Предшкольная подготовка и социальное развитие ребенка

Предшкольная подготовка и социальное развитие ребенка thumbnail

Предшкольная подготовка – важный этап в преодолении трудностей адаптации учащихся в первом классе

        Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2006 – 2010 г. является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введение предшкольного образования детей 5-7 лет.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый  день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься, на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе, и т.д. В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.  В формировании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит предшкольной подготовке. Посещение этих занятий помогают будущему первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

 Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности будущих первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей этого возраста.

 Дошкольники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Их внимание  еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

 У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для будущих первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Преодоление этих проблем будет возможным, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии. Все дети способны учиться в начальной школе, даже имея разные стартовые возможности, если создавать для них необходимые условия. Одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

С целью выравнивания стартовых возможностей завтрашних первоклассников в нашей школе организована работа групп по предшкольной подготовке.

Организация работы таких групп на базе нашей начальной школы имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей.

               Работа в этих группах построена в соответствии с программой «Предшкольная подготовка», разработанной специалистами Ленинградского педагогического колледжа.

 Задачи программы:

1)        подготовка детей к школе;

2)        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  1.        обеспечение интеллектуального и личностного развития детей,
  2. коррекция нарушений развития детей, нуждающихся в этом;
  3. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программа предшкольной подготовки предполагает реализацию приоритетных направлений в развитии детей:

  1. интеллектуально-творческого;
  2. сенсорного;
  3. развития речи и ознакомления с окружающим миром;
  4. социального;
  5. подготовки руки к письму;
  6. физкультурно-оздоровительного.

Особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки 

  1. Сохранение самоценности дошкольного детства;
  2. Комплексность содержания предшкольного образование, его направленность на развитие разных сторон личности ребенка;
  3. Преобладание продуктивно-игровой деятельности детей;
  4. Выявление, учет и развитие индивидуальных способностей детей;
  5. Интеграция общего и дополнительного образования;
  6. Сохранение здоровья детей через использование здоровье сберегающие технологии.

     Данная программа реализуется через сетку занятий по следующим направлениям:

  1. Оздоровительная  физкультура( «Если хочешь быть здоров).
  2. Социально-психологическое занятие («Почемучка»).
  3. Математика для малышей («Раз – ступенька, два – ступенька»).
  4. Подготовка к обучению грамоте («Веселая грамматика»).
  5. Конструктивно-творческая деятельность  («Уроки волшебной кисти», «Музыкальная капель»).

   Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

Каждый педагог нашей школы старается строить и проводить свои занятия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! Поэтому в занятия включены материалы разной степени сложности — от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в схематизированной и знаковой форме.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Работа в группах предшкольной подготовки строится на основе следующих дидактических принципов:

—        создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологиче
ской комфортности);

—        новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);

—        обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

  1. при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  2. у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);
  3. процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  4. обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья. 

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей требует проведения психолого-педагогического обследования.

Обследование детей целесообразно проводить трижды. Первый раз – в начале работы групп предшкольной подготовки, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Повторно – по прошествии полутора-двух месяцев, чтобы сделать контрольный срез. Третий раз – в конце предшкольной подготовки, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец курса. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются беседа и наблюдение.

 Результаты работы группы предшкольной подготовки

Оценка результативности работы в группе включала педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения программным содержанием; оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (анкетирование); оценку учителями школы выпускников групп протекания школьной адаптации.

Полученные данные убеждают в том, что результаты работы в целом высокие.

Анализ результатов работы (в течение шести лет) групп предшкольной подготовки позволяют сделать выводы, что дети прошедшие предшкольную подготовку являются более зрелыми  в плане психофизиологического, психического и социального развития.

В результате грамотного и ответственного отношения педагогов к работе достигнуты положительные результаты. В конце учебного года дети стали более самостоятельными и организованными, научились планировать свою деятельность, соблюдать общепринятые нормы и правила. Они преодолевают трудности, встречающиеся на пути, добиваются поставленной цели, гордятся своими достижениями. У детей сформировались товарищеские отношения к сверстникам, интерес и потребность к совместным занятиям и играм, умение уважать мнение других людей, уверенность в своих силах.

С самого начала занятий у детей было желание получать новые знания. У них проявились способности к разным видам деятельности – рисованию, танцам, пению, конструированию.

И самое главное – появилось желание пойти в школу!

      Поэтому при прочих равных условиях, как правило, эти дети легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Период адаптации к школе у этих учащихся проходит быстрее и безболезненнее.

Литература :

  1. Бабенкова, Е.А. Здоров ли ваш ребенок?/ Е.А. Бабенкова -М.: Вентана – Граф, 2003.-32с.
  2. Бауэр, В. “Предшкольное образование” в рамках экспериментального проекта Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края pedsovet.org/forum/topic1632.html 
  3. Безруких, М.М. Пора ли в школу?/ М.М. Безруких. -М.:Вентана – Граф, 2003-16с.
  4. Гин, С.И., Прокопенко, И.Е. Первые дни в школе: пособие для учителей 1 – х классов – 3 – е изд./ С.И. Гин, И.Е.Прокопенко. – М.: Вита – Пресс, 2002. – 80с.
  5. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! – руководство для педагогов и родителей: пер. с англ./М.Гариен.- М.: ООО «изд-во Астрель», ООО «изд-во АСТ», 2004. – 301с.
  6. Деркач, Т. И. Предшкольное образование в гимназии №42 г. Пензы
    www.vestnik.edu.ru/dergaxh.html 
  7. Зайцев, С.В. Личностно- ориентированный подготовительный к школе класс / С.В. Зайцев.- М.: Сентябрь, 2003. – 160с.
  8. Физическое воспитание младшего школьника в семье / Ю.А.Копылов, М.В. Малыхина, Н.В.Полянская Н.В. – М.: Вентана – Граф, 2003-24с.
  9. Майер, А. А. Сопровождение ребенка в предшколе на основе показателей его развития/ А.А. Майер // Начальная школа плюс минус до и после.- 2008.-№ 12.- С.6-9
  10. www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13079.html 
  11. Реморенко, И. По материалам Министерства образования и науки.
    www.studyguide.ru/reading.php?id=8

Источник

В методической литературе для учителя начальных классов часто можно встретить материалы по преемственности младшей и средней школы, а вопросу о переходе от дошкольника к периоду обучения в школе уделяется не достаточно внимания.

Нам, учителям с 20 летним стажем, часто приходилось сталкиваться с проблемами именно в предшкольной подготовке, и вопрос о преемственности между дошкольным и школьным обучением нам особенно близок. В своей работе мы руководствовались как разработками и материалами современных психологов, так и положительным опытом работы учителей начальных классов.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной её старт и одновременно вершина, окончание такого значимого для ребенка дошкольного возраста и момент вступления во взрослую школьную жизнь. Официальные документы регламентируют на сегодняшний день время начала и окончания начальной школы от 6,5 до 10,5 лет. Но исследователи отмечают, что эти возрастные границы подвижны и зависят от социокультурных обстоятельств, типа преобладающей культуры, требований окружающих, индивидуальных физических и интеллектуальных особенностей ребенка.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть момент окончания возраста дошкольника и начало возраста младшего школьника. То есть непосредственно предшкольный период.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы социальной компетенции, соответствующей социальным нормам и общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса социальной компетенции включается ориентировка ребенка в окружающем мире, явлениях общественной жизни, во взаимоотношениях с окружающими.

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), «характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни». При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску.

Следовательно, вопросы подготовки к школьному обучению — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим перед нами, учителями начальной школы и в частности, перед учителями 1-х классов, остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

При приеме в 1 класс мы обращаем внимание, прежде всего на физическую готовность к школе. Это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, особенности тонкой моторной координации, физическая и умственная работоспособность.

Но последующая успешность в обучении зависит и от личностной и интеллектуальной готовности к школе.

Личностная готовность — это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность — это развитие образного мышления, воображения и творчества, также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль, наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Понятие готовности к обучению включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Успешность обучения в 1 классе, да и в начальной школе в целом во многом зависит от уровня подготовки к школе.

На наш взгляд, можно выделить три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Три этих направления можно с успехом реализовать в программе по подготовке к школе, в которой могут участвовать как непосредственно общеобразовательные школы, так и учреждения дополнительного образования.

Рассмотрим примеры предшкольной подготовки непосредственно в нашей школе (МОУ СОШ № 48 г. Астрахани).

Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому очень важно серьезно продумать формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. В нашей школе, ежегодно открывающей курсы предшкольной подготовки, созданы такие условия предстартовой подготовки, которые позволяют всем детям, поступающим в первый класс, как можно более безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.

Сейчас практически любая школа начинает подготовительный период задолго до начала занятий. В некоторых школах это регулярные занятия в течение всего года, в других проводятся «блоками». В нашей школе этот период проходит с января по май.

Естественно, начинается этот период со знакомства с ребенком, оформления соответствующих документов и начальной диагностики. Для начальной диагностики я использую выработанные в течение ряда лет и основанные на педагогическом опыте вопросы и задания. Этот этап позволяет выявить уровень психологической и интеллектуальной подготовленности к школе. Зачастую это зависит от того, посещал ли будущий школьник детский сад, специальные курсы в учреждении дополнительного образования или был «домашним ребенком».

Единственные в семье и не посещавшие детский сад дети с большим трудом адаптируются к новой жизненной ситуации, более не уверены в себе. В начале обучения они больше других детей насторожены к представителям противоположного пола, избегают общения с одноклассниками, не играют с ними. В то же время тянутся к общению с учителем, претендуя разговаривать с ним более содержательно или панибратски, чем другие ученики. Уровень их общего развития бывает либо более высоким, чем у сверстников, либо они, в силу своей болезненности, каких-то негативных переживаний в дошкольной жизни, отстают как в общем развитии, так и в готовности к школьному образу жизни, для них характерен больший инфантилизм, чем для остальных детей.

Отличаются и дети с разным типом нервной деятельности, с разной степенью школьной зрелости. Так, гиперактивные, чрезмерно возбудимые дети с трудом переносят напряжение, быстро теряют работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны долго фиксировать свое внимание на учебном задании, плохо осваивают навыки чтения и счета, предпочитают делать только то, что дается легко и доставляет удовольствие. Им трудно красиво и аккуратно писать, их тетради неряшливы. Такие младшие школьники испытывают трудности и при взаимодействии с одноклассниками. Они часто бывают раздражены и даже агрессивны, резко реагируют на отказ в чем-либо и не владеют собой.

Дети с более уравновешенной психикой испытывают гораздо меньше трудностей при организации своего рабочего места, учебного труда. Они более аккуратны, покладисты, исполнительны и дружелюбны, способны на более длительные усилия, даже если выполняемое задание им не очень нравится и их школьная зрелость невысока.

По-разному ведут себя девочки и мальчики. Мальчики маскируют свои страхи и неуверенность, ведут себя шумно и несдержанно, почти никогда не плачут при сверстниках, девочки в первые дни робки и сдержаны, ведут себя тихо, приветливо; они, как правило, не бывают непричесанными, их одежда чаще всего оказывается в порядке, шнурки на обуви завязаны, у них чистые руки и лицо и т. д. Тетради, учебники и другие школьные принадлежности девочек тоже выглядят более аккуратно. Это объясняется и тем, что их тонкая моторика, более совершенна, они более склонны соответствовать ожиданиям взрослых, добиваться их расположения. Девочки послушнее, организованнее, трудолюбивее и ответственнее мальчиков, успешнее овладевают учебными навыками, ближе к условному портрету «хорошего ученика».

На основании своих наблюдений и результатов начальной диагностики мы начинаем продумывать и программу подготовки.

Задачами этих занятий являются:

Социально-культурные:

  • психологическая адаптация к школе;
  • овладение способами саморегуляции своего поведения и рационального взаимодействия со временем;
  • освоение пространства школы;
  • овладение основами научного мышления и учением как актуальной сферой самореализации;
  • первоначальной систематизации и объективации знаний полученных до школы, в школе, вне нее.

Социальнопсихологические задачи:

  • формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;
  • формирование специфического отношения к учителю как носителю знаний;
  • совершенствование способности к деловому, функциональному общению с взрослыми;
  • преодоление возрастного эгоцентризма;
  • совершенствование умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней;
  • разрешение противоречий возраста (среди которых главное — между позицией «ребенок» и позицией «ученик»).

Из опыта нашей работы мы можем предложить курс занятий с первоклассниками, состоящий из 10 занятий по субботам (3 по 20 мин) для детей и двух занятий для родителей и индивидуальных консультаций. На современном этапе эти занятия мы строим с применением ИКТ, что повышает интерес детей к школе и даёт возможность заниматься с разноуровневой группой. Естественно, такие занятия направлены, прежде всего, на формирование условий для успешного вступления в школьную жизнь, адаптации к работе в группе, развитие навыков общения с учителем и другими детьми, познавательных процессов и привыканию к школьному распорядку. Обязательно в программу занятий мы включаем экскурсию по школе, т.к это помогает не только психологической адаптации, но и пространственному ориентированию в незнакомом помещении и снимает проблему дезориентации и стресса в последующем обучении. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию набор слайдов для одного из занятий. (см. Приложение 1)

Особое внимание должно уделяться работе с родителями, т. к поступление ребенка в школу это является событием и в их жизни тоже, особенно для молодых и неопытных родителей.

В нашей школе занятия для родителей проходят в несколько этапов. Общее собрание проводит директор школы. Он знакомит родителей с правилами и законами, установленными в школе, рассказывает о традициях и внеурочной работе, отвечает на вопросы по организации учебного процесса.

Следующие занятия проводят учителя непосредственно по группам. Нами используется специальная презентация (набор слайдов), которая содержит основные и часто задаваемые вопросы, тест и рекомендации для родителей.

Проведение специальных занятий для родителей это не просто родительское собрание в традиционном его понимании, это методическая и психологическая помощь. Учитель знакомит родителей с особенностями физического и психического развития ребенка этого возраста, основными сложностями при адаптации, отвечает на наиболее распространённые вопросы. На таких занятиях родители могут протестировать себя и ребенка по степени готовности к школе и, самое главное, учитель сразу даёт нужные советы и рекомендации, которые содержатся в расшифровке теста. В конце таких занятий родители получают памятку, с основными критериями готовности к школе (в течение лета, руководствуясь этой памяткой, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком) и перечень необходимых в школе принадлежностей, чтобы ребенок имел всё для работы на уроке. И, конечно же, одной из составляющих работы с родителями, являются индивидуальные консультации. Любой из родителей может получить их в отведенное для этого время.

Некоторые из родителей, стремятся к тому, чтобы переход из дошкольного в младший школьный возраст прошел для ребенка наиболее безболезненно и продуктивно.

Помочь в этом могут занятия в различных школах развития ребенка, которые в большинстве своём открываются при центрах дополнительного образования с 4,5-5 лет в учреждениях доп. образования.

Наша практика показывает, что основное значение для подготовки к школе имеет именно общевоспитательная работа, направленная на всестороннее развитее ребёнка – физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. Для выявления и развития интересов и склонностей ребенка необходимо создать условия.

Именно такие условия могут быть с успехом созданы в учреждениях дополнительного образования и непосредственно на базе школы.

Это и является фундаментом для принятия новой для ребенка позиции ученика и успешного перехода от предшкольного к школьному образованию.

Успешное сочетание курсов в школах развития и посещение занятий на базе школы может дать положительный результат, т. к курсы направлены на насыщение дошкольной деятельности многообразными формами «специфически детской» деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т.д.). А на занятиях на базе школы ребенок интеллектуально развивается, знакомится с распорядком учебного дня, своим будущим учителем и возможными одноклассниками.

Дети, посещавшие курсы в системе дополнительного образования и на базе школы являются более успешными, психологическая адаптация к школе проходит более безболезненно и эффективно. Значит, взаимосвязь между базовой предшкольной подготовкой и подготовкой в дополнительном образовании имеет положительный результат и должна развиваться.

Мы считаем, что только при совместных усилиях учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и родителей, т. е целой системы предшкольной подготовки, мы можем сделать очень важный для ребенка предшкольный период психологически и интеллектуально комфортным, а к нам в школу придут подготовленные и мотивированные на успешное школьное обучение, ученики.

Источник