Предпосылки развития самосознания ребенка в раннем возрасте
Милаева Наталья
Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1–3 лет
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.
Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу
заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения
в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к
взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем
образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для
подражания.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его
деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому
дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки
взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей
деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты
хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности
(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и
недифференцированно: «Я хороший».
Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые
выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в
достигнутом результате – нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он
понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.
Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для
него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.
Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у
малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к
переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,
но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,
действуя с предметами, пробует свои силы.
Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у
ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой
являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные
цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве
ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально
значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,
малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать
ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда
ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от
взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и
оценивает его деятельность.
Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит
дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в
этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни
способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет
ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.
Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием
делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,
способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным
намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный
компонент самостоятельности – самооценка, в основе которой лежит умение соотносить
предполагаемый и реальный результат, – формируется за пределами раннего возраста.
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.
младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка
является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время
имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая
принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени
придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых
форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.
В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В
ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с
конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,
проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все
действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное
действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим
производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».
Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое
сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное
поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал
кризисом отношений.К ним относятся:
– негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь
сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на
содержание действия, а на само предложение взрослых;
-упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что
ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;
– строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм
воспитания, против образа жизни;
-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда
он все хочет сделать сам;
– протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;
– симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;
– стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к
окружающим;
-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;
-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,
ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).
Особенности развития самосознания в раннем возрасте:
– ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление
целеполагания и целеустремленности;
– возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего
детства.
Источник
В этой статье будет рассмотрено:
- Отделение и независимость ребенка
- Развитие и формирование самосознания детей.
Самосознание и независимость младенца.
Когда ваш малыш только появился на свет, он еще не осознаёт себя как индивидуальность. Малыш чувствует себя одним целым с вами и не отделяет себя от вас, даже его ручки и ножки не являются для него своими.
Со временем ребенок, развиваясь физически и ментально, начинает осознавать себя отдельной личностью, со своим телом, мыслями и чувствами. Начинает желать делать то что хочет, как он того жаждет.
Когда развивается самосознание
Отделения себя от вас, чувство индивидуальности и самосознание развиваются с годами. Примерно в возрасте 6-7 месяцев, ваш малыш начинает отделять себя от вас, и начинает понимать, что вы можете покинуть его, что вы не единое целое. Обычно в это время наступает сепарационная тревога у детей, которая может продлиться и на следующий год жизни.
Сепарационная тревога это состояние, в котором ребенок испытывает сильную тревогу в случае разлуки с людьми и местами, к которым он сильно привязан.
Позже ваш малыш станет более уверенным в себе, вырастет его социализация. Он уже не будет так нервно воспринимать ваш уход из дома, или то, что вы отводите его в ясли, или нанимаете няню. В этот момент он уже готов познавать себя и двигаться дальше, формируя свою индивидуальность.
Как развивается самосознание у ребенка
- Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
- Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев
Развитие самосознания ребенка в период от 1 до 6 месяцев
До наступления первого дня рождения ребенок полностью ассоциирует себя с основным родителем. В первые месяцы жизни, малыш занятый развитием основных навыков и рефлексов, даже не думает о своей индивидуальности, нет времени на то чтобы заняться самосознанием и отделением себя от родителя.
Основные потребности, которые малыш хочет удовлетворить в этот период:
- Еда
- Любовь
- Внимание
Первые признаки развития независимости от вас вы можете заметить в возрасте четырех месяцев, например, ваш ребенок поймет, что ваше внимание можно обратить на себя плачем. Это один из первых шагов вашего малыша к развитию индивидуальности и самосознания. Ребенок начинает понимать, как его действия влияют на действия других.
Известное исследование показывает, что дети не осознают своего существования. Исследователи клали младенцев до года перед зеркалом, чтобы выяснить осознают ли малыши что это они сами в зеркале.
Выяснилось, что малыши не понимают, что в зеркале отражаются они сами. Они пытались поглаживать зеркало, и вели себя, так как будто они видят другого малыша. Так же носики малышей красились в красный цвет и клали перед зеркалом, они всегда пытались потрогать нос в зеркале, не свой собственный.
Развитие самосознания ребенка в период от 7 до 12 месяцев
В возрасте 7 месяцев ваш малыш понимает, что он отделен от вас, что он и вы это разные люди. Несмотря на то, что это очень важный период в развитии ребенка, именно тогда может возникнуть сепарационная тревога. Малыш уже понимает, что вы можете уйти, но он не знает, что вы обязательно вернетесь, так что он может залиться слезами, даже если вы отойдете буквально на минуту.
Не пытайтесь уйти незаметно для ребенка! Когда он этого не видит. Это не поможет ему, наоборот может еще больше уверить в том, что вы можете его бросить. Несмотря на то, что это может быть тяжело, попрощайтесь с ребенком, перед тем как уйти.
Развитие самосознания ребенка в период от 13 до 24 месяцев
В этот период ваш малыш развивается, продвигаясь в отделении себя как личности от вас и мира вокруг. В тоже же исследовании что ранее упоминалось исследователи красили нос детей в красный цвет в возрасте примерно 21го месяца. Когда дети смотрели в зеркало, они трогали свой собственный нос, в отличие от детей более раннего возраста. Они понимали, что отражение в зеркале это они сами.
