Пренатальный период развития ребенка психология

Пренатальный период развития ребенка психология thumbnail

Пренатальный период развития ребенка – прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].

Источник

Данный период характеризуется максимально активным физическим развитием ребенка, по сравнению со всеми другими возрастными периодами, происходит и интенсивное развитие психики. Осуществляется не только закладка и развитие всех органов и нервной системы, но идет активное развитие всех анализаторных систем, моторики, становление рефлексов и в элементарной форме — эмоциональной сферы. Ряд исследователей отмечают функционирование памяти в этот период.

Начало функционирования анализаторов отмечается уже в 7 нед., что дает возможность исследователям и специалистам говорить о возможности воздействия на психику ребенка на самых ранних сроках его развития. Именно данные о таких способностях ребенка легли в основу активного становления за рубежом направления пренатального воспитания.

Изучение развития сенсорики ребенка показало, что раньше начинают функционировать и лучше развиты к моменту рождения филогенетически более старые анализаторы. Так в 7 нед. внутриутробного развития уже регистрируется кожная чувствительность — отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а также начинает функционировать вестибулярный аппарат. На 8-й нед. отмечается кожная чувствительность по всему телу ребенка. На 14—15 нед. отмечают функционирование (в элементарном виде) вкусовой, проприоцептивной и тактильной чувствительности. На 16—17 нед. отмечается моторная реакция на громкий звук. На 21—22 нед. — двигательные и эмоциональные реакции на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой модальности. Позже всего отмечают функционирование зрительного анализатора — на 26—28 нед. (ребенок поворачивает голову по направлению к свету при освещении живота матери).

Читайте также:  Государственная программа развитие здравоохранения охрана здоровья матери и ребенка

В пренатальный период активно развивается весь безусловный рефлекторный фонд и моторика ребенка. Формирование отдельных рефлексов выявлено уже в первый триместр беременности. Двигательная активность регистрируется на 2-м мес. внутриутробного развития. Так в 7 нед. у ребенка наблюдаются небольшие медленные плавные движения в околоплодной жидкости. На 10—11 нед. отмечаются активные передвижения плода в околоплодной жидкости, прикосновения к стенке околоплодного пузыря, изменение траектории движения, вращательные движения, чередующиеся движения ног, регистрируется контакт руки с лицом. На 14—15 нед. плод способен совершать хватательные движения, двигать глазами, морщиться и гримасничать. Таким образом, уже к 16—17 нед. формируются различные паттерны движений и у ребенка можно зарегистрировать до 20 000 движений в сутки1.

Развитие эмоциональной сферы связывают с тем, что с 22 нед. можно наблюдать эмоциональные реакции на различные стимулы, а с 26—28 нед. уже отмечается мимическое выражение базальных эмоций (страх, гнев, радость, удивление)[1][2]. Функционирование памяти в пренатальный период отмечается во многих исследованиях: ребенок может узнавать музыку, которую слышал в пренатальный период, отдельные слова[3].

В связи с тем, что в данный период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие, оно подвержено воздействию различных факторов, в том числе отрицательных. К таким отрицательным факторам относятся заболевания (в первую очередь, вирусные), химические вещества (в том числе очень многие лекарственные препараты), химические зависимости матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), неблагоприятная экология. Периодом, наиболее подверженным воздействию тератогенов, считается период органогенеза — 3—8 нед. внутриутробного развития. К неблагоприятным психологическим факторам можно отнести сильные стрессы, длительные отрицательные эмоциональные состояния, отрицательное отношение к беременности. Данные факторы воздействуют на развитие плода на протяжении всего периода. По данным А. Бертин даже отсутствие интереса к ребенку в период беременности отрицательно сказывается на его развитии[4].

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Назовите элементы психики, которые формируются в пренатальный период.
  • 2. Какие анализаторы функционируют у плода к 5—6 мес. внутриутробного развития?
  • 3. В какой период пренатального развития плод в наибольшей степени подвержен влиянию тератогенов?

