Презентация бесплатно скачать физическое развитие ребенка
Слайд 1
Физическое воспитание и развитие ребенка. Двигательная деятельность ( в соответствии с ФГОС до) инструктор по физической культуре Ю.И.Князева
Слайд 2
Методологической основой предмета являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области философии, психологии, медицины, биологии, физиологии и других наук о взаимосвязи и взаимозависимости развития двигательных функций и психики ребенка ; жизненно важной роли двигательной активности как основы жизнеобеспечения его организма . Экспериментальное доказательство И. М. Сеченовым и И. П. Павловым того, что психическая деятельность происходит не самопроизвольно, а в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира, позволило И.М.Сеченову утверждать, что все внешние проявления мозговой деятельности человека действительно могут быть сведены на мышечное движение . Согласно психологической теории , действие является квинтэссенцией деятельного подхода к развитию личности
Слайд 3
Таким образом специфику произвольного действия составляет его осознание . Осознанное, разумное действие требует тренировки двигательного аппарата с участием сознания. Осознанное действие является не только быстрым, но и точным (исследования Н.Д.Гордеевой, О.И.Кокаревой). Одной из важнейших проблем теории и методики физического воспитания и развития является проблема превращения движения ребенка в свободное разумное действие. Влияние тела на состояние нервной системы огромно. Первоначальное значение для протекания психических процессов имеет физическая активность. Между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует теснейшая связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные клетки (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Физиологические исследования подтверждают, что многие функции центральной нервной системы зависят от активности мышц.
Слайд 4
Цель и задачи образования дошкольников в области физического развития Целью образования дошкольников в области физического развития является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Задачи физического воспитания Оздоровительные задачи Образовательные задачи Воспитательные задачи
Слайд 5
Методическое сопровождение муниципальных команд тьюторов по вопросам введения ФГОС ДО, 2014 г. Задачи физического воспитания Оздоровительные задачи Образовательные задачи Воспитательные задачи Охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования и развития всех органов и систем. Всестороннее совершенствование функций организма. Повышение работоспособности и закаливание организма. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами укрепления здоровья. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями. Всестороннее гармоничное развитие ребенка(нравственное ,эстетическое , трудовое) Формирование личностных качеств: целенаправленности , саморегуляции , самоорганизации и др.
Слайд 6
Принципы образования дошкольни области физической культуры. Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры. Принципы организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении. Принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками. Принципы образования дошкольников в области физической культуры.
Слайд 7
Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры Принцип гуманизации . Принцип демократизации. Принцип гуманитаризации . Принцип вариативности. Принцип региональной специфики. Принцип развивающего характера. Принцип непрерывности.
Слайд 8
Принципы организации педагогического процесса по физической культуре в ДОУ Принцип оздоровительной направленности. Принцип социализации ребенка. Принцип всестороннего развития личности. Принцип единства с семьей. Принцип подготовки к обучению к школе.
Слайд 9
Принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками Принцип научности. Принцип доступности. Принцип постепенности. Принцип систематичности. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип прочности . Принцип индивидуализации.
Слайд 10
Физические упражнения Гигиенические факторы Средства физического воспитания Естественные силы природы
Слайд 11
Физические упражнения Гимнастика Игры Спортивные упражнения Простейший туризм Пеший Лыжный Летние: плавание , езда на велосипеде и др. Зимние: ходьба на лыжах , катание на санках Подвижные: сюжетные, бессюжетные. С элементами спортивных игр Основные движения Общеразвивающие упражнения Построения и перестроения Танцевальные упражнения
Слайд 12
б Гимнастика Основные движения Общеразвивающие упражнения Построения и перестроения Танцевальные упражнения Ходьба Бег Прыжки Метание Лазание Упражнения в равновесии Упр-я для рук и плечевого пояса Упр-я для мышц туловища Упр-я для мышц ног Упр-я из разных исходных положений Упр-я с использованием предметов и без предметов Построение в колонну Построение в шеренгу Построение в круг Построение в полукруг Построение врассыпную Перестроения Повороты Смыкания Размыкания Передвижение строем
Слайд 13
Методы Неспецифические Специфические Слухового восприятия Зрительного восприятия Двигательного восприятия Частично регламентированного упражнения Соревновательный Игровой Развития двигательных способностей Обучения двигательным действиям В целом По частям Равномерный Переменный Повторный Строго регламентированного упражнения
Слайд 14
Формы занятий физическими упражнениями Занятия физическими упражнениями Физкультурно-оздоровительные мероприятия Физкультурно-массовые мероприятия Индивидуальные занятия Самостоятельная двигательная деятельность детей Физкультурный досуг Физкультурные праздники Утренняя гимнаст ика Гимнастика после сна Физкультминутка Подвижные игры и упражнения между занятий и на прогулке
Слайд 15
Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста. Физическая культура приводит его к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма. Физическая культура как творческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активной двигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышления, воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.
