Презентация на тему развитие речи ребенка дошкольного возраста

Слайд 1

 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Слайд 2

 Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3

 Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Слайд 4

 Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:
  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.
  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Слайд  5 

Характеристика речи детей первой младшей группы

 Словарь:
Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.
Грамматический строй:  
 Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи.
Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях.
Звукопроизношение:
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]).
Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

Слайд 6

Характеристика речи детей второй младшей группы.

 Словарь:
Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов,  Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
 Грамматический строй:
Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола.
Связная речь:
Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы.
Звукопроизношение:
Ребенок  правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’].

Слайд 7

Характеристика речи детей средней группы. 

Словарь:

Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей.

Грамматический строй:

Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой.

Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если».

Связная речь:

 Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых).

Звукопроизношение:

 К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].

Слайд 8

Характеристика речи детей старшей группы. Словарь:

Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй:

Читайте также:  Динамика развития ребенка в процессе работы

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Связная речь: 

Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями.       Звукопроизношение:

В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен  замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи.

В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).

Слайд 9

Характеристика речи детей подготовительной группы. 

Словарь:

Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы.

Грамматический строй:

Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения.

Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле).

Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.)

Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).

Связная речь:

Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме.

Понимать сложные двусмысленные тексты.

Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки.

Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А».    

Звукопроизношение:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.

Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.

Слайд 11

 Требования Стандарта к результатам освоения программы

Слайд 12

 Цель речевого развития дошкольников

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Слайд 13

Проанализируем задачи речевого развития:

– Овладение речью, как средством общения

Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

– Обогащение активного словаря

Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.

– Развитие звуковой культуры речи

– Развитие связной речи

Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.

– Развитие речевого творчества

Развитие речевого творчества – работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

Читайте также:  Плохое физическое развитие ребенка до года

– Знакомство с художественной литературой

Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.

– Формирование звуковой аналитико-синтетической активности

И ещё одна задача речевого развития – формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.

Итак, мы выделили 7 основных задач речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.

Слайд 14

 Направления работы по развитию речи

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Слайд 15

 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование 

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

Слайд 16

5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

 

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову

Детская литература – это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.

Слайд 17   «Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л.Н. Толстой

Источник

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников в играх и упражнениях»

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь , тем легче высказывать ему свои мысли , тем шире его возможности познания окружающего мира , тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять , используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 3

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее , новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь , формировать грамматические категории , развивать связную речь , расширять знания об окружающем мире , развивать словесное творчество , развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 5

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи , обучение правильному звукопроизношению , формирование грамматического строя речи.

Слайд 6

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?» , «Кто как говорит» Нахождение предмета , ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку» , «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой» , «Исправь ошибку» , «Кто больше увидит и назовёт» , «Что напутал Буратино» , «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол» , «Сравни медвежат» , «Сравни разных зверят» , «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют» , «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?» , «Прятки» Подбор глаголов «Кто , что умеет делать?» , «Где что можно делать? » , «Закончи предложение» , «Оркестр» , «Добавь слово» , «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа , нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика» , «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: « Заюшкина избушка» , «Теремок» , « Маша и медведь» …

Слайд 7

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения , развитие фонематического восприятия , голосового аппарата , речевого дыхания , умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук» , «слово».

Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку для развития речи

Слайд 8

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия , интонационной выразительности речи «Найди первый звук» , «Как слово звучит» , «Громко-шепотом» , «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , однокоренных слов , многозначных слов) «Кто больше слов скажет» , «Кто заблудился?» , «Кого можно гладить» , «Шишка» , «Ручка-ножка» , «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт» , «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки , совместного рассказа , творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу» , «Расскажем про белочку» , «В гостях у лесника»

Слайд 9

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи , усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха , закрепление навыков чёткой , правильной , выразительной речи. Дети дифференцируют , что такое звук , слово , предложение.

Слайд 10

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой , слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук , слово , предложение?» , «Едем , летим , плывём» , «Найди слова» , «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , антонимов , сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?» , «Скажи какое» , «Найди точное слово» , «Это правда или нет?» , «Назови одним словом» , «Высокий – низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого» , «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание» , «Придумай рассказ» , «Скажи точнее»

Слайд 11

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников Мнемотехника – это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса , составление рассказов , пересказ худ. литературы , отгадывание и загадывание загадок , заучивание стихов.

Слайд 13

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика , жест , поза , интонация , модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра , а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащение словаря , а так же развития мышления , воображения , внимания и памяти , что является психологической основой правильной речи.

Слайд 14

Музыкальные занятия и развитие речи Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи , музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух , воображение , чувства слова. Каждое слово , слог , звук произносятся осмысленно , с искренним отношением.

Слайд 15

Художественное творчество и развитие речи Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Слайд 16

Влияние оригами на развитие речи дошкольников Оригами («ори» – сгибать, « гам и » – бумага ) японское искусство складывания из бумаги , пользуется большой популярностью , благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигуроригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями , одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания , имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей , их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи , памяти .

Слайд 17

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста « Ум Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » В.А. Сухомлинский Словесная речь ребенка начинается , когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка , творческие способности , фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения .

Слайд 18

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.

Слайд 19

Подвижные игры в речевом развитии В о время игры педагог стремится к расширению объёма понимания речи детей, словарного речевого запаса, к подражательной деятельности. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек , стихотворений , словесного сопровождения подвижных игр.

Слайд 20

Предметно развивающая среда в группе « В пустых стенах ребенок не заговорит …» Е.И. Тихеева Насыщая групповое пространство , воспитатели заботятся в первую очередь о том , чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании , движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием , которое включает наглядный , игровой и демонстрационный материал , обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность .

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Источник