Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития thumbnail

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему “Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития”

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

2 слайд

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны

Описание слайда:

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года).

3 слайд

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и колле

Описание слайда:

После смерти О.С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, СМ. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании. Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

4 слайд

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей,

Описание слайда:

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

5 слайд

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учре

Описание слайда:

Анализируя практику обучения и воспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

6 слайд

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс пр

Описание слайда:

Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

7 слайд

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную

Описание слайда:

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

8 слайд

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической под

Описание слайда:

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации».

9 слайд

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший

Описание слайда:

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

10 слайд

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции

Описание слайда:

Раскрывая сущность явления «педагогическая поддержка», разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность («самость», самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

11 слайд

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть

Описание слайда:

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. «Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных». А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Читайте также:  Основные этапы диагностики развития ребенка

12 слайд

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитатель

Описание слайда:

Будучи приверженцем гуманистических идей, О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила. 1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей. 2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка. 3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении. 4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами. 5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка. 6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

13 слайд

7.	Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8.	Дов

Описание слайда:

7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий. 8. Доверяя — не проверяй! 9. Признавай право на ошибку и не суди за нее. 10. Умей признать свою ошибку. 11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

14 слайд

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогическо

Описание слайда:

Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогической поддержки, Н.Б. Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя). К ним она относит: • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать; • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать; • уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

15 слайд

•	ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую

Описание слайда:

• ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»); • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; • умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; • собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

16 слайд

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания, по мнению

Описание слайда:

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие: • культура жизненного самоопределения; • культура семейных отношений; • экономическая культура и культура труда; • политическая, демократическая и правовая культура; • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; • экологическая культура; • художественная культура; • физическая культура.

17 слайд

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личн

Описание слайда:

Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции.

18 слайд

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого

Описание слайда:

Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.

Читайте также:  Упражнения на развитие логического мышления ребенка 6 лет

19 слайд

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения пре

Описание слайда:

«Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса, формирование у человека представлений о возможных последствиях его некомпетентного взаимодействия с техникой, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.

20 слайд

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы са

Описание слайда:

Таким образом, самоопределение личности ребенка и связанные с ним процессы самореализации, самоорганизации и самореабилитации являются главным предметом воспитательной деятельности педагога. Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии и саморазвитии О.С. Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». В ряде учебных заведений эти программы стали разделами планов работы классных руководителей

21 слайд

Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о т

Описание слайда:

Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

22 слайд

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки

Описание слайда:

Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: — I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; — II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

23 слайд

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделе

Описание слайда:

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; — IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); — V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

24 слайд

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности

Описание слайда:

Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются благоприятные условия для развития школьника в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере.

25 слайд

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — явля

Описание слайда:

«Деятельность, общение и бытие ребенка, — по утверждению О.С. Газмана, — являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей».

26 слайд

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О

Описание слайда:

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. В публикациях О.С. Газмана и его учеников нам не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания школьников. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевидными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как: • готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации; • развитость индивидуальных способностей ученика; • нравственная направленность личности; • физическое и психическое здоровье школьника; • сформированность базовой культуры учащегося; • защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности. Эти критерии позволяют рассматривать и оценивать эффективность процесса воспитания и как фактора самореализации ребенка, и как важнейшего условия становления индивидуальности школьника.

Выберите книгу со скидкой:

Читайте также:  Развитие речи ребенка с овз реферат

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Курс повышения квалификации

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-598323

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Инфоурок

Директору, завучу
›Презентации›Презентация к педсовету«Педагогика поддержки ребёнка в процессе его развития»

Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики

Описание слайда:

Цель: формирование у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе. Задачи: Выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения учебно-воспитательного процесса. Наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки.

2 слайд

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». П

Описание слайда:

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем:«Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

3 слайд

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от

Описание слайда:

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого. Предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

4 слайд

Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистич

Описание слайда:

Особая деятельность педагога, возможная только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Причину неудачи можно найти именно в шаткости, недостаточности, невыраженности, половинчатости гуманистической позиции.

5 слайд

Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращени

Описание слайда:

Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие САМОпожертвование,САМОкритика, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, САМОактуализаци и другие.

6 слайд

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогик

Описание слайда:

Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на назидание, наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения, разные ухищрения выведать о поступках ребёнка (ябедничество, доносы, чтение записок и дневников).

7 слайд

Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих

Описание слайда:

Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности»; у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желание навредить.

8 слайд

Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку

Описание слайда:

Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.

9 слайд

 Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.

Описание слайда:

Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.

10 слайд

Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

11 слайд

Кредо тактики "содействия": "Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй про

Описание слайда:

Кредо тактики “содействия”: “Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!”. Главные условия перехода к тактикам “содействия” и “взаимодействия”: – ребёнок объективно и субъективно не является “жертвой обстоятельств”; – у него достаточно стабильное эмоциональное состояние; – его самооценка не занижена. Педагог в тактике “содействия” “не работает на будущее ребёнка”, а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим.

12 слайд

Её кредо: "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Педагог: а)

Описание слайда:

Её кредо: “Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств”. Педагог: а) через позицию “педагогической адвокатуры” защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию “буфера” смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.