Двухлетние дети все еще могут тревожиться, когда вы уходите от него, но быстрее восстанавливаются и чувствуют себя в большей безопасности. Их опыт показывает, что вы обязательно вернетесь к ним. Вы создали доверие у ребенка тем, что всегда показывали свою любовь и заботу.
Это также придаёт малышу уверенности в своих желаниях. Например, носить именно эту одежду снова и снова, есть определенную еду, самому забираться на сиденье машины. Все это показывает растущую независимость.
Развитие самосознания ребенка в период от 25 до 36 месяцев
Между двумя и тремя годами ваш ребенок продолжить стремится к независимости. Начнет убегать от вас при прогулке, и продолжит проверять границы дозволенного (например рисовать на стене, даже если вы запретили). Скорее всего «я сама/я сам» будет самой частой фразой которую вы будете слышать в этом возрасте.
Роль родителя в развитии самосознания и независимости ребенка.
Ваш малыш должен осознать вашу защиту, перед тем как он начнет исследовать мир. Постоянно дарите ребенку любовь и поддержку, что бы взрастить в нем уверенность в себе, которая нужна для формирования самосознания.
С самого начала, с рождения, немедленно реагируйте на плач ребенка. Создайте основную связь с ребенком тем, что кормите, когда ему хочется, есть, меняя подгузники, когда они грязные, улыбаясь и разговаривая с малышом, когда ему неспокойно.
Вы можете играть с ребенком для того что бы дать ему осознать понятия ухода и возврата вас, так он научится не паниковать когда вы его ненадолго оставляете. Например, играйте в Ку-ку, или прячьте игрушку под одеялом и ищите вместе.
Чтобы развить независимость в ребенке ему нужно проверять границы и исследовать окружение. Поэтому удостоверьтесь, что в доме нечему навредить ребенку. Вместо того что бы носиться по дому за ребенком крича – «нет» — каждый пять секунд, просто сделайте так чтобы не было опасных вещей до которых малыш может добраться.
Поддержите развитие независимости и самосознания, давая ребенку возможность выбора. Выбора между одеждой, едой, занятиями. Покажите, как надо пить из чашки самому или складывать игрушки на место.
Помните, несмотря на то, что ребенок начинает делать что-то самостоятельно, это не значит что ему нужно меньше ласки и любви. Даже если, кажется, что он нуждается в меньшем количестве, ребенок все равно постоянно хочет заботы от вас.
Поддерживайте каждый раз малыша, когда он хочет сделать что-то сам, но не отталкивайте когда он бежит за вашей помощью. Малышу нужна ваша поддержка и одобрение еще долгое время.
Когда стоит волноваться
Несмотря на то, что сепарационная тревога нормальна для детей от 10 месяцев до 2х лет, вам нужно проконсультироваться с врачом, если его тревога слишком высока, настолько, что вы не можете ничего сделать, не находясь рядом с ребенком.
Обратитесь к врачу, если ребенка невозможно успокоить даже когда вы вернулись.
Что дальше
С возрастом приходит большая независимость и большее самосознание. Каждый год ваш ребенок будет все более самостоятельным, и все больше будет желать делать что-то сам.
Далее ребенок сам сможет собираться в школу, готовить себе, заводить друзей и ходить в школу.
Источники
Источник
Ïñèõè÷åñêîå ñòàíîâëåíèå ÷åëîâåêà â ðàííåì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè è ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé. Îñîçíàíèå èíäèâèäîì ñâîåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îáúåêòèâíûì ìèðîì è ñâîèõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé. Îñíîâíûå ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ ß-êîíöåïöèè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì âîçðàñòå
Ïëàí
1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå
2. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
3. Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ è ß-êîíöåïöèè
1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå
Ñòàíîâëåíèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì äåòñòâå èññëåäîâàëè Á.Ã. Àíàíüåâ (1948), Ë.Ñ. Âûãîòñêèé (1984), Ä.Â. Îëüøàíñêèé (1986), Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí (1989), Â.Ñ. Ìóõèíà (1985), Í.Í. Àâäååâà, Ì.Ã. Åëàøèíà, ÑÞ. Ìåùåðÿêîâà (2000). Èññëåäîâàòåëè åäèíû âî ìíåíèè, ÷òî â ðàííåì âîçðàñòå ðåáåíîê îòêðûâàåò ñåáÿ êàê îòäåëüíóþ ïåðñîíó ÷åðåç òåëåñíûå ÷óâñòâîâàíèÿ, ôîðìèðîâàíèå “îáðàçà” òåëà, âèçóàëüíûé îáðàç ñâîåãî îòðàæåíèÿ â çåðêàëå, à òàêæå ÷åðåç ïåðåæèâàíèå ñâîåãî âîëåèçúÿâëåíèÿ.
Çàðîäèâøèñü â ðàííåì âîçðàñòå, ñàìîñîçíàíèå ôîðìèðóåòñÿ ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà áëàãîäàðÿ èíòåíñèâíîìó èíòåëëåêòóàëüíîìó è ëè÷íîñòíîìó ðàçâèòèþ. Îíî ÿâëÿåòñÿ öåíòðàëüíûì íîâîîáðàçîâàíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñàìîñîçíàíèå â äîøêîëüíîì âîçðàñòå èññëåäóþò È.È. ×åñíîêîâà (1977), Å.Î. Ñìèðíîâà è Â.Ã. Óòðîáèíà (1996), Ì.Ì. Áàõòèíà, Â.Ñ. Ìóõèíà (1999), Å.À. Áèðþêåâè÷ (2001).
Äîøêîëüíûé âîçðàñò ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïåðèîäîì “ïåðâîãî ðîæäåíèÿ ëè÷íîñòè” (À.Í. Ëåîíòüåâ), íî è ïåðèîäîì îôîðìëåíèÿ “ðàííåãî îáðàçà ß” êàê àôôåêòèâíî-êîãíèòèâíîãî îáðàçîâàíèÿ (Ì.È. Ëèñèíà). Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêèõ âîçðàñòàõ. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû / Ä.Á. Ýëüêîíèí, ïîä ðåä. Ä.È. Ôåëüäøòåéíà. – Ì.: Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Âîðîíåæ: ÍÏÎ “ÌÎÄÝÊ”, 1995. – Ñ. 101-142.
 ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêå îáùåïðèçíàííî ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ñàìîñîçíàíèå ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì âíóòðèïñèõè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì, èìåþùèì îïðåäåëåííóþ ñòðóêòóðó, ôóíêöèè è ãåíåçèñ.  ïðîöåññå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêîì ïðèñâàèâàåòñÿ ñëîæèâøàÿñÿ â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà ñîâîêóïíîñòü óñòîé÷èâûõ ñâÿçåé â ñôåðå öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, îáåñïå÷èâàþùèõ åãî êàê óíèêàëüíóþ ëè÷íîñòü, öåëîñòíîñòü è òîæäåñòâåííîñòü ñàìîìó ñåáå.
Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, ñòàíîâëåíèå åãî êàê ëè÷íîñòè ñâÿçàíî ñ ôîðìèðîâàíèåì ñàìîñîçíàíèÿ – îñîçíàíèåì è îòíîøåíèåì ê ñåáå êàê ê ôèçè÷åñêîìó, äóõîâíîìó è îáùåñòâåííîìó ñóùåñòâó. Ñàìîñîçíàíèå ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, åãî ïðèæèçíåííûì îáðàçîâàíèåì. Îíî ðàçâèâàåòñÿ â ïðîöåññå ñîáñòâåííîé àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, íà îñíîâå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè (Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí, Á.Ã. Àíàíüåâ, À.Í. Ëåîíòüåâ, Ë.È. Áîæîâè÷ è äð.). [5, c. 345]
Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ ïðîòåêàåò èíäèâèäóàëüíî ó êàæäîãî ðåáåíêà, íî, êàê ïðàâèëî, ê êîíöó ãîäà æèçíè ïåðâûå ïðèçíàêè âîçíèêíîâåíèÿ åãî óæå ìîæíî çàìåòèòü: ðåáåíîê íà÷èíàåò âûäåëÿòü ñåáÿ, ñâîå òåëî èç îêðóæàþùåãî åãî ïðîñòðàíñòâà. Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ ñâÿçàíî ñ îñîçíàíèåì ñâîèõ æåëàíèé è âîîáùå ìîòèâîâ äåÿòåëüíîñòè. Ýòî ïîìîãàåò åìó ïåðåéòè íà ñëåäóþùóþ ñòóïåíü â ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ – îòäåëèòü ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé.
Ïåðâîíà÷àëüíî ðåáåíîê íå îñîçíàåò ñåáÿ ñóáúåêòîì äåÿòåëüíîñòè. “Êàòÿ ãóëÿòü “, “Áîðÿ ïàòü”, – ãîâîðÿò äåòè ðàííåãî âîçðàñòà î ñåáå. Âàæíûé ìîìåíò â ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ íàñòóïàåò íà òðåòüåì ãîäó æèçíè, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäåëÿòü äåéñòâèå îò ïðåäìåòà, çà êîòîðûì îíî ïåðâîíà÷àëüíî áûëî æåñòêî çàêðåïëåíî. Îí íàñòóïàåò íå “âäðóã”, íå ñàì ñîáîé, à â ðåçóëüòàòå âûïîëíåíèÿ ðåáåíêîì ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ â íîâûõ óñëîâèÿõ è ïåðåíîñà åãî íà äðóãèå ïðåäìåòû. Ðåáåíîê “êà÷àåò”, “êîðìèò”, “ìîåò” óæå íå òîëüêî ñâîþ ñàìóþ ëþáèìóþ êóêëó Òàíþ, ýòè æå äåéñòâèÿ îí ìîæåò ñîâåðøàòü è ñ äðóãèìè ïðåäìåòàìè (ñ êóêëàìè Êàòåé, Îëåé è äð.), “êîðìèòü” íå òîëüêî ìàëåíüêîé àëþìèíèåâîé ëîæå÷êîé, íî è ïëàñòìàññîâîé è äàæå ïàëî÷êîé, çàìåíÿþùåé åå, è ò. ï. Äåéñòâóÿ ñ ïðåäìåòàìè, îí ñðàâíèâàåò ñâîè äåéñòâèÿ ñ äåéñòâèÿìè âçðîñëûõ, íàõîäèò â íèõ ñõîäñòâî, ðàçëè÷èå, âñå ÷àùå äåéñòâóåò áåç íåïîñðåäñòâåííîé ïîìîùè âçðîñëîãî. È âîò ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ ñâîå æåëàíèå, ïîðîé îòëè÷íîå îò æåëàíèÿ âçðîñëîãî, ñâîå ëè÷íîå äåéñòâèå, ê êîòîðîìó îí îòíîñèòñÿ êàê ê ñâîåìó, ñàìîñòîÿòåëüíî ñîâåðøåííîìó äåéñòâèþ.
“ß èãðàþ”, “ÿ îäåâàþñü”, “ÿ åì” è âñå ÷àùå “ÿ ñàì” – çàÿâëÿåò ìàëûø î ñåáå íà òðåòüåì ãîäó æèçíè. Ïåðåõîä îò îáîçíà÷åíèÿ ñåáÿ â òðåòüåì ëèöå ê ëè÷íîìó ìåñòîèìåíèþ ïåðâîãî ëèöà “ÿ” – îäíî èç âàæíûõ äîñòèæåíèé ðàííåãî âîçðàñòà. Íåêîòîðûå ïñèõîëîãè ñ÷èòàþò äàæå âîçíèêàþùóþ ó Ðåáåíêà ê êîíöó ðàííåãî äåòñòâà ñèñòåìó “ß” è ðîæäàåìóþ åþ ïîòðåáíîñòü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ðåàëèçîâàòü, óòâåðäèòü ñâîå “ÿ” – öåíòðàëüíûì íîâîîáðàçîâàíèåì äàííîãî ïåðèîäà. Óðóíòàåâà Ã.À., Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ Ó÷åá. – Ì.: Âëàäîñ, 2003. – 368 ñ.
Ñðåäè äðóãèõ íîâîîáðàçîâàíèé, ïîÿâëÿþùèõñÿ âñëåä çà ýòèì, îñîáîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè èìååò ñàìîîöåíêà. Çà ñ÷åò êàêèõ èñòî÷íèêîâ, â ñèëó êàêèõ ïðè÷èí ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ è ñàìîîöåíêè? Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè äâèæóùóþ ñèëó ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ âèäÿò â “ðàñòóùåé ðåàëüíîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè èíäèâèäà, âûðàæàþùåéñÿ â èçìåíåíèè åãî âçàèìîîòíîøåíèé”.
Ðàííèé âîçðàñò î÷åíü çíà÷èì â ñòàíîâëåíèè ïñèõèêè, ïîâåäåíèÿ, ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, òàê êàê âåëèêè òå êà÷åñòâåííûå ïðåîáðàçîâàíèÿ, êîòîðûå ñ íèì ïðîèñõîäÿò.
Ïñèõîëîãè äàæå ñêëîííû ïðåäïîëîæèòü, ÷òî òðè ãîäà – ýòî ñåðåäèíà ïóòè ðàçâèòèÿ îò ðîæäåíèÿ äî çðåëîñòè.
Ïî ñðàâíåíèþ ñ íîâîðîæäåííûì òðåõëåòíèé ìàëûø âëàäååò ìíîãèìè ïðåäìåòàìè äîìàøíåãî îáèõîäà, ïîëüçóåòñÿ ëîæêîé, ñïîñîáåí ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ, îáùàåòñÿ ñ îêðóæàþùèìè ïðè ïîìîùè àêòèâíîé ðå÷è, â ñîñòîÿíèè ñëåäîâàòü ýëåìåíòàðíûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ.
Âûäåëèì îñíîâíûå äîñòèæåíèÿ ðàííåãî âîçðàñòà, âëèÿþùèå íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà:
· îâëàäåíèå ïðÿìîé ïîõîäêîé;
· îâëàäåíèå àêòèâíîé ðå÷üþ;
· ðàçâèòèå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè.
2. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì äåòñòâå ñâÿçàíî ñ îòäåëåíèåì ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé, ñ îñîçíàíèåì ñâîèõ æåëàíèè. Îòíîøåíèå ïðåääîøêîëüíèêà ê ìèðó ïðåäìåòîâ ñóùåñòâåííî ìåíÿåòñÿ. Ýòî èçìåíåíèå îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî îâëàäåíèå îáùåñòâåííî-âûðàáîòàííûìè ñïîñîáàìè óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ ôîðìèðóåò ó ðåáåíêà ïðåäìåòíîå îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè [7, c. 101]. Òåïåðü ìàëûø íå ïðîñòî ìàíèïóëèðóåò ïðåäìåòàìè, à äåéñòâóåò ñ íèìè â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ íàçíà÷åíèåì, ôóíêöèåé. Îñâîåíèå ôóíêöèé ïðåäìåòîâ, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðèâîäèò ê îòäåëåíèþ äåéñòâèÿ îò ïðåäìåòà, çà êîòîðûì îíî áûëî ïåðâîíà÷àëüíî æåñòêî çàêðåïëåíî. Ìàëûø âûïîëíÿåò ïðåäìåòíîå äåéñòâèå â íîâûõ óñëîâèÿõ è ïåðåíîñèò åãî íà äðóãèå ïðåäìåòû. Òàê, îí íà÷èíàåò êîðìèòü êóêëó íå òîëüêî ñâîåé ëîæêîé, íî è ëþáîé äðóãîé, à çàòåì è ïàëî÷êîé. Îí êîðìèò íå òîëüêî ñâîþ êóêëó, íî è âñå äðóãèå êóêëû, ìèøêó, êîøêó. Âçàèìîîòíîøåíèÿ âçðîñëîãî ñ ðåáåíêîì óñëîæíÿþòñÿ. Ïðîäîëæàÿ îòíîñèòüñÿ ê ìàëûøó çàáîòëèâî è íåæíî, âçðîñëûé äåéñòâóåò ñîâìåñòíî ñ ðåáåíêîì, îöåíèâàåò åãî äîñòèæåíèÿì” îáëàñòè äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè. Ó ïðåääîøêîëüíèêà âîçíèêàåò íîâîå îòíîøåíèå ê âçðîñëîìó. Îí ñðàâíèâàåò ñâîé ðåçóëüòàò ñ ðåçóëüòàòîì äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íîñèòåëåì îáðàçöà âûñòóïàåò âçðîñëûé. Òåïåðü ìàëûø îòíîñèòñÿ ê âçðîñëîìó êàê ê îáðàçöó äëÿ ïîäðàæàíèÿ. Îòíîøåíèå ìàëûøà ê ñàìîìó ñåáå çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîòåêàåò åãî äåÿòåëüíîñòü. Äîñòèã ðåçóëüòàòà – çíà÷èò õîðîøèé. Íå äîñòèã – çíà÷èò ïëîõîé. Ïîýòîìó äåòè â ðàííåì âîçðàñòå òàê áóðíî ïåðåæèâàþò ñâîè íåóäà÷è. Ïîä âëèÿíèåì îöåíêè âçðîñëîãî ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü êðèòåðèè óñïåøíîñòè èëè íåóñïåøíîñòè ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Äèôôåðåíöèðóåòñÿ îáùåå ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ìàëûøó (“Òû õîðîøèé, ÿ òåáÿ ëþáëþ”) è îòíîøåíèå, îïîñðåäîâàííîå ðåçóëüòàòîì äåÿòåëüíîñòè (“Ìîëîäåö, ñåãîäíÿ òû áûñòðî îäåëñÿ”). Ðåáåíîê æå îöåíèâàåò ñåáÿ ïîëîæèòåëüíî è íåäèôôåðåíöèðîâàííî: “ß õîðîøèé”. Îòäåëåíèå ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé Ñâÿçàíî ñ óñëîæíåíèåì âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå âûïîëíÿåò ðåáåíîê. Îí âïåðâûå “îòêðûâàåò” ìàòåðèàëüíóþ ïðîåêöèþ ñâîåãî “ÿ” â äîñòèãíóòîì ðåçóëüòàòå – íàðèñîâàë, âûëåïèë, ïîñòðîèë, ïðè÷åñàëñÿ, îäåëñÿ. Îí ïîíèìàåò, ÷òî äåéñòâèÿ ñîâåðøàåò èìåííî îí, è ýòî ïðèâîäèò ê èçìåíåíèÿì â ïðåäìåòàõ. Êàæäûé ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè ñòàíîâèòñÿ äëÿ ðåáåíêà óòâåðæäåíèåì ñâîåãî “ÿ”, äëÿ íåãî î÷åíü âàæíî, ÷òîáû åãî äîñòèæåíèÿ êòî-ëèáî óâèäåë è îöåíèë. Òàêèì öåíèòåëåì âûñòóïàåò âçðîñëûé. Îäîáðåíèå è ïîõâàëà âçðîñëîãî ðîæäàþò ó ìàëûøà ÷óâñòâî ãîðäîñòè, ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà. Îòñóòñòâèå òàêîâûõ âåäåò ê ïåðåæèâàíèþ îãîð÷åíèé, ñòûäà. Ïðåäìåòíûé ìèð ñòàíîâèòñÿ íå òîëüêî ñôåðîé ïî çíàíèÿ, íî è ñôåðîé ñàìîðåãóëÿöèè, óòâåðæäåíèÿ ñâîåãî “ÿ”, ñôåðîé äîñòèæåíèé. Ðåáåíîê, äåéñòâóÿ ñ ïðåäìåòàìè, ïðîáóåò ñâîé ñèëû. Îñâîåíèå ñïîñîáîâ óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî â âîçðàñòå îêîëî 2 ëåò ó ðåáåíêà íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ïîäëèííàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ïîêàçàòåëÿìè êîòîðîé ÿâëÿþòñÿ “ëè÷íûå æåëàíèÿ” ìàëûøà. Ãóñüêîâà Ò.