Презентация на тему развитие общения ребенка со взрослым

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка.
Презентация на заданную тему содержит 14 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации»
Образование»
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом
развитии ребенка.
Выполнила: Крутихина Е. С.
Слайд 2
Описание слайда:
Понятие общения:
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Слайд 3
Описание слайда:
Характеристика общения:
каждый участник выступает как субъект. (человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них).
каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело».
У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними.
Слайд 4
Описание слайда:
Функции общения:
Организация совместной деятельности (согласование и объединение усилий для достижения общего результата).
Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений).
Познание людьми друг друга.
Слайд 5
Описание слайда:
Роль общения в психическом развитии ребенка.
Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей.
Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:
1) изучение «детей–маугли»;
2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;
3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Слайд 6
Описание слайда:
Влияние общения на психическое развитие ребенка:
ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Слайд 7
Описание слайда:
Влияние общения прослеживалось в различных сферах психического развития ребенка:
1) в самой области общения;
2) в области любознательности детей;
3) в сфере их эмоциональных переживаний;
4) при формировании любви ко взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам;
5) в сфере овладения речью;
6) в сфере личности и самосознания детей.
Слайд 8
Описание слайда:
Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом:
благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;
благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.
Слайд 9
Описание слайда:
Средства общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
Экспрессивно-мимические (в течении первых двух месяцев жизни):
служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим;
также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т.п.
Предметно-действенные (до 3-х лет) :
отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Речевые операции:
позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Слайд 10
Описание слайда:
Параметры общения.
Слайд 11
Описание слайда:
Основные группы мотивов общения детей с окружающими людьми:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности;
3) потребностью в признании и поддержке.
Слайд 12
Описание слайда:
Мотив общения:
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внееситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребенка:
первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие
наглядных форм мышления;
приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход
к дискурсивному мышлению (5-6 лет).
Деловой: воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.
Слайд 13
Описание слайда:
Категории средств общения:
1) экспрессивно–мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации;
2) предметно–действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
3) речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Слайд 14
Описание слайда:
Виды содержания потребности в общении в первые 7 лет жизни :
1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.);
2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет);
3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5);
4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7).
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Источник
Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
- Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
- Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым
- Ситуативно-личностная форма общения
- Ситуативно-деловая форма общения
- Внеситуативно-познавательная форма общения
- Внеситуативно-личностная форма общения.
Ситуативно-личностная форма общения
остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.
- Ситуативно-личностная форма общения остается главной и единственной от рождения до шести месяцев жизни.
- Сначала это общение выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребенка, улыбается, разговаривает с ним, и он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потом (в три-четыре месяца) уже при виде знакомого человека ребенок радуется, начинает активно двигаться, гулить, привлекать к себе внимание взрослого, а если тот не обращает на него никакого внимания или уходит по своим делам, громко и обиженно плачет. Потребность во внимании взрослого – первая и основная потребность в общении – остается у ребенка на всю жизнь.
- Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными.
Ситуативно-деловая форма общения
- Ситуативно-деловая форма общения
- Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.
Взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, показывает как пользоваться теми или иными предметами, игрушками. - Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.
.
Значение ситуативно-делового общения для психического развития ребенка состоит в следующем:
- Значение ситуативно-делового общения для психического развития ребенка состоит в следующем:
- Во-первых, в таком общении ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами: ложкой, расческой, горшком, играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.
Во-вторых, здесь начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка. Манипулируя предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению.
В-третьих, в ситуативно-деловом общении с взрослым появляются первые слова ребенка. Причем эту задачу – сказать то или иное слово – опять же ставит перед ребенком только взрослый.. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу: показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним новое слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общения, мышления и саморегуляции – речь.
Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным
- Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами ребенка, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия. Такое общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным
Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная
- Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная
- Познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения являются его вопросы, адресованные взрослому Ответы на все эти вопросы может дать только взрослый. Взрослый становится для дошкольников главным источником новых знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг.
- Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность – потребность в уважении со стороны взрослого.
- Потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.
Лучший способ научить чему-то дошкольника, привить ему интерес к какому-то занятию – это поощрять его успехи, хвалить его действия
- Поощрение взрослого не только внушает ребенку уверенность в своих силах, но и делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили. Ребенок, стремясь поддержать и усилить положительное отношение и уважение взрослого, будет стараться рисовать лучше и больше. А это, конечно же, принесет больше пользы, чем страх перед замечаниями взрослого и сознание своей неспособности
Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:
1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.
- Итак, для познавательного общения ребенка с взрослым характерны:
1) хорошее владение речью, которое позволяет разговаривать с взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
2) познавательные мотивы общения, любознательность детей, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
3) потребность в уважении взрослого, которая выражается в обидах на замечания и отрицательные оценки воспитателя.
