Презентации по коррекции и развитию ребенка
Слайд 1
Государственное областное бюджетное учреждение «Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Боровичи Новгородской области Коррекционная помощь детям с отклонениями в поведении. Подготовила Кузичкина Наталья Алексеевна Педагог-психолог ГОБУ «Боровичский ЦППМС»
Слайд 2
Основные виды нарушений поведения у детей Агрессивность; Вспыльчивость; Пассивность; Гиперактивность; Отставание в психической деятельности; Невропатия; Неврозы; Страхи. В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения:
Слайд 3
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания; определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Слайд 4
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Слайд 5
Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним . Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Слайд 6
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность коррекционной помощи – главное условие ее успешности и эффективности.
Слайд 7
Одним из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в поведении являются элементы Арт-терапии.
Слайд 8
Цель и задачи арт-терапии: Цель : гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Слайд 9
Направления Арт-терапии в коррекционной работе с детьми раннего возраста: Изотерапия Музыкотерапия Сказкотерапия Куклотерапия Игротерапия Песочная терапия
Слайд 10
Изотерапия С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.
Слайд 11
Музыкотерапия Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в поведении. Этот метод позволяет быстро снять психическое напряжение, успокоиться. В детском возрасте музыкотерапия успешно справится с преодолением у ребенка поведенческих проблем, эмоционального беспокойства, а также поможет пережить возрастной кризис, связанный с развитием ребенка.
Слайд 13
Сказкотерапия При помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным. Например в книге Ольги Владимировны Хухлаевой « «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.
Слайд 14
О.В.Хухлаева «Лабиринт души» Страх расставания с мамой – Сказка «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка». Боязнь самостоятельности – Тревожность и боязливость « Сказка о вороненке», «Случай в лесу». Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары – Сказка «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба – Яга», «Слоненок, который боялся темноты».
Слайд 15
Слушая сказку ребенок «вживается» в рассказ, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Слайд 16
Куклотерапия Куклотерапия помогает установить эмоциональный контакт между детьми,помогает сплотить детский коллектив. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Слайд 17
Куклотерапия Цель куклотерапии – развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.
Слайд 18
Куклотерапия Что же даёт куклотерапия? Раскрепощает застенчивых и аутичных детей (лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней) Формирование умения «держать себя в руках» (навык саморегуляции) Вырабатывание навыков адекватного выражения собственных чувств.
Слайд 19
Игротерапия Игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. Показания к проведению игротерапии:замкнутость, необщительность, фобии,нарушения поведения.
Слайд 20
Разные игры – для разных целей Игры для улучшения психологического самочувствия («Жмурки», «Пятнашки», «Прятки», «Полоса препятствий»). Игры, помогающие в коррекции агрессии ( «Сражение», «Злые-добрые кошки», «Каратист») Игры, помогающие в коррекции страхов (« Смелые мыши», «Сова и зайцы»)
Слайд 21
Песочная терапия Основная цель коррекции: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя.
Слайд 22
Песочная терапия Показания к песочной терапии: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, неврозы, страхи.
Слайд 23
Актуальность Песочной терапии Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено на практике, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства.
Слайд 24
Выводы : Подведя итог можно отметить, что в работе с детьми раннего возраста используется всё многообразие арттерапевтических методик, способствующих коррекции нарушений в поведении ребенка.
Слайд 25
Спасибо за внимание
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Особенности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ Подготовила практический психолог ГУ ЛНР « Луганское дошкольное образовательное учреждение-ясли-сад комбинированного вида № 15» Киреева Ольга Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Термин «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Коррекционно-восстановительная работа – вид деятельности практического психолога, направленный на исправление негативных отклонений в психическом развитии и поведении ребенка, не соответствующих особенностям конкретного возрастного периода. Развивающая работа- вид деятельности, направленный на развитие когнитивной сферы ребенка (умений, навыков, познавательных процессов), общих и специальных способностей, эмоционально-волевой сферы, этических норм и правил поведения.
3 слайд
Описание слайда:
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
4 слайд
Описание слайда:
Цель коррекционной работы психолога-оказание своевременной психологической помощи в процессе психического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Алгоритм коррекционной работы 1 этап. Постановка проблемы Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ
5 слайд
Описание слайда:
с нарушениями в эмоциональной сфере отклонениями в поведении познавательном развитии В результате диагностики выявляются дети Прежде чем приступить к коррекционной работе психолог проводит диагностику по основным направлениям
6 слайд
Описание слайда:
Результаты психодиагностики могут привести к разным выводам: ребенок соответствует общепринятым нормам психического развития ребенок превосходит нормативные показатели развития (способные, одаренные дети) показатели развития ребенка ниже нормативных.
