Презентация логопеда на тему речевое развитие ребенка

Презентация логопеда на тему речевое развитие ребенка thumbnail

Слайд 1

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Развитие речи дошкольников

Слайд 2

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи .

Слайд 3

Формирование речи у детей к концу первого полугодия жизни ребенка в его лепете можно различить вполне ясные звуки [а], [б], [п], [м], [г]. К началу второго года жизни в речи малыша постепенно появляются гласные звуки [э], [у], [ы], [о], [и], а также согласные [в], [т], [д], [к], [х], [л’], [с], [ф]. Большинство твердых согласных звуков формируется лишь после становления соответствующих мягких — [в’], [т’], [д’], [н’], [с’], [р’], [л’]. На третьем году жизни (иногда даже позже) формируется произношение согласных звуков [ш], [ж], [ч], [ш’] 1 , [з], [ц]. Твердые звуки [л] и [р], вследствие особой сложности артикуляции, дети осваивают часто лишь к пятому-шестому году жизни . Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребенок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи . При формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуально сть. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой , развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

Слайд 4

Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста Дети 3-4 лет часто один и тот же звук могут произносить то правильно, то неправильно (или даже пропускать его). Нередко они переставляют в словах звуки и слоги, а при произнесении сочетания согласных один из звуков пропускают или произносят неправильно (при этом каждый звук в отдельности произносят верно). У некоторых детей наблюдается сокращение слов. Трехлетние малыши часто заменяют звуки [р] и [л] более мягкими звуками. Недостатком является также произнесение мягких согласных вместо твердых.

Слайд 5

У детей 4-5 лет, как правило, появляется устойчивый отдельный звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи и часто в словах заменяется другими звуками. К этому возрасту большинство детей осваивает шипящие звуки, хотя может наблюдаться неустойчивость их произношения. К 5-7 годам дети в основном правильно произносят все звуки речи родного языка, их произношение соответствует фонетической норме языка. Однако у некоторой группы детей речевые недостатки остаются. В этом возрасте может наблюдаться неправильное произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш’], а также сонорных звуков [л] и [р].

Слайд 6

Причины неправильного произношения Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются центральной нервной системой. Неблагоприятные факторы и воздействия, ослабляющие этот процесс, отрицательно сказываются на становлении произношения.

Слайд 7

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются : • укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение ; • слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию ; • узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков ; • толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков ; • дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние ; • неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

Слайд 8

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как : • физическая ослабленость вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; • недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д .); • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому ; • снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения ), зрения

Слайд 9

Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

Слайд 10

Коррекционная работа р азвитие общей координации, точности, достаточной силы движений, способности к удержанию позы и переключению развитие и совершенствование общей, тонкой и артикуляционной моторки ф ормирование пространственных ориентировок т ренировка вестибулярного аппарата у крепление глазодвигательных мышц т ренировка произвольного слухового внимания, механической и логической памяти, абстрактного мышления р азвитие речевого дыхания и голоса р азвитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза к оррекция звукопроизношения р азвитие лексико-грамматической стороны речи

Слайд 11

Комплекс упражнений Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день.* Дыхательное упражнение «Ракета». И. п. — стоя. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1раз. Упражнение «Болтушка». И. п. — стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад двигаются вперед-назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется в течение 5-10 с. Упражнение для глаз «Право-лево». И. п. — стоя, руки в стороны. Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем — левой. Выполняется по 3 раза в каждую сторону .

Слайд 12

Упражнение «Улыбка». И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Выполняется 5 раз. Упражнение «Трубочка». И. п. — стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед. Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5раз . Упражнение «Щелканье». И. п. — стоя, прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно. Выполняется 5—10 раз . Упражнение «Коготки». И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы растянуты в улыбке. По команде сильное полу сгибание и разгибание пальцев. Выполняется в течение 5—10 с.

Слайд 13

Упражнение «Толстый хомяк». И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3—5 с). Вернуться в и. п. Выполняется 5раз. Упражнение «Болтушка». Игра «Хлоп-топ». И. п. — стоя. Услышав звук бубна, хлопнуть в ладоши, свисток — топнуть ногой. Выполняется по 3—5раз на каждый звук. Релакс -минутка. И. п. — лежа. Педагог тихим голосом подает инструкцию: «Представьте, что вы лежите на солнышке, дует теплый ветерок, тихо шуршат над головой листья деревьев. По небу плывут пушистые белые облака. (Пауза 2 мин.) Откройте глаза и медленно встаньте. Сделайте медленный плавный вдох через нос, руки при этом поднимите через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните С силой со звуком [а]».

