Презентации программы истоки развития ребенка
1
ИСТОКИ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
2
Авторы программы : Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А. Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова, Е. М. Волкова, И. Н. Воробьева, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, Т. И. Осокина
3
Цель программы : Разностороннее развитие ребенка Формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества Обеспечение для всех детей равного старта развития Сохранение и укрепление их здоровья
4
Задачи программы : Формирование основ целостного духовно – нравственного и социального развития личности ребенка – дошкольника Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно – нравственных традиций народа Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе
5
Принципы построения Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах: 1 Реализация принципа «от общего к частному 2 Интегрированный принцип 3 Создание проблемных ситуаций 4 Наглядное моделирование 5 Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами
6
6 Учет индивидуальных особенностей 7 Учет основных стилей восприятия 8 Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей. 9 Учет специфики в развитии мальчиков и девочек
7
Структура, характеристика основных компонентов программы
8
Программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. 1) Целевой раздел включает в себя: – пояснительную записку; – целевые ориентиры. 2) Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи: – развития специфических видов деятельности; – становления первичной ценностной ориентации и социализации; – развития первичных представлений;
9
3) Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы. Содержание Программы охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
10
Содержание по блокам
11
Раннее детство Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого ( от рождения до года ) и раннего возраста ( от одного года до трех лет ). В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития.
12
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и его генетическая задача. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития. Эта ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.
13
Дошкольное детство Дошкольное детство – период, включающий младший дошкольный (3-5 лет ) и старший дошкольный (5-7 лет ) возраст. Ведущая деятельность самодеятельная сюжетно – ролевая игра. В ней ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности.
14
Общие условия реализации программы Для обеспечения формирования у детей « базового доверия к миру », составляющего основу его психологической защищенности, взрослые создают атмосферу доброжелательного отношения между собой, между детьми и детьми и взрослыми. Чрезвычайно важно обеспечить каждому ребенку возможность плавного и безболезненного вхождения в жизнь детского сада.
15
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
16
В основу создания системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования легли следующие положения : 1. Воспитательно – образовательная работа по Программе « Истоки » нацелена не столько на усвоение определенных и конкретных содержания, сколько на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, всемерному обогащению разнообразного опыта деятельности и его обобщению
17
2. Основные задачи ДОО связаны с образовательно – воспитательной работой и созданием условий для детского развития
18
Отличительные особенности программы Программа «Истоки», как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста. Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.
19
В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.
20
Субъективная оценка программа, основанная на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива, учитывает достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии. В программе представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в ДО, планирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудничества с семьей и работы психолога.
21
Вид ДО, которым рекомендована программа Данная программа рекомендована для ДОО раннего и дошкольного возраста.
22
Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации данной программы
Источник
1. Программа «Истоки»
Авторский коллектив: научные сотрудники
центра “Дошкольное детство” им. А. В.
Запорожца под руководством доктора
педагогических наук Л.А. Парамоновой
2. Цель программы:
• отразить базисное содержание дошкольного
образования, которое предполагает разностороннее,
полноценное развитие ребенка, формирование у него
универсальных, в том числе творческих,
способностей до уровня, соответствующего
возрастным возможностям и требованиям
современного общества. Программа предусматривает
амплификацию детского развития, взаимосвязь всех
его сторон
3.
В данной программе целостно
определены содержание и характер
современного педагогического процесса,
направленного на развитие базиса
личностной культуры у ребенка
дошкольного возраста в детском саду.
4.
Она реализует важнейший принцип
гуманистической педагогики – диалога
взрослого и ребенка, детей между собой,
педагогов друг с другом, педагога с
родителями.
Основная цель программы – формирование
разносторонне развитой личности в возрасте
от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том
числе творческих, способностей до уровня,
соответствующего возрастным возможностям
ребенка; обеспечение для каждого ребенка
равного старта развития; сохранение и
укрепление здоровья.
5.
Для каждого возрастного этапа в программе
выделены четыре ведущие линии развития:
cоциальное
познавательное
эстетическое
физическое
раскрываются особенности развития этих
линий в младенческом, раннем, младшем и
старшем дошкольном возрасте; задается
иерархия основных видов деятельности
(общение, предметная деятельность, игра).
6.
• «Социальное развитие» характеризуется
общением ребенка со взрослыми
(родителям и воспитателями в детском саду
и семье) и сверстниками, приобретающим
на каждом возрастном этапе своеобразные
формы. Общение и разнообразные виды
детской деятельности – главные условия
усвоения ребенком нравственных
ценностей, национальных традиций, любви
к своей семье и Родине, основа
формирования его самосознания.
7.
• В «Познавательном развитии» выделяются
следующие задачи: расширение и
обогащение ориентировки ребенка в
окружающем мире, формирование
способов и средств познавательной
деятельности, развитие способности видеть
общее в единичном явлении и находить
самостоятельное решение возникающих
проблем.
8.
• «Эстетическое развитие» рассматривается в
единстве формирования эстетического
отношения к миру и художественного
развития ребенка средствами искусства
(музыка, художественная литература,
изобразительное искусство). В основе
художественного развития – формирование
художественных способностей; детское
творчество; интеграция различных видов
деятельности.
9.
• В программе«Физического развития»
заложены начала здорового образа жизни,
физической культуры. Дети получают
представления о собственном теле, учатся
адекватно реагировать на изменение
окружающей среды, что позволяет более
сознательно относиться к своему здоровью,
избегать опасности.
10. В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
• характеристика возрастных возможностей
детей;
• общие показатели развития;
• базисные характеристики личности;
11.