Рекомендуемая литература

  • 1. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. — СПб.: Питер, 2006.
  • 2. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. — СПб.: Питер,
  • 2010.
  • 3. Захарову А. И. Ребенок до рождения / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.
  • 4. Коваленко-Маджу га, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко- Маджуга. — СПб.: Питер, 2001.
  • 5. Султанова, А. С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде / А. С. Султанова // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: Изд-во УРАО, 2005.
  • 6. Филипповау Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Источник

Почему в психологии развития пренатальный период так мало обсуждается? Хотя это и есть пренатальное развитие, лучше исключить слово «развитие». У нас есть несколько процессов, которые связаны с существенными изменениями организма. И кроме развития у нас есть процесс созревания. Созревание – разворачивание некоторой генетической программы. В предыдущих курсах мы говорили об изменениях, которые не предопределены программой, а происходят в результате деятельности человека. В пренатальный период хочется говорить о созревании. Происходят такие стремительные изменения, что просто невозможно представить себе, что он успел бы получить их в такой короткий срок. Буквально по дню известно, что и в какой день случится. И такая предопределенность – тоже свидетельство того, что есть программа.

Для того, чтобы начать разговор, мы должны договориться о понятиях.

Беременность длится 266 дней, или 40 (38) недель, или 9 месяцев, 3 триместра

Несмотря на то, что готовы назвать в днях, хорошо известно, что это индивидуальная особенность женщины. Эта особенность наследуема, поэтому предсказать можно, спросив у мамы, были ли у нее преждевременные роды. Иногда это индивидуальная особенность женщины и может варьироваться в пределах двух недель до и двух недель после и все будет диапазон нормы беременности.

В днях никто не говорит о беременности. Более привычно для нас недели.

Еще более привычно – понятие триместра. Это неформальное деление. На самом деле, деление не только по цифрам, а по преобладающим процессам. Первый триместр посвящен тому, что складываются системы организма. Второй триместр – тоже происходит формирование органов, но преобладающим является развитие нервной системы, когда формируются не органы материальные, а функциональные, функционирование которых регулируется при помощи нервной системы. Третий триместр – последние три месяца – время роста – ребенок набирает рост, вес, сил для перехода в другие условия жизни.

  • Пренатальный – от зачатия до начала родов;
  • Перинатальный – 7 мес. До 28 дня после рождения; Чаще используют перинатальный период – переходный – конец беременности и первый месяц после рождения. В перинатальный попадает «новорожденность», до тех пор, пока он не перешел к собственной психической жизни.
  • Антенатальный – 28 нед. До 40 нед.
  • Постнатальный – после рождения

Периоды пренатального развития:

Герминальный период – первые 10-14 дней в течение которых происходит имплантация зиготы.

Зачатие наступает в результате слияния двух половых клеток: яйцеклетки и сперматозоида. Яйцеклетки созревают в яичниках. Дальше, яйцеклетка спускается в матку по фаллопиевым трубам. Оплодотворение происходит не в матке, а в фаллопиевых трубах. Сперматозоиды проникают не только в тело матки, но и в фаллопиевы трубы и там достигают яйцеклетки. Эта яйцеклетка двигается по фаллопиевым трубам три дня. Есть организм, жизнь, но беременность не наступила. Это клетка спускается вниз и происходит деление. Сначала она делится пополам. Потом это деление ускоряется: 12 часов чтобы следующее деление, 12 чтобы следующее и тп. И когда организм подходит к матке, он состоит из 16ти клеток. Но, отличительная особенность организма в том, что эти клетки никак не дифференцированы, это гроздь одинаковых клеток. Они делятся так быстро, что не успевают вырасти в размере. Поэтому, размер этой зиготы (или бластулы) такой же, как одна оплодотворенная клетка, которая просто поделилась. Что знают точно? Где то на четвертый день, бластула входит в тело матки. И начинает двигаться. Все это время никакой беременности нет. Если ей это удается (иногда на седьмой, иногда на восьмой день), если произошло прикрепление, это называется имплантация. Как только организм смог зацепиться, он начинает продуцировать гормоны. Он продуцирует гормон, который воздействует на организм женщины, блокирует иммунную систему женщины, чтобы она не отторгала этот организм. И это продолжается достаточно долго и это важно понимать для состояния женщины. В первые месяцы беременности женщины, а иногда и всю беременность, иммунная система ослаблена, она более подвержена всяким заразам.

Читайте также:  Развитие и обучение ребенка в возрасте от 3 лет до 6 лет

Наличие этого гормона обнаруживается в моче женщины и отсюда мы узнаем о беременности.

Как только произошла имплантация, этот момент мы считаем наступлением беременности.

Второй процесс – на четвертый-пятый день начинается процесс дифференциации. Вдруг, из одинаковых клеток, появляются разные. Организм понемногу обретает слои: верхний, средний и нижний слой. Как происходит переход от одинакового к разному – совершенно непонятно. А процесс дифференциации очень важен, так как из каждого из слоев будут появляться свои органы. Из внешней оболочки – нервная система и это свидетельство эволюционных процессов, ведь у самых примитивных организмов, нервная система поверхностна и эта же логика прослеживается и тут. Биологи пытались выяснить, что это за процесс. Их беспокоит то, в чем содержится код особенности. Они экспериментировали. Как только начинается дифференциация, они пробовали переместить клетку из одного слоя в другой. Что происходит? Происходит нарушение органогенеза. Нежизнеспособный плод, у которого органы появляются не на том месте. Биологи пытались понять, где содержится информация.

На основании этих опытов, появилось первое представление об угроз и факторов риска. Мы точно знаем, что если происходит в момент формирования органов смещение клеток, организм будет развиваться не так. Это вибрация. Это использование вибромассажеров и т. п. Достаточно давно, на основании этих данных, женщины были освобождены от тех профессий, которые мы называем мужскими. И это время, когда женщина может не знать о своей беременности, в первые дни беременности. И если есть возможность зачатия, нужно исключить все, что связано с такой вибрацией (в частности, самолет).

Интересную вещь сделал еще один биолог, Абель, который попробовал сделать это перемещение чуть раньше, не в 14 дней, а где-то в самом начале. И обнаружил сенсационной открытие: если чуть раньше, то ничего страшно не происходит: клетка меняет свою функцию в зависимости от того, в каком слое она оказалась.

Эмбриональный период – от 2 до 8 недели формируются основные системы организма.

Фетальный период – после 8 недели и до рождения происходит рост и подготовка органов к функционированию в постнатальный период.

Источник

 Что такое пренатальное развитие?
 Пренатальное развитие – это все, что происходит с будущим малышом от зачатия до появления на свет. Довольно часто медики употребляют термин «перинатальный период» для обозначения времени «около» родов – примерно с 28 недели беременности. Любой здравомыслящий человек понимает, что, пока ребенок находиться в животе у мамы, формируются все органы и системы организма. Физические метаморфозы зародыша можно наблюдать при помощи ультразвукового исследования.
 А есть ли у плода психика? Когда она появляется? Какие психические особенности формируются в пренатальный период? Возможно ли воспитание до рождения? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответ пренатальная психология.

 Началом индивидуальной – отдельной от мамы – психической жизни ребенка считается момент рождения. Именно с этого момента мы начинаем наблюдать, как малыш постепенно изучает мир и его законы. Сначала он учится сосредотачивать свое внимание на предметах и игрушках. Затем начинает отличать знакомые лица от незнакомых, реагирует на появление мамы и ее голос. Довольно быстро ребенок научается понимать окружающих людей и управлять их поведением при помощи плача и улыбки.
 Но в нашей жизни ничего не происходит «вдруг», из ниоткуда. Все имеет свои предпосылки и историю развития. Мы не начинаем в один миг ходить, говорить, есть ложкой, завязывать шнурки, управлять велосипедом, читать и писать. Особенности любого возраста подготавливаются прохождением предыдущих этапов. Следовательно, пренатальное развитие во внутриутробный период дает начало психическим особенностям будущего малыша.

 Психика человека – свойство его головного мозга. Это свойство позволяет людям воспринимать мир т.е. видеть, слышать, чувствовать вкус, обонять и осязать. Мозг накапливает эти знания, анализирует их и хранит в памяти. Из этих данных складывается образ мира, понимание различных явлений и отношение к ним. Исходя из своей картины мира, индивид выбирает те или иные реакции на внешние события, совершает поступки.
 Если психика – свойство мозга, то и возникает оно тогда, когда формируются основные мозговые структуры. Когда же происходит это событие? 1-й триместр беременности считается временем формирования основных соматических структур (тела). Во время 2-го триместра происходит созревание органов плода, до уровня, необходимого для выживания.
 На протяжении 3-го триместра происходит созревание структур головного мозга, подготовка к работе всех систем организма и превращение хрупкого зародыша в активно адаптирующегося к среде обитания младенца. Работающий мозг начинает подавать электрические сигналы. Именно так, проводя исследование на овцах, ученые определили предполагаемое зарождения психики.

Пренатальный период: основные тенденции психического развития
 Как вы уже поняли, физическое развитие является далеко не единственным процессом, происходящим с человеческим организмом во внутриутробный период. Пренатальная психология накопила достаточно большой массив данных о психической жизни, будущего малыша.
 Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и «гримасничать». Раздражение подошв или век вызывают рефлекторные движения – предпосылки будущей самостоятельной двигательной активности.

К 20-й неделе беременности

 Ультразвуковое обследование гортани обнаружило первые движения, связанные с генерацией звуков в возрасте 18 недель. После рождения, благодаря окружающей воздушной среде, фонация выразится в крике при рождении и быстро перерастет в целый спектр членораздельных звуков, сопровождающих человека в течение всей его жизни.
 К 20-й неделе пренатальное развитие обогащается первыми механизмами будущего познания мира – развиваются органы вкуса и обоняния.
 К 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность. На ее основе впоследствии сформируются тактильные ощущения, позволяющие определять температуру и изучать поверхность различных предметов. Примерно в это же время плод начинает реагировать на звук.
 На 27-й неделе плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери (реакция на свет подтверждается сканированием мозга).

 Все эти формы поведения в перинатальный период – мимические движения, брыкание, повороты тела и движение головы – возможно, являются произвольными т.е. самостоятельными движениями плода, стремящегося занять наиболее удобное положение.
 Восприимчивость будущего малыша и разнообразие форм его поведения, определяющие пренатальное воспитание, значительно возрастают на 8-м месяце беременности. В середине этого месяца у плода открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, не смотря на то, что внутри матки темно.

Читайте также:  Карта развития ребенка в детсад

 Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к этому времени уже полностью сформировались. Сканирование мозга показывает периоды сна, возможно со сновидениями.
 С переходом на 9-й месяц пренатальное развитие заключается в том, что у плода устанавливаются суточные циклы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

В пренатальный период, ребенок ...

 Воспитание до рождения: гипотезы и исследования
 Вопрос о том, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им во внутриутробный период, интересовал людей с давних времен. Пренатальное воспитание интересовало древнегреческого философа Аристотеля. Он считал, что у плода могут быть ощущения. Современные исследователи бьются над загадкой о том, способен ли плод к научению. Можно ли начать воспитание до рождения? Даст ли это ребенку преимущества при дальнейшем обучении? Существуют ли какие-либо свидетельства, подтверждающие или опровергающие возможность обучения до рождения?
 Пренатальная психология опирается на представление о том, что в пренатальный период, ребенок адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря привыканию. По мнению ученых, привыкание – есть простейшая форма научения. Будучи в животе у мамы, кроха научается реагировать на определенные стимулы. Например, регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Ребенок вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения.

 Профессор Петер Хеппер из Центра поведения плода при Королевском университете Белфаста, изучавший пренатальное развитие, провел интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. Ученый разделил их на 2 группы: в одной оказались женщины, ежедневно смотревшие мыльную оперу «Соседи», в другой – те, кто не смотрел этот сериал.
 Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку.
То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

 Если плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность, начав воспитание до рождения?
 Французский исследователь Альфред А. Томатис, проведя серию медицинских экспериментов, сделал вывод о том, что классическая музыка благотворно воздействует на работу мозга. Прослушивание музыки Моцарта активизирует не только слуховые и эмоциональные центры, но и всю кору целиком. Этот факт получил название «Эффект Моцарта».  Сотрудники университета штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки на предмет соответствия циклам работы человеческого мозга. Вся современная поп-музыка оказалась в самом низу списка. А верхние строчки уверенно занимает соната до-мажор Моцарта. Активизация коры головного мозга при прослушивании классической музыки улучшает память и стимулирует мышление.

Пренатальная психология: методики развития

 Пренатальная психология: методики развития
 Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что пренатальное воспитание – не миф, а вполне реальная возможность благоприятно повлиять на психику малыша. Более тысячи лет назад в Китае существовали клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Современных же мамочек медики усиленно пичкают всевозможной информацией, стараясь предупредить возможные трудности будущего ухода за малышом. Переизбыток негативных данных провоцирует тревожность.
 Томас Верни – доктор медицинских наук – убедительно доказывает, что лучшее пренатальное воспитание для ребенка – это быть желанным и любимым. Этот бесценный опыт он получает в утробе матери. Пренатальное развитие по данной методике направлено на снижение стресса у мамы при помощи разнообразных упражнений. Маме рекомендуются разговоры с малышом, пение и чтение вслух. Автор считает, что весьма эффективным является мысленное общение с малышом. Большое значение имеют позитивные мечты, направленные на будущее малыша.

 Брент Логан – директор Института раннего обучения в США – записал шестнадцать «Беби-кассет», которые будущая мама вставляет в плеер, укрепленный на поясе вокруг живота. Кассеты начинаются с записи нормального сердцебиения матери, затем звукоряд становится более сложным и включает 36 вариантов сердечного ритма. Доктор Логан считает, что таким образом пренатальное воспитание подготавливает к последующему обучению, основанному на главных ритмах окружающей среды.

Развитие мозга плода с помощью игр

 Рене Ван де Карр – основатель Пренатального университета – предлагает стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность малыша. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, прошедшие пренатальное развитие в его университете, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу.

 Михаил Лазарев – руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины – разработал метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия. Эта методика, получившая название «Сонатал», заключается в том, что беременная женщина поет в течение дня определенные, специально написанные песни, производя при этом ряд движений и изображая свои ощущения на рисунке. Мамы, испробовавшие этот метод, отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение общей творческой активности детей.
 Таким образом, множество исследователей верят, что воспитание до рождения возможно. Существуют, конечно, ученые, скептически относящиеся к этой идее. Но даже они отмечают, что внимание, уделяемое будущему ребенку родителями, способствует созданию благоприятных взаимоотношений, укреплению взаимопонимания между супругами. Не так важно какую конкретно методику предпочтут родители. Главное, что члены семьи объединены новой совместной деятельностью. Это делает их настоящими партнерами в таком ответственном деле, как пренатальное развитие. А счастливые, любящие друг друга и малыша родители – залог психического здоровья и гармоничного развития ребенка.


 К тому же занятия по любой программе помогают выработать подходящий распорядок дня, позволяют расставить приоритеты, определить важное и второстепенное, отвлекают от тревожных мыслей и укрепляют уверенность мамы в себе и своем будущем.
 Счастья Вам, взаимопонимания, эмоционального комфорта и легких родов.

Источник