7 слайд
Описание слайда:
Причины негативных отклонений в психическом развитии и поведении ребенка
8 слайд
Описание слайда:
С какими проблемами работает детский психолог Ребенок идет в детский сад или школу Развод родителей Смерть кого-то из близких Появление нового члена семьи Случаи сексуального или психологического насилия над ребенком Серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей Социальные ситуации
9 слайд
Описание слайда:
Агрессия, замкнутость, капризность ,навязчивые действия ,застенчивость ,повышенная обидчивость, упрямство и т.д. Страхи и тревожность ребенка Проблемы адаптации Патологические привычки :кусание или грызение ногтей, сосание предметов, онанизм и т.д. Проблемы общения со сверстниками Уровень психических процессов (память, внимание, мышление,) не соответствует возрасту ребенка Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией
10 слайд
Описание слайда:
2 этап. Разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка Направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка ( планирование целей и задач на основе проведенной психолого-педагогической диагностики). Психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений , детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками). Разработка программы и содержания коррекционных занятий, методик и техник работы; реализация коррекционной программы.
11 слайд
Описание слайда:
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы, как симптоматическую каузальную Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии. Вторая – на ликвидацию причин и источников этих отклонений.
12 слайд
Описание слайда:
Психокоррекционная и развивающая работа подразделяется на: Прямое, непосредственное воздействие психолога на ребенка в процессе различных форм работы с ним (индивидуальная), подгрупповая (3-6 человек) и групповая (22-25 человек) Косвенное воздействие на ребенка через сверстников, педработников, членов семьи
13 слайд
Описание слайда:
Виды психокоррекционной и развивающей работы психолога с детьми Индивидуальные комплексные занятия психолога с ребенком. Индивидуальные занятия воспитателя с ребенком на основе коррекционно-восстановительной программы, предложенной психологом. Занятия коррекционной группы в составе детей, требующих коррекции. Групповые фронтальные занятия с целью коррекции отдельных личностных качеств и проявлений конкретного ребенка.
14 слайд
Описание слайда:
Основные принципы коррекционной работы принцип единства диагностики и коррекции развития принцип коррекции «снизу вверх» принцип системности развития психической деятельности деятельностный принцип коррекции принцип нормативности развития принцип коррекции «сверху вниз»
15 слайд
Описание слайда:
Игра безоговорочно признана универсальном формой коррекции в дошкольном периоде. И не без основания. Игра как бы создает «зону ближайшего развития» ребенка (Л. С. Выготский).
16 слайд
Описание слайда:
Основные методы коррекционного воздействия Игровая деятельность: подвижные, познавательные игры, игры с водой, сюжетно-ролевые и театрализованные. Сказкотерапия: чтение, проигрывание, психотерапевтических сказок, составление историй совместно с детьми. Психогимнастика. Куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которых травмирует ребѐнка. Арт-терапия: работа с красками, глиной, тестом, дыхательные техники, релаксационные упражнения, нервно-мышечное, использование визуальных образов. Игры по развитию мелкой моторики, психомоторики, песочная терапия.
17 слайд
Описание слайда:
Структура коррекционно-развивающего занятия чередование различных видов деятельности музыкально-ритмические упражнения проигрывание этюдов по ролям дидактические игры разрешение проблемных ситуаций графические задания технологии здоровье сбережения
18 слайд
Описание слайда:
Компоненты готовности практического психолога к коррекционной работе: теоретическая (знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т. д.) практическая (владение методами и методиками коррекции) личностная (психологическая проработанность у взрослого собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у ребенка)
19 слайд
Описание слайда:
3 этап. Итоговая диагностика Итоги проведенной работы Оценка эффективности коррекционной работы с точки зрения достижения планируемых целей, выявление факторов, препятствующих эффективности программы. Заключительный (итоговый) этап коррекционной работы с ребенком (группой детей) предполагает качественную оценку результатов проведенного коррекционного воздействия, а у детей 6-7 лет определение общей готовности к систематическому обучению в условиях школы. Разработка рекомендаций специалистов.
20 слайд
Описание слайда:
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.
21 слайд
Описание слайда:
Живите долго и счастливо и имейте много друзей. Спасибо за внимание.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1318215
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
«Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере » Авторы: Учитель-логопед МДОУ Детский сад « АБВГДейка » Падюкина Ирина Викторовна Учитель-логопед МДОУ Детский сад «Колокольчик» Кудашева Елена Викторовна
Слайд 2
Актуальность В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы. Согласно исследованиям специалистов, в последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдается количественные и качественные изменения в их развитии.. Причин возрастания такого количества детей много: неврологические, психологические, социальные, экономические, политические и т.д. Мы можем повлиять на устранение внутренних причин, а именно – правильно и своевременно организовать воспитательную, коррекционную и образовательную работу с детьми. С целью осуществления коррекционной работы на базе ДОУ МО «Город Новоульяновск » функционируют логопедические пункты, которые обеспечивают индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. Логопункты работают в соответствии с требованиями основных нормативных документов.
Слайд 3
Нормативно-правовое обеспечение Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) Закон РФ « Об образовании » Положение о логопункте в МДОУ. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения » Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательно м учреждени и ». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр , 1996 ( По заказу Министерства образования РФ). Методические рекомендации « Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения ». Т.П.Бессонова . – М., АПКиППРО РФ, 2008 . ФГОС дошкольного образования.
Слайд 4
ФГОС в логопедической работе С 1 января 2014 года был введен ФГОС дошкольного образования, который отразился и в логопедической службе. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Слайд 5
ФГОС в логопедической работе Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; -может фантазировать вслух, играть звуками и словами; -проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; -обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В настоящее время идет разработка Федерального образовательного специального стандарта, а также Всероссийского Положения о ПМПК и ПМПк .
Слайд 6
Основные направления деятельности учителя-логопеда Непосредственная деятельность: Диагностика речевого развития детей; Коррекция речи и звукопроизношения через подгрупповые и индивидуальные занятия) Апосредованная деятельность: Информационно-просветительская Методическая.
Слайд 7
Непосредственная деятельность логопеда Диагностика речевого развития детей в МДОУ дс « АБВГДейка ».
Слайд 8
Непосредственная деятельность логопеда Диагностика речевого развития детей в МДОУ дс «Колокольчик».
Слайд 9
Непосредственная деятельность логопеда 2.Коррекция речи и звуков (через групповые и индивидуальные занятия). Мониторинг уровня разных аспектов речевого развития – особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи – необходим для определения содержания и методов обучения, для осуществления индивидуального подхода к детям, для контроля за развитием их речи в соответствии с возрастными нормами, для выявления степени готовности к школьному обучению. С этой целью в начале учебного года у детей обследовалось: а)владение связной речью; б) сформированность грамматических систем; в)правильность произношения звуков; г)умение различать звуки речи на слух, т.е. фонематическое восприятие . Результаты обследования обобщены в виде карты, что позволило более обеъктивно сформировать группы, микрогруппы и выявить детей, нуждающихся в занятиях с логопедом.
Слайд 10
Задачи логопедических занятий коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста; формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития; воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи; взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
Слайд 11
Апосредованная работа учителя-логопеда В целях наиболее эффективной работы по речевому развитию учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую и методическую работу. Разрабатывает план информационно-просветительской работы. 1.Родительские собрания. 2.Оформление информационных стендов. 3.семинар-практикум. 4.Индивидуальные консультации.
Слайд 12
Апосредованная работа учителя-логопеда План методической работы 1.Педагогический совет. 2.Методический час. 3.Заседание методического объединения.
Слайд 13
Мониторинг уровня речевого развития дошкольников с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ « АБВГДейка »
Слайд 14
Мониторинг уровня речевого развития дошкольников с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ «Колокольчик»
Слайд 15
ВЫВОДЫ: Работа при дошкольном логопункте за прошедший период была активной и продуктивной, что подтверждается результатами диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и взрослым. Благодаря тесной взаимосвязи учителя-логопеда, всех педагогов ДОУ и родителей достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики. Только выстроенная в технологии алгоритма система по коррекции и развитию речи дошкольников дает положительный результат.
Слайд 16
Спасибо за внимание! Материалы подготовлены: Учителями-логопедами МДОУ МО «Город Новоульяновск » Падюкиной И.В. Кудашевой Е.В.
Источник