Заметим, что в Программе «Истоки» даются
базисные характеристики личности ребенка
первых семи лет его жизни. Прослеживается
динамика развития содержания важнейших
личностных показателей, выявление которых в
разные периоды детства дошкольника
является серьезным научным достижением
адресованным, адресованным
непосредственно практике. Педагог и
психолог, работающие с детьми, впервые
получают в Базисной программе «Истоки»
четкие ориентиры развития личности ребенка.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Образование и духовность являются важнейшим фактором оздоровления региональной среды. Национальная образовательная программа «Социокультурные истоки»
2 слайд
Описание слайда:
ИСТОКИ – стратегическая программа развития социокультурного пространства России. ИСТОКИ – апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. ИСТОКИ – соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа. ИСТОКИ – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России. ИСТОКИ – программа активного «восполнения питания от Истоков отечественной цивилизации».
3 слайд
Описание слайда:
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ преобразование дошкольного учреждения в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
4 слайд
Описание слайда:
Программа «Истоки» (авторы: И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы (№ 3,5-707 от 20.07.98 г.). Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации. Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
5 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ развитие духовно-нравственных основ образования; интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры; формирование гражданской ответственности и осознание учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству; приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума; ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
6 слайд
Описание слайда:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИСТОКАМ В ОБРАЗОВАНИИ ПОЗВОЛЯЕТ: объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей; обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, дошкольного учреждения, семью и учащегося; развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы; использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения; развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.
7 слайд
Описание слайда:
ИСТОКОВЕДЕНИЕ: интегрирующее направление в образовании, утверждающее духовный потенциал России; направление, способное на практике осуществить межпредметные связи во всех звеньях образования и развить единое образовательное пространство; возрождает первоначальный контекст категорий и ценностей в обществе; имеет новую педагогическую технологию гармоничного развития личности; выводит на новое понимание качества образования, включающего не только освоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных, управленческих способностей, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта.
8 слайд
Описание слайда:
Особенностью программы «Истоки» является стержневая основа содержания образования и воспитания -предмет «Истоки» (авторы: А.В. Камкин, профессор ВГПУ, г.Вологда, И.А. Кузьмин, профессор РАЕН, г. Москва), программа «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы: И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина).
9 слайд
Описание слайда:
Учебно-методический комплекс «Социокультурные истоки» включает в себя концепции, программное обеспечение, учебные пособия, методические разработки, педагогические технологии, рабочие тетради, книги для развития, активные формы обучения и воспитания, необходимую нормативную базу.
10 слайд
Описание слайда:
Курс пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (3-4 года) Слово, Образ, Книга Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души (4-5 лет) (5-6 лет) Вера, Надежда, Любовь, Мудрость (6-7 лет) Традиции Слова, Образа, дела и праздника СТЕРЖНЕВАЯ ОСНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ
11 слайд
Описание слайда:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ детей 4-5 лет детей 3-4 лет
12 слайд
Описание слайда:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ детей 6-7 лет детей 5-6 лет
13 слайд
Описание слайда:
Учебно-методический комплект программы «Истоки» в 2002 году получил гриф Министерства образования Российской Федерации и рекомендован для использования в образовательном процессе субъектов РФ. Это качественно новый инструментарий образования. В 2011 году Издательский дом «Истоки» включен в Федеральный перечень.
14 слайд
Описание слайда:
Истоковедение открывает новые возможности социокультурного развития библиотек образовательных учреждений
15 слайд
Описание слайда:
Библиотека образовательного учреждения – информационно-ресурсный центр, координатор по созданию культурно-образовательной среды в социуме Формирование фонда по Истоковедению Работа библиотек по развитию духовно- нравственной основы личности Обеспечение социокультурным инструментарием Работа с родителями Информационно- библиотечное обслуживание по Истоковедению Методическая работа Активные формы работы с читателями Сотрудничество с региональным сообществом
16 слайд
Описание слайда:
Система подготовки и консультирования Разработаны разноуровневые образовательные программы по подготовке педагогов к работе по программе «Социокультурные истоки». Они реализуются через: курсы повышения квалификации работников образования; проблемно-модульную подготовку педагогов; консалтинговые программы для различных категорий слушателей; посредством программ специализации учащихся педколледжей и студентов педуниверситетов.
17 слайд
Описание слайда:
«Программа «Социокультурные истоки»; Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании; Программа «Воспитание на социокультурном опыте». Преемственность от дошкольного образования к общеобразовательной школе. Система подготовки и консультирования Семинары для специалистов дошкольного образования, начальной и средней школы, системы дополнительного образования: «Программа «Социокультурные истоки» и ее соответствие ФГОС; Развитие школы в контексте программы «Социокультурные истоки»; Школа как социальный институт. Система работы с родителями. Новый социокультурный инструментарий. Семинары и консультации для руководителей дошкольных учреждений и школ, методистов, специалистов образования:
18 слайд
Описание слайда:
Программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в: Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта. Сегодня программа «Истоки» успешно реализуется в 59 субъектах РФ и за рубежом. Система Истоковедения успешно развивается уже в течение 17 лет, что бесспорно является показателем ее эффективности. постановке стратегических целей; содержании духовно-нравственного развития и воспитания личности; формировании социокультурной идентичности; организации воспитательного пространства; интегративности программ духовно-нравственного воспитания.
19 слайд
Описание слайда:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения; устранить разрыв между дошкольным образованием и начальной школой, начальной и основной, полной школой, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой; выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта; в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье. Реализация программы, ее воспитательный потенциал позволяют:
20 слайд
Описание слайда:
«Истоки» обладают мощным интегративным потенциалом и способствуют воссозданию ценностной основы межрегионального взаимодействия и развитию единого социокультурного пространства России.
21 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация