Пренатальное развитие ребенка возрастная психология
Данный период характеризуется максимально активным физическим развитием ребенка, по сравнению со всеми другими возрастными периодами, происходит и интенсивное развитие психики. Осуществляется не только закладка и развитие всех органов и нервной системы, но идет активное развитие всех анализаторных систем, моторики, становление рефлексов и в элементарной форме — эмоциональной сферы. Ряд исследователей отмечают функционирование памяти в этот период.
Начало функционирования анализаторов отмечается уже в 7 нед., что дает возможность исследователям и специалистам говорить о возможности воздействия на психику ребенка на самых ранних сроках его развития. Именно данные о таких способностях ребенка легли в основу активного становления за рубежом направления пренатального воспитания.
Изучение развития сенсорики ребенка показало, что раньше начинают функционировать и лучше развиты к моменту рождения филогенетически более старые анализаторы. Так в 7 нед. внутриутробного развития уже регистрируется кожная чувствительность — отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а также начинает функционировать вестибулярный аппарат. На 8-й нед. отмечается кожная чувствительность по всему телу ребенка. На 14—15 нед. отмечают функционирование (в элементарном виде) вкусовой, проприоцептивной и тактильной чувствительности. На 16—17 нед. отмечается моторная реакция на громкий звук. На 21—22 нед. — двигательные и эмоциональные реакции на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой модальности. Позже всего отмечают функционирование зрительного анализатора — на 26—28 нед. (ребенок поворачивает голову по направлению к свету при освещении живота матери).
В пренатальный период активно развивается весь безусловный рефлекторный фонд и моторика ребенка. Формирование отдельных рефлексов выявлено уже в первый триместр беременности. Двигательная активность регистрируется на 2-м мес. внутриутробного развития. Так в 7 нед. у ребенка наблюдаются небольшие медленные плавные движения в околоплодной жидкости. На 10—11 нед. отмечаются активные передвижения плода в околоплодной жидкости, прикосновения к стенке околоплодного пузыря, изменение траектории движения, вращательные движения, чередующиеся движения ног, регистрируется контакт руки с лицом. На 14—15 нед. плод способен совершать хватательные движения, двигать глазами, морщиться и гримасничать. Таким образом, уже к 16—17 нед. формируются различные паттерны движений и у ребенка можно зарегистрировать до 20 000 движений в сутки1.
Развитие эмоциональной сферы связывают с тем, что с 22 нед. можно наблюдать эмоциональные реакции на различные стимулы, а с 26—28 нед. уже отмечается мимическое выражение базальных эмоций (страх, гнев, радость, удивление)[1][2]. Функционирование памяти в пренатальный период отмечается во многих исследованиях: ребенок может узнавать музыку, которую слышал в пренатальный период, отдельные слова[3].
В связи с тем, что в данный период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие, оно подвержено воздействию различных факторов, в том числе отрицательных. К таким отрицательным факторам относятся заболевания (в первую очередь, вирусные), химические вещества (в том числе очень многие лекарственные препараты), химические зависимости матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), неблагоприятная экология. Периодом, наиболее подверженным воздействию тератогенов, считается период органогенеза — 3—8 нед. внутриутробного развития. К неблагоприятным психологическим факторам можно отнести сильные стрессы, длительные отрицательные эмоциональные состояния, отрицательное отношение к беременности. Данные факторы воздействуют на развитие плода на протяжении всего периода. По данным А. Бертин даже отсутствие интереса к ребенку в период беременности отрицательно сказывается на его развитии[4].
Контрольные вопросы и задания
- 1. Назовите элементы психики, которые формируются в пренатальный период.
- 2. Какие анализаторы функционируют у плода к 5—6 мес. внутриутробного развития?
- 3. В какой период пренатального развития плод в наибольшей степени подвержен влиянию тератогенов?
Рекомендуемая литература
- 1. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. — СПб.: Питер, 2006.
- 2. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. — СПб.: Питер,
- 2010.
- 3. Захарову А. И. Ребенок до рождения / А. И. Захаров. — СПб.: Союз, 1998.
- 4. Коваленко-Маджу га, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко- Маджуга. — СПб.: Питер, 2001.
- 5. Султанова, А. С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде / А. С. Султанова // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.: Изд-во УРАО, 2005.
- 6. Филипповау Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Источник
Пренатальный период развития ребенка – прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.
Психологическая деятельность в пренатальный период
Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ)[3]. Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) [3] является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.[20]
Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.
Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.
По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.
Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.
На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.
Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.[17]
Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.[17]
Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.[17]
Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.
Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.
Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления.[4].
Источник
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;
* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;
* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чувствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее.
В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Источник
Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной психологии не включается.
Основным аргументом является тезис о том, что в момент рождения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психологическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рождения нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психического развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характеристику. Пренатальное развитие включает три основных периода:
* терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос
та и первичной дифференциации клеток;
* эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро
вания основных структур и органов;
* фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив
ного морфофизиологического развития плода.
К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизнеспособен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раздражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) происходит интенсивное развитие центральной нервной системы: формирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локализация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-
156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показано, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт используется, например, для коррекции состояния недоношенных детей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебиений матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального развития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестукивание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодействия и существовании форм психического отражения действительности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дискуссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской позиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектного отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.
Кризис новорожденности
Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер этого кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребностей — до рождения все его витальные потребности удовлетворялись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым
Лекция 12. Младенческий возраст «157
психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.
Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, терморегуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного количества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врожденных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина стимулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состояний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.
Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств такого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребенка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жизни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.
Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного новообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.
Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоретическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?
158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.
Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (открытые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодрствования с возрастанием удельного веса бодрствования.
Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная активность дополняется двигательной активностью).
Диффузная ненаправленная активность в форме общей спонтанной двигательной активности рефлекторной природы представляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризуется определенным ритмом. Другим выражением диффузной активности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфорте ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигнальную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.
Упорядоченные реакции включают следующие виды специализированных безусловных рефлексов:
1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.
2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.
3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-
Лекция 12. Младенческий возраст «159
ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («группирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание конечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные рефлексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.
4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите
ля и установку на его восприятие.
5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:
* «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;
* рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;
* позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос
ле 6 месяцев).
Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентировочных, значительной роли в формировании поведения не играют.
Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слуховое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.
Источник