Слайд 14

Спасибо за внимание

Источник

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Рейтинг материала:
5,0 (голосов: 1)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Описание слайда:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

2 слайд

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи

Описание слайда:

. Мы рассмотрим: Что такое речь: механизмы и функции Этапы формирования речи у детей Задержка речевого развития: причины и проявления Профилактика задержки речевого развития

3 слайд

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конст

Описание слайда:

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь — высшая психическая функция. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение; позволяет малышу думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, научиться управлять собой и своим поведением. Речь освобождает ребенка от ситуационной привязанности и позволяет строить свой внутренний мир. Слово — это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием общения, мышления и управления собой.

4 слайд

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как ср

Описание слайда:

Функции речи Речь как средство общения Речь как средство мышления Речь как средство контроля

5 слайд

Физиологические основы речи .

Описание слайда:

Физиологические основы речи .

6 слайд

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Па

Описание слайда:

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Согласно И.П. Павлову у людей существуют две сигнальные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Работа второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов. Способность человека к анализу и синтезу речи связана: • с левым полушарием головного мозга; • со слухоречевой зоной коры больших полушарий — задней частью височной извилины, так называемый центр Вернике: • с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

7 слайд

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыс

Описание слайда:

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

8 слайд

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подгот

Описание слайда:

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1) подготовительный – до одного года; 2) преддошколъный этап первоначального овладения языком – до 3 лет; 3) дошкольный – до 7 лет; 4) школьный.

9 слайд

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный,

Описание слайда:

Первый год жизни ребенка, особенно второе его полугодие, — это довербальный, подготовительный период в развитии речи. В этот период у ребенка формируется устойчивое избирательное реагирование на звуки человеческого голоса, выделение их среди звуков физических объектов. На этом этапе речь заменяют эмоциональные проявления, мимика, позы, жесты, вокализации и другие невербальные средства. Чтобы речь ребенка развивалась, необходимо удовлетворять потребность маленького человека в общении. Если с самого рождения потребности ребенка в теплоте, ласке, любви удовлетворяются недостаточно, то это наверняка неблагоприятно скажется на развитии его речи.

10 слайд

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящег

Описание слайда:

К концу первого месяца малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (аеу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

11 слайд

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-б

Описание слайда:

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма- ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бук). В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.

12 слайд

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления акт

Описание слайда:

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет) – этап становления активной речи. Автономная речь: ребенок начинает говорить на собственном, своеобразном языке, который отдаленно напоминает язык взрослых. Прежде всего «детские» и «взрослые» слова различаются по своему звуковому составу. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной, сопровождается жестами, мимикой. Накопление словаря и формирование грамматического строя речи: к 1 г. 6 мес. – 10-15 слов; к концу 2-го г. – 300 слов; к 3 г. – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

13 слайд

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприят

Описание слайда:

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). Формируется фонематическое восприятие: к 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки К 3 г. у детей формируются все основные грамматические категории, дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями, В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

14 слайд

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиол

Описание слайда:

Причины речевых нарушений: внешние и внутренние; органические (анатомо-физиологические) и функциональные; социально-психологические и психоневрологические. В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют пренатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие неблагоприятных факторов после рождения, в ранний период развития) патологию.

15 слайд

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических пре

Описание слайда:

Предупреждение ЗРР РЕЧЬ возникает при наличии определенных биологических предпосылок – прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних только биологических предпосылок недостаточно речь возникает только при условии общения ребенка со взрослым. Поэтому необходимо: Создание речевой среды Постоянный разговор с ребенком Правильная речь окружающих «Не понимайте» язык жестов. Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

16 слайд

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки.

Описание слайда:

Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить! Пойте! Слушайте и пойте с ребенком, разучивайте детские песенки. Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата. Стимулируйте мелкую моторику. В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку, потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?»

17 слайд

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

Описание слайда:

. Выполняйте дыхательную и артикуляционную гимнастику, развивая речевой аппарат

18 слайд

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

  • Если Вы считаете, что материал должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-509261

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник