Пренатальное развитие ребенка в педагогике

Пренатальное развитие ребенка в педагогике thumbnail

Пренатальное развитие ребенка в педагогике

Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика. Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного. В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной.

В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.

Рекламное сообщение

Принято считать, что пренатальный (дородовой) период – это время до рождения ребёнка. В науке в этом периоде выделяет два составляющих её периода:

·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики. Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.

1. Первый и самый важный метод – физический контакт с ребенком. Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием. Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Акции партнеров

Источник

Пренатальное воспитание – это воспитание ребенка в утробе матери, т.е. до его рождения. Пренатальное воспитание — модная современная медицинская теория говорит о том, что ребенок в утробе матери, обладая развитыми чувствами, способен воспринимать информацию из окружающего мира. Как следствие, общение и воспитание ребенка может начаться еще до его рождения. В настоящий момент открыто множество курсов, написано много литературы и статей в Интернете, однако точка в этом вопросе далеко не поставлена. Исследуя эту теорию (пренатальное воспитание), мы сталкиваемся с простым логическим вопросом, а как можно проверить результат наших усилий и оценить его? Что, по сути, представляет пренатальное воспитание, может ли оно быть отнесено к серьезным медицинским методикам или пренатальное воспитание — просто психологическое отвлечение будущей мамы от собственных проблем? В нашей статье мы попытаемся разобраться с этим вопросом.

Для того чтобы с кем-то общаться, необходимо четко знать, что этот кто-то способен не только вас слышать, но и понимать, и усваивать информацию. Наука сейчас далеко шагнула вперед в определении возможностей плода на разных сроках беременности. Доподлинно известно, что родившийся малыш обладает слухом, осязанием, может различать вкусы и запахи. Чуть хуже у него развито зрение, но в темном утробе ему оно особо и не нужно.

Очень важно понимать время, с которого плод перестает быть набором клеток и начинает приобретать признаки созревшего человеческого организма, чтобы пренатальное воспитание было эффективным. В процессе развития происходят такие изменения:

— в конце третьей недели у плода начинает биться сердце;

— с девяти недель плод способен отличать вкус жидкости вокруг себя за счет появления на языке вкусовых почек;

— с 10 недель вся кожа малыша становится чувствительной;

— с 10-11 недели плод может отличать прикосновения к поверхности живота, реагировать на тепло, холод и боль. Если просматривать его реакцию на УЗИ, то явственно заметно изменение мимики лица в зависимости от испытываемых ощущений;

— с 16-й недели развивается слух, когда начнёт действовать пренатальное воспитание. Плод начинает различать звуки, характерные для тела матери: сердцебиение, перистальтику, шум кровообращения. Околоплодная жидкость делает эти звуки приглушенными. Чуть позже малыш начинает различать (некоторые считают, что и запоминать) голоса и даже отдельные слова, поэтому пренатальное воспитание будет эффективным.

— в период 19-20 недель плод начинает активно двигаться, мама чувствует его активность, что подсознательно толкает ее на первый телесный контакт через кожу живота;

— к 24-й неделе у плода хорошо развиты вкусовые ощущения, осязания, более-менее зрение, малыш осмысленно реагирует на контакт через стенку живота;

— к концу 8-го месяца у плода развивается обоняние.

Исходя из этих медицинских данных, можно рассматривать теорию внутриутробного воспитания ребенка (пренатальное воспитание). Пренатальное воспитание берет свое начало с 70-х годов 20-го века. Развитию этой самой ранней области педагогики и психологии способствовало развитие самых современных на то время медицинских методов исследования (УЗИ, волоконной оптики и т.д.). Эти методы (пренатальное воспитание) позволили следить за развитием плода на протяжении всего периода беременности.

Первая методика общения будущей мамы с плодом (пренатальное воспитание) была разработана калифорнийским акушером Ван де Каром. Он считал, что простые движения могут помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. За основу были взяты способности малыша реагировать на тактильные ощущения. Будущая мама в течение 15-20 минут производила похлопывания живота и нажим на него. Одновременно с этим произносились повторяющиеся односложные слова.

Брент Логан, американский специалист по дородовой подготовке, в 80-е годы 20-го века выдвинул теорию стимулирования психического развитие ребенка с помощью звука. Беременным женщинам давали прослушивать музыкальные композиции, а также записи сердечного ритма разной высоты и частоты. Прослушивание (как пренатальное воспитание) производилось как через колонки, так и через наушники, при этом один из наушников помещался на живот. При этом врачи с помощью УЗИ следили за изменением сердечного ритма малыша и его двигательной активностью.