Â., Åëàãèíà Ì.Ã. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85. Ìëàäåíåö ìîã ñòàâèòü ýëåìåíòàðíûå öåëè è ñòðåìèëñÿ èõ äîñòè÷ü. Íàïðèìåð, èñêàë ñïðÿòàííóþ èãðóøêó.  ðàííåì äåòñòâå ðåáåíîê ìîæåò ñòàâèòü öåëü, äîñòèæåíèå êîòîðîé ïðèâîäèò ê ïîëó÷åíèþ ñîöèàëüíî çíà÷èìîãî ðåçóëüòàòà, ñîöèàëüíî îæèäàåìîãî ýôôåêòà â Äåéñòâèé ñ ïðåäìåòîì. Òàê, ìàëûø íàñòàèâàåò íà ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â ïðèåìå ïèøè, ñòðåìÿñü ñàì äåéñòâîâàòü ëîæêîé. Ïîä÷åðêíåì, ÷òî â íà÷àëå 3-ãî ãîäà æèçíè âîçíèêàåò ëèøü íàìåðåíèå, êîãäà ðåáåíîê ñòàâèò ïåðåä ñîáîé çàäà÷ó, à èñïîëíåíèå åå â ðåøàþùåé ñòåïåíè çàâèñèò îò âçðîñëîãî. Îí ïîìîãàåò ðåáåíêó óäåðæàòü öåëü, âûïîëíèòü äåéñòâèå, êîíòðîëèðóåò è îöåíèâàåò åãî äåÿòåëüíîñòü. Íå äîáèâøèñü ðåçóëüòàòà, ðåáåíîê áóðíî ïåðåæèâàåò íåóäà÷ó. Íåðåäêî îí íå äîâîäèò äåëî äî êîíöà ïîä âëèÿíèåì ïîñòîðîííèõ ðàçäðàæèòåëåé. Ïîýòîìó ñàìîñòîÿòåëüíîñòü â ýòîì âîçðàñòå ñóùåñòâóåò òîëüêî íà óðîâíå öåëåïîëàãàíèÿ. Íà 3-ì ãîäó æèçíè ñïîñîáíîñòü ðåáåíêà óäåðæèâàòü â ïàìÿòè ïîñòàâëåííóþ öåëü âûðàñòàåò, ÷òî ïîçâîëÿåò åìó îïðåäåëåííûì îáðàçîì îðãàíèçîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ äëÿ åå äîñòèæåíèÿ.
Âàæíûå èçìåíåíèÿ â ñôåðå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäÿò ê òðåì ãîäàì. Ïîä âëèÿíèåì äåëîâîãî ñîòðóäíè÷åñòâà ñî âçðîñëûì ó ðåá¸íêà ôîðìèðóåòñÿ öåëåóñòðåìëåííîñòü, ñïîñîáíîñòü ñ ïîìîùüþ ñòàðøèõ ñîîòíîñèòü ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò ñ èñõîäíûì íàìåðåíèåì, ñðàâíèòü òî, ÷òî ïîëó÷èë, ñ òåì, ÷òî õîòåë ïîëó÷èòü. Åùå îäèí âàæíûé êîìïîíåíò ñàìîñòîÿòåëüíîñòè – ñàìîîöåíêà, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò óìåíèå ñîîòíîñèòü ïðåäïîëàãàåìûé è ðåàëüíûé ðåçóëüòàò, – ôîðìèðóåòñÿ çà ïðåäåëàìè ðàííåãî âîçðàñòà.
 ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ îñîáóþ ðîëü èãðàåò ñîáñòâåííîå èìÿ ðåáåíêà. Óæå â 6 ìåñ. ìëàäåíåö ðåàãèðóåò íà ñâoe è ÷óæîå èìÿ ïî-ðàçíîìó.  ðàííåì äåòñòâå èìÿ äëÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì åãî èíäèâèäóàëüíîñòè, îòëè÷àåò îò äðóãîãî ÷åëîâåêà.  òî æå âðåìÿ èìÿ âûñòóïàåò ñðåäñòâîì èäåíòèôèêàöèè ñ äðóãèìè ëþäüìè, ïîä÷åðêèâàÿ ïðèíàäëåæíîñòü ìàëûøà ê ïîëó, ñåìüå, íàöèîíàëüíîñòè. Îáðàùåíèå ê ðåáåíêó ïî èìåíè ïðèäàåò ëè÷íóþ àäðåñîâàííîñòü âîçäåéñòâèÿì âçðîñëîãî, óïîòðåáëåíèå åãî ëàñêîâûõ ôîðì äåìîíñòðèðóåò ìàëûøó ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê íåìó.
 ðàííåì âîçðàñòå èçìåíÿþòñÿ îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ëþäÿì, ïðåäìåòàì, ñàìîìó ñåáå.  ðÿäå ñëó÷àåâ ïîñòóïêè äåòåé íå ñâÿçàíû íè ñ ñèòóàòèâíûì ìãíîâåííûì æåëàíèåì, íè ñ êîíêðåòíîé ñèòóàöèåé, èõ ìîòèâîì ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ïðîÿâëåíèþ åãî ëè÷íîñòè. Ìàëûø ñòðåìèòñÿ áûòü áîëüøèì, íåìåäëåííî âûïîëíÿòü âñå äåéñòâèÿ, ïðèñóùèå âçðîñëîìó. Âîçíèêàåò ëè÷íîå äåéñòâèå è ñîçíàíèå “ß ñàì”. Ëè÷íîå äåéñòâèå – ýòî òàêîå äåéñòâèå, ê êîòîðîìó ðåáåíîê îòíîñèòñÿ êàê ê ñâîåìó, èì ñàìèì ïðîèçâîäèìîìó: “ß áóäó ðèñîâàòü. ß áóäó ãóëÿòü. ß áóäó óìûâàòüñÿ”. Ãóñüêîâà Ò.Â., Åëàãèíà Ì.Ã. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85.
