Презентация периодизация психического развития ребенка

Презентация периодизация психического развития ребенка thumbnail

Слайд 1

Детская психология Презентация на тему «Периодизация возрастного психического развития» Выполнила Горулева Евгения Николаевна Педагогика и методика дошкольного образования Группа № 3 Ярославль 2014г.

Слайд 2

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы Непрерывный процесс развития идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. Периодизация Д.Б.Эльконина Дискретный процесс развития идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития. Периодизация Л.С.Выготского

Слайд 3

Основные понятия теории Л.С.Выготского Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой Ведущая деятельность – деятельность , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов

Слайд 4

Кризис новорожденности 0 – 2 месяца Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 5

Младенчество 2 месяца – 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого Ведущая деятельность Эмоциональное общение Психологические новообразования Потребность в общении, х одьба, автономная речь, предметное восприятие, различение близких, базовое доверие к миру

Слайд 6

Кризис 1 года Противоречия между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения Физическое отделение от матери Расширение пространства, доступного для ребенка Рост самостоятельности Первые акты протеста

Слайд 7

Раннее детство 1 – 3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»

Слайд 8

Кризис 3 лет Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения Семь основных симптомов этого возраста : Негативизм Упрямсто Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм Психологическое отделение от взрослого

Слайд 9

Дошкольный возраст 3 – 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью

Слайд 10

Кризис 7 лет Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни Возможна потеря детской непосредственности Стремление к общественно-значимой деятельности Возникновение внутренней психической жизни Тенденция к волевой форме поведения

Слайд 11

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину Сходна с периодизацией Л.С. Выготского , но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами Эпоха раннего детства Младенчество (до года) Ранний возраст (1-3 года) Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный возраст (7-11 лет) Эпоха отрочества Подростковый возраст (11-15 лет) Ранняя юность (15-17 лет)

Слайд 12

Список используемой литературы: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб: Питер, 2009 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С.6-20. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской . М., 1996. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: “Кризис 3 лет”, “Младенческий возраст”, “Ранний возраст”. М., 1992. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства Учебное пособие. -Ярославль, 1998.

Слайд 13

Благодарю за внимание!!!

Источник

1. ЛЕКЦИЯ 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Григоренко Н.Н., канд. филос. наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и психологии

КемГУКИ

2. ВОПРОСЫ:

Подходы к периодизации
психического развития в возрастной
психологии
Различные периодизации
возрастного развития
Современные тенденции
периодизаций возрастного развития

3. Различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом

Процесс непрерывный
Процесс дискретный

4. Сторонники идеи дискретного развития

Аргументы:
Развитие идет
неравномерно, то
ускоряется, то замедляется
и имеет главный, ведущий
фактор развития

5. Сторонники непрерывного развития

Процесс развития идет, не
останавливаясь, не ускоряясь
и не замедляясь
Границ, отделяющих один
этап от другого, нет

6. Два подхода к периодизации развития

Стихийный
Нормативный

7.

Сторонники стихийного подхода полагают,
что процесс развития складывается
стихийно, под воздействием множества
случайных факторов и обстоятельств,
происходящих в жизни детей
Нормативным считается идеальный
процесс развития с учетом всех
влияющих факторов при
правильной организации обучения и
воспитания

Читайте также:  Строительные игры необходимы для развития ребенка

8. Все периодизации можно разделить на три группы (Л.С. Выготский)

Первая группа включает в себя периодизации,
построенные на основе внешнего критерия,
связанного с процессом развития
Вторая группа – периодизации, основанные на
одном внутреннем критерии, выбранном
произвольно
Третья группа выделяет периоды развития на
основе существенных критериев, признаков

9. 1-ая группа

Периодизация К. Бюлера
Три ступени развития:
инстинкт, дрессура (навыки), интеллект
Считал, что ребенок начинает чтолибо осознавать после
дошкольного возраста

10. Р. Заззо

построил свою периодизацию таким
образом, что системы воспитания и
обучения совпадают с этапами детства:
0–3 года – раннее детство;
3–5 лет – дошкольное детство;
6-12 лет – начальное школьное
образование;
12–16 лет – обучение в средней школе;
17 лет и старше – высшее и
университетское образование

11. П.П. Блонский

предложил строить периодизацию
по смене зубов:
беззубое детство,
молочнозубое,
период постоянных зубов

12. Вторая группа

З. Фрейд построил периодизацию с
учетом полового созревания и
предложил следующие стадии:
оральную,
анальную,
фаллическую,
латентную,
генитальную

13. Л. Колберг

Сделал акцент на моральное развитие
и выделил следующих три уровня.
1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом
силы, страх быть обманутым и недополучить
благ.
2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет):
перед товарищами, ближайшим окружением;
стыд общественного осуждения, негативной
оценки больших социальных групп.
3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать
своим нравственным принципам, собственной
системе нравственных ценностей.

14. Периодизация Э. Эриксона

1) доверие – недоверие (1 год);
2) достижение равновесия: самостоятельность
и нерешительность (2–4 года);
3) предприимчивость и чувство вины (4–6 лет);
4) умелость и неполноценность (6-11 лет;
5) идентификация личности и путаница ролей
(12–15 лет – девочки и 13–16 лет – мальчики);
6) близость и одиночество (начало зрелости и
семейной жизни);
7) общечеловечность и самопоглощенность
(зрелый возраст);
8) целостность и безнадежность.

15. Ж. Пиаже

за основу своей периодизации взял
интеллектуальное развитие и
выделил следующие четыре стадии:
1) сенсомоторная стадия
(от рождения до 18–24 месяцев);
2) дооперационная стадия (от 1,5–2 до 7 лет);
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12
лет);
4) стадия формальных операций (от 12 до 17
лет)

16. Периодизация Л.С. Слободчикова:

1 ступень – оживление (от рождения до
1 года);
2 ступень – одушевление (от 1 года до
5–6 лет);
3 ступень – персонализация (от 6 до 18
лет);
4 ступень – индивидуализация (от 17 до
42 лет)

17. А. Дистервег

установил три возрастные стадии:
1 стадия – господства ощущения
2 стадия – господства памяти
3 стадия – господства разума

18.

«Только внутренние изменения
самого развития, только
переломы и повороты в его
течении могут дать надежное
основание для определения
главных эпох построения
личности ребенка»
(Выготский Л.С., 1991 г.)

19. Социальная ситуация развития

— это ≪совершенно своеобразное,
специфическое для данного
возраста, исключительное,
единственное и неповторимое
отношение между ребенком и
окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной≫

20. Возрастные н о в о о б р а з о в а н и я — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего

развития
Психологические новообразования
представляют собой новый тип строения
личности ребенка, те психические и социальные
изменения, которые впервые возникают на
данной ступени и которые в самом главном и
основном определяют сознание ребенка, его
отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю
жизнь, весь ход его развития в данный период

21. Периодизация Л.С. Выготского

— кризис новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1 год);
— кризис одного года;
— раннее детство (1 — 3 года);
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет);
— кризис семи лет;
— школьный возраст (8—12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—17 лет);
— кризис 17 лет.

22. Периодизация Д.Б. Эльконина

23.

24.

25. Современные параметры периодизации возрастного развития

1.
2.
3.
4.
5.
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Ведущая потребность
Личностные новообразования
Кризис

26.

Подумайте над смыслом наблюдения Ф. Мирбаха
“Мы охотнее используем
чужой опыт, тем более если он
удачный, чем сами ищем пути
решения своих проблем.
Из новых Законов Мерфи,
адаптированных
к сфере образования

Читайте также:  Социальные качества как фактор личностного развития ребенка

27.

Спасибо за
внимание!

Источник

1. Возрастная периодизация психического развития

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
План:
Стадиальность процессов психического развития.
Основные подходы к периодизации психического развития.
Периодизация психического развития в свете психоаналитической теории З.Фрейда.
Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона
Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.
Периодизация психического развития Л.С. Выгодского.
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Периодизация психического развития по А.В. Петровскому.

2. Подходы к периодизации психического развития

ПОДХОДЫ К ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
1. Нормативный подход – строится с учётом
того, каким должно быть развитие в идеале
при полном учёте всех влияющих на него
факторов и при правильной организации
обучения и воспитания.
2. Стихийный подход – под влиянием
случайных факторов и обстоятельств жизни.

3. Классификация периодизаций )

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЙ
)
1. Периодизация путём ступенчатообразного
построения процессов. (Л.С. Выгодский)
2. Периодизации, основанные на выделении
одного признака: на основе смены зубов
(Блонского).
3. Периодизации, основанные на выделении
особенностей самого развития:
периодизация психосоциального развития
Фрейда.

4. Психосексуальная теория развития личности (З. Фрейд)

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ (З. ФРЕЙД)
Стадия
развития
Области
удовлетворе
ния
Способы
удовлетворения
Негативное
Задачи развития
Оральные
(до 2 лет)
Губы, язык,
зубы
Уменьшение
напряжения
(голода, жажды) с
процессом
кормления
Переедание, сосание,
грызение ногтей
Отделение себя от
материнского тела
Анальная
(от 2 до 3 лет)
Мочевой
пузырь
Дефекация
Сочетание аккуратности,
бережливости, упрямства
Приучение к
туалету,
формирование
самоконтроля
Фаллическая
(от 4 до 5 лет)
Генитальные
области тела
Осознание
сексуальных
различий
У девочек неправильное
отношение к сексуальным
запретам и неврозу, либо
«комплекс маскулинации», у
мальчиков – «эдипов
комплекс»
Идентификация со
взрослым своего
пола
Латентная
(от 6 до 12
лет)
В этот период сексуальность не прогрессирует. Ослабевает
привязанность к родителям. Обращение к отношениям со
сверстниками, к учению, спорту
Расширение
социальных
контактов
Генитальная
(от 12 до 18)
Возвращение энергии к половым органам. Юноши и девушки
осознают свою половую принадлежность и начинают искать пути
удовлетворения своих эротических и межличностных потребностей.
Установление
интимных
отношений

5. Психосоциальная теория развития личности Э.Эриксона

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ Э.ЭРИКСОНА
Стадия
Содержание кризиса
Нормальное
развитие
Аномальное развитие
Орально-сенсорная
(до 1 года)
Базовое доверие –
базовое недоверие
Доверие к людям,
надежда
Подозрительность,
замкнутость
Мышечно-анальная
(от 1 до 3 лет)
Автономия – стыд и
сомнение
Сила воли
Несамостоятельность,
стыд
Локомоторногенитальная
(от 3 до 6 лет)
Инициативность –
чувство вины
Активность
Покорность,
пассивность
Латентная
(от 6 до 12 лет)
Трудолюбие –
неполноценность
Компетентность
Инерция
Подростковая
(от 12 до 19 лет)
Эго-идентичность –
ролевое смешение
Осознанный выбор
судьбы
Спутанность ролей,
зависимость
Ранняя зрелость
(от 20 до 25 лет)
Интимность – изоляция
Опыт близких
отношений, любовь
Одиночество
Средняя зрелость
(от 26 до 64 лет)
Продуктивность стагнация
Забота и развитие
Застой и отрицание
нового
Поздняя зрелость
(свыше 65 лет)
Эго-интеграция отчаяние
Удовлетворённость
прожитой жизнью,
мудрость
Страх смерти

6. Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. Пиаже

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
(КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ) Ж. ПИАЖЕ
Название стадии
Характеристика поведения и мышления
1.Сенсомоторный интеллект
(от рождения до 1,5-2 лет)
Мыслительные функции основываются на данных органов
чувств и движений тела, начиная с простых рефлексов,
которые дают начало более сложным, произвольным формам
поведения
Центрация на
собственном
теле
Упражнение рефлексов (сосёт не только во время еды, но и
пальцы, другие предметы)
Объективация
схем
практического
интеллекта в
пространствен
ной сфере
1 фаза
1 месяц
2 фаза
1-4 месяц
Адаптация сенсорных и моторных структур (поворот головы в
сторону шума, попытка схватить игрушку), первичные круговые
реакции (повторяющиеся действия)
3 фаза
4-8 месяц
Развитие стратегии продления интересных впечатлений,
вторичные круговые реакции (сосредоточенность вовне)
4 фаза
8-12 месяц
Начало развития практического интеллекта: действия
становятся более преднамеренными, возможен недолгий
поиск спрятанных предметов
5 фаза
12-18 месяц
Третичные круговое реакции (сознательное изменение
действий, чтобы посмотреть, что будет), активное
исследование путём проб и ошибок («маленький учёный»)
6 фаза
18-24 месяц
Интериоризация схем и действий (схемы действий в уме для
достижения цели), Формирование внутреннего плана действий

7. Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. Пиаже

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
(КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ) Ж. ПИАЖЕ
Название стадии
Характеристика поведения и мышления
2. Репрезентативный
интеллект – мышление с
помощью представлений.
(2 – 12 лет)
Способность мыслить логически при взаимодействии с
реальными объектами. Сильное образное начало при
недостаточном развитии словесного мышления приводит к
своеобразной детской логике.
Дооперацио
нальная
стадия
(от 2 до 7
лет)
Эгоцентризм мышления (рассматривание мира с своей
собственной точки зрения).
Развитие символического и допонятийного мышления (Ветер дует
потому, что раскачиваются деревья)
1 фаза
2-4 года
2 фаза
4-7 лет
Стадия конкретных
операций
(от 7 до 11-12 лет)
3. Стадия формальных
операций
(от 11-12 лет и далее)
Интуитивное (наглядное мышление)
Мышление становится более гибким, появляется обратимость
логических операций, уменьшается эгоцентричность. Дети
способны делать умозаключения и устанавливать причинноследственные связи. Опора на наглядность
Появляется способность к формулированию, проверке и оценке
гипотез. Решение логических задач как конкретного, так и
абстрактного содержания. Гипотетико-дедуктивный характер
мышления

Читайте также:  Упражнения для развития рук ребенка

8. Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Л. С. ВЫГОТСКОМУ
С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это
постоянный переход от одной возрастной ступени к
другой, связанный с изменением и построением личности
ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к
другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия
между новыми потребностями ребенка и старыми
условиями их удовлетворения, которые его уже не
устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду
предшествует появлению неудовлетворенности ребенка
тем местом, которое он занимает среди людей, и
стремлению это место изменить.
Развитие ребенка протекает
литически (спокойно), и критически.

9. Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Л. С. ВЫГОТСКОМУ
Возраст
0 — 2 мес.
2 мес. — 1
год
1 год
Период или
кризис
Кризис
Положительное
Отрицательное
Переход их утробной среды во
новорожденности
внешнюю
Младенчество
Кризис 1-го года Ребёнок становится на ноги и Негативное связано с позитивными приобретениями
овладевает речью
1 — 3 года Раннее детство
Новые характерные черты
Строптивость, упрямство, негативизм,
3 года
Кризис 3 лет
личности ребёнка
капризность, своеволие
3 — 7 лет
Дошкольный
возраст
Нарушение психического равновесия
7 лет
Кризис 7 лет Возрастает самостоятельность,
изменяется его отношение к
Неустойчивость воли, настроения
другим детям
8-12 лет
Школьный
возраст
Переход к высшей форме
Падение успеваемости снижение работоспособности,
13 лет
Кризис 13 лет
интеллектуальной
дисгармоничность во внутреннем строении
деятельности
личности, отмирание прежней системы интересов,
продуктивность умственной работы
14-17 лет
Пубертатный
период
17 лет
Кризис 17 лет

10. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
Возраст
Ведущая
деятельность
Тип деятельности
Сфера развития
Младенчество (0-1 год)
(Эпоха раннего детства)
Непосредственноэмоциональное
общение
«Ребёнок –
общественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Раннее детство (1-3 года)
(Эпоха раннего детства)
Предметноманипулятивная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуальнопознавательная
Дошкольный возраст (3-6
лет) (Эпоха детства)
Ролевая игра
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Младший школьный
возраст (6-10 лет)
(Эпоха детства)
Учебная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуальнопознавательная
Подростковый возраст (1014) (Подростничество)
Интимно-личностное
общение
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Юношеский возраст (14-18
лет (Подростничество)
Учебнопрофессиональная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуальнопознавательная

11. Периодизация развития личности с позиций социальной психологии А.В. Петровского

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.В. ПЕТРОВСКОГО
Согласно А.В. Петровскому, детство – это в основном
приспособление ребенка к социальной среде, отрочество – проявление
своей индивидуальности. В юности должна произойти интеграция в
обществе.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений
ребенка с членами референтной группы. Для любой группы свойственна
своя деятельность и свой стиль общения. Причем в разные возрастные
периоды ребенок входит одновременно в разные группы. Становление
сопровождается адаптацией, индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к
ней. Ребенку необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату
индивидуальных черт (конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – проявляется как противоречие между
результатом адаптации и неудовлетворенной потребностью (негативизм,
агрессивность, неадекватная самооценка).
Интеграция – ребенок сохраняет те индивидуальные черты, которые
отвечают потребностям группы (изоляция или вытеснение)

12. Периодизация развития личности с позиций социальной психологии А.В. Петровского

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.В. ПЕТРОВСКОГО
Период старшего
школьного возраста
(11-15 лет)
Период среднего школьного
возраста (11-15 лет)
Период младшего школьного
возраста (7-11 лет)
Период детсадовского детства
(3-7 лет)
III
III
II
I
I
Период раннего детства (0-3 лет)
I
II
III
Просоциальное
развитие
Асоциальное
развитие
Адаптация
Индивидуализация
Интеграция

Источник