Внеситуативно-личностная форма общения
возникает к 6-7 годам
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.
Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений.
- Внеситуативно-личностная форма общения возникает к 6-7 годам
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки (и свои и других детей) и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и ровесниками.Старшие дошкольники по-прежнему нуждаются в поощрении и одобрении взрослого. Но их уже больше волнует не оценка их конкретных умений, а оценка их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к его замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений.
- Потребность во взаимопонимании взрослого – отличительная особенность личностной формы общения. Но если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый и т. д., это может сильно обидеть и ранить ребенка, и отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления быть хорошим значительно более полезным будет поощрение его правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков ребенка.
Итак, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2) личностные мотивы;
3) речевые средства общения.
- Итак, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2) личностные мотивы;
3) речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем.
- Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Это значение заключается в следующем.
- Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках.
- Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.
- В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т. д. – и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними .
Спасибо за внимание!
- Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Особенности общения младенца со взрослым Подготовила Лысякова Е.В. Группа 1У
Слайд 2
Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка.
Слайд 3
Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослым В первые две недели новорожденный не реагирует на взрослого. И только в положении «под грудью» появляется сосредоточение. Ребенок замирает и напрягается при длительном ласковом разговоре и поглаживании. В 3 недели воздействие взрослого вызывает ориентировочно-исследовательскую активность младенца. Он пристально вглядывается во взрослого, позднее начинает следить за его передвижениями, рассматривать лицо. В начале 4-й недели жизни ребенок улыбается в ответ на улыбку взрослого, а потом начинает улыбаться по своей инициативе. На втором месяце у младенца складывается сложная реакция на взрослого –КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ
Слайд 4
Комплекс оживления включает четыре основных компонента: замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого; улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка; двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.; вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).
Слайд 5
Основой коммуникативной потребности являются органические нужды ребенка . Беспомощный младенец своим беспокойством и криком оповещает взрослого о дискомфорте и тем самым добивается устранения неприятных факторов. Такие сигналы малыш первоначально никому не адресует, но его неудовольствие каждый раз привлекает взрослого и побуждает к определенным действиям: накормить, сменить пеленки и пр. Жизненная практика помогает младенцу выделить существование взрослого в качестве источника удовлетворения своих потребностей. А стремление управлять таким источником побуждает малыша его исследовать
Слайд 6
К 2 мес. у малыша завершается формирование потребности в общении со взрослым. О ее наличии говорят следующие критерии: внимание и интерес ко взрослому (когда ребенок направлен на его познание) эмоциональные проявления, адресованные взрослому, свидетельствующие о том, что младенец его оценивает и определенным образом относится к нему; инициативные действия малыша с целью привлечь внимание взрослого к себе; чувствительность младенца к отношению взрослого, что обнаруживает восприятие малышом той оценки, которую дает взрослый, и собственной самооценки
Слайд 7
Первой формой общения является ситуативно-личностная . Она считается сложившейся, если: малыш смотрит в глаза взрослого отвечает улыбкой на его улыбку адресует ему инициативные улыбки адресует ему двигательное оживление и вокализации стремится продлить эмоциональный контакт со взрослыми когда ребенок готов перестроить своё поведение в соответствии с поведением старшего партнера В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. !
Слайд 8
Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Мотив общения -личный. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. Общение обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. !
Слайд 9
С 6 месяцев ситуативно-личностная форма общения сменяется на ситуативно-деловую, которая удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве На первый план выступают деловые мотивы. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Ему необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш и участвовал в этом процессе. А взрослый рассматривается младенцем как эксперт, образец, помощник, участник и организатор совместных действий. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Ребенок выражает свое стремление к сотрудничеству позами, жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается и спектр положительных переживаний.
Слайд 10
В позднем младенческом возрасте ( от 6 до 12-14 месяцев) взаимоотношения ребенка со взрослым все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. В данный период развития деятельность ребенка управляется сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинается формирование речи.
Слайд 11
По результатам исследований Дж. Брунера , у ребенка уже в доречевой период формируется ряд способов общения, которые плавно переходят из одного в другой. «Требующий способ» коммуникации. Это врожденные реакции дискомфорта крики с характером требования, в течение которых отсутствуют паузы, предполагающие ответ. «Просящий способ». В этом случае крики менее настоятельны, появляются паузы ожидания ответа. «Обменивающий способ». С 5-6 месяцев. В этот период ребенок использует свои вокализации прежде всего для того, чтобы обратить внимание матери на объект и на свое намерение участвовать в общении. «Взаимодействующий способ». В совместной активности со взрослым соблюдается разделение позиций говорящего и слушающего в структуре общения.
Источник