Пренатальное развитие и постнатальное развитие ребенка

Пренатальное развитие и постнатальное развитие ребенка thumbnail

Парам, которые желают иметь ребенка, предстоит многое узнать. Будущим мамам стоит интересоваться не только теми изменениями, которые произойдут с их телом, но и тем, как изменяется малыш в утробе и вне ее. Поэтому мы сегодня поговорим о пренатальном и постнатальном периоде развития малышей. Что происходит, когда ребенок находится еще в животике? Какие изменения его ждут? Как детки развиваются после рождения? Согласитесь, эти вопросы интересны всем будущим мамам без исключения. Предлагаем подробно познакомиться с натальным и постнатальным периодом развития. Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы и будете подготовлены к роли родителя.

Периоды развития ребенка

Первым делом, стоит знать, что выделяются две большие группы: пренатальный, постнатальный периоды развития. С самого момента зачатия малыш постоянно развивается, растет, приобретает новые навыки и возможности. Принято разделять некоторые периоды, которые имеют свою особую характеристику. Об этом мы вам и предлагаем поговорить.

Сейчас стоит уточнить, что такое пренатальный, постнатальный период ребенка. Пренатальный период развития – это те самые изменения, происходящие в организме малыша, когда он еще не родился на свет. Постнатальный период развития мы уже наблюдаем после рождения крохи. Мы видим как он развивается, растет, учится и так далее.

Пренатальный период

Как мы уже сказали ранее, пренатальный период – это развитие малыша в утробе матери. Как правило, он длится двести шестьдесят шесть дней. Весь пренатальный период можно разделить на три стадии:

  • зародышевая (длится порядка двух недель с момента зачатия);
  • эмбриональная (длится пять недель, с третьей по восьмую; это довольно ответственный этап, ведь именно сейчас закладываются жизненно важные органы, и начинает биться сердечко);
  • плодная (длительность – с девятой недели до самого рождения; на данном этапе ребенок быстро растет, и начинают функционировать все системы).

Многие мамы (в том числе и будущие) знают, что все время беременности делят на триместры. Краткую характеристику вы можете увидеть в таблице.

Триместр

Характеристика

Первый

Он длится 13 недель (с самого момента зачатия). В результате развития в первом триместре при помощи ультразвукового исследования уже можно определить даже пол ребенка. Сейчас активно развиваются костная, мышечная и нервная система. Уже на десятой неделе беременности плод начинает шевелиться, только мама этого пока не чувствует (длина его составляет порядка 12 миллиметров).

Второй

На данном этапе ребенок приобретает человеческие черты. Эта стадия характеризуется быстрым ростом и набором веса. Если на 14 неделе его длина составляла 15 миллиметров, а вес всего 35 граммов, то к 27 (конец второго триместра) длина равна приблизительно 35 сантиметров, а вес – 1 килограмм. На шестой неделе беременности у малыша уже хорошо развиты органы чувств и нервная система. Сейчас с крохой можно разговаривать, читать сказки и так далее. Знайте, что громкая музыка его сейчас пугает. Именно в данный момент многие родители начинают обучение малыша, как это делать вы узнаете дальше.

Третий

Длится с 28 по 40 недели. Это завершающий этап беременности и развития малыша. Сейчас у ребенка уже есть режим (сон и бодрствование), он открывает глазки и даже может дышать. Сейчас ребенок очень восприимчив к прикосновениям, звукам и яркому свету.

Обучение

постнатальный период

Когда кроха еще не родилась на свет, ее можно постепенно обучать. Сейчас будут приведены некоторые советы по воспитанию еще не родившегося малыша.

Режим дня

Приучать малыша к режиму дня можно при помощи песен. Утром – веселая приветственная композиция, вечером – колыбельная, перед приемом пищи – интересная гастрономическая композиция. Это поможет ему быстрее освоиться в нашем большом мире.

Слух

Говорите с малышами как можно чаще, если он слышит голос мамы, то быстрее успокаивается. Громкий звук раздражает малыша, он начинает закрывать ушки руками.

Музыкальный вкус

В течение одного часа ежедневно слушайте спокойную классическую музыку. Маленьким деткам она очень нравится.

Общение

Отвечайте на каждые действия малыша. Постукивания, поглаживания, речь – это все средства коммуникации.

Пополнение словарного запаса

Если вы умеете говорить на нескольких языках, то делайте это как можно чаще. Хоть малыш и не понимает того, что слышит, но так можно развить предрасположенность к иностранному языку.

Вкусовые предпочтения

Во время беременности старайтесь питаться разнообразно и правильно, ведь мама передает некий гастрономический код своему малышу. Как правило, у деток такие же вкусовые предпочтения, как и у мамы.

Постнатальный период

Данный период наступает сразу после рождения ребенка на свет. В нем принято выделять следующие стадии:

  • новорожденность (до 1 месяца);
  • младенчество (до 1 года);
  • позднее младенчество (до 2 лет);
  • дошкольный возраст (до 6 лет);
  • школьный возраст (до 10-12 лет);
  • подростковый возраст (до 18-20 лет).
Читайте также:  Значение образования в развитии личности ребенка

В подростковом возрасте можно выделить некоторые черты:

  • половое созревание;
  • рост тела;
  • формирование личности.

Новорожденный ребенок

постнатальный период развития

Сейчас коротко о новорожденных детках, этот этап входит в постнатальный период развития. В первый месяц в организме малютки проходит ряд изменений:

  • потеря веса в первые дни жизни (до 10%);
  • появляются врожденные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый и так далее);
  • мышцы малютки находятся в тонусе;
  • в течение первых двух дней из кишечника выходит меконий;
  • большее время малыш спит (до 22 часов).

Сейчас малышу нужно как можно больше контактировать с мамой, ведь разделение во время родов – это серьезный стресс для малютки. Лучшее питание для ребенка – молоко матери.

Грудной ребенок

постнатальный период ребенка

Теперь коротко о еще одном этапе постнатального периода развития. Сейчас разговор пойдет о грудничках (до 1 года). Сейчас у малыша очень тяжелый период, перед ним стоит масса задач: научиться держать головку, ползать, ходить. Хватательный навык дает крохе изучать предметы, ползанье – изучать наш большой новый мир. Малыши часто имитируют движения взрослых (подносят чашку ко рту, пытаются самостоятельно кушать и так далее).

Детский сад

натальный постнатальный период

Постнатальный период развития ребенка включает еще один этап – дошкольный возраст (до 6 лет). Примерно в три года у ребенка появляется свое собственное «я». Мир предметов уже ему не так интересен, он в полной силе развивает коммуникативные навыки. Теперь люди, их общение, взаимоотношения – это главный интерес у ребенка. В шесть лет уже можно судить о его характере, так как он практически сформировался.

Школьный возраст

постнатальный период развития ребенка

Школьный возраст – это еще один тяжелый этап постнатального периода развития малыша. Готовность малыша к школе очень просто распознать: он стремится больше узнать, активен и полон энергии. Кроме этого можно заметить, что он постоянно хочет соревноваться. Сейчас для ребенка очень важно видеть хороший пример: дружная семья, любящие родители, хорошие друзья и так далее.

Источник

Желание иметь ребенка должно быть осмысленным со стороны обоих родителей. Будущей маме полезно не только знать о предстоящих переменах в организме, но и прочитать как можно больше информации про пренатальный и постнатальный периоды развития малыша.

До рождения

Пренатальный период, или внутриутробное развитие, который длится в среднем 280 дней (40 недель), принято подразделять на три этапа:

  • Начальный этап. Это первая неделя развития от момента оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки зародыша.
  • Эмбриональный этап. В течение следующих семи недель происходит формирование всех систем и органов. Основным питанием для малыша являются вещества, доставленные с кровью матери. На третьей неделе закладываются кровеносные сосуды, пронефрос (предпочка) и сердце. Еще через семь дней завершается формирование печени, желудка, легкого, поджелудочной и эндокринных желез, а также первичной почки, зачатков ног и рук. На пятой неделе у эмбриона продолжают развиваться легкие и бронхи, формируются прямая кишка, мочевой пузырь. Через две недели наблюдается интенсивный рост головы, можно разглядеть уши и глаза, пальчики на ногах и руках.
  • Плодный этап. Начиная с девятой недели беременности и до момента рождения ребенок набирает массу и увеличивается в размерах, продолжается созревание и развитие систем и органов.

постнатальный период

Концерты классической музыки

До недавнего времени идеи считать возраст ребенка от зачатия казались совершенно безумными, но сегодня ученые настроены уже не так скептически.

Результаты исследований показывают, что малыш может обучаться в утробе матери. Наилучшим способом стимуляции является проигрывание эмбриону классической музыки.

Практически сразу после зачатия начинает развиваться мозг крохи, а к концу пятого месяца формируется количество мозговых клеток, которое будет неизменным весь постнатальный период. С внутриутробным развитием клетки увеличиваются с помощью межклеточных соединений.

Стимуляция клеток посредством классической музыки повышает вероятность развития интеллекта. Кроме того, в постнатальный период такие дети легче поддаются обучению и даже начинают говорить на несколько месяцев раньше, чем сверстники.

После рождения

Постнатальным периодом называют время с момента рождения и до смерти. В педиатрии принято выделять следующие стадии постнатального развития:

1. Первый месяц после рождения – период новорожденности.

2. Со второго месяца до года – младенчество.

3. Второй год жизни – позднее младенчество.

4. От двух до шести лет – младший детский возраст (дошкольный период).

5. 6-10 лет (девочки) и 6-12 лет (мальчики) – школьный период.

Первый месяц

В течение первых 28 дней жизни малыша происходят кардинальные изменения. Мы подробно расскажем об особенностях периода новорожденности:

  1. Физиологическая потеря веса. Педиатры считают нормой потерю в весе до 10 % в первые пять дней.
  2. Сразу после рождения малыши обладают поисковым, сосательным, двигательным и хватательным рефлексом.
  3. В течение первого месяца жизни мышцы находятся в тонусе, а тело автоматически принимает позу зародыша. Гипертонус, как правило, исчезает через два-три месяца.
  4. Количество испражнений напрямую зависит от частоты кормлений. Первые двое суток из кишечника выделяется меконий.
  5. Большую часть времени новорожденные проводят во сне – они могут спать до 22 часов в сутки.

    постнатальным периодом называют

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка солнышко несвиж

Разделение матери и ребенка во время родов, безусловно, сказывается на психологическом состоянии малыша в ранний постнатальный период. Однако при сохранении постоянного контакта этот этап проходит без серьезных последствий.

Что касается пищи, то ВОЗ и педиатры во всем мире считают грудное молоко идеальным рационом, особенно для новорожденных. Количество и частоту кормлений лучше оставить на усмотрение малыша.

От месяца до года

Представьте, какая сложная задача стоит перед ребенком в первый год жизни. Сначала младенец учится держать голову, затем ползать и садиться, вставать, ходить, хватать предметы. Формирование двигательных навыков у детей в постнатальный период развития позволяет им получить как можно больше информации об окружающем мире.

Первые попытки захватить и удержать предмет появляются уже в 3-4 месяца. Для таких тренировок подойдут легкие и шумные погремушки. В этом возрасте дети начинают понимать взаимосвязь определенных движений и появляющихся при этом звуков.

постнатальный период развития

Примерно в 6-7 месяцев малыши открывают самостоятельный способ перемещения в пространстве – ползание. Еще через некоторое время они пробуют вставать на ножки и делать первые шаги, и активное участие взрослых обязательно пойдет на пользу этому сложному процессу.

В конце младенческого периода ребенок пытается подражать взрослым в манипулировании предметами: подносит чашку ко рту, катает машинку, стучит в барабан.

Два года

В течение первого года жизни малыш привязан к маме, но развитие в постнатальный период добавляет уверенности в себе. В 12 месяцев малыш уже умеет ходить и изо всех сил стремится к самостоятельности. Родители с удивлением обнаруживают тот момент, когда чадо перестает подчиняться их воле и становится личностью со своими желаниями.

ранний постнатальный период

Развитие малыша в период позднего младенчества сопровождается формированием характера и идет очень быстрыми темпами. Маленький исследователь спокоен только в момент сна, а все остальное время он буквально не сидит на месте.

До двух лет ребенок накапливает пассивный словарный запас и учится понимать разговорную речь, чтобы через некоторое время начать говорить самостоятельно.

Не секрет, что дети могут развиваться по-разному. Однако бывают случаи, когда принцип “всему свое время” лучше не применять в постнатальный период. Обязательно обратитесь к специалисту, если малыш после полутора лет не начал ходить или не играет в простые игры, после двух лет не говорит ни слова или не реагирует на долгое отсутствие мамы (ухаживающего за ним взрослого человека).

От 3 до 5 лет

Постнатальный период развития ребенка нередко сопровождается кризисами, и первый наступает в три года. На смену позиции “мы” приходит самостоятельное “я”, что меняет отношение малыша ко всему окружающему. Вместо мира предметов главный интерес теперь представляет мир людей.

пренатальный и постнатальный периоды

В младшем дошкольном возрасте происходит развитие коммуникативной деятельности, социального восприятия и функций речи, а также воображения и образного мышления.

На шестом году жизни мы можем оценить индивидуальность и характер малыша. С помощью воображения ребенок буквально раскрашивает свою жизнь яркими красками. Специалисты считают, что детские рисунки в младшем дошкольном возрасте – это связь с внутренним миром юного художника.

Ближе к школьному периоду ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве, в бытовых вещах и отношениях между людьми.

От 6 до 10 лет

О социальной готовности к школе говорит проявление кризиса 6-7 лет. Ребенок пытается осознать свое место в системе сложных общественных отношений, происходит разделение внешнего и внутреннего мира.

В младшем школьном возрасте существенные изменения претерпевает память и восприятие. Ведущей деятельностью становится учение, появляются другие обязанности и распорядок дня.

постнатальный период развития ребенка

Школьники проявляют индивидуальность и интерес к соревнованиям. Они активны, полны энергии и любознательны. Детям важно видеть хороший пример перед глазами: любовь родителей, атмосферу дружелюбия, готовность прийти на помощь и взаимное уважение.

Источник

Пренатальное развитие ребенкаПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см!  Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 года по общим движениям

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru

Источник