Презентация методика обследования познавательного развития ребенка

Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация к методической разработке: “Комплексная диагностика развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Комплексная диагностика особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
2 слайд
Описание слайда:
Базовый компонент деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации Приказ Минобразования Ростовской области от 24.03.2015 №163 Приоритетными задачами при реализации базового компонента педагога-психолога ДОО выступают: содействие формированию личности ребенка; определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка; преодоление нарушений в развитии ребенка; создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования. Министр Л.В.Балина
3 слайд
Описание слайда:
Цель: создание условий для реализации дифференцированного подхода к умственному развитию детей дошкольного возраста. Методологические основания – концепция умственного развития дошкольников Л.А.Венгера, согласно которой основной единицей умственного развития ребёнка является ориентировочное действие.
4 слайд
Описание слайда:
Основные методы диагностики Обследование детей четырёх лет: «Цветные коврики» (восприятие цвета); «Пирамидка» (восприятие величины, наглядно-действенное мышление); «Коробка форм» (восприятие, наглядно-действенное мышление). Обследование детей пяти лет: «Бусы» (цвет); «Включение в ряд» (величина); «Разрезные картинки» (зрительный синтез); «Дорисовывание фигур» (воображение); «Рыбка» (наглядно-образное мышление).
5 слайд
Описание слайда:
Обследование детей шести-семи лет: «Дорисовывание фигур» (воображение); «Эталоны» (восприятие); «Классификация по заданному принципу» (логическое мышление); «Рыбка» (наглядно-образное мышление); «10 слов» (память); «Систематизация» (логическое мышление); «Схематизация» (наглядно–образное мышление); «Корректурная проба» (внимание).
6 слайд
Описание слайда:
Изучение готовности детей к обучению в школе № Автор методики Исследуемая функция 1. А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко Отношение ребёнка к школе Мотивационная готовность 2. Б. Бурдон. Корректурная проба Развитие внимания 3. А. Р. Лурия. 10 слов Развитие памяти 4. Л. И. Цеханская. Учебная деятельность Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение действовать по правилу) 5. Тест Керна-Йерасика Субтест «Копирование письменных букв» Развитие зрительно-моторной координации. Школьная зрелость
7 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные общего уровня развития познавательных процессов у обучающихся воспитанников средней группы «Почемучки» в (%) Диаграмма № 1 Уровни развития Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 30% 38% 8% Средний 50% 52% 2% Ниже среднего 20% 10% 10%
8 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные общего уровня развития познавательных процессов у обучающихся воспитанников старшей группы «Рябинки» в (%) Диаграмма № 2 Уровни развития Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 50% 56% 6% Средний 39% 33% 6% Ниже среднего 11% 11% 0%
9 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные общего уровня развития познавательных процессов у обучающихся воспитанников старшей группы «Теремок» в (%) Диаграмма № 3 Уровни развития Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 44% 53% 9% Средний 34% 29% 5% Ниже среднего 22% 18% 4%
10 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные общего уровня развития познавательных процессов у обучающихся воспитанников старшей группы «Непоседы» в (%) Диаграмма № 4 Уровни развития Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 36% 47% 11% Средний 50% 41% 9% Ниже среднего 14% 12% 2%
11 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные готовности к школьному обучению воспитанников подготовительной группы «Семицветики» в (%) Диаграмма № 5 Уровни готовности Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 12% 33% 21% Средний 55% 44% 11% Ниже среднего 33% 22% 11%
12 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные готовности к школьному обучению воспитанников подготовительной группы «Искорки» в (%) Диаграмма № 6 Уровни развития Результаты диагностики Сентябрь Май Динамика развития Высокий 40% 50% 10% Средний 27% 21% 6% Ниже среднего 33% 29% 4%
13 слайд
Описание слайда:
Сравнительные данные общего уровня развития познавательных процессов у детей до и после коррекционно-развивающей работы в (%) Количество воспитанников, входивших в развивающие группы – 44 ребёнка Уровни развития Результаты диагностики До После Динамика развития Высокий 0% 16% 16% Средний 39% 31% 8% Ниже среднего 61% 41% 20%
14 слайд
Описание слайда:
Благодарю за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-106047
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Презентации / Педагогика / Обследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Текст этой презентации
Слайд 1
Обследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста
учитель-логопед: Ванифатьева В.В
Слайд 2
Психолого-педагогическое изучение ребенка – это ведущий и наиболее трудный вид работы в структуре консультирования
Слайд 3
Это диагностическое обследование, во время которого осуществляется оценка развития ребенка, состояния сформирования познавательных процессов, в частности умственных действий и операций, присущих ему индивидуальных особенностей усвоения знаний, необходимых для определения образовательных целей и планирования педагогических стратегий
Слайд 4
Основные параметры оценки познавательной деятельности ребенка
принятие задания
способы выполнения задания
обучаемость в процессе изучения
отношение к результатам своей деятельности
Слайд 5
Допустимые виды помощи
Стимулирующая-привлечение внимания, стимуляция к дальнейшей работе, например, «хорошо», «дальше»
Направляющая- наводящие вопросы или критические замечания; подсказка, рекомендации выполнять другим способом
Обучающая – демонстрация действия и просьба повторить его; выполнения задания по подражанию с использованием указательного жеста; выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции
Слайд 6
Примерный рабочий материал для обследования познавательной деятельности дошкольника
Слайд 7
Запас знаний и представлений о себе и ближайшем окружении
В 3года-знать свое имя, имена близких, родных, воспитателей и др., показывать на пальцах свой возраст
В 4 года -знать фамилию, показывать(называть) возраст
В 5 лет- называть имя, фамилию, отчество , родителей, воспитателей, называть возраст
В 6 лет- знать свой возраст, называть дату рождения
Слайд 8
Запас общих знаний и представлений
В 4 года -знать свой адрес
В 5 лет-полный адрес, с называнием города
В 6 лет-название страны, столицы объяснить, что такое герб, гимн, флаг
Слайд 9
Примерные вопросы
В 3года
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем та пришел?
Как зовут твою маму?
Ходишь ли ты в детский сад?
Какие игрушки у тебя есть?
С чем ты любишь играть: с машинкой или куклой?
А ты знаешь, кто умеет кукарекать?
А кто лаять?
Что можно обувать на ножки?
Покажи свои ножки, коленки, потопай ножками
Чем ты расчесываешь волосы?
Что ты любишь кушать?
Что любит кушать зайчик?
Сейчас день или ночь?
Слайд 10
Как тебя зовут?
Какая у тебя фамилия?
Сколько тебе лет?
В каком городе ты живешь?
Как зовут твою маму, брата, бабушку?
Зачем тебе глаза? Сколько их у тебя?
Когда ты вырастишь ты будешь дядей или тетей?
Какая твоя любимая игрушка?
Какую пользу приносит человеку собака?
Зачем нужен зонтик?
В какое время года бывает снег, цветут цветы, тает снег, на деревьях появляются желтые и красные листья?
Кто лечит людей?
Что можно купить в магазине?
Зачем зимойнужно одевать перчатки?
Зачем нужны двери и окна в доме?
На чем можно ездить?
В 4 года
Слайд 11
В 5 лет
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
В каком городе ты живешь?
На каком этаже?
Назови свой домашний адрес?
Твоя сестра (брат) старше (младше ) тебя?
А ты знаешь имя, отчество мамы, папы?
Когда ты завтракаешь (ужинаешь)?
Для чего нужен светофор?
Что нужно делать, если горит красный(зеленый) цвет?
Какое сейчас время года?
Когда дети катаются на санках, лыжах и коньках?
Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?
Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?
А где живет белка? А собака?
Что раньше появляется на деревьях цветы или плоды?
Какие ты знаешь сказки? (2-3)
Слайд 12
В 6 лет
1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)? 4. Какой сегодня день недели? 5. Какой день недели был вчера? 6. Какой день недели будет завтра? 7. Назови своих любимых сказочных героев. 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? 9. Какие города ты знаешь? 10. Какие деревья растут в лесу? 11. Какие животные дают нам молоко? 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина
Слайд 13
Ориентация во времени
В 3 года-показывать контрастные времена года В 4 года -называть, с указанием двух признаков контрастные В 5 лет – знать последовательность (может путать осень-весна) с указанием 3-4 признаков В 6 лет – дни недели, зимние праздники В 7 лет- последовательно дни недели, название и последовательность месяцев
Слайд 14
Ориентация в пространстве
В 3 года-понимание предлогов в, на, за, рядом, около В 4 года вверху-внизу, спереди- сзади В 5 лет -ориентировка на листе бумаги (вверх- низ, лево-вправо, середина), можно на кольцах пирамидки; в схеме собственного тела-правая(левая) рука, нога
В 6 лет -ориентировка на листе бумаги (вверх- низ, лево-вправо, середина, верхний-нижний правый-левый угол; правой рукой левое ухо
В 7 лет – графические диктанты
Слайд 15
Сенсорные эталоны Восприятие цвета
Восприятие формы
Восприятие величины
Слайд 16
Цвет
В 3 года- называет(соотносит 4 основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий)
В 4 года + белый, черный
