Представление об окружающем мире как основа развития ребенка

Представление об окружающем мире как основа развития ребенка thumbnail

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство – это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Читайте также:  Что нужно для полноценного развития ребенка

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Екатерина Ширина
Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире

Введение

Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Необходимость экологического воспитания в условиях детского сада обуславливается тем обстоятельством, что дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний.

Формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений – необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.

Таким образом, проблема формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания является одной из обсуждаемых и актуальных на сегодняшний день.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке, внимание данному вопросу уделяли в своих трудах деятели педагогики – Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. Г. Белинский и др.,

Психолого – педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием в живой природе раскрываются в работах Поддъякова Н. Н., Саморуковой П. Г., Кондратьевой И. Н., Николаевой С. Н.

1. Экологическое воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде.

Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире.

Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды.

Рост и развитие – различные и вместе с тем взаимосвязанные биологические процессы. Развитие представляет собой количественные и качественные изменения в организме животного на протяжении его жизни. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма в целом и отдельных его органов.

Экологическое образование старших дошкольниковбазируется на двух главных основаниях:

– первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

– второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.

В трудах Н. К. Крупской, Е. И. Тихеевой, Э. И. Зелкинд, С. А. Веретенниковой, Д. В. Сергеевой, В. Г. Нечаевой, С. Н. Николаевой, Л. С. Игнаткиной, Т. В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Великий педагог Я. А. Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности. Это значит, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Я. А. Коменский определилеще одно требования к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников, в том числе и природоведческих знаний.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с ограниченными возможностями

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского и К. Д. Ушинского.

В. Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К. Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств.

А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Итак, именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования.

3. Разработка конспекта НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Тема: «Секреты Лесовичка».

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Вид деятельности: познавательно – исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель: сформировать представление о росте и развитии растений, развитие бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Образовательные:

– расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы, основных жизненных функциях;

– научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать;

2.Развивающие:

– развивать навыки описания;

– развивать наблюдательность;

– развивать любознательность.

3.Воспитательные:

– воспитывать интерес и бережное отношение к растениям;

– воспитывать умение работать в коллективе.

Материал и оборудование:

Проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.

Ход непосредственно –образовательной деятельности:

На столах расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появляется клоун Кузя, знакомится с детьми. Звучит музыка, заходит Лесовичок. (слайд с изображением леса)

Лесовичок. День добрый, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в гости в волшебный лес. В нем много растений, каждое из которых имеет свои загадки…

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Лесовичок. Отгадайте-ка мои загадки!

1)Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)

2) Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3) Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила,

А о чем она грустит никому не говорит. (Ива)

4) Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)

5) Летом – снег! Просто смех! Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух с тополя).

Лесовичок. А еще нас в лесу встречают стройные белоствольные красавицы. (Слайд)

Кузя. Да ведь это самые обыкновенные березы!

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Лесовичок. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые березы имеют бурую окраску, а белеть они начинают лишь с пяти лет. В их клетках есть особое вещество, которое и придает березе белый цвет. А особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Кузя. Сережки? Ха-ха-ха! Это только у женщин в ушах сережки. А еще у папуасов…

Лесовичок. У березы весной одновременно с листьями распускаются цветки. Крупные соцветия называются сережки.

Кузя. А еще люди собирают березовый сок.

Лесовичок. Да, Кузя, если весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям сочится сок. Но это очень вредно для растения! Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим!

Кузя. А что это за дерево – невысокое, с тонким и кривым стволом? (Слайд)

Лесовичок. Это ольха. Кора у неё всегда гладкая, даже если дерево старое. У ольхи необычная древесина, а вернее её цвет – оранжевый. Свежий ольховый пенек оранжевый, как апельсин.

Кузя. Пойду-ка я поближе, рассмотрю листья. Ай-ай-ай! Тут что-то кусается. (Слайд с изображением крапивы)

Лесовичок. Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. А вы ребята знаете?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.

Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины.

Народные названия: жгучка, жигалка, стрекучка). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Лесовичок. Крапива – это лекарственное растение.

Кузя. Лекарственное? А где у неё таблетки спрятаны?

Лесовичок. А таблетки у крапивы спрятаны в листьях и стеблях. Именно в них содержится много витаминов.

Кузя. А сколько в лесу одуванчиков!

Воспитатель (слайд с изображением одуванчика)

В пышной шапке,

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Одуванчик у дорожки,

Но с собой не унесу:

Лишь возьму его в букет,

Дунет ветер – шапки нет!

Кузя. А как легко дышится в лесу! Наверное, потому, что там тень и солнце не палит.

Читайте также:  Центр развития ребенка надежда москва

Воспитатель. Ребята, прав ли Кузя? Как вы думаете, почему в лесу легко дышится? (Дети отвечают)

Лесовичок. Правильно, в лесу дышится легко, потому что растения выделяют кислород. Прошу вас помнить о том,что растения: деревья, травы, кусты – это живые существа.

Кузя. Значит, если у растения не будет, например, пищи, оно может заболеть или даже погибнуть?

Лесовичок. Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания – корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

(Слайд с изображением дерева, кустарника, травы).

В лесу растут деревья, кустарники, травы. У дерева только один твердый стебель – ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Детям предлагается игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав.

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. У всех растений есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Девочка из группы читает стихотворение А. Барто (На слайде изображение ели и сосны)

Я у мальчиков спросила: – Что это за деревце?

Говорят они: – Осина. – Только мне не верится…

Даже елки мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна

Воспитатель. Молодец! А давайте сравним ветку ели и сосны.

Кузя. Ветка ели колючая, и ветка сосны зеленая.

Воспитатель. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же признаку.

Игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений: дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин)

Найдите ошибки в высказываниях:

1. Дуб высокий, а ландыш красивый.

2. Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.

3. Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.

4. Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.

(Дети дают правильные ответы)

(Слайд с изображениями разных форм листьев)

Лесовичок. Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на круг, яйцо, ромб, руку с пальцами. А края пластинки украшены зубчиками, ресничками.

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай дерево»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).

Физкультминутка

(Проходит под музыку «Аленький цветочек)

Индивидуальное задание:

Игра «Собери растение». Ребятам раздаются наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей.

И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель. А теперь мы с вами приготовим для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. (Приложение 2)

(Из аппликаций впоследствии формируется выставка)

Итог НОД.

Воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно).

Заключение

Итак, именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка,сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Формирование динамических представлений о природе, позволяющих дошкольникам видеть за статистикой конкретного состояния динамику предшествующих преобразований и прогнозировать дальнейшие изменения, способствует умственному развитию.

Безусловно, что специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений – необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру.

Список использованной литературы

1. Дмитриев Ю. О. О природе для больших и маленьких. М.: 1984

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение,1992.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999

6. Зебзеева В. А., Палагина Н. В., Даминова Г. А. Формирование представлений о росте и развитии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста. ОГПУ, 2011.

7. Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

8. WWW.window.edu.ru/resource/

Источник