Однако первым элементом пренатального воспитания можно назвать еще ранее существовавший во Франции «поющий» родильный дом Мишеля Одена. В нем с будущими роженицами и отцами проводились занятия по хоровому пению. Такая методика, по мнению Одена, помогала укрепить нервы матери, что в последствие должно было положительным образом сказаться на появлении на свет спокойного ребенка. Также Мишель Оден подметил, что регулярное общение плода с отцом до родов помогает ребенку узнать голос папы сразу после рождения.

В России методика дородового общения (пренатальное воспитание) была разработана профессором Лазаревым и получила название «Сонатал» («сонас» по-латыни — «звучащий», натус — «рожденный»). Пренатальное воспитание было опробовано в конце 80-х годов 20-го века в Москве, Набережных Челнах, Тамбове и многих других городах. Методика заключалась в стимулировании развития плода и новорожденного методом музыкального воздействия. Общение производилось с помощью специальных вокально-речевых упражнений, воздействовало на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода, управляло их развитием.

Более детальные исследования показали, что плод хорошо реагирует на Моцарта и Вивальди, детские песенки и народную музыку, а вот при низких и басовых звуках Баха, Листа и Бетховена будущий малыш чувствует себя не особо комфортно. Если вам позволяют вокальные данные, то вы сами можете петь для плода различные детские и колыбельные песенки (пренатальное воспитание).

Также есть версия, что будущего ребенка еще на стадии беременности можно приучать к определенной последовательности действий перед сном. Для этого мама сама должна ежедневно соблюдать последовательность ужин-душ-колыбельная-сон. Такие действия (пренатальное воспитание) могут помочь ребенку уже после рождения более спокойно засыпать.

Источник

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы
понимаем под пренатальным воспитанием. По нашему
мнению, основная задача пренатального
воспитания – помочь будущей маме наладить
контакт с ребенком и расширить ее возможности
взаимодействия с ним. Сразу оговоримся – такая
помощь может понадобиться не каждой женщине во
время беременности. Как правило, женщина, не
испытавшая дефицита внимания, и, главное,
понимания со стороны собственной матери, с
любовью вынашивающая желанное дитя, сама
естественно общается со своим ребенком и,
отслеживая реакции, действует, основываясь на
его предпочтениях.

Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в
силу каких-то причин не получили должной модели
материнского поведения, во время своей даже
желанной беременности порой ощущают некоторую
растерянность, необходимость в руководстве.
Именно им и требуется помощь, своего рода
“пренатальное” воспитание.

В 1982 г. в Англии создана Национальная
ассоциация пренатального воспитания (АNЕР).
Разговор о пренатальном воспитании может
вызвать чувство удивления, и даже тревоги:
неужели дело дошло до того, что устанавливаются
какие-то нормативы и разрабатываются программы,
регламентирующие развитие эмбриона и плода?
Конечно, нет. Нормативы и программы имеют
отношение к обучению, а не к воспитанию.

После рождения ребенка процесс его воспитания
характеризуется тремя последовательными
этапами: впитывание информации, подражание и
личный опыт.
В период внутриутробного развития
опыт и, вероятно, подражание отсутствуют. Что
касается впитывания информации, то оно
максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в
один из моментов своей дальнейшей жизни человек
не развивается столь интенсивно, как в
пренатальном периоде, начиная с клетки и
превращаясь всего через несколько месяцев в
совершенное существо, обладающее удивительными
способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Нельзя отрицать важность воспитания ребенка,
особенно в первые годы жизни, равно как и
эффективность самовоспитания, когда взрослый
человек берет на себя ответственность за
собственное развитие путем упорной борьбы над
собой. Однако ученые уверенно заявляют, что ни
первое, ни второе не оказывают того
фундаментального воздействия, которое присуще
пренатальному воспитанию. А ведь новорожденный
уже прожил девять месяцев, которые в
значительной степени сформировали базу для его
дальнейшего развития. Пренатальное воспитание
несет в своей основе мысль о предоставлении
внутриутробному плоду самых лучших материалов и
условий. Это должно стать частью естественного
процесса развития всего потенциала, всех
способностей, изначально заложенных в
яйцеклетке.

Часто задают вопрос: для кого важнее процесс
воспитания – для матери или для ребенка? Ответ
прост: он важен для обоих. Существует следующая
закономерность: чувства и даже мысли матери
передаются и плоду. Мать является также
посредником между внешним миром и ребенком.
Человеческое существо, формирующееся внутри
матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако
оно непрерывно улавливает ощущения и реакции,
которые вызывают у матери окружающий мир. Это
существо регистрирует первые сведения,
способные определенным образом окрашивать
будущую личность, в тканях клеток, в органической
памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на
самом деле стар как мир. Женщина всегда
интуитивно ощущала его важность. Это все больше
начинают понимать и отцы. Для древних
цивилизаций значимость периода беременности
была абсолютно непреложной истиной. Египтяне,
индийцы, кельты, африканцы, славяне и многие
другие народы придерживались некоторых строгих
традиций и правил для матерей, супружеских пар и
общества в целом, которые обеспечивали ребенку
наилучшие условия для внутриутробной жизни и
развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае
существовали пренатальные клиники, где будущие
матери проводили период беременности,
окруженные покоем и красотой, а в русских семьях
с наступлением беременности переходили жить из
общей комнаты в светелки, где могли заниматься в
молитвах и занятиях рукоделием готовились к
родам.

Современные научные исследования, проводимые
специалистами четырех направлений, позволяют
выделить важнейшие факторы, играющие роль в
воспитании плода в утробе матери.

К ним относятся:

  • сенсорные способности плода (изучаются
    специалистами разного профиля)
  • эмоциональный след (обнаружен и изучается
    психологами и психоаналитиками)
  • способность элементарных частиц, составляющих
    атомы, молекулы и живые клетки, “записывать”
    информацию (область интересов физиков).

Ребенок живет с самого момента зачатия. У него
уже определен пол и рост, цвет глаз и структура
волос. Недаром в странах Востока принято считать
возраст ребенка не с момента его рождения, а со
дня зачатия. Однако точную дату рождения ребенка,
возможно, узнать только после его появления на
свет.

В момент зачатия мать и отец играют одинаково
важную роль. Однако на протяжении последующих
девяти месяцев главной исполнительницей
становится мать.

Способность к добру и сопереживанию, чувство
любви или неприязни, спокойствие или
агрессивность, как и многие другие свойства
личности, воспитываются в человеке с момента его
зачатия.

Мать – это первая земная вселенная ребенка,
поэтому все, через что она проходит, испытывает и
плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо
положительное, либо отрицательное влияние на его
психику.

Организм будущего ребенка строится из
материалов, которые поставляются ему из
организма матери, следовательно, образ ее жизни,
питание, отсутствие или наличие вредных привычек
(прием алкоголя, курение, злоупотребление
лекарственными препаратами и пр.) закладывают
основу здоровья плода.

Именно неправильное поведение матери, ее
излишние эмоциональные реакции на стрессы,
которыми насыщена наша тяжелая и напряженная
жизнь, служат причиной огромного числа таких
послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные
состояния, многочисленные аллергические недуги,
отставание в умственном развитии и многие другие
патологические состояния.

Во внутриутробный период не только идет
физиологическое развитие ребенка, но и
формируются подсознательные процессы быстрого и
более качественного усвоения информации. Один
месяц дородового воспитания равен одному году
послеродового. Другими словами, если заниматься
с ребенком с первого месяца после зачатия, он
родиться с уровнем воспитания 9-ти летнего.
Родителям останется только мягко направлять его
и, разумеется, продолжать воспитывать.

Будущей маме очень полезно слушать хорошую
музыку и петь самой, рисовать, делать
энергетическую гимнастику, сочинять стихи и
сказки, а также учить родных и близких
приветствовать ваше солнышко до рождения. Таким
образом, происходит воспитание звуком, цветом,
движением, словом и прикосновением.

Женщина сама может “запрограммировать”
определённые возможности ребёнка. Так, например,
если маме хочется вырастить полиглота, ей
следует особое внимание уделять музыке. Тогда
слуховая кора головного мозга развивается лучше,
ведь во время беременности ребенок слышит мало
звуков, мама зачастую молчит, не обращается к
нему. А ведь прививать любовь к родному и
иностранным языкам можно как раз аудиально.
Особенно это касается таких “мелодичных”
языков, как японский или китайский.

Что касается внешности ребёнка, то её тоже
можно “заказать”. Для этого мысли должны быть
достаточно четкими и удерживаться долгое время.
Дисциплинируйте свои мысли с помощью такого
приема как визуализация. Создайте “альбом
мечты” и поместите в него свои рисунки или
понравившиеся картинки.

Известен случай, когда будущий отец увидел на
выставке рисунок художника, на котором был
изображен прелестный малыш. Мужчина сделал копию
рисунка и написал: “Для нас нет ничего
невозможного. Мы любим тебя, малыш. Мама и папа”.
И подарил своей жене. Вскоре в их семье родился
карапуз точь-в-точь похожий на ребенка на
портрете. Такие случаи не редкость. Поэтому
будущим мамам рекомендуется ограничить просмотр
телевизионных программ, так как некоторые из них
мешают настроиться на создание красивого и
доброго образа будущего ребенка.

В дородовом периоде также формируется вкус
ребенка, плод даже демонстрирует предпочтение
одного другому. Ежедневно он поглощает
определенное количество амниотической жидкости
(околоплодные воды). Добавление к ней сахара
путем введения его раствора заставляет плод с
жадностью “проглатывать” двойную порцию. При
использовании же горького раствора количество
потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более
того, удалось получить изображение плода с
гримасой недовольства (!), являющейся следствием
отрицательных вкусовых ощущений. Внутриматочная
жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и
выпивает мать. Это способствует привыканию плода
к вкусу той пищи, которую он будет потреблять
после рождения и которая характерна для региона
проживания родителей.
Приведу еще один известный случай,
малютка-индианка была удочерена супругами из
Парижа в возрасте трех месяцев. Начав получать
твердую пищу, она упорно отказывалась от риса,
приготовленного по различным рецептам
европейской кухни, однако с удовольствием ела
рисовое блюдо, потреблявшееся ее матерью во
время беременности.

Не желательно будущей маме думать о поле
будущего ребенка. Так как в характере все должно
быть гармонично и одинаково развито,
естественно, с небольшим преобладанием тех или
иных качеств (черт) в зависимости от пола. Так,
например, представьте картину: мама постоянно
думает: у меня будет мальчик, мальчик, мальчик. И
даже если действительно рождается мальчик, то в
его характере отсутствуют мягкость, гибкость. А
если вдруг у неё рождается девочка, то у неё
проявляются командирские качества – “строит”
всех мальчиков во дворе.

Кода женщина не знает, кто у неё родится, она
один день думает: “Будет у меня мальчик, сильный,
уверенный, умный.”, а на следующий день мечтает:
“Появится у меня девочка, красивая, стройная,
ласковая…” и тем самым закладывает в сознание
будущего ребенка все качества, необходимые для
развития гармоничной личности.

Упражнения в период беременности:

“Мой ребенок – долгожитель”

Закройте глаза на минутку и скажите себе, что
ваш малыш будет жить до ста лет в добром здравии,
а вы сможете порадоваться, побывав на его юбилее.
Это торжество легко представить под мелодию
вальса или танго. Лучше включать музыку, под
которую вы любите и умеете танцевать.

“Разговор двоих”

Выберете время, чтобы в полной тишине побыть
наедине с ребенком в течение 15-20 минут. Сядьте по
удобнее, закройте глаза. В течение 5 минут
произнесите на вдохе: “Я”, а на выдохе:
“от-ды-ха-ю”. То есть выдох должен быть в четыре
раза продолжительнее вдоха. Задайте ребенку
вопрос, на который можно ответить “да” или
“нет”. Например: “Ты хочешь мне сообщить что-то
важное?” или “Тебе достаточно кислорода для
хорошего самочувствия?” – и ждите ответ. Он
придет в виде ощущения или легкого толчка. Не
спешите, малыш ответит вам не сразу, ведь вы
только учитесь налаживать с ним доверительные
отношения. За один сеанс задавайте ребенку не
более 3-4 вопросов. Выполняйте это упражнение
ежедневно, и через неделю вы научитесь лучше
понимать своего ребенка.

Несмотря на занятость, будущие матери и отцы
должны находить время (лучше в какой-то
конкретный час) для “свидания” со своим
будущим ребенком, разговора с ним. Именно в этот
момент они могут рассказать ему, с каким
нетерпением ожидают его появления на свет.
Природа отблагодарит родителей за их
сознательные усилия. Форма благодарности может
быть самой различной, Это существенно уменьшит у
беременной женщины чувство усталости,
беспокойства и страха. Оно может исчезнуть
полностью, заменившись ощущением уверенности,
радости и гордости.

Естественным завершением осознанной и полной
светлых ощущений беременности будут роды,
проходящие осознанно, под собственным контролем,
и с чувством полного единения с ребенком.
Ребенок, выношенный подобным образом, будет
легко воспринимать воспитание и может обладать
всеми качествами, заложенными в нем природой.

Женщина от осознанного отношения к вынашиванию
и рождению ребенка родится как мать.

Мы все разделяем ответственность за то, что
природа возлагает на женщину и на родителей.
Каждый из нас несет определенную долю
ответственности за приходящего в этот мир
ребенка. Если бы вместо увеличения числа тюрем
правительства стран больше заботились о
беременной женщине, которой следует разъяснять
ее роль и создавать условия, необходимые для
реализации возложенных на нее задач, то мы могли
бы получить более хорошие результаты при меньших
финансовых затратах. Всего через несколько
поколений удалось бы преобразовать в лучшую
сторону физическое состояние и психику, как
мужчин, так и женщин. И тогда каждый, став сильнее,
устойчивее и свободнее, став более открытым для
других и для проявлений самой жизни, может
надеяться на создание мира, где любой человек
найдет свое место и будет счастлив.

Этот вопрос изучается в курсе биологии 8-го
класса, но отводится на его рассмотрение всего
несколько маленьких абзацев. Надо бы включить
данный вопрос в программу о здоровом образе
жизни, в тематику классных часов и вернуть в
школы курс “Этики и психологии семейной жизни”
для 10-11 классов.

Источник