995 4. Шпиц Р., Коблинер У . Первый год жизни. М.:Академический проект, 2006.

Источник