Предупреждение отклонений в развитии ребенка
Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития
В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.
Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.
Цель психопрофилактики – предотвращение возможных психологических отклонений.
Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).
Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.
Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.
Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.
В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.
Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.
Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.
Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.
Источник
Слайд 1
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округаТольятти Городской педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования » Подготовили: Воспитатели- Тришина Юлия Юрьевна Жаурова Наталия Валерьевна 2014г. «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Мастер-класс
Слайд 2
Не одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» д.м.н., профессор Ю.С. Шевченко
Слайд 3
Основные группы детей с эмоциональными нарушениями 1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками
Слайд 4
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность слабо выраженная общительность, необоснованные страхи глубокое переживание обиды
Слайд 5
3. Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность импульсивность
Слайд 6
Проблемы в развитии личности Психологические и педагогические подходы Педагогическая запущенность Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка. Проблема взаимоотношений с окружающими людьми Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Проблема эмоционально-волевой регуляции поведения. Гармонизация психоэмоционального состояния детей Социально – психологические проблемы Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Проблемы развития личности и психолого-педагогические подходы к ним
Слайд 7
Задачи : Создать условия для обеспечения психологически безопасной среды; Повышать активность, самостоятельность и успешную адаптацию ребенка в социуме; Формировать у детей умение противостоять жизненным трудностям; Устранять личностные реакции, обусловленные эмоциональными расстройствами. Цель и задачи психолого-педагогической деятельности Цель : формирование гармонично развитой личности ребенка.
Слайд 8
Условия эффективности психолого-педагогической деятельности: у чет особенностей сензитивных периодов возрастного развития ; и ндивидуальный подход, с учетом специфики проблемы , «зоны ближайшего развития» ребенка, потребностей и мотивов, особенностей культурной и социальной среды, в которой он воспитывается ; с облюд ение доступност и , преемственност и и последовательност и в формах и методах психолого – педагогической деятельности; п оложительная мотивация участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности (ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое).
Слайд 9
Подходы к профилактике эмоционального нарушения 1. Психодинамический подход – создание условий, которые снимаю т внешние социальные преграды, и провоцировали конфликт . 2 . Поведенческий подход – исправление имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов .
Слайд 10
« Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.А.Сухомлинский Формы и методы психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в развитии личности детей Игры на восприятие музыки, танца и ритмики ; Театрализованные игры и работа со сказкой (воздействие через образ, разные виды театра , образно-ролев ые игры , чтение, драматизация) ; В оздействие средствами изобразительного искусства ; Игры с конструктивным действи е м с учетом реальностей окружающего мира ; Социально-коммуникативные игры ; Беседы и моделирование различных ситуаций ; Физминутки и дыхательная гимнастика ; Психогимнастика ( воздействие движениями, мимикой и пантоми м ой) .
Слайд 11
Игры для детей с затруднениями в общении « Дракон » Цель : Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания «Сочини историю» Цель: Формировать умение детей общаться и находить общий язык , развитие интереса к жизни близких людей, знакомых, формировать умение не замыкаться на самом себе, развивает навыки связной речи и формирует умение высказывать собственное мнение « Рукавички» Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания « Давай поговорим » Цель : Развивать коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса детей
Слайд 12
Игры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей « Возьми себя в руки» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Стойкий оловянный солдатик» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей ,формировать самоконтроль, закреплять умение действовать по сигналу « Замри !» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Кто за кем ?» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Слушай команду !» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Смотри на руки!» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей Релаксационные упражнения
Слайд 13
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций « Подушечные бои » Цель: Развивать умение снимать отрицательных эмоций ,формирование умения управлять своим гневом и снижать уровень личностной тревоги «По кочкам» Цель: Формировать умения управлять своим гневом , снятие отрицацельных эмоций «Уходи, злость, уходи » Цель: Формировать умение ребенка раскрыть свой внутренний мир, постигать многообразие эмоций
Слайд 14
Игры , развивающие эмоции ребенка « Сказочная тропинка » Цель: Обогащать внутренний мир детей, формировать понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, развитие слухового восприятия, фантазии, умение понимать и чувствовать музыку.. «Назови чувство » Цель: Обогащать внутренний мир детей, закрепить знания о многообразии эмоций и чувств, развивать слуховую память и обогащать словарный запас «Изобрази чувство» Цель: Помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций « Похвалилки» Цель : Повышать самооценку ребенка и его значимости в коллективе «Добрый -злой, веселый – грустный» Цель: Закреплять знаний об эмоциях, формировать мышцы лица
Слайд 15
Игры на развитие самосознания и самооценки « Узнай кто это? » Цель- формировать эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, позитивное отношение к себе. «Что с тобой ?» Цель- формировать умение адекватно выражать негативные эмоции , развивать умение самостоятельно снимать напрежение, формировать навык самостоятель выявлять причины отрицательных эмоций «Я могу! » Цель- расширить представление о себе и формировать уверенность в своих возможностях, умение выражать свои мысли и желания.
Слайд 16
Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка « Поступаем правильно » Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность. «А что сказали бы вы?» Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, воспитывать чувство дружбы , умения делиться и умение высказывать собственное мнение «Вежливые слова» Цель : Формировать навыки отзывчивости и вежливости. « Молчанка» Цель : Развивать волевые качества, формировать умение сдерживать речевые импульсы. «Совушка-сова» Цель: Формировать самоконтроль, умение действовать по сигналу, развивать двигательную активность
Слайд 17
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь”. С.Фельдман “Становление нравственной личности” – М., 1996 Информации к размышлению !
Слайд 18
Вывод «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Слайд 19
Методическое сопровождение
Слайд 20
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Academ A , 1999 3. Кумарина Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика // Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М.,1996 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – СПб, 2003. 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М., 2000. 6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М., 2000. 7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд.центр «Академия», 1998 8. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? 4.1-3-М. 1998 Интернет ресурсы:. https://psiholog880.wmsite.ru/igroteka/igry-na-snizhenie-agressii-i/ http :// www . pedlib . ru / Books /5/0347/5_0347-5. shtml # book _ page _ top Литература:
Слайд 21
Благодарим за внимание!
Источник
Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
Правила психокоррекционной деятельности:
1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
2. Пространство коррекционных воздействий детского практического психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
3. Детский практический психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.
4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
Далее обратимся к предмету коррекционной деятельности детского практического психолога, который характеризуется «симптомами и причинами отклонений в развитии» и поведении детей (Д.Б.Эльконин).
В целом содержание психокоррекции в условиях дошкольного учреждения определяется: направлением психологических воздействий (дети, семья, педагогический коллектив), контекстом отклонений (общие и парциальные характеристики психического развития и поведения), а также коррекционной задачей. Так, психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций. Трудности в психокоррекционной деятельности содержательного и организационного характера – это проблема направленного психологического изменения, обусловленная фактом тесной взаимосвязи структурных компонентов психики. Именно по этой причине сложно точно дифференцировать область психокоррекционных воздействий. особенности организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения. Это аспекты формирования коррекционных групп и построения коррекционных занятий. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
При построении коррекционных занятий необходимо следовать принципу сериационности, т.е. наличию нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп,. индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.
Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях до-.школьного учреждения представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей (см. Приложение ниже).
Практическому психологу, работающему с целью сохранения «психического здоровья» детей, параллельно с диагностико-коррек-ционным циклом рекомендуется организовать психопрофилактические мероприятия с систематическим и целенаправленным воздействием. Профилактика психических нарушений должна охватывать все возрастные группы дошкольного учреждения и осуществляться коллективными усилиями педагогов и психолога в форме совместной деятельности.
Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящие из нескольких блоков традиционной направленности:
1. Двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность.
2. Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность.
3. Имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность.
Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психопрофилактических воздействий.
В настоящее время, в связи с высокой психофизической ослабленностью и социальной уязвимостью детей, наблюдается тенденция снижения уровня их психосоматического здоровья. В результате этого актуальным становится психомышечное саморасслабление (ауторелаксация), направленное на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций, что чаще всего является содержанием основного блока психопрофилактических систем. Расслабляющие упражнения рекомендуется вводить в повседневную жизнь возрастных групп дошкольного учреждения. Для снятия психоэмоционального напряжения могут быть использованы варианты психомыщшечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адапатированные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой [99]. Для оптимизации обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела авторы рекомендуют разделить их на пять групп: мышцы рук, ног, (туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц в определенной последовательности. «Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки», восстанавливает психоэнергетический тонус (стеничность), а также способствует усвоению и закреплению информации о предмете, данном в установке. Практический материал данного блока состоит из релаксационных комплексов на расслабление всех мышц тела с фиксацией и без фиксации нпа дыхании, а также из отдельных упражнений на снятие напряжения в одной группе мышц.
Комплексы релаксационных упражнений могут быть использовапны в качестве заключительной части физкультурного занятия, динамического часа и т.д. Отдельные расслабляющие упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями, при обучении плаванию в бассейне, а также использовать в качестве подготовки к дневному сну. Упражнения без фиксации на дыхании могут служить практическим материалов для расслабляющих пауз, разделяющих один вид деятельности в случае однообразно выполняемых действий либо два вида деятельности с высокой познавательной и моторной (двигательной) нагрузкой.
Содержанием следующего блока психопрофилактических воздействий является психомоторная организация, направленная на предупреждение психомоторных расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность, двигательный автоматизм), а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной жизни детей. Практический материал психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют участников определенным правилам, что способствует активизации произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, позитивное воздействие подвижных игр отличается высокой устойчивостью, что благоприятствует удержанию психоэнергетического тонуса (нормостеничности) ребенка. Практический материал по двигательной организации может выноситься на прогулки в качестве свободных игр и упражнений, а также использоваться на занятиях в качестве «пауз», разделяющих различные виды деятельности.
Содержанием заключительного в рассмотрении блока психопрофилактических воздействий является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр для одного, двух, нескольких детей и тренингов смоделированных ситуаций. Ограниченное число активно участвующих не оставляет остальных детей группы в бездействии. Имитационные игры и смоделированные ситуации могут быть использованы как мини-представления для пассивно участвующих (зрителей). Представление может служить стимулом к беседе-обсуждению поведенческих реакций, стиля взаимоотношений со сверстниками, а также своеобразной «загадкой-пантомимой». «Актерский» и «зрительский» состав необходимо периодически менять с целью поддержания игровой мотивации. При формировании «актерского» состава рекомендуется учитывать индивидуальные особенности детей, наличие потребности демонстрации и навыков имитационно-выразительной деятельности. В «актерской» группе должен быть один «ведущий актер» с перечисленными качествами. Некоторые этюды и игры сопровождаются музыкальным сопровождением. При отсутствии заданного музыкального произведения возможна его замена (при условии сохранения характера и программного содержания произведения)..
На основе имитационно-выразительной деятельности может быть организована совместная деятельность воспитателя и детей при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах организации. Воспитатель по мере необходимости может вносить изменения в программное содержание или проведение игры (индивидуальный поступок ребенка, негативные проявления в поведении детей, конфликты и т.д.). Игры с музыкальным сопровождением легко ложатся на структуру музыкальных занятий, что положительно отражается на их разнообразии.
Оптимальный режим психопрофилактических мероприятий в условиях дошкольного учреждения — ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы:
— двигательно-расслабляющая деятельность (от 5 до 10 минут);
— двигательно-организующая деятельность (от 5 до 10 минут);
— — имитационно-выразительная деятельность (от 10 до 30 минут).
Высокие результаты по психофизическому оздоровлению детей достигаются при совмещении психопрофилактических мероприятий с функционированием бассейнов, саун, фитобаров, аэрофито-салонов в форме комплексных процедур (см. Приложение 2).
Таким образом, в результате систематической коррекционно-профилактической деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие.
Конспекты психокоррекционных занятий
Приложение 1
Конспект 1
Цифровой код________________________.
Тема: Узнай лицо
Направленность: эмоциональное развитие.
Коррекционная задача: активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний.
Средства: экспрессивные.
Форма: групповая (четыре человека).
Материал:
1. Фотографии лиц людей в разных эмоциональных состояниях. Основной набор — четыре эмоциональные модальности (радость, страх, печаль, гнев). При усложнениях количество фотографий (эмоциональные модальности) расширяется. Предоставляется один набор на группу участников.
2. Пиктограммы (схематические изображения эмоций). Основной набор — четыре карточки с заданными эмоциями. При усложнениях вводятся провокационные пиктограммы. Количество наборов определяется числом участников.
Ход занятия:
Дети рассаживаются за столом так, чтобы видеть лица друг друга. Психолог раскладывает на столе фотографии изображением вниз. Каждый ребенок выбирает себе одну фотографию, стараясь не показывать друг другу, и рассматривает ее некоторое время.
Затем, следуя инструкции, дети по одному «загадывают» мимикой заданную фотографией эмоцию. Вместо «отгадки» остальные выбирают одну из разложенных перед ними пиктограмм и показывают нужную карточку. Ребенок, «загадавший лицо», называет правильный ответ и показывает фотографию.
Психолог помогает детям при затруднениях в воспроизведении и определении (познании) эмоций.
Возможна модификация данного занятия с использованием пантомимических средств («загадка образа»).
Конспект 2
Цифровой код _____________
Тема: Пещера страхов
Направленность: личностно-эмоциональные особенности.
Коррекционная задача: дифференциация тревожности и страхов, их пер вичная стабилизация.
Средства: изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.
Форма: индивидуальная.
Материал:
1. Эскиз «пещера страхов».
2. Цветные карандаши (краски, фломастеры).
Ход занятия:
Часть 1. Рисунок
Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов.
Инструкция задается психологом в свободной форме.
Часть 2. Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
а) Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?
б) Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?
в) Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
Приложение №2
Подборка сделана на основе практических материалов системы «Психогимнастика» (автор М.И. Чистякова).
Блок 1. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании. Для детей 6—7 лет
На берегу моря (вводная игра)
Дети играют на берегу моря. Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
Повторить игру с песком 2—3 раза.
Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
Повторить игру 2—3 раза.
Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко — расслабиться — заморило на солнце (на выдохе). .
В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи)
В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)
Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу вверх, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова* Подборка сделана на основе практических материалов системы «Психогимнастика» (автор М.И, Чистякова).
Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица)
Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. 5 Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть: Сморщить нос, поднять верхнюю губу вверх, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх — вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.
Блок 2. Подвижные игры
Запретный номер (для детей 6—7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер — пять. Начинается игра, когда первый ребенок скажет:
«Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть», и т.д.
Пожалуйста (для детей 7—8 лет)
Baриант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.
Тропинка (для детей 6—7 лет)
Дети делятся на две команды с одинаковым количеством учащихся. Каж-дая команда берется за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится 1’дмузыка (пауза в музыке через разное количество тактов: 6, 12, 18 и т.д.). После чего ведущий дает задание, которое выполняется обеими командами. Если ведущий говорит: «Тропинка!», участники каждой команды, становясь друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз. Если ведущий говорит: «Копна!», все участники игры направляются к центру своего круга, соединив руки в центре.
Если «Кочки!», то все участники игры приседают, положив руки на голову. .
Эти задания чередуются ведущим. Кто быстрее выполнит задание, тот
получит очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.,
Игра сопровождается русской народной песней «Кума».
Блок 3. Имитационные игры и выразительные этюды
Игра с камушками (для детей 5—6 лет)
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.
Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу».
Дружная семья (для детей 6—7 лет)
Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «Золотой клубочек».
Возьми и передай (для детей 6—7 лет)
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет. Со стороны, глядя на руки детей, должно создаться впечатление, что они действуют с реальными предметами.
Источник: “Детская практическая психология”под редакцией профессора Т.Д.Марцинковской
При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.
Источник