В 5 лет- оранжевый, голубой
В 6лет- все основные цвета и оттенки
Слайд 17
Геометрические формы
В 3 года- называет(соотносит) квадрат, круг
В 4 года- называет (соотносит) круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб
В 5 лет- называет треугольник, круг, квадрат, ромб, прямоугольник,овал
В 6 лет- плюс многоугольник, цилиндр
Слайд 18
Величина
В 3 года- пирамидка из 3-4 колец, доска Сегена(простой вариант), матрешка- из трех частей
В 4 года- пирамидка из 5 колец, доска Сегена от простому к сложному, матрешка четырехместная
В 5-6 лет- пирамидка из 7 колец, доска Сегена разных вариантов сложности, матрешка пятиместная
Слайд 19
Конструктивная деятельность Методика «Разрезные картинки» Конструирование с палочек
Слайд 20
В 3 года- картинка с двух, трех частей; постройка из 3- 4 палочек В 4 года- с трех, четырех частей (по вертикали и горизонтали) В 5 лет- из 4 частей (по диагонали); из 6-8 палочек
В 6-7 лет из 4-6 частей по горизонтали, вертикали, усложненные варианты
Слайд 21
Исследование мыслительной деятельности
Слайд 22
Группирование предметов по функциональным признакам
3 года
Слайд 23
5 -6 лет
Слайд 24
Группирование предметов по родовым признакам
3 года
игрушки, одежда, обувь, овощи
в 4 года
фрукты, мебель, посуда
в 5 лет
животные, продукты питания, транспорт, мебель в 6 лет
насекомые, цветы, деревья, электроприборы, ягоды, грибы
Слайд 25
Четвертый лишний ( с 4 лет) самые простые-3 одинаковых предмета + какой-то другой
3 яблока+матрешка
по сенсорным признакам
стандартные обобщения
задания с провокацией
Слайд 26
Аналогии (простые и сложные) с 3- 4 лет
Слайд 27
Картинки
С 2,5-3 лет
Сюжетные с явным смыслом
Сюжетные со скрытым смыслом
С 4 лет
Серия картинок с явным смыслом
Серия сюжетных картинок со скрытым смыслом
Слайд 28
Нелепицы
3-4года
Слайд 29
5 -6лет
Слайд 30
Логическая цепочка
Слайд 31
Математические представления
Порядковый счет прямой( 3года-до3, 4года-до5, 5лет -до 10, 6лет-до 15)
С названием итогового числа (5лет-6-7, 6-7 лет- до 10) Обратный счет (с 5лет- от 5, С 6-7 лет- от 10)
Понятие о числе (3 года -один-много, 4 года -1,2,3,много, 5лет -5, 6лет -в пределах 7)
Дифференциация понятий «больше»- «меньше» (в 4 года-с разницей в 1 предмет, в 5 лет – с разницей в 1-2 предмета)
Слайд 32
Уравнивание смежных множеств (с 4 лет -1 способом, с 5 лет -2 способами)
Арифметические действия (в 4 года 3-4(+1), 2-3(-1); в 5 лет – 5 (+-1)без опоры на конкретный материал; в 6 лет- в пределах 5, в 7лет – 10
Соседи числа (5 лет- в пределах 5, 6лет- в пределах 7, 7лет- 9)
Знание цифр (в 4года- до 3, в 5лет -до5, в 6 -до 10 с соотнесением количества и цифры)
Слайд 33
Состав числа (с 6лет – до 5, с 7лет до 10)
Решение задач (с 7 лет-в 1-2 действия)
Оперирование знаками «больше», «меньше», «равно» – с 6 лет
Источник
1
Диагностика познавательной сферы ребенка к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
2
Уровень развития восприятия ( формы, цвета, пространственных отношений, возможности зрительного синтеза объектов ), Уровень развития образного мышления и воображения ( в том числе способность ребенка создавать оригинальные образы ), Развитость элементов логического мышления ( способность последовательно рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи и простейшие логические отношения ), Уровень развития активной речи, Особенности развития механической и логической памяти. Уровень развития и особенности игровой деятельности ребенка, в частности, использование им заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли и т. п. Уровень организации ребенком собственной деятельности ( умение работать со схемой, планировать свои действия и т. д.) и соответственной – особенности познавательной активности и мотивации ( что особенно актуально при начале систематического обучения в школе ) дополнительно – изучение специальных умений ( крупной и мелкой моторики, рисования и пр.). Диагностика познавательной сферы ребенка к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
3
Где ( кабинет, возраст, проблема ) Как ( обеспечение диагностическим материалом в соотв. с возрастом, « отвлекающие » игрушки ) С кем ( с родителями или без, участие бабушек и ответственность ) Когда ( предпочитаемое время ) Как долго ( длительность ) Стоимость Условия и средства психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
4
Восприятие это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств ( информативных точек ), составление на их основе устойчивых образов ( сенсорных эталонов ) и соотнесение этих образов эталонов с предметами окружающего мира При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило, коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия. Восприятие к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
5
Методика « Разрезные картинки » теста « Коробочка форм » методика « Эталоны », разработанной в лаборатории Л. А. Венгера. О. М. Дьяченко кубики Кооса « Недостающие детали » Д. Векслера методика « Кто это » ( сохранение целостности образа ). ( стандартизирована для детей 5- ти лет ) « Какие предметы спрятаны в рисунках ?» ( стандартизирована для детей 5 лет ) или модифицированный вариант фигур Поппельрейтера Тест Дж. Равена Восприятие к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
6
Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но и одним из параметров одаренности хорошая память, как правило, связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие данного ребенка невысоко, что оно отстает от нормы память, особенно непосредственная, или механическая, характеризует : 1) объем запомненной информации, 2) время ее хранения, 3) быстроту запоминания, 4) точность запоминания. Естественно, чем лучше память, тем точнее и прочнее ребенок запоминает материал к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна Память
7
Методика «10 слов »: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания Повторение двух групп слов Запоминание групп картинок Запоминание двух смысловых рядов ( словосочетаний ) и ( повторений ) Д. Векслер : повторение чисел. В норме – 3 и 4 ряды повторяются дошкольниками 6- ти лет На зрительную память ( и внимание ) используется с дошкольниками игра « Перемещение предметов » Методика с 6-7- ти лет « Пиктограммы » Память к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
8
Непроизвольное ( непроизвольность, легкость возникновения, легкость переключения ) – основной метод наблюдение Произвольное ( концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость, направленность в связи с задачей, элементы целевого поведения – эхопраксия, эхолалия, автоматическое повторение чужих слов, движений, бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций при отклонениях в развитии ) До 4- ти лет – удерживание внимания на игрушке, увлеченность деятельностью в течение 3 года – 3-5 мин, 4 года – 5 – 7 мин, 5 лет – 7 – 10 мин С 5- ти лет – Корректурная проба : выявление колебания внимания по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора Внимание к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
9
1. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка : Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М. Р. – М.: Образоват. центр ” Педагогический поиск “, 1997 – 112 с. 2. Венгер Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание С Венгер Л. А., Холмовская В. В. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Экспериментальные исследования по проблемам усовершенствования учебно – воспитательного процесса в начальных классах и подготовка детей к школе : Материалы II Всесоюзного симп. Тбилиси, Ч I. С Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Компенс – центр, Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М., с. 6. Ефимова С. П. Братья ли мы по разуму ? ( Как подготовить ребенка к школе ) / Под p ед. М. М. Без p уких. М., Запорожец А. В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., С Ильина М. Н., Па p амонова Л. Г., Головлева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш p ебенок к школе. Минск, Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: « Издательство Гном и Д », 2000 – 64 с. 10. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., с. 11. К p авцова Е. Е. Психологические п p облемы готовности детей к обучениюв школе. М., Лисина М. И. Подготовка к школьному обучению и общение детей со вз p ослыми. // Фо p ми p ование школьной з p елости p ебенка. Таллин, Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М., Мо p фофункциональное соз p евание основных физиологических систем о p ганизма детей дошкольного воз p аста. М., Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет. // Новые исследования в психологии. М., N2. С Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе : Практическое пособие для подготовки детей. – М.: ООО « Фирма « Издательство АСТ »: « Премьера »: « Аквариум », 1999, -400 с.: илл. ( рекомендую для подготовки к школе ! Прекрасные материалы для детей прямо в книге как на развитие верб, так и неверб. Интеллекта.) 16. Нижего p одцева Н. В., Шад p иков В. Д. Психологическая готовность p ебенка к школе. М : Владос, Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению : Методические рекомендации. М., с. 18. Ротенбе p г В. С., Бонда p енко С. М. Мозг. Обучение. Здо p овье. М., Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста : Учеб. пособие.- М.: Генезис,2005. – 319 с. ( наличие стимульного материала и описание методик ) 20. Яссман Л. В., Данюков В. Н. Основы детской психолопатологии : Учебно – методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов. – М. : « Олимп »; « ИНФРА – М », – 256 с. ( наличие стимульного материала и описание методик ) 21. Рекомендую приобрести все книги Фопеля К. с играми и упражнениями для детей и взрослых. Список литературы к. пс. н. Лукаш Лилия Анатольевна
Источник