Источник
1. Физическое развитие ребёнка
ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»
Пропедевтика детских болезней
Касатикова Н.В.
2. План лекции
1. Оценка физического развития ребёнка
2. Биологическая акселерация
3. Вариабельность физического развития
3. Физическое развитие
это динамический процесс роста и биологического
созревания ребенка в том или ином периоде
детства
4. Критерии физического развития
масса тела;
длина тела (рост);
окружность головы;
окружность грудной клетки;
пропорциональность этих показателей.
5. Физические показатели новорождённого
• При рождении доношенного ребенка масса тела в
среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек
3300 г. Допустимые нормативные колебания массы
тела от 2500 г до 4000 г. Если масса тела при
рождении превышает 4000 г, ребенок считается
крупным.
• Длина тела у новорожденного в среднем равна 50
см. Допустимые колебания 46-56 см.
• Окружность головы у ребенка при рождении равна
34-36 см, окружность грудной клетки 32-34 см.
6. Физиологическая потеря (убыль) массы тела
В первые дни жизни ребенка вес тела несколько
уменьшается, что называется физиологическая
потеря (убыль) массы тела. Максимально
допустимое уменьшение веса на 6-8% от массы тела
при рождении. Этот процесс продолжается до
третьего дня жизни, а до 7-8 дня вес
новорожденного восстанавливается.
7. Динамика массы тела
В 1 месяц она увеличивается на 600 г, во 2 и 3
увеличивается на 800 г. А в каждый последующий
месяц ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в
предыдущий (т.е. в 4 месяца – 750 г, в 5 месяцев – 700
и т.д.). К 4,5 месяцам масса удваивается, а к 1 году
утраивается.
1 полугодие: М = М р + 800 х n , где n – число месяцев;
М р – масса ребенка при рождении.
2 полугодие: М = М р + (800 х 6) + 400 (n-6), где n –
возраст старше 6 месяцев.
8. Длина тела
1 квартал – по 3 см (9 см); 2 квартал – по 2,5 см (7,5 см);
3 квартал – по 1,5 см (4,5 см); 4 квартал – по 1 см (3 см).
Примерно 24-25 см за 1 год жизни.
Окружность головы и грудной клетки
Окружность головы увеличивается на 1 см в месяц, а
окружность грудной клетки на 1,3 см в месяц.
9. Динамика физических показателей после первого года жизни
Масса тела в 1 год составляет 10 кг. От 1 года до 5 лет:
m = 10+n , где n – число лет ребенка. От 5 лет до 10
лет: m= 20 + 3х(n-5), где n – число лет ребенка.
Длина тела в 1 год составляет 75 см. От 1 года до 5 лет
= 75+5n , где n – число лет ребенка. В 5 лет длина тела
составляет 110 см. От 5 до 10 лет = 110+6х(n-5).
Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в
год. В 5 лет = 50 см, потом по 0,5 см в год.
Окружность груди от 1 года до 10 лет увеличивается
на 1,5 см в год, в 10 лет = 63 см, после 10 лет
увеличивается на 3 см в год.
10. Изменение пропорций тела
11. Варианты оценки физического развития по центильным таблицам
Рост и вес ребёнка соответствуют возрасту,
физическое развитие среднее, гармоничное.
Рост и (или) вес ребёнка не соответствуют возрасту,
физическое развитие ниже (или выше) среднего,
дисгармоничное (или резко дисгармоничное).
12. Биологическая акселерация
ускоренный рост и созревание детей по сравнению с
прежними временами.
Со стороны физического развития это проявляется
в первую очередь более быстрым увеличением
длины тела ребенка и впоследствии большим
ростом взрослых лиц.
Кроме рассмотренного ускоренного роста,
развития костной ткани, у детей отмечается
раннее умственное, эндокринное, половое,
эмоциональное созревание.
13. Основные причины
значительная миграция (территориальное передвижение)
населения планеты и бракосочетания лиц разных рас
более рациональное питание
часто перекармливание ребенка, особенно белками и
жирами, повышающими рост через эндокринную систему;
экологические факторы:
– влияние космической радиации;
– действие магнитного поля;
– повышенный радиационный фон;
– химические вещества (лекарственные средства,
консерванты, пестициды, углекислый газ и т.п.)
влияние повышенной солнечной радиации, а также прием
витамина Д) с целью профилактики и лечения рахита
(особенно его передозировка) это ускоряет процесс
окостенения.
14. Гипостатура
это одинаковое отставание роста и массы тела у детей
первого года жизни по сравнению со средними
нормативными показателями соответствующего
возраста.
При этом фактическая масса тела хоть и меньше
средних показателей, однако отвечает росту ребенка.
Проявлений гипотрофии здесь нет. По центильным
таблицам физическое развитие часто оценивается
как низкое гармоничное.
15. Причины гипостатуры
недостаточное количество белка и витаминов,
начиная с внутриутробного периода и на первом
году жизни.
Чаще всего задержка роста развивается в случае:
– продолжительной гипотрофии (больше 6 месяцев);
– продолжительных заболеваний.
16. Паратрофия
результат хронического нарушения вскармливания
детей первого года жизни, которое характеризуется
увеличением массы тела по сравнению с
нормативными данными на 10% и больше.
I степень — 11-20%
II степень — 21-30%
III степень — 31% и больше
17. Причины паратрофии
нерациональное вскармливание ребенка, часто
искусственное
конституциональная склонность
нарушения метаболизма (быстрое всасывание и
усвоение жиров, углеводов в желудочно-кишечном
тракте, повышенная гидролабильность тканей).
В ядрах гипоталамуса происходят функциональные
нарушения, ведущие к дискоррекции между
чувствами аппетита и сытости, может быть
повышение инсулина, соматотропного гормона
гипофиза, задержка в организме лишнего
количества воды и др.
18. Липоматозный тип
у ребенка здоровый вид: кожа и
слизистые оболочки естественного
цвета, тургор тканей, сила мышц
удовлетворительные и т.д.
анализы крови нормальные
Ребёнок болеет редко, а течение
заболевания нетяжелое и поддается
лечению.
19. Липоматозно-пастозный тип
• бледность и пастозность кожи, бледность слизистых
оболочек, анемия. У ребенка увеличена масса тела,
однако кожа при этом дряблая, снижен тургор тканей,
малыш вялый, малоподвижный.
• На первом году жизни часто аллергический диатез,
рахит, снижение иммунологического статуса.
• Дети склонны к разным патологиям желудочнокишечного тракта, при которых быстро теряют
значительную массу тела (однако она восстанавливается
за короткое время).
• Часто патология органов дыхания, которая
сопровождается обструктивным синдромом. В будущем
это нередко переходит в астматический бронхит, а затем
в бронхиальную астму.
20. Нанизм (карликовость)
нарушение физического развития, выражающееся
отставанием в росте по сравнению со средней нормой
для возраста, пола, популяции, расы.
У взрослых лиц белой расы принято считать
карликовым рост ниже 130 см у мужчин, ниже 120 см
у женщин.
Классификация:
карликовость с пропорциональным телосложением
карликовость с непропорциональным
телосложением
21. Этиология нанизма
генетические нарушения роста организма при
эндокринных и неэндокринных заболеваниях.
В патогенезе нанизма лежат нарушения функции
гипофиза, щитовидной железы, обмена веществ.
22. Симптомы карликовости
Основной симптом – задержка роста
Частые признаки нанизма:
кожа сухая, морщинистая, бледная с
желтоватым оттенком (вид старого
человека)
детские, мелкие черты лица
недостаточное развитие мышц
избыточное отложение жира на
груди – «ложные» молочные железы
низкое артериальное давление
бесплодие
23. Гигантизм
это клинический синдром, в
основе которого лежит
гиперпродукция
соматотропного гормона, что
приводит к чрезмерному
увеличению роста.
Чаще всего возникает при
заболеваниях гипофиза.
24. Симптомы гигантизма
Развивается гигантизм на протяжении нескольких
лет. Увеличение роста проявляется в препубертатном
и пубертатном периодах.
Дети при этом жалуются на ухудшение общего
состояния, головную боль, слабость, быструю
утомляемость, боль в конечностях. Постепенно
уменьшается сила мышц.
Физическое развитие ребенка при гигантизме
диспропорциональное: центильные коридоры
показателей роста преобладают над массой.
25. Спасибо за внимание!
Источник
1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
2. Физическое развитие – динамический процесс развития морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных
наследственными
факторами и конкретными условиями внешней среды.
• Уровень физического развития и его темпы определяются
социально-экономическими условиями, питанием,
заболеваемостью и другими факторами.
• Рост – это количественное изменение размеров тела и его
частей.
3. Процессы роста подчиняются определенным законам и закономерностям:
• 1. Замедление скорости роста с возрастом.
Скорость роста наиболее высока во внутриутробном периоде,
особенно с 8-й по 25-ю неделю гестации.
С 34-й недели гестационного периода замедление роста идет на
фоне существенного нарастания массы тела. Это объясняется
«объемным торможением» вследствие ограниченного объема
полости матки.
4. 2. Неравномерность скорости роста.
Проявляется в ускорении роста у детей через 2-3 недели после
рождения до 1 года и в период так называемого скачка роста
(после 11-12 лет).
У детей отмечается вытягивание – р о с т о в о й с к а ч о к в
возрасте от 5 до 8 лет.
Кроме того отмечаются сезонные колебания скорости роста.
Имеется также суточная периодика роста с преобладанием в
ночные часы.
5. 3. Чередование направлений роста.
Каждая отдельная кость и скелет в целом
Поэтому периоды «вытягивания» (рост в
растут последовательно, сменяя фазы роста в длину) сменяются периодами «округления».
длину и толщину
Вытягивание:
• до 1 года,
• 5-7 лет,
• 11 – 12 лет,
• 17 – 21 год.
Округление:
• 2-4 года,
• 8 – 10 лет,
• пубертатный период.
6. 4. Краниокаудальный градиент роста.
• После рождения дистальные сегменты тела растут с большей
скоростью, чем проксимальные.
• В течение всего постнатального развития стопа вырастает
больше, чем голень; голень – относительно больше, чем бедро,
и т.д.
5. Асимметрия роста.
При сложившейся право- или леворукости отмечается
преобладание ростовых сдвигов и их некоторое опережение на
стороне доминирующей ручной активности.
7. 6. Половая специфичность роста.
• Мальчики растут быстрее
девочек. Исключением
является лишь короткий
период второго вытягивания,
который наступает у девочек
раньше, и они обгоняют
мальчиков по росту, однако к
13 – 14 годам мальчики вновь
обгоняют девочек и по длине,
и по массе тела.
• Другая половая особенность
физического развития детей и
подростков – скорость
созревания скелета – после 2-3
лет у девочек становится
более значительной, чем у
мальчиков. Это является
отражением более быстрого
биологического развития
девочек, которое характерно
для всех органов и систем.
8. Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка.
Уровень биологического потенциала человека строго индивидуален и
определяется в основном взаимодействием генетических и
средовых факторов.
I. Генетические факторы роста. Нормальный внутриутробный и
постнатальный рост детерминирован генетически.Он подчинен
закономерностям мультифакториального наследования.
II.Гормональные факторы роста организма. Ведущую роль в
процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон
(СТГ). Другие гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны)
эффективны лишь в присутствии СТГ и модулируют его действие на
рост.
9. III. Средовые факторы
• Алиментарный фактор. Белковая и калорийная недостаточность,
дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и т.д.)
могут нарушать процессы роста.
• Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный сон, организация
правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его
развитию, в том числе и физическому.
• Острые и хронические заболевания могут отрицательно сказаться на
процессах роста и развития.
• Влияние различных климато-географических условий. Жаркий климат
и условия высокогорья обладают тормозящим действием на процессы
роста, но в то же время могут существенно ускорять созревание детей
и т.д.
10. Методы оценки физического развития. Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические
(антропометрические),
ф и з и о м е т р и ч е с к и е (функциональные) показатели.
• При соматоскопии оценивают степень развития жирового, мышечного и
костного компонентов, форму грудной клетки, верхних и нижних
конечностей, величины эпигастрального угла. Соматоскопически оценивают
тип соматической конституции, пропорциональность телосложения. С
возрастом пропорции тела меняются.
• Из соматометрических показателей чаще всего используют три основных –
длина тела, масса тела и окружность грудной клетки. У детей раннего
возраста важное значение придают показателям окружности головы,
отмечают также размеры родничков, число зубов. Измерение толщины
кожных складок (калиперометрия), прежде всего над трицепсом, бицепсом,
под лопаткой, над гребнем повздошной кости, могут быть полезны в оценке
количества жира в организме. Для этого используют специальные таблицы,
номограмы и формулы, позволяющие по сумме толщины кожных складок
достаточно точно рассчитать общее содержание жира и активную
(обезжиренную) массу тела.
11. При физиометрической оценке обычно ограничиваются определением жизненной ёмкости легких и динамометрией.
• Оценка физического развития должна производится на
основании всех полученных данных на момент осмотра, но также
важно знание о возрастной динамике антропометрических
показателей.
• Нормальные темпы физического развития детей являются одним
из важнейших критериев здоровья. Для ребёнка грудного
возраста понятие «здоровье» ассоциируется с его э й т р о ф и ч е
с к и м р а з в и т и е м.
12. Оценка антропометрических показателей.
Существует четыре основных способа оценки антропометрических
показателей:
• метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);
• параметрический метод (сигмальный);
• непараметрический метод (по центильным таблицам);
• оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего
значения).
13. Метод ориентировочных расчетов.
• Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48 – 52 см. Чем
младше ребёнок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 месяца жизни длина
тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см. за квартал, во 2-м
квартале – на 2,5 см ежемесячно, в 3-м квартале – на 1,5 см и в 4-м квартале
– на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год 25 см.
• К году рост ребёнка достигнет 75 – 77 см. В течение второго и третьего года
прибавки в длине тела составляют соответственно 12-13 и 7-8 см. Дальше
рост становится относительно равномерным – прибавки по 5-6 см в год. С 2
до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле:
• Рост = возраст (годы) х 6 + 77 см.
• К 4 годам длина тела новорожденного удваивается, к 11 – 12 годам –
утраивается.
14. Вес.
• Средняя масса тела доношенных новорожденных мальчиков в
настоящее время составляет 3800 г. у девочек – 3,400 г.
Индивидуальные различия довольно велики – от 2600 г до 4500 г и
более.
• После рождения в течение первых дней происходит незначительная,
так называемая физиологическая потеря массы тела в пределах 5 8% исходной, т.е.150 -300 г. Основной причиной может быть
недоедание в первые 3 дня, связанное с медленным нарастанием
лактации, а также с поздним прикладыванием к груди и
недостаточным поступлением жидкости в организм, с выделением
мекония, мочи, начавшимися потерями через кожу и легкие,
высыханием пуповинного остатка. Обычно масса тела
восстанавливается к 7-8 дню жизни, иногда этот процесс идет более
медленно и заканчивается к 11-12-му дню жизни.
15.
• На первом месяце жизни, ввидуглавным образом
физиологической потери массы ребёнок прибавляет в среднем
около 600 г. Среднемесячная прибавка массы тела мальчиков в I
полугодие жизни составляет 800 г, девочек – 700 г. Во II полугодие
жизни дети ежемесячно прибавляют в массе 400г. К 4-5 месяцам
жизни масса тела удваивается, а к концу года – утраивается.
Таким образом, средняя масса тела в год составляет 10,0 – 10,5
кг. Нормальными колебаниями массы тела на первом году жизни
можно считать величины, отклоняющиеся примерно до 9% от
средних показателей в большую или меньшую сторону.
16. Окружность грудной клетки
• Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32-34
см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность
головы при рождении в среднем равна 34-36 см. В 3-4 месяца
окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а
затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост
головы.
17. Средние данные для доношенных детей до 1 года
Месяц
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Месячная
прибавка
веса
600
800
800
750
700
650
600
550
500
450
400
350
Прибавка в весе Месячная
за
истекший прибавка
период
росте
600
1400
2200
2950
3650
4300
4900
5450
5950
6400
6800
7150
3 см.
3 см.
2,5 см.
2,5 см.
2 см.
2 см.
2 см.
2 см.
1,5 см.
1,5 см.
1,5см.
1,5 см.
Прибавка
в росте
истекший
период
3 см.
6 см.
8,5см.
11 см.
13 см.
15 см.
17 см.
19 см.
20,5см
22,0см
23,5см
25,0см
в
за
18. Расчеты у детей после 1 года.
Рост
• Рост ребёнка 5-ти лет равен 110 см. Для определения роста до 5
лет необходимо от 110 см отнять 8 см на каждый недостающий
год. Для определения роста ребёнка старше 5 лет необходимо
прибавить 6 см на каждый превышающий год.
Вес
• Вес ребёнка 5-ти лет равен 19 кг. Для определения веса ребёнка
младше 5 лет необходимо от 19 кг отнять 2 кг на каждый
недостающий год. Для определения веса ребёнка с 5 до 11 лет к
19 кг прибавляются 3 кг на каждый превышающий год.
• После 11 лет вес высчитывается по формуле: вес равен
утроенному возрасту + 8 кг.
19. Формулы для расчета средних величин
Плода при сроке гестации от 25 до 42 недель
• 1.Длина тела (см) – срок гестации в нед + 10
• 2.Масса тела (гр) – 1). При сроке 30 недель – масса тела 1300 гр,
на каждую недостающую неделю отнимают 100 гр, на каждую
превышающую плюс 200 гр.
• 3.Окружность головы (см) – срок беременности в неделю – 7 см.
20. У детей до 1 года
1). Рост в см Длина тела у 6-ти месячного ребёнка равна
66см, на каждый
• недостающий месяц вычитают 2,5 см, на каждый месяц свыше 6
прибавляют 1,5 см.
2). Вес в гр. Масса тела в 6 мес. равна 8000 г. (условно ), на
каждый месяц до 6 вычитают по 800 гр, на каждый месяц свыше
6 прибавляют по 400 гр.
3). Окружность груди в см. Окружность груди в 6 мес.
составляет 45 см, на каждый недостающий месяц вычитают по 2
см, на каждый месяц свыше 6 прибавляют по 0,5см.
4). Окружн. головы в см. У ребёнка 6 мес, окружность
головы составляет 43 см, на каждый месяц до 6 вычитают по 1,5
см, на каждый месяц свыше 6 прибавляют по 0,5 см.
21. У детей старше 1 – го года ( 2 – 16 лет)
1). Рост в см Рост ребёнка 8 лет 130 см, на каждый недостающий
год отнимают по 8 см, на каждый год свыше 8 прибавляют по 5 см.
2). Вес в кг. Масса тела ребёнка 5 лет равна 19 кг, на каждый год
до 5 отнимают по 2 кг на каждый год свыше 5 прибавляют по 3 кг.
3). Вес в кг – 12-16 лет Возраст умножают на 5 и из произведения
вычитают 20
• м = n*5 – 20
4). Окружность груди в см. У ребёнка 10 лет равна 63 см, на
каждый год до 10 вычитают пр1,5 см, на каждый год свыше 10
прибавляют по 3 см.
5). Окружность головы в см. В 5 лет равна 50 см, на каждый
недостающий год уменьшают на 1 см, на каждый год после 5
увеличивают на 0,6 см.
22. У подростков и взрослых ( от 16 лет ) по данным ВОЗ.
У подростков и взрослых ( от 16 лет )
данным ВОЗ.
• 1). Индекс Кеттле
• Индекс массы тела (ИМТ) = масса тела в (кг) : рост в м2
• Например : м = 70 кг при росте 1,6 м. ИМТ = 70 : ( 1,6 х 1,6 ) = 27,43.
• ИМТ в норме= 18, – 24,9. Избыток массы – 25,0 – 29,9 Ожирение 1 степ. – 30,0 – 34,9
• Ожирение 1 степ. – 30,0 – 34,9 Ожирение II степени – 35,0 – 39,9 • Ожирение III степени – 40,0
• 2). Индекс
Брока в модификации Фидлера.
Идеальный вес = рост в см – 100
а) для ж ещё – 15%
б).для м ещё – 10% от полученной цифры.
• Например: женщина, рост 165 см. ид.вес = 165 – 100 = 65 – 9,5 кг = 55,5
по
23. Параметрический способ.
• При параметрическом построении шкала включает в себя среднюю арифметическую и
отклонения от неё, измеряемые величиной сигмы.
• В зависимости от границы сигмальных отклонений выделяют шесть характеристик
состояния определяемых антропометрических показателей:
• 1 – среднее развитие (М = 1q );
• II –ниже среднего (от М – 1q до М – 2q);
• III – низкое (от М – 2q до М – 3q);
• 1V – выше среднего (от М + 1q до М = 2q);
• V – высокий уровень развития от (от М + 2q до + 3q );
• VI – область очень низких (очень высоких) величин (отклонения более или менее 3q).
Отклонения исследуемого параметра более чем на 2q в ту или другую сторону
расценивают как патологические и такие дети требуют дополнительного
обследования.
Недостатком этого метода является то, что он не даёт представления о взаимной
связи определяемых признаков, о наличии или отсутствии гармоничности их
сочетания.
24. Непараметрический способ по центильным таблицам.
• Метод перцентилей находит широкое применение для оценки
физического развития детей и подростков.
• В центильных таблицах шкала представлена 7 числами,
отражающими значение признака, ниже которых он может
встретится только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97% детей возрастнополово
• й группы.
25. Оценка антропометрических показателей даётся в зависимости от того, в какой «коридор» помещен признак:
• Коридор № 1 (от 0 до 3 центиля). Область «о ч е н ь н и з к и х в е л и ч и н», встречающихся у
здоровых детей редко (не чаще 3%. Ребёнок с таким уровнем признака должен проходить
специальное консультирование и, по показаниям, обследование.
Коридор № 2 (от 3 до 10 центиля). Область «н и з к и х в е л и ч и н», встречающихся у 7%
здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в
состоянии здоровья или развития.
Коридор № 3 (от 10 до 25 центиля). Область величин «н и ж е с р е д н е г о», свойственных
15% здоровых детей данного пола и возраста.
Коридор с 25 – до 75 центиля – область « с р е д н и х в е л и ч и н», свойственных 50%
здоровых детей данной возрастно – половой группы. Можно выделить две части:
• «коридор» № 4 (25 – 50-й центиль) и «коридор» № 5 (50 – 75-й центиль).
«Коридор» № 6 (от 75-го до 90 центиля). Область величин «в ы ш е с р е д н е г о»,
• свойственных 15% здоровых детей.
«Коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля). Область «в ы с о к и х в е л и ч и н», свойственных
7% здоровых детей.
«Коридор» № 8 (от 97 до 100 центиля). Область «о ч е н ь в ы с о к и х в е л и ч и н».
26.
• Величины признака в пределах от 7-го до 97-го центиля
приблизительно соответствуютвеличинам в пределах от – 2 сигм
до + 2 сигм.
Если при оценке антропометрических показателей
оказывается, что масса тела или окружность грудной клетки не
соответствуют данной длине тела, то необходимо разобраться, за
счет какого компонента (жирового, мышечного, костного)
изменены эти показатели. Для решения этого вопроса имеет
большое значение определение типа соматической конституции.
27.
• Величины признака в пределах от 7-го до 97-го центиля
приблизительно соответствуютвеличинам в пределах от – 2 сигм
до + 2 сигм.
Если при оценке антропометрических показателей
оказывается, что масса тела или окружность грудной клетки не
соответствуют данной длине тела, то необходимо разобраться, за
счет какого компонента (жирового, мышечного, костного)
изменены эти показатели. Для решения этого вопроса имеет
большое значение определение типа соматической конституции.
28. Оценка соматотипа
• Гармоничность развития на основании учета номеров коридоров, в которых
располагаются рост, масса тела, окружность груди (головы) в зависимости от
возраста.
Разность номеров коридоров между любыми двумя из трёх показателей:
• Не более 2 – гармоничное развит
3– дисгармоничное
более 3 – резко дисгармоничное
По схеме РВ.Дорохова и И.И.Бахраха выделяют 3 соматотипа:
• микросоматотический, мезосоматотический, макросоматотический.
Сумма номеров коридоров для длины, массы тела и окружности грудной
клетки в зависимости от возраста – используется для определения соматотипа.
Сумма балов:
• до 10 – микросоматотип
• 10 – 16 – мезосоматотип
• 16 – 21 – макросоматотип
29. Заключение о физическом развитии формулируется:
2). Гармоничность развития определяют по разности между коридорами центильных
таблиц после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности головы.
– гармоничное – 0 – 2 балла
– дисгармоничное – 3 балла
– резко дисгармоничное – 4 – 7 балла.
3). Соматотип определяется – по сумме номеров центильных коридоров после оценки
роста, массы ( по возрасту ) и окружности груди.
– микросоматотип 3 – 10 балла
– мезосоматотип 11 – 16 балла
макросоматотип 17 – 24 балла.
Например:
1.
физическое развитие соответствует возрасту,гармоничное,мезосоматотический тип.
2.
физическое развитие с дефицитом массы тела I степени, дисгармоничное,
мезосоматотический тип.
3. физическое развитие с дефицитом массы тела II степени, гармоничное,
микросоматотический тип.
Источник