Пренатальный период особенности психического развития ребенка

Пренатальный период особенности психического развития ребенка thumbnail

Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.

Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:

* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;

* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;

* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.

К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-

156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым

Лекция 12. Младенческий возраст «157

психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).

Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?

158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.

Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.

Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).

Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.

Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.

2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.

3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-

Лекция 12. Младенческий возраст «159

ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.

4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.

5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:

* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;

* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;

* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).

Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.

Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.



Источник

Пренатальный период развития ребенка – прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].

Источник

      Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Открытия 
последних лет показали важнейшее 
значение не только периода младенчества
для психического здоровья и психологического
благополучия в течение всей последующей 
жизни человека, но и колоссальную
значимость внутриутробного развития.
Важность данных открытий сравнима с представлениями
о роли родовой травмы и травм раннего
детства, на которых построен как классический
психоанализ, так и множество психоаналитических
направлений психотерапии.

      Новая,
развивающаяся психология – пренатальная
психология – плавно ввела нас в новую
парадигму. В соответствии с ней развитие
идет от сложного к еще более сложному.
Уже первичная клетка (зигота) является
изначально сложной структурой благодаря
генетической информации, которая включает
в себя сведения о морфологическом строении
организма и функциональных процессах,
обеспечивающих закладку и развитие клеток,
органов и организма в целом в соответствии
с планом последовательного его построения,
а также данные о психологических особенностях
родителей и прародителей. Пуповина не
является единственным путем взаимосвязи
между матерью и ребенком. В процессе развития,
задолго до рождения, практически все
органы и системы ребенка уже начинают
функционировать. Мозг неродившегося
ребенка не только развивается, но функционирует,
реагирует и обеспечивает связь ребенка
с внутренним и внешним миром, а также
его психологические, эмоциональные реакции.

      К
настоящему времени получено много 
данных подтверждающих реальность психо-эмоционального
взаимодействия матери и ее неродившегося
ребенка. Оказалось, что в процессе этого
взаимодействия идет формирование и физического,
и психического здоровья младенца. Ребенок
с момента зачатия начинает накапливать
свой собственный опыт, цепко схватывая
вместе с матерью наиболее яркие моменты
в жизни и удерживая их в своей памяти.
В последующем эти образы отражаются в
мышлении, эмоциональных проявлениях
и стиле поведения ребенка и взрослого.

      Объект 
исследования психологов в пренатальный
период развития, да и в младенчестве –
диада «мать-дитя». Современные исследования
в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические
концепции, включающие ранний пренатальный
субъективный опыт ребенка, заставляют
обратиться к выработке научных критериев
для определения начала и особенностей
раннего взаимодействия матери и ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Пренатальный 
период – это период от оплодотворения
до рождения. В это время происходит
бурное развитие всего организма ребенка
и его психики1.

      Современная
пренатальная практика как осознанная
деятельность по обеспечению оптимальных 
условий развития внутриутробного 
ребенка черпает свои основания 
из четырех различных источников:
из спонтанного мировоззрения; из обобщений,
автономно возникающих в самой пренатальной
практике; из теорий беременности и внутриутробного
развития человека, основанных на фактологии
эмпирико-аналитических наук; из феноменологии
беременности, полученной средствами
гуманитарных наук.

      Родители 
и специалисты по акушерству, превращаясь
в сообщество, сталкиваются с недостаточностью
декларации принципов духовного акушерства
для отношения к внутриутробному ребенку
как к человеческому существу, с недостаточностью
понимания сущности происходящего в пренатальном
периоде, с дефицитом собственных представлений
о нормативных условиях и предпосылках
человеческих способностей в этот период,
а также с рассогласованностью имеющихся
представлений со способами и средствами
деятельности. Сегодня ни психология,
ни философия не в состоянии предоставить
практике целостной теоретической модели
внутриутробного развития.

      Пренатальной 
физиологии как эмпирико-аналитической 
науке принадлежит признание 
объективности эмбриональной психики.
Были обнаружены разнообразные способности
внутриутробного человека, установлена
опосредующая роль внутреннего мира матери
в тех изменениях, которые социальная
среда оказывает на тело плода, доказаны
связи между эмоциями беременных и постнатальным
развитием младенца, сформулирована теория
первичных адаптивных систем и описаны
нейрогормональные механизмы, преобразующие
материнские эмоции в факторы воздействия
на плод, как обучающие, так и травмирующие.
При этом источник развития внутриутробной
психики полагается не вне ее самой, а
в генетических и социальных факторах,
опосредованных материнскими эмоциями,
которые могут способствовать разворачиванию
программы созревания, либо разрушать
ее. Созданные на основе этой модели социальные
программы заботы о материнстве опирались
на необходимость контролировать субъективные
влияния будущей матери на собственную
беременность и были направлены на коррекцию
и компенсацию негативных социальных
и психологических факторов. При этом
подходе фактическим гарантом благополучной
беременности и здоровья ребенка является
принятие практиком (врачом-акушером),
а вслед за ним и будущей матерью данной
модели внутриутробного развития, которую
мы назвали “Модель регулируемой коммуникации”.
При таком подходе и будущая мать, и внутриутробный
младенец должны переживать только позитивные
эмоции.

      Таким
образом, врач стремится минимизировать
не только негативные переживания с 
источником вовне, но и те, что имеют 
внутренний источник (различного рода
прихоти, “беспричинные” изменения 
настроения, воспоминания, фантазии, страхи,
ощущения, “автономные” мысли и чувства).
Психотерапия встраивает эти данные в
существующие психологические теории:
различные направления психоанализа,
гештальтпсихологии, трансперсональной
психологии. Внутриутробный ребенок в
гуманитарных науках является человеческим
существом, обладает автономной субъективностью,
способной к спонтанному самовыражению,
которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное
состояние беременной. С этой точки зрения,
травматические влияния на плод происходят
потому, что у внутриутробного младенца
отсутствуют средства коммуникации, он
не был “услышан” и “понят” матерью.
Практика, основанная на этой модели, стремится
к установлению коммуникации между внутриутробным
младенцем и матерью, которую замещает
психотерапевтическая группа и/или психотерапевт,
помогающие перевести в слова телесные
и визуальные переживания. Эта модель
допускает участие будущих матерей в интенсивных
формах психотерапии. Эта модель получила
название “Неограниченная коммуникация”.
При этом отрицательные эмоции матери,
переживающей и отреагирующей психотравмирующие
события своей жизни, начиная с эмбрионального
опыта, в определенный период могут нанести
травму будущему ребенку.

      Анализ 
существующих моделей заставил предположить
неоднородность периода беременности
в отношении сензитивности матери
и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем
интегративную модель пренатального развития,
которая опирается на категории нового
направления в психологии – психологии
человека, или психологической антропологии.
Та или иная форма субъективности является
результатом развития событийной общности
на некотором временном отрезке жизни.
Определяя возраст как регулятивную категорию,
психологическая антропология предлагает
в качестве основания периодизации развития
категорию ступени, которая включает в
себя этапы становления и развития общности2.
Внутриутробный период жизни человека
рассматривается как особый возраст, особая
ступень развития человеческой реальности
(внутреннего мира, субъективности), ступень
воплощения. Общая “возрастная” задача
человека на этой ступени состоит в том,
чтобы к моменту родов (рождения) стать
со-участником общения в сознании, переживаниях
и деятельности матери. 
 
 

      М.
Мид на основе своих исследований материнства
и детства в различных культурах делает
вывод, что каждая конкретная культура
выбирает определенные черты характера
и темперамента, присущие взрослому человеку,
наиболее приемлемые в данной культуре,
строит на их основе свою культурную модель
взрослого мужчины и женщины и создает
систему воспитания ребенка, ориентированную
на эту модель. В каждой культуре есть
соответствующий способ воспитания родителей
(в первую очередь матери), которые и являются
основными «производителями» личности
ребенка как члена своего, конкретного
общества. Можно говорить о конкретно-культурной
модели материнства и детства и существующих
в каждой культуре способах или путей
«производства» этой модели.

      В
развитии ребенка можно выделить
две взаимосвязанных стороны:

      1)
Физиологическое развитие, требующее
удовлетворения физиологических потребностей
в пище, физическом комфорте, движениях,
притоке впечатлений, необходимых для
развития нервной системы. Оно обеспечивается
уходом за ребенком, кормлением, организацией
его окружения. Однако, как показали исследования
детей, испытывающих недостаток общения
со взрослыми и материнской любви, обеспечение
физиологических потребностей необходимо,
но недостаточно для развития ребенка.
Физиологические особенности ребенка
являются одинаковыми для всех культур,
их обеспечение, роль взрослого в этом
процессе также одинаковы. Разница касается
только климатических условий. Исследования
когнитивного развития, процессов восприятия,
двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе
– то есть развитие способности ребенка
воспринимать окружающий мир с помощью
органов чувств и действовать в этом мире
– также происходит одинаково. Это подтверждено
исследованиями интеллектуального развития
ребенка Дж.Брунера, Т.Бауэра, Ж.Пиаже,
современными исследованиями раннего
когнитивного развития (Е.А.Сергиенко).

      2)
Особенности когнитивной и эмоционально-личностной 
сферы ребенка, соответствующие 
конкретно-культурной модели. В современной 
психологии влияние культурных 
и индивидуальных особенностей 
матери на развитие ребенка 
считается необычайно значимым. Индивидуальные
особенности эмоционально-личностной
сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной
модели общества, членом которого он является,
обеспечены специальными, именно для этой
культуры присущими особенностями материнского
поведения.

      Эти
две стороны развития ребенка 
позволяют сделать вывод, что 
существуют две взаимосвязанные 
группы материнских функций. Одна из
них призвана обеспечить «видотипичные»
особенности развития ребенка как 
в когнитивной, так и в эмоциональной 
сфере. Другая имеет своей задачей формирование
таких особенностей когнитивной и эмоциональной
сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие
его развития именно данной, конкретно-культурной
модели. Первую группу функций матери
Г.Г.Филиппова3 предлагает назвать
видотипичной, а вторую – конкретно-культурной.
Однако ни та, ни другая группа материнских
функций не является присущей матери сама
по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные
современные исследования материнства.
Все особенности материнского поведения
имеют сложный путь развития в онтогенезе
матери.

      Психологическая
характеристика младенческого возраста
ориентируется прежде всего на детско-родительские
отношения. Круг проблем, связанных 
с развитием детско-родительских
взаимоотноше-ний, в последние годы
выдвигается в ряд наиболее значимых.
Исследования психологов и психиатров
показывают, что взаимоотношения ребенка
с окружающими людьми, и в первую очередь
с матерью, в первые годы жизни имеют чрезвычайно
важное значение для его дальнейшего личностного
развития и психического здоровья. Так,
установлено, что дефицит общения со взрослыми
уже в первые месяцы жизни ребенка ведет
к отклонениям и задержкам в его психическом
развитии. Из литературы известно также,
что неадекватное материнское отношение
к ребенку в раннем детстве выдвигается
на первое место среди средовых факторов
в развитии шизофрении и других заболеваний.
Существуют данные о том, что нарушения
взаимоотношений ребенка с близкими имеет
отдаленные последствия для формирования
родительского поведения: большинство
матерей, отказывающихся от своих детей,
с раннего детства имели негативный опыт
межличностных взаимоотношений в семье.

      Проблема 
перинатального развития ставит целый 
ряд вопросов перед психологической 
наукой. Прежде всего это проблема
зарождения психики. Когда, на каком этапе
развития мы можем говорить, что плод обладает
психикой, правомерно ли вообще говорить
о психическом отражении до рождения,
когда собственно «отражать» еще практически
нечего? Возможно ли обучение ребенка
до его рождения? Даст ли это преимущества
при обучении в дальнейшем? Знает ли плод
что-либо о своей матери?

      Столетиями 
людей интересовал вопрос, как 
влияет на после-дующее развитие ребенка 
опыт, полученный им в утробе матери.
Древнегреческий философ Аристотель
считал, что у плода могут быть ощущения.
В средневековой Европе некоторые верили
даже в то, что плод может обладать идеями.
Если правы Аристотель и средневековые
мыслители, то каким образом плод приобретает
эти ощущения или идеи?

      Прежде 
всего, необходимо критически посмотреть
на то, что уже известно о возможностях
и способностях плода. Известно, что двигательная
активность эмбриона начинается очень
рано. Сердцебиение возникает на 3 – 4-й
неделе после оплодотворения, первые спонтанные
движения туловища и конечностей – на 10-й
неделе, однако мать начинает их ощущать
значительно позже.

      Все
сенсорные системы плода начинают
функционировать задолго до рождения.
Его нервная система способна
перерабатывать проприоцептивную, вестибулярную,
а также тактильную информацию, которую 
она получает в результате обратной
сенсорной связи от движений, ограниченных
стенками матки.

Источник