Åñëè âçðîñëûé íå ïåðåñòðîèò ñâîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó, íå îðãàíèçóåò äåëîâîå ñîòðóäíè÷åñòâî, åñëè îí äåìîíñòðèðóåò ñâîå ïðåâîñõîäñòâî, òî âîçíèêàåò íåãàòèâíîå ïîâåäåíèå, õàðàêòåðíîå äëÿ êðèçèñà 3 ëåò. Åãî ñèìïòîìû îïèñàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé è íàçâàë êðèçèñîì îòíîøåíèé. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:
· íåãàòèâèçì, òàêèå ïðîÿâëåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà, êîãäà îí íå õî÷åò ÷åãî-íèáóäü ñäåëàòü òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ýòî ïðåäëîæèë êòî-òî èç âçðîñëûõ, ò.å. ðåàêöèÿ íå íà ñîäåðæàíèå äåéñòâèÿ, à íà ñàìî ïðåäëîæåíèå âçðîñëûõ;
· óïðÿìñòâî – ýòî ðåàêöèÿ ðåáåíêà, êîãäà îí íàñòàèâàåò íà ñâîåì òðåáîâàíèè íå ïîòîìó, ÷òî åìó ýòîãî ñèëüíî õî÷åòñÿ, à ïîòîìó, ÷òî îí ýòî ïîòðåáîâàë;
· ñòðîïòèâîñòü – ðåàêöèÿ ðåáåíêà, íàïðàâëåííàÿ ïðîòèâ óñòàíîâëåííûõ äëÿ íåãî íîðì âîñïèòàíèÿ, ïðîòèâ îáðàçà æèçíè;
· ñâîåâîëèå, èëè ñâîåíðàâèå, çàêëþ÷àåòñÿ â òåíäåíöèè ðåáåíêà ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, êîãäà îí âñå õî÷åò ñäåëàòü ñàì;
· ïðîòåñò – áóíò, êîãäà âñå â ïîâåäåíèè ðåáåíêà íà÷èíàåò íîñèòü ïðîòåñòóþùèé õàðàêòåð;
· ñòðåìëåíèå ê äåñïîòèçìó – æåëàíèå ïðîÿâëÿòü äåñïîòè÷åñêóþ âëàñòü ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì;
· ðåâíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøèì è ñòàðøèì, åñëè â ñåìüå åùå åñòü äåòè;
· ðåàêöèè íåâðîòè÷åñêîãî èëè ïñèõîïàòè÷åñêîãî õàðàêòåðà (ñòðàõè, íåñïîêîéíûé ñîí, íî÷íîé ýíóðåç, ðåçêèå çàòðóäíåíèÿ â ðå÷è è ò.ä.).
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì âîçðàñòå:
· ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäåëÿòü äåéñòâèÿ îò ïðåäìåòà í ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé;
· ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ ïîäëèííàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, î ÷åì ãîâîðèò ïðîÿâëåíèå öåëåïîëàãàíèÿ è öåëåóñòðåìëåííîñòè;
· âîçíèêàåò ãîðäîñòü çà ñîáñòâåííûå äîñòèæåíèÿ
· ëè÷íîñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå ðàííåãî äåòñòâà. [3, ñ. 112]
Ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäàâàòü ñåáå âñå áîëåå ÿñíûé îò÷åò â ïîáóäèòåëüíûõ ñèëàõ è ïîñëåäñòâèÿõ ñâîèõ ïîñòóïêîâ. Ýòî ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ó äîøêîëüíèêà ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñîçíàíèå – ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî îí ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò, êàêèìè êà÷åñòâàìè îáëàäàåò, êàê îòíîñÿòñÿ ê íåìó îêðóæàþùèå è ÷åì âûçûâàåòñÿ ýòî îòíîøåíèå. Íàèáîëåå ÿâíî ñàìîñîçíàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñàìîîöåíêå, ò.å. â òîì, êàê ðåáåíîê îöåíèâàåò ñâîè äîñòèæåíèÿ è íåóäà÷è, ñâîè êà÷åñòâà è âîçìîæíîñòè.
Ïðåäïîñûëêà ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ – îòäåëåíèå ñåáÿ îò äðóãèõ ëþäåé, êîòîðîå ïðîèñõîäèò óæå â êîíöå ðàííåãî äåòñòâà. Íî, âñòóïàÿ â äîøêîëüíûé âîçðàñò, ðåáåíîê îñîçíàåò òîëüêî ñàì ôàêò, ÷òî îí ñóùåñòâóåò. Ïîêà åùå îí ïî-íàñòîÿùåìó íè÷åãî íå çíàåò î ñåáå, î ñâîèõ êà÷åñòâàõ. Ñòðåìÿñü áûòü êàê âçðîñëûé, ðåáåíîê òðåõ – ÷åòûðåõ ëåò íå ó÷èòûâàåò ñâîèõ ðåàëüíûõ âîçìîæíîñòåé. Îí ïîïðîñòó ïðèïèñûâàåò ñåáå âñå ïîëîæèòåëüíûå, îäîáðÿåìûå âçðîñëûìè êà÷åñòâà, îò÷àñòè äàæå íå çíàÿ, â ÷åì îíè çàêëþ÷àþòñÿ. Ýòî èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ñîçíàòåëüíîãî óñâîåíèÿ íîðì ïîâåäåíèÿ, ñëåäîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûì îáðàçöàì. Âìåñòå ñ òåì ðåáåíîê íà÷èíàåò íàìåðåííî ïîëüçîâàòüñÿ îòíîøåíèåì îêðóæàþùèõ ê òåì èëè äðóãèì åãî êà÷åñòâàì è ïîñòóïêàì.
Ýìîöèîíàëüíî ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ñàìîìó ñåáå, ëåæàùåå â îñíîâå ñòðóêòóðû ñàìîñîçíàíèÿ ëè÷íîñòè êàæäîãî íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, îðèåíòèðóåò åãî íà ïðèòÿçàíèÿ ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó ýòè÷åñêîìó ýòàëîíó. Èíäèâèäóàëüíàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ çàèíòåðåñîâàííîñòü â òîì, ÷òîáû áûòü äîñòîéíûì óâàæåíèÿ îêðóæàþùèõ, ïðèâîäèò ê ïîíèìàíèþ íåîáõîäèìîñòè è ïîòðåáíîñòè ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó íðàâñòâåííîìó ýòàëîíó. Êîãäà ïîòðåáíîñòü ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó ýòàëîíó ïîâåäåíèÿ ïðèîáðåòàåò ëè÷íîñòíûé ñìûñë, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ÷åðòà ëè÷íîñòè. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ó ðåáåíêà ôîðìèðóþòñÿ îñíîâû îòâåòñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê ðåçóëüòàòàì ñâîèõ äåéñòâèé è ïîñòóïêîâ. Îòâåòñòâåííîñòü ïðîáóæäàåò ÷óâñòâî ñîïðè÷àñòíîñòè îáùåìó äåëó, ÷óâñòâî äîëãà.
×åðåç îáùåíèå ñî âçðîñëûìè ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå è ðàññóäî÷íîå îòíîøåíèå ê íðàâñòâåííûì íîðìàì è èõ âûïîëíåíèþ. Âçðîñëûé ñâîèì îòíîøåíèåì ê ïîñòóïêó ðåáåíêà ñàíêöèîíèðóåò îïðåäåëåííûé òèï ïîâåäåíèÿ, îí ïîìîãàåò ðåáåíêó îñìûñëèòü ðàöèîíàëüíîñòü è íåîáõîäèìîñòü îïðåäåëåííîãî íðàâñòâåííîãî ïîñòóïêà. Èìåííî íà ôîíå ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè îò âçðîñëîãî ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå â ñôåðå ìîðàëüíîãî ïîâåäåíèÿ.
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïîñòåïåííî îñâàèâàåòñÿ ñîöèàëüíîå ïðîñòðàíñòâî, ÷åðåç ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ðåàëèçîâàòü ñâîþ ïîòðåáíîñòü â ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêå, ÷åðåç ñòðåìëåíèå ðåàëèçîâàòü ñâîè ïðèòÿçàíèÿ íà ïðèçíàíèå. Êîíêðåòíî ýòî âûðàæàåòñÿ ÷åðåç îæèäàíèå ïîëó÷èòü îäîáðåíèå è áûòü îöåíåííûì êàê “õîðîøèé”. [1. c. 85].
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
1. Àáäóðàõìàíîâ Ð.À. Èñòîðèÿ ïñèõîëîãèè / Ð.À. Àáäóðàõìàíîâ. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1980. – ò.1. – 232 ñ.
2. Áåðíñ Ð. Ðàçâèòèå ß – êîíöåïöèè è âîñïèòàíèå. / Ð. Áåðíñ – Ì.: Ïðîãðåññ – 1986. – 234 ñ.
3. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ýòþäû ïî èñòîðèè ïîâåäåíèÿ. Îáåçüÿíà, ïðèìèòèâ, ðåáåíîê. / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, À.Ð. Ëóðèÿ. – Ì.: Ïåäàãîãèêà-Ïðåññ, – 1993. – 222 ñ.
4. Ãóñüêîâà Ò.Â. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò / Ò. Ãóñüêîâà, Ì.Ã. Åëàãèíà.// Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85.
5. Ðóáèíøòåéí Ñ.Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè / Ñ. Ë. Ðóáèíøòåéí – ÑÏá: Èçäàòåëüñòâî “Ïèòåð”, 2000. – 712 ñ.
6. Óðóíòàåâà Ã.À. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ Ó÷åá./ Ã.À. Óðóíòàåâà. – Ì.: Âëàäîñ, 2003. – 368 ñ.
7. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêèõ âîçðàñòàõ. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû / Ä.Á. Ýëüêîíèí, ïîä ðåä. Ä.È. Ôåëüäøòåéíà. – Ì.: Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Âîðîíåæ: ÍÏÎ “ÌÎÄÝÊ”, 1995. – Ñ. 101-142.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник