Представление о потребностях развития приемного ребенка презентация
Инфоурок
›
Школьному психологу
›Презентации›Презентация школьному психологу на тему “Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Основные потребности ребенка: безопасность здоровье образование познавательные привязанность эмоциональное развитие идентичность социальная адаптация стабильные отношения в приемной семье
3 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в безопасности: является базовой основана на инстинкте самосохранения Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания.
4 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский
5 слайд
Описание слайда:
Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: – необходимость изучать окружающий мир – формировать о нем определенное представление – получать соответствующее образование
6 слайд
Описание слайда:
Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг)
7 слайд
Описание слайда:
Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими
8 слайд
Описание слайда:
Потребности в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» – «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ»
9 слайд
Описание слайда:
Социальная адаптация – это социализация ребенка в обществе, а именно: -усвоение социальных норм и правил -усвоение социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания -бытовые навыки
10 слайд
Описание слайда:
Потребность в устойчивых позитивных отношениях б Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой
11 слайд
Описание слайда:
К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию.
12 слайд
Описание слайда:
Компетентный родитель – -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое
13 слайд
Описание слайда:
Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции -межличностные компетенции -системные компетенции
14 слайд
Описание слайда:
Инструментальные компетенции – это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье.
15 слайд
Описание слайда:
Межличностные компетенции – это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства.
16 слайд
Описание слайда:
Системные компетенции – это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы.
17 слайд
Описание слайда:
Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистами строить доверительные отношения с ребенком преодолевать конфликтные ситуации эффективно общаться с другими людьми
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Психолог
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-069255
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей
Компетенции приемных родителей Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять.
Практическая часть 1 « Психологический портрет приемного родителя»
Личностные качества необходимые приемным родителям ØСпособность к сопереживанию позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать. ØОткрытость родителя в общении с ребенком позволяет сформировать доверительные отношения ØЭмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя ØКоммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.
Альтруистичность – качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь. Уравновешенность это способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка. Гибкость позволяет находить решения адекватные текущей ситуации Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем. Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.
Возможные трудности ØМотивы родителей приеме ребенка в семью ØПсихические и физические нарушения ØТайна усыновления ØВлияние семейного стресса на поддерживающие возможности семьи
Представление о потребностях приемного ребенка
Основные потребности ребёнка • безопасность; • образование; • познавательные; • здоровье. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. • привязанность; • эмоциональное развитие; • идентичность; • социальная адаптация; • стабильные отношения в приёмной семье
Потребность ребенка в безопасности q Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. q Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности. Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.
Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. В первый год жизни тесно связана с потребностью в безопасности. Примерно после 3 х лет, ребенок ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Нереализованные эмоциональные потребности: -стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т. д. ); -неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.
Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор примитивность мышления отсутствие стремления к личностному росту и развитию. снижение уровня развития Принимающая семья способна дать ребёнку «путёвку в жизнь» . Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.
Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогииена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.
Потребность в привязанности Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил. Сильная привязанность дает ребенку возможность развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.
Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, не повторимиость и вместе с тем принадлежность к семье. Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я? » , «Какой я? » .
Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Примерно после 3 х-4 х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту. Социальная адаптация предполагает усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.
Потребность в устойчивых позитивных отношениях -Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии. -Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность.
Практическая часть « Андрейка и Бориска»
Спасибо за внимание
Список литературы ØД. Даллос «Ревность» ØК. Фоппель «Как научить детей сотрудничать»
Источник
1
Т ЕМА 1. В ВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
2
Программа предназначена для того, чтобы: 1) Помочь семье в решении психологических проблем; 2) Подготовить к новому этапу жизни; 3) Дать новые знания и умения, повысить уровень коммуникативной, воспитательной компетентности семьи; 4) Помочь кандидату в приемные родители обрести большую уверенность в своих силах, оценить свои возможности, свои сильные и слабые стороны.
3
Цели: 1) Сформировать для ребенка подходящую замещающую семью, где он сможет получить тепло, ощущение уверенности и защищенности, где его смогут подготовить к самостоятельной жизни. 2) Создать атмосферу для установления партнерских отношений между приемными родителями и специалистами Службы.
4
Задачи: 1) Научить будущих приемных родителей конструктивному взаимодействию семьи. 2) Получить более подробную информацию о психологических особенностях родителей и членов их семей с целью качественного подбора для них ребенка. 3) Познакомить с психологическими особенностями воспитанников детских домов. 4) Познакомить приемных родителей с трудностями, которые могут возникнуть с детьми, а также показать пути преодоления этих трудностей. 5) Помочь замещающим родителям понять мотив своих действий, направленных на создание приемной семьи. 6) Познакомить кандидатов в замещающие родители с основами законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
5
Понятие тренинга. Правила поведения в тренинге. Тренинг – это социально-психологическая групповая работа. В любом тренинге существуют определенные правила, по которым развивается группа: 1) Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Не стесняться, быть самим собой, отвечать на все вопросы желательно. 2) Постоянство участия в работе. 3) Взаимное уважение, откровенность и искренность. 4) Правило «Стоп!». Член группы, который не желает отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-либо игре имеет право сказать «Стоп» и тем самым исключить себя на время из участия в процедуре. 5) Правильных и неправильных ответов нет.
6
П РЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. П ОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
7
О СНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА : – безопасность -здоровье -образование -умственное развитие -привязанность -эмоциональное развитие -идентичность -стабильные отношения в приемной семье -социальная адаптация-усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания – санитарно- гигиенические и бытовые навыки.
8
Особую роль в формировании личности ребенка играет то, насколько удовлетворены его основные потребности физиологические, потребности любви, безопасности и признания. Если эти потребности удовлетворены в полной мере ребенок растет без особого труда.
9
Депривация – недостаточное удовлетворение любой из этих потребностей. Препятствует формированию основных структур личности (чувство собственного достоинства, уверенности в себе и т.д.), которые помогают человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром.
10
Физиологические потребности (в пище, в сенсорной стимуляции). Когда мать кормит ребенка грудью, она не только обеспечивает нормальное питание его организма, но и «насыщает» его витальностью (жизненной силой, необходимой для преодоления жизненных трудностей). Отсутствие грудного молока, искусственное питание может привести к дефициту жизнестойкости личности. Нежные прикосновения, мамины ласки помогают малышу почувствовать себя, познать границы своего тела, которое на протяжении жизни остается опорой для самосознания.
11
Потребность в безусловной любви. Потребность в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Если в первые годы жизни любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, то в процессе взросления она выполняет функцию поддержания равновесия внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка. Она заключается в том, чтобы быть для кого-то значимым, занимать определенное место в жизни и сердце этого человека. Это потребность в хорошем и мягком отношении. Это также потребность ребенка в том, чтобы в нем видели его самого, а не кого-то другого, чтобы не сравнивали ни с каким другим ребенком. Проще говоря, это потребность быть в глазах других людей неповторимым и единственным. Любовь и принятие человеком самого себя зависит от того, насколько его любили и принимали в детстве родители.
12
Потребность в безопасности. Дети хрупкие существа. Они входят в незнакомый мир, сложный и опасный. Пройдут годы, прежде чем они станут взрослыми, найдут и займут свое место в обществе. Все эти годы они будут чувствовать потребность в защите, спасении от страха и огорчений. Они требуют присутствия родителей, которые не боятся жизни, которые достаточно устойчивы для того, чтобы спокойно принять их страхи, помочь им выразить эти страхи, научиться смотреть в лицо трудностям. Детям нужно чувствовать опору в своих родных.
13
Потребность в уважении или признании. Для того чтобы чувствовать уверенно, чувствовать свою полезность и значимость, ребенку необходимо, чтобы кто-то одобрял его действия, признавал достижения, верил в его возможности. Важно отметить, что неудовлетворенная в детстве потребность становится основной мотивационной силой взрослой личности. Например, человек, лишенный в детстве контакта с матерью, ее заботы и защиты, постоянно ищет защищенности в окружающем мире: стабильной работе, в семье, в приобретении страховки и т.д. Неопределенные ситуации он переживает слишком болезненно, поскольку они напоминают детскую травму. Он постоянно стремится восполнить дефицит чувства уверенности.
14
Итак, как было отмечено, представления ребенка о себе формируются в результате взаимодействия со взрослыми, прежде всего значимыми и неравнодушными. Близкое окружение является для ребенка зеркалом, где он видит себя, благодаря которому начинает себя понимать.
15
В ЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ Распечатайте лист изображением ребенка (см. приложение 1). Задание: впишите в шарики в порядке ранжирования (от 1 до 5) основные потребности ребенка (на свое усмотрение).
16
ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ РЕБЕНКУ, ОСТАВШЕМУСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ БЕЗ ИХ ПОПЕЧЕНИЯ, ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ? Семья, принимающая ребенка, берет на себя ответственность за обеспечение ребенка безопасными, эмоционально теплыми отношениями. Семья живет по своим правилам, в ней существуют свои отношения, привычные стереотипы решения конфликтных ситуаций, выхода из стресса. Прием ребенка в семью, как и его рождение, изменяет ситуацию. Поэтому