Пренатальный период развития ребенка кратко
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;
* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;
* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-
156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Кризис новорожденности
Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым
Лекция 12. Младенческий возраст «157
психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.
Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.
Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.
Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?
158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.
Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.
Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.
Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:
1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.
2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.
3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-
Лекция 12. Младенческий возраст «159
ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.
4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.
5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:
* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;
* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;
* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).
Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.
Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.
Источник
1-я неделя. Началом зарождения нового организма является оплодотворение – слияние женской яйцеклетки и мужского сперматозоида, в результате образуется зигота размером 0,2мм. Оплодотворенная яйцеклетка начинает дробиться и превращается в многоклеточный зародыш. Сначала она делится на две дочерние клетки, в свою очередь эти две клетки делятся еще на две, затем из этих четырех образуется восемь клеток и т.д., пока не получится скопление из 30–32 клеток диаметром 1,5мм, похожее на тутовую ягоду. Делящиеся клетки постепенно продвигаются по яйцеводу к матке.
6-7-й день. Зародыш приобретает вид полого внутри многоклеточного шарика с ворсинками на поверхности. Оказавшись в полости матки, ворсинки цепляются за слизистую рыхлую стенку, обильно снабженную кровеносными сосудами, и прирастают к ней. Через эти ворсинки из крови матери поступают необходимые питательные вещества и кислород. Клетки зародыша в это время растут и быстро делятся.
2-я неделя. Эмбрион начинает отделяться от зародышевых оболочек, сейчас он напоминает плоский диск, состоящий из нескольких слоев. Каждому слою суждено стать прародителем разных органов и тканей. Постепенно образуются зачатки скелета, мышц и нервной системы.
5-я неделя. Меняется форма эмбриона, он уже не похож на плоский диск, а больше напоминает цилиндрик длиной 6мм. Происходит формирование нервной трубки – это зачаток центральной нервной системы. В течение этой недели появятся зачатки печени и поджелудочной железы. Начинается закладка верхних дыхательных путей – гортани и трахеи, а также закладка сердца.
6-я неделя. Четко различаются зачатки головы, хвоста, жаберной щели, рук, ног, проходит формирование отдельных частей внутреннего уха и гортани. Начинает биться крошечное сердце. Интенсивно развивается плацента (детское место) – специальный орган, который в дальнейшем будет отвечать за дыхание, питание, защиту плода, а также за выработку гормонов. Длина зародыша 7–9 мм. У него уже начало биться сердце, а по сосудам циркулировать кровь и через пуповину нести ему кислород и питательные вещества. Глаза четко обозначены темными кругами. Конечность развилась в маленькую ручку.
7-я неделя. Появляются грудь, живот, пальцы, развиваются пищевод и трахеи, начинается формирование тонкой кишки и грудины, закладывается корковая часть надпочечников – очень важной эндокринной железы, появляются зачатки глаз. Интенсивно развивается головной мозг. У эмбриона можно четко различить головной и тазовые концы. Длина зародыша 12мм. Ребенок уже начинает двигаться, на целых 12 недель раньше от того времени, когда мать почувствует эти движения. Сердце ребенка бьется с частотой 140-150 ударов в минуту, вдвое чаще, чем у мамы.
8-я неделя. Продолжается формирование сердца – совершенствуются перегородки между его отделами, улучшается сообщение сердца с крупными кровеносными сосудами. Желудок перемещается книзу и оказывается на своем месте – в брюшной полости. Происходит закладка слюнных желез. Активно развиваются кости, и даже суставы. Формируются ушные раковины и лицо, атрофируются зачатки жаберных щелей, идет процесс формирования верхней губы. Зародыш окружен амнионом – водной оболочкой. Эмбрион связан с развивающейся плацентой при помощи пупочного канатика. Длина зародыша 21мм, вес 1г.
9-я неделя. Сформировалось лицо, атрофируется хвост, плод по внешнему виду напоминает человека. Идет интенсивное развитие головного мозга – на этой неделе начинается формирование мозжечка – части мозга, обеспечивающей координацию движений. Происходит закладка мозговой части надпочечников. Активно формируются конечности: идет укрепление костей, намечаются суставы, а также пальцы кистей и стоп. Длина плода 27мм, вес 2г.
10-я неделя. У плода сформировались локтевые суставы, пальцы рук и ног, ушные раковины, верхняя губа, формируется диафрагма – перегородка, отделяющая грудную и брюшной полости. Начинают формироваться наружные половые органы. Закладываются молочные зубы, они будут прорезываться на первом году жизни. Длина плода 30–35мм, вес 4г.
11-я неделя. Руки выглядят более длинными, чем ноги, поскольку развиваются быстрее. Завершается формирование грудины. Продолжают развиваться пальцы кистей и стоп. Начинается образование радужки глазного яблока. Вес плода 7г. Длина тела 10см. Плод может морщиться, менять выражение лица и даже улыбаться. Совершенствуются все системы организма.
12-я неделя. Печень плода начинает вырабатывать желчь, в кишечнике появляются периодические сокращения. Продолжается развитие головного мозга. Сейчас он очень похож на головной мозг взрослого, но только в миниатюре. Вес плода составляет примерно 13 – 14г, а общая длина 9см. Это период усиленного роста зародыша в матке. В околоплодной жидкости плод защищен от внешних толчков и давления. Через плаценту к зародышу поступают белки, жиры и углеводы для беспрерывного строения клеток, а также кислород.
13-я неделя. Сформировались все двадцать молочных зубов и только ждут момента, чтобы прорезаться. Кишечник плода укладывается в брюшную полость, в нем формируются ворсинки, играющие важную роль в переваривании пищи. Поджелудочная железа вырабатывает инсулин. Плод весит примерно 28г.
14-я неделя. Сформировались конечности вместе с пальцами и ногтями. Длина плода 12,5см. Зародыш вырастает ежемесячно на 5-15см. Ребенок уже умеет схватывать что-то ручками, плавать и даже переворачиваться.
18-я неделя. Продолжается укрепление костей плода. Сформированы фаланги пальцев рук и ног, и на них уже появился узор, который и обеспечивает неповторимость отпечатков пальцев. Общая длина плода достигает 20см. Его вес почти 200г. Большой палец руки уже хорошо развит, ребенок уже умеет сосать его. Малыш становится активным и энергичным; напрягая мышцы, отталкивается ручками и ножками. Беременная чувствует движение плода, слышно биение его сердца, кожа плода покрывается тончайшими пушковыми волосками, особенно в области бровей и ресниц.
23-я неделя. Формируются зачатки постоянных зубов, которые располагаются глубже зачатков молочных зубов. Появляются волосы на голове. Длина плода 30см, вес 450г.
27-я неделя. Плод запасает бурую жировую ткань под кожей. Развиваются глаза. Будущий ребенок слышит все, что происходит внутри и вокруг. Длина плода 35см, вес около 900г.
32-я неделя. В это время зрачки плода могут реагировать на свет и темноту, почти как у взрослого человека. Под кожей откладывается белая жировая ткань, поэтому сама кожа принимает розовую окраску. Ногти почти достигают кончиков пальцев. Преждевременно родившийся плод имеет достаточные шансы на выживание при использовании современных медицинских технологий. Длина плода 40см, вес около 2кг.
40-я неделя .Плод полностью сформирован, кожа покрыта первородной смазкой, длина волос на голове достигает 2,5см. Длина плода 50см, вес около 3,2кг.
Источник
3.1
Пренатальный период
Начиная с работ Л. С. Выготского, в отечественной возрастной психологии период эмбрионального развития ребенка обычно исключается из схем возрастных периодизаций, поскольку он представляет собой «совершенно особый тип развития, подчиненный другим закономерностям, чем начинающееся с момента рождения развитие личности ребенка» [Выготский, 1984, с. 256]. Однако истоки психического развития закладываются именно в пренатальный период, особенности протекания которого сказываются на последующем постнатальном развитии ребенка, поэтому современная психология развития обращается к характеристике пренатального развития и к процессу родов.
Пренатальное , или внутриутробное, развитие – это классический пример процесса созревания, в ходе которого в жестко заданной и генетически закрепленной последовательности происходит превращение оплодотворенной яйцеклетки в новорожденного младенца. Период пренатального развития, длящийся в среднем 38 недель, традиционно подразделяют на три стадии : стадию зиготы (около двух недель), стадию эмбриона (со 2-й по 8-ю неделю) и стадию плода (с 9-й недели до рождения). Кратко рассмотрим каждый из них.
Стадия зиготы (герминальный период). Первый период внутриутробного развития начинается с оплодотворения яйцеклетки и заканчивается, когда оплодотворенная яйцеклетка, называемая зиготой , или зародышем, имплантируется в стенку матки. Через несколько часов после оплодотворения (обычно в пределах 36 ч) происходит первое дробление зиготы: сначала она делится на две клетки, затем каждые 12 ч происходит новое деление клеток, которое постепенно ускоряется, и к концу первой недели зигота состоит примерно из 100 клеток и представляет собой полый шар (бластоциста ), заполненный жидкостью. Иногда зигота разделяется на две группы клеток, и это приводит к развитию монозиготных (однояйцевых) близнецов. Дизиготные (разнояйцевые) близнецы развиваются в том случае, когда две яйцеклетки созревают одновременно и оплодотворяются разными сперматозоидами.
Достигая матки, зигота на 7–9-й день начинает погружаться в стенку матки и присоединяться к материнским кровеносным сосудам. Этот процесс называется имплантацией . Одновременно с ним идет процесс дифференциации клеток: из внутренних клеток зиготы образуется зародышевый диск , из которого впоследствии развивается плод. Из клеток, непосредственно прилегающих к стенке матки (внешний защитный слой – трофобласт ), развиваются структуры, обеспечивающие защиту и питание развивающегося организма. Трофобласт начинает интенсивно увеличиваться. Он формирует амнион , оболочку, заполненную амниотической жидкостью, окружающей развивающийся организм. Амнион помогает удерживать температуру пренатального мира на постоянном уровне, выполняет функцию защиты против любых толчков, вызванных движениями матери. Кроме того, появляется амниотический мешок , вырабатывающий кровяные тельца до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созревают настолько, чтобы взять на себя эту функцию [Берк, 2006]. К концу второй недели после зачатия клетки трофобласта формируют другую защитную мембрану, хорион , которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, выполняющие функцию кровеносных сосудов. После того как эти ворсинки имплантируются в стенку матки, начинает развиваться специальный орган, обеспечивающий обмен веществ между организмом матери и эмбрионом, называемый плацентой . Плацента соединяется с развивающимся организмом посредством пуповины (пупочного канатика), содержащей две артерии и одну вену, доставляющие ему питательные вещества и выводящие продукты жизнедеятельности.
Стадия эмбриона (эмбриональный период). Зиготу, полностью внедрившуюся в стенку матки, называют эмбрионом . В эмбриональный период происходят самые быстрые пренатальные изменения: закладываются основания всех структур тела и внутренних органов. Сразу после имплантации клетки эмбриона начи нают дифференцироваться на три отдельных слоя: из наружного слоя, эктодермы , впоследствии развиваются кожа и нервная система; из среднего слоя, мезодермы , образуются мышечная и костная ткань, кровеносная и выделительная системы; из внутреннего слоя, эндодермы , впоследствии образуются пищеварительная система, легкие, мочевой канал и миндалины. Эти три слоя являются фундаментом для формирования всех частей тела.
Сначала наиболее быстрым развитием характеризуется нервная система: формируется невральная трубка или примитивный спинной мозг, а к 3,5 недели начинает формироваться головной мозг. На четвертой неделе начинает функционировать сердце, появляются мышцы, позвоночник, ребра, формируются пищеварительная и выделительная системы, легкие, но пока они еще не работают. В течение второго месяца формируются глаза, нос, челюсть и шея, конечности, пальцы рук и ног; внутренние органы становятся более различимыми: в сердце формируются различные камеры, печень и селезенка берут на себя выработку кровяных телец.
Если эмбрион в возрасте 3 недель достигает не более 2 мм в длину, то к концу 8-й недели его размер составляет уже 2,5 см, а вес – приблизительно 4–6 г. Эмбрион уже может двигаться, хотя из-за его небольшого размера мать еще не ощущает слабых движений эмбриона.
Стадия плода (фетальный период). Начиная с 9-й недели и до рождения ребенка продолжается период плода , иногда называемый «фазой роста и завершения» [Берк, 2006]. На этой стадии значительно увеличиваются размеры тела плода и начинают функционировать системы его организма.
Пренатальное развитие часто разделяется на триместры , или на три равных периода времени. Первый триместр завершается к концу 3-го месяца. К этому возрасту размер плода составляет около 8 см, а вес – около 28 г. У плода развиваются щитовидная и поджелудочная железы, почки, начинает функционировать печень, происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов, т. е. наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко с помощью ультразвукового исследования определить пол плода. Появляются и другие «завершающие штрихи», такие как ногти на пальцах рук и ног, зачатки зубов и веки, которые открываются и закрываются, усиливается ритм работы сердца, он уже может быть услышан с помощью стетоскопа.
Во втором триместре плод покрывается белой субстанцией, называемой первородной смазкой , которая защищает кожу ребенка от растрескивания вследствие долгого пребывания в амниотической жидкости. Кроме того, все тело плода покрывают белые пушистые волосы (лануго ), помогающие первородной смазке прикрепиться к коже. К концу второго триместра (24-я неделя) многие органы характеризуются хорошим развитием. Развитие головного мозга достигает основного этапа: к 24-й неделе сформированы все нейроны головного мозга. Развитие мозга влечет за собой новые возможности. Начиная с 20-недельного возраста плод может реагировать на звук и свет. Например, если врач исследует содержимое матки с помощью фетоскопии, плод старается ручками закрыть глаза.
На стадии плода возникает поведение – активность плода, выражающаяся в хорошо координированных паттернах движений, основные из которых представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Источник