Предупреждение эмоциональных нарушений в развитии ребенка
«Профилактика эмоциональных нарушений у детей»
Всем известно, что в эмоциях мы отражаем наши желания и их удовлетворение. Для эмоциональной жизни детей дошкольного возраста характерны следующие особенности.
Дети начинают лучше понимать чувства и эмоции других людей и адекватно на них реагировать. Сохраняется непосредственность и открытость детских переживаний – радости, печали, страха и др. Дети уже способны выразить свои эмоции в словах. В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон настроения, который зависит от степени благополучия отношений в семье, успешного общения с родителями и сверстниками. Очень важно, чтобы эмоциональное состояние наших детей было благополучным. Но в наше время все больше детей испытывает неблагополучие в эмоциональной сфере. Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы: во-первых, неблагополучие во взаимоотношениях с другими людьми, во-вторых, неблагополучие внутреннее. К ним относятся проявления агрессивности, неуправляемости, либо тревожности, неуверенности, склонности к страхам, замкнутости.
Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, а также наказания. Если ситуации конфликтов, ссор между родителями случаются редко, они не оставят глубокого следа в эмоциональном развитии ребенка. Но если ребенок испытывает постоянное напряжение (при частых конфликтах), то можно говорить о предневротическом состоянии ребенка. Отрицательные эмоции накапливаются, и это может отразиться на соматическом здоровье (тики, заикания, энурез, развиваются страхи, агрессивность как защитная реакция). При длительном напряжении эти состояния могут стать устойчивыми свойствами личности. Причем, например, такое состояние, как агрессия, может быть результатом копирования поведения окружающих или защитной реакцией. «Защищаясь», ребенок может совершать, казалось бы, необъяснимые поступки: убежать из дома, чтобы взрослые искали его, думали о нем и т. п.
Существует множество примеров, когда невротическое состояние становится неврозом, с которым обращаются к врачу. Очень важно вовремя заметить необычное эмоциональное состояние малыша и уметь правильно вести себя с таким ребенком. Основными причинами проявления эмоционального неблагополучия ребенка являются:
- особенности взаимоотношений в семье (стиль воспитания);
- индивидуальные особенности (например, темперамент);
- взаимоотношения с окружающими (дети, педагоги).
А теперь поговорим об очень важной проблеме – о наказаниях. Иногда дети себя плохо ведут. И родители в этих случаях должны как-то реагировать на поведение ребенка. Вопрос этот не простой. Здесь важно уметь не выплескивать свое негативное состояние на ребенка, а найти правильный подход к нему. Таким образом, проблема наказаний может встать, если ребенок сделал что-то не так.
Агрессивное поведение взрослых, отрицательные черты характера являются для ребенка предметом подражания. Многочисленные факты говорят о том, что насилие по отношению к детям оборачивается со временем насилием и жестокостью по отношению к родителям, особенно престарелым. Важно понимать, что невозможно навязать свою волю наказаниями.
Многие дети готовы получить любую порцию наказания, чтобы отстоять свои «права». Наказания могут давать лишь временные результаты, провоцируя в ребенке усиление своего неповиновения.
Правила поддержания дисциплины:
- при наказании, ребенка лучше лишать хорошего, чем
делать ему плохое; - требования родителей не должны противоречить важнейшим
потребностям ребенка (бегать, прыгать, рисовать, шумно играть); - должна быть согласованность правил между родителями;
- тон предъявления требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным;
- объяснение должно быть коротким и повторяться один раз.
А главное, знать, что всякое серьезное нарушение поведения – это крик о помощи. Своим поведением малыш говорит нам: «Мне плохо! Помогите!» Таким образом, причины стойкого непослушания ребенка надо искать в глубине его психики.
Существуют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей:
- Борьба за внимание.
- Борьба за самоутверждение (борьба против чрезмерной
родительской власти и опеки). - Желание отомстить (за развод родителей, за разлуку с семьей – он у бабушки или в больнице, за оказание большего внимания
младшему и другое). В глубине души ребенок переживает, страдает, а на поверхности – протесты, непослушание. - Потеря веры в собственный успех («Мне все равно…»,
«Пусть буду плохим…»).
Влияние телевидения.
На эмоциональную сферу ребенка оказывает большое влияние телевидение.
- Вспомните, какие телевизионные передачи (каких героев)
любит ваш ребенок. - Не замечали ли вы, что после просмотра какой-либо передачи как-то изменяется поведение ребенка?
- Бывает ли, что, когда нет времени заниматься с ребенком,
вы оставляете его у телевизора, не зная, какие передачи сейчас
идут? - Стараетесь ли вы как-то ограничивать время просмотра
телевизора вашим ребенком?
Можно сказать, что в наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда можно исправить.
Есть две точки зрения ученых о влиянии телевидения на зрителей. Одни считают, что оно позволяет зрителям мысленно пережить происходящее на экране, дать выход агрессивным эмоциям и избавиться от них. Другие, наоборот, считают, что демонстрация насилия способствует принятию агрессивных стереотипов поведения.
Исследование, проведенное в России, показало, что российский телезритель видит на экране сцену насилия в среднем каждые 12 минут, а в вечерние часы – каждые 4 минуты. А если прибавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, то можно представить, каким слабым и незащищенным должен чувствовать себя ребенок.
Все это рождает в нем чувство тревоги, страха, неуверенности или агрессивности. И здесь для ребенка важен благополучный опыт воспитания в семье, то есть атмосфера доверия и любви. Эта информация позволяет вам задуматься над тем, что смотрят ваши дети по телевизору, приносит ли им это пользу, развивает ли их хорошие качества.
Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?
Источник
Дарья Непомнящая
Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С. И. Семенака, И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, д. Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я.
Цель: развитие доброжелательных взаимоотношений у детей. Формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:
1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
3. развитие навыков совместной деятельности, общения;
Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провела наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставила перед собой цель – развитие доброжелательных взаимоотношений у детей. И наметила перспективный план работы.
1)раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
2) знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
3) учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией ;
4) учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации.
Представляю вашему вниманию свой практический опыт“Практические приемы и средства профилактики нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников“
Источник
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.
Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.
Ход семинара:
1.Теоритическая часть.
1.1.Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей».
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребёнок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдёт в сложный взрослый мир.
В современном мире в ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Т.о., психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
- Что характеризует, по-вашему, психологическое здоровье? (оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточ-ность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельс-твам, человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Т.о., психологическое здоровье – «гармония» между различными аспектами: эмоциональными, интеллектуальными, телес-ными и психическими.).
В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из рамок обычного.
Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две группы: влияние среды и субъективные.
- Что можно отнести к влиянию среды и субъективным факторам?
К факторам влияния среды относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующими могут быть: конфликты с воспитателем, сверстниками.
К субъективным факторам относятся индивидуальные личностные особенности ребёнка: характер, темперамент, самооценка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребёнка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Основным условием психосоциального развития ребёнка признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, внимательность к эмоциональным потребностям ребёнка.
1.2.Эмоции в жизни детей.
Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Дети выражают свои эмоции более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыш расстроен, обижен, рассержен он начинает кричать и безутешно рыдать, дети раздражённо стучат ножками или падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения.
Эмоции могут быть положительными и отрицательными.
- Что может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции? (Ответы.)
Таких п р и ч и н довольно много, выделим основные:
- Противоречие между сильным желанием и невозможностью его удовлетворить;
- Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку;
- Противоречивость требований родителей и педагогов.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, робость, застенчивость, демонстративность, отверженность со стороны детей. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или, наоборот, недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Это мешает детям приспособиться к жизни в коллективе.
Ребёнок, находящийся долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, испытывает эмоциональный дискомфорт, это очень вредно для психического и физического здоровья. Следовательно, необходимо как можно быстрее вывести ребёнка из этого состояния.
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Поэтому организованная педаго-гическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей, смягчить или устра-нить недостатки в их личностном развитии.
2.Практическмя часть.
2.1.Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребёнком».
- Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребёнка мы считаем неприемлемым?
Ответ прост: нужно сказать о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах, делайте это от первого лица. Сообщите о своих переживаниях, а не о ребёнке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимение «я», психологи называют «Я-сообщение».
Схема «Я-сообщения»
1.Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я увидела, какая ты грязная…»).
2.Называние чувства в этот момент («…я почувствовала беспокойство…»).
3.Называние причин («…наверное, это произошло потому что…»).
Упражнение «Я-сообщение».
Ц е л ь : научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Используя технику «Я-сообщение», передайте своё отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребёнка форме.
Ситуации:
1.Ребёнок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
2.Ребёнок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
3.Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я ещё не успел поиграть», – «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл».
4.Вы зовёте детей садиться за стол. А один ребёнок отвечает: «Сейчас» – и продолжает заниматься своими делами.
5. У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребёнок вас то и дело перебивает.
Техника «Активное слушание».
В психологии общения существует специальная техника, которая даёт нам возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.
Педагог часто занят, ведь жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.
Американский психолог Вирджиния Сатир говорила, если взрослый не может выслушать ребёнка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если же вы в данный момент не можете уделить внимание ребёнку, объясните, что сейчас вы заняты, и подойдите к нему, как только освободитесь.
Практикум по активному слушанию.
Педагоги разбиваются на пары. И проигрывают ситуацию два раза: в первом случае воспитатель в группе чем-то занят, и отвечает «ребёнку», как невнимательный слушатель. А во втором случае как внимательный слушатель.
Фразы ребёнка:
- «А Вася отобрал у меня паровозик».
- «Они не принимают меня играть».
- «А вот я нарисовал».
- «А маму вчера отвезли в больницу».
2.2.Эмоциональная культура педагога.
У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Поэтому, предупреждая негативное эмоциональное состояние, важно устраивать психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т.п.
Предлагаю вам несколько очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.
2.2.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов.
- Дыхательные упражнения.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте удобно на стул, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 3+3+3: три секунды на вдох, три на задержку дыхания, три на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхания, ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Вы спокойны, улыбаетесь.
- Снятие напряжения через напряжение.
– Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытывайте чувство расслабления.
Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
– Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
– Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягите руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
- Микропаузы активного отдыха.
– вращение глазами;
– расслабление шеи: покачайте головой, покрутите ею из стороны в сторону;
– поднимите плечи и медленно опустите;
– расслабьте запястья и поводите ими;
– сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук;
– мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону;
– покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.
Источник